По мнению специалистов комитета по образованию Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, на сегодняшний день наблюдается дефицит кадров с ИТ-образованием, и данная тенденция прослеживается на ближайшие годы. Согласно результатам исследования «ИТ-кадры 2010», сегодня в стране насчитывается порядка миллиона ИТ-специалистов, что составляет менее 1,5% от трудоспособного населения страны, что в разы меньше, чем в развитых странах. При этом вузами и ссузами выпускается специалистов ИТ-профиля существенно меньше, чем ежегодно потребляют ИТ-компании и ИТ-отделы предприятий других отраслей. При реализации модернизационного сценария развития России численность требующихся специалистов в ближайшие годы в несколько раз превысит численность выпуска учебных заведений, и её неудовлетворенность станет главным сдерживающим фактором развития страны [1].
В число решений Десятой открытой всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» вошли: «Обратить внимание на качество подготовки ИТ-специалистов с учетом перспективных потребностей отрасли и экономики страны в целом, в том числе на фундаментальные и прикладные аспекты профессионального образования» и «Признать несоответствующей современным потребностям систему подготовки и переподготовки профессиональных кадров области ИТ-образования» [4].
Таким образом, на сегодняшний день важными задачами российской системы профессионального образования являются повышение выпуска ИТ-специалистов и повышение уровня подготовки студентов ИТ-профиля в вузах [5].
С целью выявления наиболее востребованных направлений подготовки в области информационных технологий на базе Владивостокского государственного университета было проведено исследование представлений субъектов образования и лиц, заинтересованных в повышении качества подготовки выпускников в области информационных технологий.
В рамках проводимого исследования решались следующие задачи:
1) выявление профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности в сфере информационных технологий;
2) определение информационных технологий и программных продуктов, которыми должен владеть выпускник ИТ-специальности для решения задач профессиональной деятельности;
3) формирование представлений о наиболее продуктивных формах обучения и организационно-правовых формах образовательных структур.
В исследовании приняли участие студенты и выпускники специальностей «Прикладная информатика», «Информационные системы и технологии» и «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» (18 выпускников 2007-2011 гг. выпуска и 54 студента старших курсов) а также представители компаний, работающих на рынке информационных технологий (ООО «Владмама», NeatLab, ИАПУ ДВО РАН, ООО «Русавласта», ООО «Ронда» и др.). Для проведения исследования был составлен опросник на основе подхода к диагностике компетенций, предложенного доктором педагогических наук В.С. Чернявской [6].
Для решения задачи выявления профессиональных компетенций участникам исследования предлагалось ответить на вопрос: «Какие профессиональные компетенции, по Вашему мнению, необходимо развивать для успешного осуществления профессиональной деятельности в сфере информационных технологий и прикладной информатики?».
Для анализа ответов был применен контент-анализ. На основании смысловых единиц, связанных с характером компетенций, на базе стандартов были выделены семь групп компетенций исходя из видов профессиональной деятельности: 1) проектные компетенции; 2) компетенции, относящиеся к производственно-технологической деятельности; 3) организационно-управленческие; 4) аналитические; 5) научно-исследовательские; 6) компетенции, относящиеся к монтажно-наладочной деятельности; 7) компетенции, относящиеся к сервисно-эксплуатационной деятельности. Результаты опроса приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты опроса работодателей, выпускников и студентов о компетенциях, необходимых ИТ-специалисту
Группа компетенций |
Компетенции |
||
Представители организаций |
Выпускники |
Студенты |
|
Проектные |
Навыки подготовки и оформления документации. Анализ требований к информационной системе |
Навыки подготовки и оформления проектной документации. Высокий уровень культуры разработки программного обеспечения. Способность спроектировать оптимальный вариант ИС в соответствии с требованиями бизнес-задачи |
Навык подготовки и оформления проектной документации. Умение анализировать и моделировать бизнес-процессы. Умение определять и описывать экономическую эффективность проекта. Умение применять стандарты и нормативные документы при разработке и проектировании ИС |
Относящиеся к производ-ственно-технологи-ческой деятельности |
Навыки алгоритмизации, программирова-ния, построения сложных программ. Навыки кодирования. Навыки тестирования. Знание основ баз данных, интернет-технологий, и построения сетей |
