Введение
В начале 21 века произошел переход от к культуры наблюдения и обсуждения, которая допускала возможность чтения, просмотра, обсуждения и голосования, к культуре непосредственного участия в создании и изменении текстовых и медийных объектов. Во всех областях знаний - в науке, законотворчестве, экономике, в образовании, в общественной деятельности - везде мы видим активное участие граждан уже не в использовании и обсуждении текстов и медиа-объектов, а в их создании и улучшении. В сфере законодательной и законотворческой практике происходит активное вовлечение граждан не только в обсуждение, но редактирование и улучшение текстов законов. Государство рассматривается как платформа, которая обеспечивает участие граждан в коллективной деятельности по улучшению существующих решений, сервисов, служб и документов. В своей работе мы предлагаем новую стратегию совместной деятельности, которая состоит в создании и развитии сетевых экосистем, внутри которых происходит направленная селекция составных частей документа и отбор наиболее продуктивных и конструктивных участников совместной деятельности. На основании такой стратегии можно выстраивать различные формы работы со структурированными текстами в сфере законотворчества, бизнеса и общества. Для осуществления этой стратегии нами был разработан методический и технологический инструментарий, основанный на объединении менеджмента идей и вики-технологии. Это позволило создать технологию коллективной работы с документами - WikiVote, которая уже активно используется в области электронного правительства и открытого государства
Концептуальная модель совместной сетевой деятельности
На этапе теоретических исследований мы обратили отдельное внимание на концептуальные модели электронного участия (e-participation) и совместной сетевой деятельности (collaboration). Исследовательское направление, связанное с построением общих концептуальных моделей совместной деятельности и с использованием информационных онтологий совместной деятельности при построении систем общественных консультаций получило в последнее время широкое распространение. В качестве исходных блоков для построения концептуальной схемы были взяты следующие онтологии сетевых отношений и совместной сетевой деятельности:
- Онтология сетевых отношений «Друзья друзей» FOAF. Онтология FOAF получила очень широкое распространение и входящие в нее объекты и отношения используются при описании и анализе многих систем совместной деятельности. Онтология FOAF связывает людей только через свойства «знает», она не описывает ролей участников и не учитывает возможности совместного создания документов и их составных частей.
- Онтология совместной сетевой учебной деятельности IntelLEO - http://www.intelleo.eu/ontologies/activities/spec/ позволяет моделировать совместную сетевую деятельность, уделяя особое внимание учебной деятельности. Онтология определяет ключевой класс «Деятельность» и его подклассы необходимые для моделирования типичных учебных задач. Каждый класс деятельности в свою очередь содержит внутренние классы и свойства. Каждая активность реализуется в соответствующей среде (Форум, Чат, Микроблог) и состоит из нескольких событий - загрузить контент, послать сообщение, сформировать поисковый запрос.
- IBIS онтология проблемно-ориентированных информационных систем, ориентированных на решение сложных проблем. Онтология IBIS является одной из главных концептуальных схем, на базе которых организуется совместная сетевая деятельность, связанная с поиском общественно значимых решений сложных проблем [1,2].
- GI2MO онтология управления созданием идей и продвижением инноваций [3,4].
- EDPO Онтология электронного участия - вовлечение граждан в вопросы управления. Онтология электронного участия описывает область участия граждан в обсуждении и принятии общественно-значимых решений [5-7].
- Онтология E-Dialog consencus, в которой внимание уделено достижению консенсуса в ходе обсуждения различных точек зрения [8]. В рамках онтологии внимание уделено процессу согласования позиции отдельных участников по проблемам, которые предлагаются для обсуждения в ходе общественных консультаций.
Перечисленные онтологии совместной деятельности использовались нами для формирования собственной концептуальной модели, на основе которой происходила разработка технологического решения для обеспечения проведения общественных консультаций в Интернет. Отличительными особенностями этой модели является разработка двух направлений, по которым может выстраиваться деятельность участников общественных консультаций в сети Интернет:
- Улучшение структурированного документа - создание собственных версий исходного текста.
