Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КОМПЕТЕНЦИЙ

Слугина Н.Л. 1 Гриняк В.М. 1
1 ГОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», Владивосток
В настоящее время рынок труда специалистов в сфере информационных технологий характеризуется серьёзным кадровым дефицитом. В этих условиях деятельность высших учебных заведений по подготовке специалистов, обладающих необходимой квалификацией, становится важнейшей задачей, обеспечивающей устойчивое развитие экономики. В статье представлен анализ результатов опроса работодателей и выпускников, который был проведён с целью выявления перспективных направлений подготовки специалистов в области информационных технологий и наиболее продуктивных организационно-правовых форм такой подготовки. Сделаны выводы о самых востребованных информационных технологиях и соответствующих программных продуктах. Дается обоснование и рекомендация по созданию в вузах особых учебных центров – центров компетенций, занимающихся организацией обучения и повышения квалификации преподавателей, разработкой и внедрением в учебный процесс учебных курсов, направленных на повышение уровня подготовки кадров в области современных информационных технологий.
подготовка ИТ-специалистов
центр компетенций
образование
рынок труда
программный продукт
информационные технологии
1. Аналитическое исследование «ИТ-кадры 2010. Численность занятых в российской экономике в 2009 г. и прогноз потребности на 2010-2015» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.apkit.ru/committees/education/projects/itcadry2010.php (дата обращения: 13.06.12).
2. ВГУЭС и Oracle теперь партнеры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vvsu.ru/latest/article/10317856/vgues_i_oracle_teper/ (дата обращения: 29.09.12).
3. Распоряжение Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 1944-р. Перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 1944-р).
4. Решения X Всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» 16.05.2012 – 18.05.2012, Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://2012.ит-образование.рф/conference_resolution.php (дата обращения 29.09.12).
5. Слугина Н.Л. Элементы гуманитарных технологий ситуационного центра для выявления компетенций, необходимых бакалавру прикладной информатики // Современные проблемы науки и образования, 2012. – № 4. – С. 252-252.
6. Чернявская В.С. Психологические факторы развития профессионализма дизайнера // Социокультурные проблемы современного человека : материалы IV Международной научно-практической конференции. – Новосибирск : изд-во Новосибирского государственного педагогического университета, 2010. – С. 125-128.
Настоящее время характеризуется взрывным ростом информационных технологий как области знаний и как отрасли народного хозяйства. Поэтому в условиях модернизации и технологического развития российской экономики одним из приоритетных направлений подготовки в образовательных учреждениях высшего профессионального образования является подготовка кадров в области информационных технологий [3].

По мнению специалистов комитета по образованию Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, на сегодняшний день наблюдается дефицит кадров с ИТ-образованием, и данная тенденция прослеживается на ближайшие годы. Согласно результатам исследования «ИТ-кадры 2010», сегодня в стране насчитывается порядка миллиона ИТ-специалистов, что составляет менее 1,5% от трудоспособного населения страны, что в разы меньше, чем в развитых странах. При этом вузами и ссузами выпускается специалистов ИТ-профиля существенно меньше, чем ежегодно потребляют ИТ-компании и ИТ-отделы предприятий других отраслей. При реализации модернизационного сценария развития России численность требующихся специалистов в ближайшие годы в несколько раз превысит численность выпуска учебных заведений, и её неудовлетворенность станет главным сдерживающим фактором развития страны [1].

В число решений Десятой открытой всероссийской конференции «Преподавание информационных технологий в Российской Федерации» вошли: «Обратить внимание на качество подготовки ИТ-специалистов с учетом перспективных потребностей отрасли и экономики страны в целом, в том числе на фундаментальные и прикладные аспекты профессионального образования» и «Признать несоответствующей современным потребностям систему подготовки и переподготовки профессиональных кадров области ИТ-образования» [4].

