Исследование направлено на представление качественной характеристики современной образовательной миграции для оценки возможности развития экспорта российских образовательных услуг, как одного из приоритетных направлений в концепции государственной миграционной политики.
Неотъемлемой частью глобальных процессов, происходящих одновременно с переходом к информационному обществу, стало движение интеллектуальных ресурсов - информации, научных идей, технологий, квалифицированных кадров. Показатели интернационализации - включения российской системы профессионального образования в глобальный процесс - «очень скромные». В российских высших учебных заведениях работает всего 0,25% иностранных преподавателей, а среднеевропейский показатель составляет 10%. Массовое профессиональное образование в стране уже есть сейчас. Россия вплотную приблизилась к всеобщему высшему образованию.
В Советском Союзе высшее образование было относительно малодоступным. К концу его существования в вузы, по данным Госкомстата СССР, поступало менее 25 % молодежи, принятие в 1992 году закона «Об образовании» позволило образовательным учреждениям оказывать платные образовательные услуги, численность студентов вузов начала увеличиваться.
К 2000 году по сравнению с 1990 г. численность студентов вузов увеличилась на 67,8%, к концу 2000-х - более чем в два раза. Однако численность студентов на бюджетных местах возрастала существенно более медленными темпами: к 2000 году всего на 15,8 %, и этот прирост во многом был обусловлен увеличением численности молодежи в возрасте 17-19 лет [3,c.254]. Таким образом, массовое высшее образование появилось в результате роста спроса на платные программы обучения, прежде всего со стороны тех семей, дети которых в советское время вряд ли бы получили высшее образование, подавляющее большинство которых не проходили по конкурсу на бюджетные места.
Для достижения среднего по странам ОЭСР уровня включенности граждан в непрерывное образование общая численность лиц, ежегодно проходящих повышение квалификации и профессиональную переподготовку, должна составлять не менее 15 млн человек (20-25 % занятого населения РФ), а для выхода на показатели лучших по развитию непрерывного образования стран - свыше 25 млн человек. В настоящий момент численность составляет не более 5 млн человек [3,с.252-253].
Принятая Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации [8] должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции, и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов, но к сожалению она не учитывает эмиграционных настроений среди молодежи. Внятная государственная политика по перечисленным направлениям отсутствовала до сих пор, речь могла идти о ситуативном, точечном реагировании на возникающие проблемы.
Вопросы миграционной политики крайне важны в связи с необходимостью обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов и сохранения устойчивого экономического роста. Для России, как для государства, граничащего с 18 странами, допущение несовершенств в этой сфере несет ощутимые негативные риски [1].
«Утечка мозгов» по официальным заявлениям уже как процесс завершилась, можно согласиться, что в стране предпринимаются меры и создаются условия для развития талантливых и молодых ученых, но объективно до сих пор наблюдается отток студентов из страны.
С одной стороны это порождено коммерциализацией отечественного высшего образования сделавшей его общедоступным, а при наличии дефицита профессорско-преподавательского состава и низкого уровня оплаты труда, вынуждающего заниматься совмещением, качественный уровень высшей профессиональной подготовки во многих, особенно коммерческих, вузах оказался низким. Трудоустроится с дипломом коммерческого вуза в России оказывается достаточно сложно, да и государственные высшие учебные заведения стали «зарабатывать» на предоставлении образовательных услуг на коммерческой основе.
Остро стоит проблема несоответствия структуры профессионального образования и рынка труда, в первую очередь «навеса» высшего образования невысокого качества (85 % возрастной когорты 15-25 летних). Ажиотажный спрос на высшее образование отражает новую социальную реальность России. Высшее образование стало социальным императивом и обязательным условием любой карьеры.
Получение профессионального образования на коммерческой основе становится более оптимальным не в России, а за границей, которая имеет большой опыт в образовательной миграции и готова принимать любое количество желающих, так как диплом зарубежного, пусть даже коммерческого вуза будет котироваться в России значительно выше, чем отечественного. Необходимо учитывать влияние действия «Государственной программы по переселению соотечественников», которая была утверждена еще в 2006 году. Реализация ее началась с 2007 года, продолжается по сегодняшний день и по действующей редакции продлится до конца 2012 года, в Россию переехало чуть больше 38 тысяч человек (по данным на 23.05. 2011) [5].
