Существование организации в условиях конкуренции зависит от эффективных управленческих решений. Информационные технологии оказывают существенное влияние на практику ведения бизнеса. Управление организацией в конкурентной среде предполагает оперативность и адекватность принятия решений.
Продуктивность деятельности предприятий становится одним из важнейших вопросов в сложившейся экономической ситуации. Современным предприятиям и организациям приходится выживать в условиях активной конкуренции. От эффективности управления зависит конкурентоспособность предприятия. В связи с этим возрастает роль менеджеров, успешность существования и развития современных предприятий и организаций зависит от успешного управления в условиях информатизации деятельности. Задачи информационного общества и информационной экономики требуют от менеджеров высокой интеллектуальной мобильности, умений оперативно ориентироваться в динамически трансформирующейся профессиональной среде и принимать адекватные решения в быстро меняющейся ситуации.
Целью данной статьи является обоснование необходимости развития креативности в сфере информационных технологий как значимого условия эффективности в профессиональной деятельности.
В настоящее время информация стала стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное преимущество. В функционировании современного предприятия информационные технологии играют все большую роль при достижении оперативных, тактических и стратегических целей организации, кроме этого, для управления деятельностью предприятия используются разнообразные информационные системы. Таким образом, влияние информационных технологий на управление современным бизнесом несомненно.
Это подтверждается и высказываниями экономистов: «Активное внедрение и использование прогрессивных информационных технологий способствует ускорению процесса развития компаний, их трансформации в глобальных рыночных игроков, повышению конкурентной среды, перестройке и модернизации структуры национальных экономик, процессу формирования мирового рынка капитала, развитию электронной коммерции, созданию цепочек снабжения, которые охватывают весь мир, созданию и активному продвижению товарных брендов, а также многократному росту объемов международной торговли и инвестиций... Использование технологий в хозяйственной деятельности позволяет предприятию повышать конкурентоспособность посредством роста производительности, которая достигается в использовании трудовых ресурсов и капитала» [1].
Профессор менеджмента Г. Минцберг, являющийся автором первой ролевой модели, описывающей профессиональную деятельность менеджера, выделяет такие управленческие роли менеджера, как руководящая, информационная и межличностная. Информационная роль менеджера характеризуется тем, что менеджер осуществляет сбор информации из различных источников, выполняет аналитическую обработку информации, распространяет ее и принимает управленческие решения, т.е. менеджер одновременно является приемником, представителем, владельцем, а также распространителем информации [3].
Профессиональная деятельность менеджера связана с принятием управленческих решений. Он работает с имеющейся информацией, привлекает свой прежний опыт, комбинирует его в новые структуры, которые в их новых конфигурациях помогают решить проблему. Каждая ситуация, связанная с принятием решения, требует от менеджера творческого подхода, необходимо, чтобы выпускники-менеджеры могли свободно ориентироваться в информационных технологиях и результативно использовать их в профессиональной деятельности.
Менеджеру приходится принимать решения в условиях большой неопределенности: инфляция, динамика валютного курса, изменения налоговых и правовых условий работы, конкурентная среда и др. От современного менеджера работодатели ожидают умения видеть проблему и использовать новейшие методы и технические средства ее решения.
В условиях современного предприятия информационные технологии используются при реализации различных управленческих процессов. Широко распространены пакеты прикладных программ для автоматизации офисной деятельности. Внедряются различные информационные системы: планирования ресурсов и заказов, управления продажами, закупками, взаимоотношениями с клиентами и др. Все большее применение получают корпоративные информационные системы, веб-технологии, облачные вычисления.
Российский рынок информационных технологий относится к числу наиболее быстро развивающихся в мире [4]. В России формируется рынок делового программного обеспечения, являющегося инструментом повышения конкурентоспособности. Меняется стиль и инструментарий работы менеджеров. Существует много разнообразных систем автоматизации ведения бизнеса: планирование материальных потребностей - Material Requirement Planning (MRP), планирование ресурсов предприятия - Enterprise Resource Planning (ERP), технология управления взаимоотношениями с клиентами - Customer relations management (CRM) и другие. Такие системы позволяют выполнять разнообразные функции: финансовое планирование и анализ, внедрение управленческого учета, контроль товара на складах и на этапе реализации, управление персоналом и его контроль, обеспечение взаимодействия с клиентами и т.п.
Таким образом, для управления современным предприятием в условиях рыночных отношений менеджеру необходимо владеть не только профессиональными компетенциями, но и современным инструментарием, позволяющим применить эти компетенции.
Обычно бакалавры-менеджеры начинают свою карьеру с позиций среднего уровня. Однако профессия менеджера предполагает наличие потенциала для карьерного роста и совершенствования, и особенно этот потенциал увеличивается, если кроме специальных знаний и навыков, полученных при обучении, выпускник свободно владеет информационными технологиями.
При реализации информационной составляющей в профессиональной деятельности бакалавры-менеджеры используют разнообразные информационные технологии, состав которых определяется тем, какое именно программное обеспечение используется в организации. Зачастую набор программных средств в реальной организации отличается от того, которое использовалось в учебном процессе. Выпускники оказываются не готовыми к тому, чтобы адекватно использовать «незнакомое» им программное обеспечение. Такая ситуация неоднократно отмечается работодателями. Так, например, генеральный директор московского агентства недвижимости Penny Lane Realty, являющегося действительным членом Российской ассоциации менеджеров, отмечает, что именно поэтому менеджеры среднего звена «...не могут донести до руководства важность принятия тех или иных решений в сфере "информационной подкованности" фирмы» [2].