Таким образом, на сегодняшний день важными задачами российской системы профессионального образования являются повышение выпуска ИТ-специалистов и повышение уровня подготовки студентов ИТ-профиля в вузах [5].

С целью выявления наиболее востребованных направлений подготовки в области информационных технологий на базе Владивостокского государственного университета было проведено исследование представлений субъектов образования и лиц, заинтересованных в повышении качества подготовки выпускников в области информационных технологий.

В рамках проводимого исследования решались следующие задачи:

1) выявление профессиональных компетенций, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности в сфере информационных технологий;

2) определение информационных технологий и программных продуктов, которыми должен владеть выпускник ИТ-специальности для решения задач профессиональной деятельности;

3) формирование представлений о наиболее продуктивных формах обучения и организационно-правовых формах образовательных структур.

В исследовании приняли участие студенты и выпускники специальностей «Прикладная информатика», «Информационные системы и технологии» и «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» (18 выпускников 2007-2011 гг. выпуска и 54 студента старших курсов) а также представители компаний, работающих на рынке информационных технологий (ООО «Владмама», NeatLab, ИАПУ ДВО РАН, ООО «Русавласта», ООО «Ронда» и др.). Для проведения исследования был составлен опросник на основе подхода к диагностике компетенций, предложенного доктором педагогических наук В.С. Чернявской [6].

Для решения задачи выявления профессиональных компетенций участникам исследования предлагалось ответить на вопрос: «Какие профессиональные компетенции, по Вашему мнению, необходимо развивать для успешного осуществления профессиональной деятельности в сфере информационных технологий и прикладной информатики?».

Для анализа ответов был применен контент-анализ. На основании смысловых единиц, связанных с характером компетенций, на базе стандартов были выделены семь групп компетенций исходя из видов профессиональной деятельности: 1) проектные компетенции; 2) компетенции, относящиеся к производственно-технологической деятельности; 3) организационно-управленческие; 4) аналитические; 5) научно-исследовательские; 6) компетенции, относящиеся к монтажно-наладочной деятельности; 7) компетенции, относящиеся к сервисно-эксплуатационной деятельности. Результаты опроса приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты опроса работодателей, выпускников и студентов о компетенциях, необходимых ИТ-специалисту

Группа компетенций

Компетенции

Представители организаций

Выпускники

Студенты

Проектные

Навыки подготовки и оформления документации.

Анализ требований к информационной системе

Навыки подготовки и оформления проектной документации.

Высокий уровень культуры разработки программного обеспечения.

Способность спроектировать оптимальный вариант ИС в соответствии с требованиями бизнес-задачи

Навык подготовки и оформления проектной документации.

Умение анализировать и моделировать бизнес-процессы.

Умение определять и описывать экономическую эффективность проекта.

Умение применять стандарты и нормативные документы при разработке и проектировании ИС

Относящиеся к производ-ственно-технологи-ческой деятельности

Навыки алгоритмизации, программирова-ния, построения сложных программ.

Навыки кодирования.

Навыки тестирования.

Знание основ баз данных, интернет-технологий, и построения сетей

Навыки алгоритмизации, программирования, построения сложных программ.

Умение работать с серверными операционными системами.

Умение работать с базами данных.

Знание основ web-дизайна

 

Навыки алгоритмизации, программирования, построения сложных программ.

Навыки объектно-ориентированного программирования.

Способность применять в профессиональной деятельности современные информационные и сетевые технологии.

Умение проектировать и создавать сайты. Знание основ web-дизайна

Организаци-онно-управленче-ские

Умение работать в команде.

Умение работать с заказчиком.

Навыки коммуникации с клиентами, пользователями, заказчиками.

Умение работать в команде

 

Навыки коммуникации с клиентами, пользователями, заказчиками.

Умение работать в команде, группе.

Умение интересно подать информацию

Аналитиче-ские

Навыки описания результатов

 

 

Умение анализировать производительность программного и технического обеспечения.