С другой стороны, уезжают для продолжения образования или получения дополнительного образования более успешные студенты даже престижных российских государственных учебных заведений, так как гарантией получения работы в своей стране на приоритетных началах является наличие диплома зарубежного вуза. Следует учесть, что существующие различия в стандартах высшего профессионального образования российского и зарубежного, имеющиеся несоответствия в научном статусе ученого, порождают своеобразные «ножницы» и способствуют «утечке мозгов».
До настоящего учебного года российский образовательный стандарт предусматривал получение специального образования и пятилетний период обучения, а европейский стандарт в колледже по направлению бакалаврской подготовки трех-четырехгодичный давал в дальнейшем выпускникам возможность продолжить обучение в университете по магистерской программе. В российских вузах магистерские программы реализовывались в очень ограниченных количествах. Более успешные российские студенты использовали эту разницу и имели возможность в кротчайшие сроки получить ученую степень. До сих пор в России сохраняется необходимость защиты кандидатской диссертации, за рубежом получив за два года степень магистра, можно сразу защищать докторскую, а в дальнейшем при наличии достаточного количества научных трудов стать профессором.
Существует большая угроза того, что из-за наличия такой существенной разницы в профессиональной подготовке, но в условиях высокой мобильности интеллектуального капитала, будет порождена новая волна «утечки мозгов», однако если в 90-ые годы уезжали специалисты советской школы прошедшие уже профессиональную подготовку и получившие опыт работы, то сегодня едут завершать свое профессиональное образование в университете и получать ученую степень российские бакалавры.
В «Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации» [2] не достаточно уделено внимание эмиграции российских студентов, наоборот речь идет о «поддержке учебной миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и переквалификации по профессиям, наиболее востребованным на рынке труда». К справедливости заметим, что в Концепции сделано заявление о «содействии добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов».
Возникает вопрос, как будут обеспечены эти два направления, в Концепции не определены ни формы, ни источники финансирования, без которых эти процессы будут стихийны, а возможно и станут разрушительными.
Для получения качественных характеристик современной международной учебной миграции россиян, выявления возможно более полного спектра их профессиональных стратегий и ориентаций, а также условий возвращения на родину было сделано обращение к статьям из рубрики «Письма из-за границы», которые были опубликованы на портале «Теории и Практики» [4].
«Теории и Практики» (ТиП) - это проект, объединяющий людей по всему миру, которые ищут новые знания и готовы делиться ими. Целевой аудиторией этого проекта являются молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет, у которых достаточно времени, денег, они мотивированы на занятия самообразованием на досуге. Раздел «Письма из-за границы» появился в августе 2010 года, он объединил студентов, которые обучаются в других странах и готовы общаться со своими соотечественниками о проблемах образования, внимание уделено нахождению разницы между образованием в России и за границей.
Обратимся к результатам исследования, проведенного со студентами выпускной группы Пермского национального исследовательского политехнического университета по специальности связь с общественностью СО-07 при изучении дисциплины «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность», проявившими большой интерес к оценке эффективности отечественного высшего образования и мобильности студентов завершающих профессиональное обучение. Первоначально были проанализированы 20 интервью, помещенных на сайте, а затем было составлено письмо обращение с рядом вопросов, для построения модели «возвращение - невозвращение». В течение одного месяца было получено 27 писем с ответами.
Приведем некоторые результаты данного исследования, именно они привели к обсуждению ряда проблем отечественного высшего профессионального образования.
Гендерное деление показало, что уезжают за границу девушки - 40%. Гораздо чаще россияне уезжают обучаться социально-гуманитарным наукам - 70%, предпочтение естественно-научным специальностям отдают лишь 10% респондентов, средний возраст респондентов - 25 лет.
85% студентов предварительно получили образование в российских вузах и только 5% не имели опыта высшего профессионального образования, значит основная цель учебы за границей - это форма продолжения образовательного процесса, повышения квалификации до мирового уровня с получением соответствующего удостоверения, а в дальнейшем выход на мировые рынки профессионального труда. Жесткой ориентации на последующую жизнь и работу в России придерживаются только 15% студентов, столько же ответили «всё равно», 20% в перспективе собираются вернуться, но при этом 40% однозначно ответили «нет» возвращению. Обязательным условием возвратной миграции для молодых студентов и специалистов является высокая заработная плата, профессиональная самореализация и наличие высококлассной профессиональной среды. Далее следуют приоритеты: близость друзей, сохранение международных контактов, партнерство в работе с зарубежными фирмами.