Навыки алгоритмизации, программирования, построения сложных программ. Умение работать с серверными операционными системами. Умение работать с базами данных. Знание основ web-дизайна
|
Навыки алгоритмизации, программирования, построения сложных программ. Навыки объектно-ориентированного программирования. Способность применять в профессиональной деятельности современные информационные и сетевые технологии. Умение проектировать и создавать сайты. Знание основ web-дизайна |
Организаци-онно-управленче-ские |
Умение работать в команде. Умение работать с заказчиком. |
Навыки коммуникации с клиентами, пользователями, заказчиками. Умение работать в команде
|
Навыки коммуникации с клиентами, пользователями, заказчиками. Умение работать в команде, группе. Умение интересно подать информацию |
Аналитиче-ские |
Навыки описания результатов
|
Умение анализировать производительность программного и технического обеспечения. Способность логически правильно мыслить в незнакомых ситуациях. Способность диагностировать область задач автоматизации и бизнес-процессы объекта автоматизации |
Умение выявлять слабые места в различных структурах предприятий с целью внедрения различных программных средств. Умение мыслить логично и последовательно при решении задач проектирования и кодирования программных средств. Способность быстро анализировать проблемную ситуацию и находить правильное и нестандартное решение |
Научно-исследовательские |
Умение самостоятельно и быстро учиться. Знание английского языка на уровне профессиональной терминологии. Способность быстро разбираться в новой программе. |
Умение самостоятельно и быстро учиться. Знание английского языка на уровне профессиональной терминологии. Умение изучать новые предметные области и продукты. |
Умение самостоятельно учиться. Знание английского языка на уровне профессиональной терминологии. Способность быстро разбираться в новой программе. |
Относящиеся к монтажно-наладочной деятельности |
Знание и понимание работы ЭВМ |
Умение работать с сетевыми технологиями |
Умение технически эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии. Навыки внедрения, настройки и адаптации ИС. Способность адаптировать и локализовать ПО |
Относящиеся к сервисно-эксплуата-ционной деятельности |
Навыки сопровождения программного обеспечения Навыки обеспечения информационной безопасности
|
Знание систем мониторинга Работа с системами контроля версий Способность осуществлять сопровождение ИС на всех этапах ее жизненного цикла |
Умение тестировать и сопровождать ПО. Умение обеспечить безопасность систем на корпоративном уровне. Знание технологий обеспечения безопасности. Умение администрировать ИС |
Для решения задачи определения информационных технологий, которыми должен владеть выпускник ИТ-специальности, участникам исследования предлагалось ответить на вопрос: «Какими информационными технологиями должен владеть выпускник ИТ-специальности для успешного осуществления профессиональной деятельности?».
Участниками опроса были названы четырнадцать видов информационных технологий. В таблице 2 приведены наиболее часто встречающиеся.
Таблица 2 - Результаты анализа опроса работодателей, выпускников и студентов об информационных технологиях, которыми должен владеть выпускник ИТ-специальности
Информационные технологии |
Количество ответов (%) |
||
Работодатели |
Выпускники |
Студенты |
|
Web-технологии |
75 |
50 |
87 |
Технологии 1С |
25 |
78 |
70 |
Технологии Oracle |
25 |
56 |
48 |
Технологии Microsoft |
75 |
44 |
44 |
Сетевые технологии Cisco |
|
33 |
39 |
Технологии хранения данных и высокопроизводительных вычислений Inspur |
|
28 |
35 |
Технологии имитационного моделирования |
|
11 |
20 |
Технологии обработки изображений, дизайна и моделирования 3D-объектов |
|
11 |
11 |
Технологии SAP |
|
11 |
2 |
Из приведенных в таблице 2 данных видно, что, по мнению работодателей, выпускников и студентов, выпускник ИТ-специальности должен владеть web‑технологиями, технологиями 1С, Oracle и Microsoft. Также, по мнению выпускников и студентов, специалист в области информационных технологий должен владеть сетевыми технологиями Cisco, технологиями Inspur, имитационного моделирования, обработки изображении, дизайна и технологиями моделирования 3D-объектов и технологиями SAP.
Для решения задачи выявления наиболее востребованных на рынке программных продуктов, которыми должен владеть выпускник ИТ-специальности, участникам исследования предлагалось ответить на вопрос: «Назовите программные продукты, навыки работы с которыми, по Вашему мнению, способствуют успешному развитию профессиональной компетентности ИТ-специалиста».
Участники опроса назвали около шестидесяти программных продуктов. В таблице 3 приведены наиболее часто встречающиеся.
