Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Сейсенбаева Ж.А. 1
1 РГП на ПВХ «Казахский национальный педагогический университет имени Абая», Республика Казахстан
В Казахстане проводится исследование направлений, которых мы придерживаемся на стадии исследования. Такие исследования также проводятся и в США, Японии, России и странах Балтии и т. д. Однако мы не можем опираться на их исследования, так как сделанные первые исследования показывают, что формирование интеллектуальной нации может рассматриваться только односторонне и самобытно. Говоря об общем формировании интеллектуальной нации, делается акцент на понятиях «система образования», «наука», «инновация», «экономический прирост и разнообразие», если бы мы обратили внимание только на формирование интеллектуальной элиты, то этого было бы достаточно. Представители продвинутых идей, хоть и влияют на тенденцию развития нации, решение задачи, поставленной Президентом, представляется наиболее обширным. Выявление основных задач, меры по решению экономических и социальных задач граждан республики Казахстан, приведение в соответствие и координация программ позволяют раскрыть личность и талант.
воспитание
интеллектуальная нация
интеллектуальный потенциал
высшая школа
интеллект
1. Аганина К. Ж., Көнеева Қ., Солтан Б. «Адами құндылықтар негізінде бәсекеге қабілетті тұлға тәрбиелеу». Материалы международной научно-практической конференции «Модернизация национальной системы образования и её роль в формировании нового качества человеческих ресурсов», г.Уральск, 18-19 мая 2009 г., С. 102-104.
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
3. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990.
4. Нуриев М. А., Сейсенбаева Ж. А., Якупова А. Н. Роль национального воспитания в образовательном процессе // Материалы 7-й международной практической конференции «Образование и наука XXI век», 2011. Т. 10. Педагогические науки. София: «Бял ГРАД-БГ» ООД. 72 с.
5. Нуриев М. А., Якупова А. Н., Сейсенбаева Ж. А. Инновационные подходы в совершенствовании образовательного процесса.
6. Образование Казахстана в годы независимости (1991–2011 гг.) / Под общей редакцией Министра образования и науки РК, академика Жумагулова Б. Т.; д.п.н., профессор Пралиев С. Ж., д.хим.н., профессор Ермаганбетов М. Е., д.ф-м.н., профессор Косов В. Н., к.т.н., профессор Нуриев М. А., д.и.н., профессор Кузнецов Е. А., к.фил.н. Сейсенбаева Ж. А., Якупова А. Н., к.фил.н., доцент Цыренжапова Г. Г., д.полит.н., доцент Симтиков Ж. К., к.филос.н., доцент Кириллова Г. Р., к.пед.н., доцент Скиба М. А., к.п.н. Мухитова Р. Б. Алматы, КазНПУ имени Абая, Издательство «Ұлағат», 2011. – 176 с.
7. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана», Астана, 27 января 2012 г.
8. Прайд В. Интеллект как фактор эволюционного развития // Новые технологии и продолжение эволюции человека? Трансгуманистический проект будущего / Отв. ред. Прайд В., Коротаев А. В. М.: УРСС, 2008.
9. Пралиев С. Ж., Нуриев М. А., Цыренжапова Г. Г. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки современного учителя // Білім образование (ғылыми-педагогикалық журнал). 2009. № 3 (45).
10. Пралиев С. Ж., Нуриев М. А., Сейсенбаева Ж. А. Білім беру сапасы және оқу үдерісін жетілдіру. Материалы научной конференции. «Современные проблемы высшей школы Казахстана». Алматы, 14 сентября 2009 г.
11. Пралиев С. Ж., Нуриев М. А., Якупова А. Н., Цыренжапова Г. Г., Сейсенбаева Ж. А. Білім беру траекториясын анықтау және оқу процесіндегі реформаны тереңдету // Білім образование (ғылыми-педагогикалық журнал). 2009. №5(47).
12. Пралиев С. Ж., Нуриев М. А., Якупова А. Н., Сейсенбаева Ж. А. Пути дальнейшего совершенствования образовательного процесса в Республике Казахстан // Ұлттық тәрбие. 2010ж. №1.
13. Стратегия «Казахстан – 2030», 1997 г.
14. Юдин Б. Г. Интеллектуальный потенциал личности. Человеческий потенциал России: интеллектуальное, социальное, культурное измерение: Сборник научных работ / Под ред. Б. Г. Юдина. М.: Институт человека РАН, 2002. 265 с.
Введение

Основной задачей реформирования образования является поднятие системы образования до уровня ведущих мировых образцов. Удовлетворение, формирование духовных потребностей и получение образования индивидуумом с учетом его возможностей, то есть подход должен быть таким - не человек для образования, а образование для человека, сделать процесс образования и воспитания благожелательным, оно должно осуществляться на основе благородных принципов. Только в этом случае мы можем повысить статус и авторитет образования, системы образования в государственной и общественной жизнедеятельности. В современном мире в сфере науки и образования основанная на достижениях система внедряется в систему образования. Эти изменения в свою очередь должны послужить гарантом формирования будущей интеллектуальной нации [1,3].