Способность логически правильно мыслить в незнакомых ситуациях.

Способность диагностировать область задач автоматизации и бизнес-процессы объекта автоматизации

Умение выявлять слабые места в различных структурах предприятий с целью внедрения различных программных средств.

Умение мыслить логично и последовательно при решении задач проектирования и кодирования программных средств.

Способность быстро анализировать проблемную ситуацию и находить правильное и нестандартное решение

Научно-исследовательские

Умение самостоятельно и быстро учиться.

Знание английского языка на уровне профессиональной терминологии.

Способность быстро разбираться в новой программе.

Умение самостоятельно и быстро учиться.

Знание английского языка на уровне профессиональной терминологии.

Умение изучать новые предметные области и продукты.

Умение самостоятельно учиться.

Знание английского языка на уровне профессиональной терминологии.

Способность быстро разбираться в новой программе.

Относящиеся к монтажно-наладочной деятельности

Знание и понимание работы ЭВМ

Умение работать с сетевыми технологиями

Умение технически эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии.

Навыки внедрения, настройки и адаптации ИС.

Способность адаптировать и локализовать ПО

Относящиеся к сервисно-эксплуата-ционной деятельности

Навыки сопровождения программного обеспечения

Навыки обеспечения информационной безопасности

 

Знание систем мониторинга

Работа с системами контроля версий

Способность осуществлять сопровождение ИС на всех этапах ее жизненного цикла

Умение тестировать и сопровождать ПО.

Умение обеспечить безопасность систем на корпоративном уровне.

Знание технологий обеспечения безопасности.

Умение администрировать ИС

Для решения задачи определения информационных технологий, которыми должен владеть выпускник ИТ-специальности, участникам исследования предлагалось ответить на вопрос: «Какими информационными технологиями должен владеть выпускник ИТ-специальности для успешного осуществления профессиональной деятельности?».

Участниками опроса были названы четырнадцать видов информационных технологий. В таблице 2 приведены наиболее часто встречающиеся.

Таблица 2 - Результаты анализа опроса работодателей, выпускников и студентов об информационных технологиях, которыми должен владеть выпускник ИТ-специальности

Информационные технологии

Количество ответов (%)

Работодатели

Выпускники

Студенты

Web-технологии

75

50

87

Технологии 1С

25

78

70

Технологии Oracle

25

56

48

Технологии Microsoft

75

44

44

Сетевые технологии Cisco

 

33

39

Технологии хранения данных и высокопроизводительных вычислений Inspur

 

28

35

Технологии имитационного моделирования

 

11

20

Технологии обработки изображений, дизайна и моделирования 3D-объектов

 

11

11

Технологии SAP

 

11

2

Из приведенных в таблице 2 данных видно, что, по мнению работодателей, выпускников и студентов, выпускник ИТ-специальности должен владеть web‑технологиями, технологиями 1С, Oracle и Microsoft. Также, по мнению выпускников и студентов, специалист в области информационных технологий должен владеть сетевыми технологиями Cisco, технологиями Inspur, имитационного моделирования, обработки изображении, дизайна и технологиями моделирования 3D-объектов и технологиями SAP.

Для решения задачи выявления наиболее востребованных на рынке программных продуктов, которыми должен владеть выпускник ИТ-специальности, участникам исследования предлагалось ответить на вопрос: «Назовите программные продукты, навыки работы с которыми, по Вашему мнению, способствуют успешному развитию профессиональной компетентности ИТ-специалиста».

Участники опроса назвали около шестидесяти программных продуктов. В таблице 3 приведены наиболее часто встречающиеся.