Среди самых распространенных навыков, приобретенных во время учебы за рубежом, и наиболее высоко ценимых респондентами, указываются: совершенствование в иностранных языках (100%), самостоятельность (25%), способность свободно и конструктивно мыслить (15%), критический склад мышления (10%), способность работать в команде (10%). Также респонденты в качестве важнейших навыков называли: освоение тайм-менеджмента, приобретение специфических профессиональных навыков, умение отстаивать свои права и тесно связывать всю научную работу с практикой, свежий взгляд на традиционные вещи и ответственность. Важно отметить, что вопрос ставился однозначно, то есть все перечисленные умения респонденты не выделяли как навыки жизни и учебы за границей.
Важным критерием для характеристики миграционных характеристик является отношение к образовательным системам в России и мире. Согласно количественным итогам анализа плюсов и минусов учебы в России и заграницей получили в ходе исследования следующее:
- 65% выделили положительные характеристики в российской образовательной системе, но при этом 70% заметили минусы;
- только 35% отметили минусы в зарубежной образовательной системе, а 95% заявили, что у учебы за рубежом масса положительных моментов.
К преимуществам отечественной образовательной системы были отнесены хорошая база естественно-научных и гуманитарных знаний, преобладание фундаментального подхода в образовании, особая атмосфера в университетской среде, изучение вдвое больше предметов чем на Западе.
Особо следует обратить на следующие недостатки российской системы, которые отмечены в ходе опроса и в письмах студентов: отсутствие развития критического мышления, бесправность студентов перед преподавателями, туманность перспектив выпускников, а также то, что многие не работают по специальности.
Активность участия студентов в написании писем можно рассматривать как форму проявления заинтересованности в развитии и совершенствовании российской образовательной системы, которая способствовала успешной адаптации к зарубежной, значительно выигрывающей в материально-техническом обеспечении.
Россия заинтересована в притоке высококвалифицированных кадров, способных внести свой вклад в социально-экономическое развитие страны, в развитие фундаментальной и прикладной науки. Но для этого необходимо обеспечить высокий уровень зарплаты научного работника, который вышел на первое место среди выделяемых положительных характеристик зарубежного профессионального образования. Именно он и порождает «утечку мозгов» как на стадии образовательного процесса, так и профессиональной деятельности.
Снятие законодательных барьеров для иностранных специалистов, желающих работать в российских финансовых институтах, позволит повысить инвестиционную привлекательность страны.
Количество россиян, желающих эмигрировать, сократилось вдвое, если в июле прошлого года таких было 22%, то в марте 2012 - 11%. Такие данные предоставляет Всероссийский центр изучения общественного мнения. И добавляет: сегодня число потенциальных эмигрантов даже ниже, чем в 1991 году [6].
По данным Федеральной миграционной службы, ежегодно Россию действительно покидает более 300 тысяч граждан. Но на постоянное место жительства за границу уезжают лишь около 40 тысяч. В основном же россияне уезжают на заработки - временно [7].
Для обеспечения конкурентоспособности высшего профессионального образования и развития экспорта образовательных услуг необходимо усилить фундаментальный подход в преподавании общественно-гуманитарных наук по направлению бакалавриат и магистратура, а по естественно-научным, инженерно-техническим направлениям целесообразней было сохранить направление специалитет, увеличив стажировки. Реализация Болонского процесса с 2008 г. в России, сделала труднодоступным высшее профессиональное образование на второй ступени, это может лишить нас конкурентного преимущества высшего порядка - высококвалифицированная рабочая сила, при этом для получения докторской степени остаются все те же сложные процедуры (большее количество ступеней).
Рецензенты:
Мохов Виктор Павлович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного управления и истории ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (Министерство образования и науки Российской Федерации)
Аношкина Екатерина Львовна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет» (Министерство образования и науки Российской Федерации)
Библиографическая ссылка
Толстоброва Н.А., осипова М.Ю. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИГРАЦИИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7228 (дата обращения: 07.12.2024).