В системе образования одной из важнейших задач является развитие интеллектуальной личности учащегося, формирование межличностных отношений. В связи с быстрыми темпами развития общества необходимо совершенствовать социальные, экономические и воспитательные ценности, включая  отношения и уровень культуры человека.

В послании президента республики Казахстан «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации» сказано, что «конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности», к чему обязывает формирование новых взглядов, профессиональных взаимоотношений в сфере образования.  Глава государства также говорил в своей лекции «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» в КазНУ, что основной целью развития нации является формирование интеллектуальной нации [2].

В связи с этим нужно формировать интеллектуальную личность в процессе получения образования. И приводить образовательные программы в соответствие с социально-экономическими и культурными кризисными ситуациями в мире. Развитие и процветание любой страны обуславливается знанием народа и интеллектуальными ресурсами. Понятие инттеллектуальная нация не является узким понятием, а это национальная основа, дух и бытие. На улучшение качества народа влияет не только улучшение состава "крови", но и воспитание чистоты духа. А в его глубоком основании лежит потребность получения глубокого инновационного знания и компетентности в мире технологии [4,5].

В подготовке национального проекта «Интеллектуальная нация - 2020» четко определены три основных аспекта. Первый аспект предполагает рывок в развитии казахстанской системы образования. На современном этапе большое внимание уделяется процессу образования.  Основой развития нации является получение правильного образования.

Вторым аспектом проекта «Интеллектуальная нация» является развитие отрасли науки и увеличение научного потенциала страны.

Третьим аспектом проекта является развитие системы инновации. Она направлена на формирование нового поколения.

Изменения, происходящие в системе образования, основываются на трех аспектах, которые способствуют развитию личности с собственными взглядами. Целью интеллектуального общества является удовлетворение потребности вооруженных новыми знаниями специалистов, применение научных достижений в определенных экономических отраслях и формирование человеческих ценностей нашей страны [6].

Глава государства Н. Назарбаев в своем послании четко определил: «Для того чтобы войти в число развитых стран мира, необходимы соответствующие знания. Знания приведут Казахстан в число 50 развитых стран мира».   Программа «Балапан» ориентирована на полный охват детей дошкольного возраста, для одаренных детей планируется открытие 20 интеллектуальных школ с углубленным изучением естествознания и математического цикла, такие программы дают возможность закладки основы в формировании интеллектуальной нации. Вышеназванные программы  являются началом инновационного развития нашей страны.

В настоящее время мероприятия, направленные на развитие мировой науки, берут начало и основаны на развитии в системе образования. В настоящее время необходимо в функции образования связать классическую традиционную систему образования с новейшими процессами в этой сфере, и развитие вышеперечисленных программ является очень важным в повышении качества системы образования. Поставленные перед отечественной системой образования вышеперечисленные задачи  должны сформировать такую творческую личность, которая обеспечит социально-экономическое развитие, инновационный рынок и будет уметь управлять в сфере высокотехнологических производств. В этом благородном деле большую роль играют также интеллектуальные школы, которые унифицируют воспитательный процесс и являются частью системы образования. Вышеупомянутое учебное заведение в процессе организации образования старается обеспечить предметную и  межуровневую интеграцию, однотипность и дифференциацию [7].

В формировании интеллектуальной нации вначале нужно обозначить, какие качества она собой подразумевает. Итак, интеллектуальная нация - это образованная, освоившая науку, воспитанная личность [10].

Золотой основой учебных заведений является учитель. Молодое поколение равняется на учителей. Настоящий учитель во все века остается учителем. Требования и пожелания к учителям общие. Это воспитание образованного, гуманного, рассудительного, разностороннего во всех сферах науки, способного ежедневно учиться, сильного духом интеллектуального поколения. Итак, если от чистого сердца пожелать со своей стороны требования к учителю, то можно их систематизировать.