 Таблица 3 - Результаты анализа опроса работодателей, выпускников и студентов о программных продуктах, которыми должен владеть выпускник ИТ-специальности

Программный продукт

Количество ответов

Работодатели

Выпускники

Студенты

(n=10)

(n=18)

(n=54)

С++

25%

6%

22%

Matlab

25%

6%

 

AnyLogis, GPSS

 

 

7%

Сиcтемы CVS (Subversion, git, mercury, etc)

25%

 

 

Сиcтемы SCM&Project Managment

25%

 

 

ОС Linux

50%

11%

7%

ОС Windows

25%

6%

2%

Android

 

6%

 

PhotoShop

25%

 

11%

Embarcadero RAD Studio: Delphi, Delphi Prism

25% 

12%

11%

Visual Studio

 

28%

6%

SQL

 

44%

6%

Unix-системы

 

17%

 

Java, PHP

25%

11%

15%

SVN

 

6%

 

Active Revl, Active Python

 

6%

 

BPwin

 

17%

 

Среды разработки на базе open-source систем (netbeans, eclipse, cloud9 ...)

 

12%

4% 

Скриптовые языки (bat, shell, bash, vbs ...)

 

6%

 

Системы контроля версий (Monotone, Codeville)

 

6%

 

Системы распределённого доступа к документации (Redmine, Trac ...)

 

6%

 

Облачные приложения

 

6%

2%

Project Expert

 

17%

2%

Visio

 

6%

7%

SAP ERP

 

6%

2%

Microsoft SQL Server

 

6%

 

ErWin,

 

11%

7%

RationalRose

 

6%

4%

CMS

 

 

6%

Бизнес-студио

 

 

7%

AutoCAD, Autodesk 3ds Max

 

 

6%

25%

61%

61%

Oracle

 

28%

20%

MS Word

50%

33%

4%

MS Excel

50%

33%

6%

Ms Access

50%

28%

9%

Серверные ОС

 

 6%

6%

Из приведенных в таблице 3 данных видно, что, по мнению работодателей, выпускников и студентов выпускник ИТ-специальности наиболее востребованными программными продуктами являются: 1) офисные приложения Microsoft; 2) операционные системы Windows и Linux; 3) интегрированные среды разработки, языки программирования; 4) Система 1С: Предприятие; 5) СУБД; 6) Инструменты проектирования информационных систем; 7) инструменты для моделирования и научных расчетов.

Рабочей группой, проводившей исследование, было осознано, что имея в виду быструю эволюцию и постоянное развитие технологий, традиционные университетские структуры слишком инерционны для реализации программ подготовки по указанным направлениям. Гармоничное внедрение в классический учебный процесс новой учебной дисциплины (согласование учебных планов, обучение преподавателей, разработка учебно-методической документации) требует сроков порядка 2-3 лет и нередко встречает сопротивление со стороны учебно-методических отделов учебных заведений. Перспективы решения этой проблемы видятся либо в непосредственном участии в процессе внедрения топ-менеджмента вуза, либо в создании на базе университета особой структуры дополнительного образования - Центра компетенций.

Цель создания Центра компетенций - создать в университете условия для подготовки квалифицированных и востребованных специалистов в области современных информационных технологий. Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, учитывая потребности регионального рынка труда, на начальном этапе развития Центра компетенции были выбраны следующие направления ИТ:

  1. web-технологии;
  2. технологии 1С;
  3. технологии Oracle;
  4. технологии имитационного моделирования;
  5. технологии проектирования ИС;
  6. технологии Microsoft.

Проект создания Центра компетенций был поддержан Программой стратегического развития университета, что позволило обеспечить его кадровую базу путем массового повышения квалификации преподавателей [2].

Рецензенты

Мазелис Лев Соломонович, доктор экономических наук, директор Института информатики, инноваций и бизнес-систем Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Минобразования РФ, г. Владивосток.

Кривошеев Владимир Петрович, доктор технических наук, профессор кафедры Информационных систем и прикладной информатики Владивостокского государственного университета экономики и сервиса Минобразования РФ, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Слугина Н.Л., Гриняк В.М. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ В ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА БАЗЕ ЦЕНТРА КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7246 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674