- Порождение и отбор идей, которые отвечают на поставленную проблему.
Концептуальная модель представлена на следующем рисунке (Рис. 1).
Рисунок 1 Концептуальная модель совместной сетевой деятельности
Действующие в системе агенты могут принадлежать к различным группам и играть роли администраторов, модераторов, фасилитаторов, экспертов и авторов предложений и версий. Авторы могут осуществлять свой вклад путем создания идей, нацеленных на решение предложенных проблем, либо путем создания версий фрагментов размещенного в системе документа. Отбор идей и версий осуществляется путем голосования. При этом вес голоса участника зависит от того какой вклад он сделал и того, как этот вклад был оценен другими участниками. Совместная деятельность по созданию или видоизменению текста имеет приоритетное значение по сравнению с обсуждением текста. Современные технологии позволяют всем участникам совместной деятельности создавать собственные версии текстового фрагмента. Эти версии могут быть оценены другими участниками, и на основании этих оценок может быть произведена селекция наиболее удачных и общественно-одобряемых версий. Мы принципиально рассматриваем ценность сотрудничества выше ценности обсуждения. Процесс селекции цифровых объектов (текстов) основывается на голосовании участников. Все голоса должны быть учтены, но влиятельность каждого голоса зависит от вклада участника и того как этот вклад был оценен сообществом. Чем больше вклад участника и оценка этого вклада сообществом, тем значительнее влияние голоса участника внутри данного сообщества.
В разработанной на базе концептуальной модели технологии wikivote каждому участнику дана возможность создавать свои персональные варианты небольших смысловых блоков - пунктов, из которых собирается статьи, главы и весь заключительный текст документа. Использование таких персонализированных блоков, которые могут обсуждаться и оцениваться сообществом, а на основании этих оценок встраиваться в финальный вариант доработанного проекта общественного документа, является ключевым отличительным свойством предлагаемого подхода. Участники проекта обращаются с текстом закона, как с конструктором, состоящим из пунктов - кубиков, которые можно обсуждать, оценивать и видоизменять. Каждый представленный пункт можно оценить по системе «За/Против», а также добавить собственный комментарий. Если же участник считает, что пункт должен быть изменен и улучшен, то он может создать собственную версию данного пункта, который в свою очередь становится объектом для оценивания и комментирования другими участниками сообщества, а также на основе этого может быть дальше доработан его автором. В отличие от обычной вики-практики, когда для каждой страницы существуют возможности «комментировать» и «править» для пунктов коллективно улучшаемого документа существуют возможности «оценить», «комментировать» и «создать собственную версию». Для фрагментов (пунктов) текста создаются версии и за эти версии голосуют другие участники.
Деятельность по изменению документа описывается следующей последовательностью действий:
- Эксперты (представители заказчика) создают базовую версию документа или намечают основные разделы, по которым будет происходить сбор предложений от участников.
- Организаторы совместной сетевой деятельности (фасилитаторы) разбивают документ на фрагменты - главы, статьи и пункты.
- Участники проекта видоизменяют пункты документа, предлагая собственные версии.
- Участники проекта оценивают предложенные версии, голосуя «За/Против»
- В заключительной части происходит автоматический отбор версий, получивших наиболее высокую оценку.
- Отобранные версии просматриваются и дорабатываются организаторами совместной сетевой деятельности и экспертами. Создается документ №2, который может быть передан заказчику, либо вернуться на доработку сообществу.