Требования, предъявляемые к учителю

Во-первых, он должен быть высококультурным специалистом:

1.1 Должен обладать системным знанием об истории Казахстана и истории мира. Умение дать правильную оценку событиям, проделать анализ. Умение объяснить учащимся предпосылки и причины исторических событий, описать дух предков и природу силы, которую они черпали в себе в борьбе за независимость, описать их мечты и надежды, результаты их побед;

1.2 Глубоко понимать казахскую философию и уметь приводить конкретные примеры. Например: анализировать свойственное казахскому народу мышление и понятия. Понять секреты в их образе мышления и объяснить причины появления убеждений и представлений народа о причинах зарождения человечества, которое они связывали с космосом и галактикой;

1.3 Правильно анализировать развитие предмета казахский язык и литература, умение адекватно оценивать, понимать отличия от мировой литературы. Умение дифференцировать передовые достижения казахского языка и литературы, которыми мы можем блеснуть перед другими народами.

1.4 Умение восхвалять виды культур казахского народа. Иметь представление о видах культур, которые развиты в нашей стране, и какую воспитательную пользу извлечь из нее. Уметь правильно ответить на вопросы об исторических культурных деятелях и культурных ценностях, связанных с развитием нашей истории.

Во-вторых, уметь дать оценку экономике Казахстана и анализировать особенности его развития. Уметь отвечать на вопросы о том, какое место занимают достижения Казахстана в мире. Умение оценить и проанализировать экономическую ситуацию на международной арене. В-третьих,  требования по человеческим качествам учителя. Учитель должен обладать богатым внутренним миром  и быть гуманным. В нужный момент для ученика он должен стать не только учителем, но и человеком, которому он сможет поведать о сокровенных для него вещах. Для этого учитель должен понимать и знать ученика и уметь ему сказать чисто по-человечески. В-четвертых,  знания, требования, предъявляемые к квалификации. Расширять свои базовые знания и пополнять ее научными новшествами. Уметь применять в полной мере новейшие технологии. В-пятых, быть полноценной личностью, на которую хотели бы равняться учащиеся. На каждом уроке учитель должен оставлять неизгладимое впечатление своими уроками, которые позитивно повлияют на учащихся. Для этого он должен быть квалифицированным, соответствующим по всем параметрам научно-технической революции, то есть разносторонним современным человеком.

В-шестых, обладать лидерскими качествами учителя. Он должен быть оратором и компетентным, интеллектуально "подкованным" в любой сфере. В-седьмых, воспитание учащихся, избравших путь учителя:

7.1. Требования, предъявляемые к учебным заведениям.

7.2. Выбор преподавателей.

7.3. Создание социальных условий (заработная плата, жилье, оплата за количество учеников и т.д.). Например, в сельской местности дом учителя (в особенности, в сельской местности) должен быть образцом. Учащиеся должны взглянув на дом учителя, мечтать о таком же и стремиться к лучшей жизни, а значит, хорошо учиться.

7.4. Заработная плата должна учитывать 2 стороны оплаты: базовая заработная плата и дополнительная;

7.5. Также есть проблема нехватки мужских кадров в школе. Сейчас, в основном, в образовании работают женщины. А в деле воспитания подрастающего поколения важно, чтобы присутствовали представители обеих полов, поэтому из-за этой проблемы школы страдают.

7.6. Нужно превратить школу в дворец знаний и культуры, этот вопрос требует особенного внимания.

Итак, для того чтобы быстро развиваться, нужны удивительные идеи, благородные дела, великие планы, то есть то, что возможно в новом веке. Будущее в руках нового поколения, поэтому лишь одна мечта - отдать это новое поколение в руки умного учителя-передовика [11, 12].

Интеллектуальный потенциал - это образованная личность, способная соответствовать требованиям общества и служить во благо народа, достойно представляющая нашу страну на мировой арене в области экономики, политики и во всех сферах жизнедеятельности. «Вопрос в том, - на что Н.Назарбаев указывает, - что народы не конкурируют только товарами, но услугами, но также конкурируют своими социальными ценностями и системой образования... В современной экономике основная нагрузка приходится не на товары и услуги, а на интеллектуальный потенциал. Очень важно придерживаться современной и выгодной системы образования, важно обучать рабочих, чтобы повысить их интеллектуальный потенциал для того, чтобы быть конкурентоспособным».