Кроме того, для менеджеров в условиях рыночной конкуренции характерна профессиональная мобильность - им достаточно часто приходится менять место работы (по данным различных исследований, мобильность составляет от 1,5 до 4 лет). А при переходе в другую организацию менеджер сталкивается с тем, что информационная инфраструктура может быть иной.
Трудно предугадать заранее, с каким уровнем автоматизации предприятия столкнется выпускник-менеджер на практике. Необходимо в процессе обучения подготовить его к креативному использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, ведь креативный менеджер понимает, что любая технология, новый продукт или вид услуги очень быстро отстают от жизни. Эффективность деятельности менеджера зависит не только от специальных профессиональных знаний, но и от того, насколько эффективно и гибко он применяет информационные технологии в своей непосредственной деятельности, т.е. бакалавры-менеджеры должны понимать основные концепции и возможности применения информационных технологий и быть способными принимать решения относительно их использования.
Конкурентный мир бизнеса требует все больше новых, оригинальных идей и решений. Профессиональная работа менеджера предполагает нестандартные действия, а, следовательно, носит творческий характер. Зачастую управление исключает стандартные, стереотипные действия, и в современном мире порой именно креативность определяет успешность деятельности, помогает находить оригинальные решения в сложных ситуациях, выступает мощным фактором развития личности и организации. Важнейшим условием эффективности профессиональной деятельности менеджера в условиях информатизации является наличие у него креативности в сфере информационных технологий, что подразумевает наличие информационных компетенций и личностных качеств, позволяющих свободно использовать информационные технологии в процессе принятия управленческих решений.
О потребности в менеджерах, способных к проявлению креативности в условиях информатизации, заявляют и работодатели. Причины, по которым креативность выдвигается в число важнейших требований к выпускнику-менеджеру, заключаются в необходимости для современного специалиста оперативно обрабатывать и анализировать обширные объемы информации, в модификации информационно-коммуникационных технологий, а также в неустойчивости экономических отношений современного постиндустриального общества. Но в это же время работодатели высказывают неудовлетворенность уровнем подготовки выпускников в сфере использования современных информационных технологий - отсутствие креативного подхода к процессу обработки информации приводит к тому, что на принятие управленческого решения затрачивается значительное время, что сказывается на экономике предприятия.
Вышесказанное определяет необходимость усиления информационной подготовки менеджеров при обучении в вузах. Специфика информационной деятельности менеджеров отображена в новом Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Менеджмент» (квалификация (степень) бакалавр), где наиболее заметными изменениями в части обновления содержания профессионального образования является ориентация на требования работодателей. Для менеджеров, по сравнению с другими направлениями подготовки в сфере экономики и управления, отличительными особенностями обучения информатике являются компетенции, позволяющие свободно владеть методами и программными средствами обработки деловой информации с целью поддержки принятия управленческих решений, а также эффективного использования корпоративных информационных систем [5].
Для уточнения требований работодателей в сфере информационной подготовки было проведено исследование на основе открытых источников и выполнен непосредственный опрос. Результаты исследования позволяют выделить основные виды информационной деятельности менеджеров, по мнению работодателей:
- оценка внешней и внутренней среды;
- проведение маркетинговых исследований;
- анализа движения денежных потоков;
- создание бизнес-планов;
- обеспечение качества производства;
- преобразование структуры предприятия;
- моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов;
- руководство работой команд, участники которых находятся в удаленном доступе;
- использование веб-технологий.
Особое внимание, по мнению работодателей, менеджер должен уделять построению на предприятии информационных систем.
В процессе обучения формирование содержания дисциплин информационного цикла должно осуществляться с учетом информационной особенности деятельности менеджеров, что ведет к расширению традиционного содержания информатических дисциплин.
Вышесказанное свидетельствует о значимости информационных технологий в деятельности менеджера и о значимости обучения будущих бакалавров-менеджеров информатике.
Таким образом, с одной стороны, существует социальный заказ общества на подготовку менеджеров, способных творчески решать поставленные задачи, с другой стороны, уровень информационной подготовки выпускников-менеджеров не соответствует социальному заказу, в частности наблюдается отсутствие креативности при использовании информационных технологий. В связи с этим необходимо в процессе профессионального образования (и в частности при обучении информатике) развивать у будущих бакалавров-менеджеров креативность в сфере информационных технологий, что позволит им быть конкурентоспособными на рынке труда и успешно осуществлять принятие адекватных управленческих решений.
Рецензенты
Мамонтов С.А., д.э.н., проректор по информационным технологиям АНО ВПО «Омский экономический институт», г. Омск.
Семенова З.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет Минобрнауки России», г. Омск.
Библиографическая ссылка
Анацкая А.Г. КРЕАТИВНОСТЬ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ БАКАЛАВРОВ-МЕНЕДЖЕРОВ КАК ЗНАЧИМОЕ УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7247 (дата обращения: 07.12.2024).