Таблица 3 - Результаты анализа опроса работодателей, выпускников и студентов о программных продуктах, которыми должен владеть выпускник ИТ-специальности
Программный продукт |
Количество ответов |
||
Работодатели |
Выпускники |
Студенты |
|
(n=10) |
(n=18) |
(n=54) |
|
С++ |
25% |
6% |
22% |
Matlab |
25% |
6% |
|
AnyLogis, GPSS |
|
|
7% |
Сиcтемы CVS (Subversion, git, mercury, etc) |
25% |
|
|
Сиcтемы SCM&Project Managment |
25% |
|
|
ОС Linux |
50% |
11% |
7% |
ОС Windows |
25% |
6% |
2% |
Android |
|
6% |
|
PhotoShop |
25% |
|
11% |
Embarcadero RAD Studio: Delphi, Delphi Prism |
25% |
12% |
11% |
Visual Studio |
|
28% |
6% |
SQL |
|
44% |
6% |
Unix-системы |
|
17% |
|
Java, PHP |
25% |
11% |
15% |
SVN |
|
6% |
|
Active Revl, Active Python |
|
6% |
|
BPwin |
|
17% |
|
Среды разработки на базе open-source систем (netbeans, eclipse, cloud9 ...) |
|
12% |
4% |
Скриптовые языки (bat, shell, bash, vbs ...) |
|
6% |
|
Системы контроля версий (Monotone, Codeville) |
|
6% |
|
Системы распределённого доступа к документации (Redmine, Trac ...) |
|
6% |
|
Облачные приложения |
|
6% |
2% |
Project Expert |
|
17% |
2% |
Visio |
|
6% |
7% |
SAP ERP |
|
6% |
2% |
Microsoft SQL Server |
|
6% |
|
ErWin, |
|
11% |
7% |
RationalRose |
|
6% |
4% |
CMS |
|
|
6% |
Бизнес-студио |
|
|
7% |
AutoCAD, Autodesk 3ds Max |
|
|
6% |
1С |
25% |
61% |
61% |
Oracle |
|
28% |
20% |
MS Word |
50% |
33% |
4% |
MS Excel |
50% |
33% |
6% |
Ms Access |
50% |
28% |
9% |
Серверные ОС |
|
6% |
6% |
Из приведенных в таблице 3 данных видно, что, по мнению работодателей, выпускников и студентов выпускник ИТ-специальности наиболее востребованными программными продуктами являются: 1) офисные приложения Microsoft; 2) операционные системы Windows и Linux; 3) интегрированные среды разработки, языки программирования; 4) Система 1С: Предприятие; 5) СУБД; 6) Инструменты проектирования информационных систем; 7) инструменты для моделирования и научных расчетов.
Рабочей группой, проводившей исследование, было осознано, что имея в виду быструю эволюцию и постоянное развитие технологий, традиционные университетские структуры слишком инерционны для реализации программ подготовки по указанным направлениям. Гармоничное внедрение в классический учебный процесс новой учебной дисциплины (согласование учебных планов, обучение преподавателей, разработка учебно-методической документации) требует сроков порядка 2-3 лет и нередко встречает сопротивление со стороны учебно-методических отделов учебных заведений. Перспективы решения этой проблемы видятся либо в непосредственном участии в процессе внедрения топ-менеджмента вуза, либо в создании на базе университета особой структуры дополнительного образования - Центра компетенций.
Цель создания Центра компетенций - создать в университете условия для подготовки квалифицированных и востребованных специалистов в области современных информационных технологий. Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, учитывая потребности регионального рынка труда, на начальном этапе развития Центра компетенции были выбраны следующие направления ИТ:
- web-технологии;
- технологии 1С;
- технологии Oracle;
- технологии имитационного моделирования;
- технологии проектирования ИС;
- технологии Microsoft.
Проект создания Центра компетенций был поддержан Программой стратегического развития университета, что позволило обеспечить его кадровую базу путем массового повышения квалификации преподавателей [2].
Рецензенты
Мазелис Лев Соломонович, доктор экономических наук, директор Института информатики, инноваций и бизнес-систем Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Минобразования РФ, г. Владивосток.
Кривошеев Владимир Петрович, доктор технических наук, профессор кафедры Информационных систем и прикладной информатики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Минобразования РФ, г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Слугина Н.Л., Гриняк В.М. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7246 (дата обращения: 21.11.2024).