В качестве необходимых вещей  формирования качества личности в процессе социализации назовем:

  • Любить родину, быть гражданином с активной жизненной позицией (необходиая личность для социума).
  • Быть патриотом (знание национальных ценностей и умение сохранить их).
  • Быть здоровым (разносторонняя личность, необходимая для здоровья).
  • Умение анализировать происходящие в мире события, умение извлечь пользу из сделанных выводов и применить их.
  • Умение защитить себя и применять меры предосторожности (почитание закона и законопослушность).
  • Умение претворить в жизнь свои возможности и имеющиеся свои собственные принципы.
  • Умение получать удовлетворение от проделанной работы, желание реализовать цели и сохранение хорошего настроения.
  • Уважение в коллективе и необходимость обществу.
  • Необходимость понимания смысла жизни.
  • Необходимость творческого развития.

Современная многоуровневая система образования, интеграция высших учебных заведений в систему международного образования, задачи их плановой интеграции и управления ими в соответствии с требованиями времени диктуют внедрение новых методов. Любое новшество в образовании требует специальной подготовки. Поэтому нужно создать все условия для учащихся, будущих специалистов и адаптировать их к развитию педагогической культуры и новых педагогических технологий. Модернизация содержания системы образования, анализ и переоценка содержания и структуры подготовки педагогических специальностей, повышение уровня научности обучения способствуют разностороннему развитию будущих специалистов [13].

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и интересами, все это формируется в процессе жизнедеятельности человека. У примитивного человека все примитивно: и отношения, и быт. А у разностороннего человека есть духовные и общественные ценности. Образовательное направление необходимо, чтобы понять личность, понять его поставленные цели и жизненные принципы, способы их претворения в жизнь и понять принципы, которых он придерживается в процессе жизнедеятельности.  Развитие отдельной личности - это расширение и увеличение своих возможностей. Уровень развития конкретного человека измеряется окружающими его взаимотношениями.

Роль национального воспитания очень важна для формирования интеллектуальной нации. Страна, стремящаяся к общности, сохранности первым делом уделяет внимание воспитанию подрастающего поколения.  Мы являемся нацией, которая всегда уделяли особое внимание воспитанию детей. Развитие языка, привитие национальных духовных качеств народа формируются в процессе воспитания. А воспитание идет с молоком матери.  А. Байтурсынов говорил: «Если нет народа, любящего дитя, откуда взяться дитя любящему народ». Главной целью проекта «Интеллектуальная нация - 2020» является духовное воспитание молодежи. То есть, в условиях глобализации мы должны противопоставить свои национальные, культурные ценности, гуманность нового поколения [14].

То есть, мы не сможем быть той мощной силой, если не будем владеть глубокими знаниями, высокой компетентностью, профессионализмом, служить нации, не иметь чувства долга, не придерживаться духовных ценностей. Современная система образования основывается на способах развития интеллектуальной личности учащихся,  развивая разносторонне способы воспитания и знания. В вопросах воспитания интеллектуальной нации одним из важнейших задач является здоровье нации. Здоровье является основным составляющим развития нации. Необходимо, получив образование в молодом возрасте, развиваться и совершенствоваться всю жизнь. Крепкое здоровье является залогом высокой производительности труда, а значит повышением уровня благосостояния. И из этого вывод, что ведение здорового образа жизни очень важно в формировании интеллектуальной нации. Для достижения этих аспектов процесс воспитания должен проходить в семье и должен быть тесно взаимосвязан с содержанием образования, и раскрыться в процессе обучения [15].

Формирование интеллектуальной личности должно рассматриваться по уровням, например, таким как семья, дошкольное воспитание, школьное профессиональное и вузовское. Разноуровневость в системе образования формирует правильное направление в формировании личности. На основе принципов глобализации, тесно взаимосвязанных с наукой, системой образования и инновацией, обеспечивается высокая компетентность, квалифицированность.

Посредством модернизации системы образования будут достигнуты следующие цели, как подготовка высокопрофессиональной и интеллектуальной личности. В современном мире формируется система образования, отвечающая требованиям времени. В его основе лежат традиции, подготовка духовно и интеллектуально сильных личностей, гражданская ответственность, интеллигентное общество, готовое служить нуждам народа, ответственных людей страны.

Рецензенты:

Аганина Кундыз Жамиевна, доктор педагогических наук, профессор,  РГП на ПВХ Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы.

Иманбаева Сәуле Тохтаровна, доктор педагогических наук, профессор и заведующий кафедрой «Национальное воспитание и самопознание», РГП на ПВХ Казахский национальный педагогический университет имени Абая, г. Алматы.


Библиографическая ссылка

Сейсенбаева Ж.А. НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАЦИИ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7242 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674