Селекция составных частей документа внутри текстовой экосистемы напоминает работу сообщества, тестирующего выпуск очередного релиза компьютерной программы. Это сходство становится еще более заметным, если деятельность сообщества не прекращается после выпуска первой версии общественного документа, а продолжается в партнерстве с заказчиком. В этом случае в системе появляется обновленный релиз документа, к которому прилагается перечень изменений, которые были произведены: что нового было сделано в этой версии текста, что было уточнено, какие пункты были изменены, какие статьи изменили содержание, какие разделы были совмещены, какие разделы были убраны. Роль граждан как соавторов и первых тестеров общественно-значимого документа еще на стадии его написания трудно переоценить. Граждане оценивают, насколько предложенный текст будет рабочим, насколько он применим к тем жизненным ситуациям, в которых они существуют - и тут такие тестеры могут оказаться значительно полезнее официальных экспертов, утративших связь с обществом. Граждане, выступающие в роли тестеров и соавторов, могут предложить собственный вариант, который при поддержке других участников может попадать в новый официальный релиз документа.
Кейсы использования технологии и методологии WikiVote
В 2011 - 2012 годы на основе технологии и методологии WikiVote были реализованы несколько проектов:
- Общественная экспертиза правительственного проекта Федерального закона «О любительском рыболовстве»
- Общественная экспертиза правительственного проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
- Общественные консультации по Закону об образовании в РФ
Естественным продолжением работы в этом направлении стало создание портала «Открытое правительство», на базе которого ведется постоянная работа по общественной экспертизе законопроектов
Общественная экспертиза правительственного проекта Федерального закона «О любительском рыболовстве»
Срок проведения общественной экспертизы - с 18 июля 2011 года по 19 сентября 2011
Статистика проекта: В работе над проектом приняли участие более пяти тысяч трехсот граждан. Было оставлено более 2х тысяч комментариев, выдвинуто более 170 идей по решению острых вопросов и создано около трехсот редакций положений законопроекта.
Сайт проекта: http://r.zakon-fom.ru/
Поскольку сфера деятельности, которая подпадает под действие закона не так велика, текст проекта законодательного документа по объему был не велик и внутри этого текста не потребовалась детальная разбивка на пункты - некоторые статьи были представлены в форме конечных блоков и участники могли создавать свои версии статей. Это существенно облегчило навигацию и организацию деятельности участников. С другой стороны, тематика законопроекта вызвала повышенную активность участников, и эта активность зачастую носила деструктивный характер. Это потребовало от организаторов дополнительных усилий и введения режима премодерации публикуемых версий и комментариев. Это был первый проект, основанный на технологии wikivote, реализованный по поручению Правительства Российской Федерации. Проект осуществлялся при поддержке Федерального агентства по рыболовству, эксперты которого подготовили исходный текст законопроекта и постоянно отслеживали предложения, публикуемые участниками. На основе общественной редакции законопроекта эксперты Федерального агентства по рыболовству осуществили доработку законопроекта «О любительском и спортивном рыболовстве» по нескольким направлениям. После доработки проекта законодательного документа его обновленный текст вновь был размещен на сайте и участники общественной экспертизы вновь осуществили доработку и изменения пунктов документа.
Общественная экспертиза правительственного проекта Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
Срок проведения общественной экспертизы - с 05 сентября 2011 года по 05 октября 2011 года
Статистика проекта: В работе над проектом приняли участие более тысячи ста граждан. Было оставлено более тысячи комментариев, и создано почти 400 редакций положений законопроекта.
Сайт проекта: http://s.zakon-fom.ru/
Проект был реализован по поручению Правительства РФ, при поддержке Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Ключевые положения законопроекта были представлены на отдельной странице. Кроме того, навигация по тексту законопроекта была поддержана при помощи гипертекстового навигатора по основным положениям правительственного проекта.
Общественные консультации по Закону об образовании в РФ
Сроки проведения: с сентября 2011 г. - проект продолжается в настоящее время
Статистика проекта: В работе над проектом приняли участие более пяти тысяч семисот граждан. Было оставлено более 2х тысяч комментариев, выдвинуто более 170 идей по решению острых вопросов и создано более 400 редакций положений законопроекта.
Сайт проекта: http://edu.crowdexpert.ru/
Проект реализуется Министерством образования и науки Российской Федерации при поддержке компании WikiVote! и Фонда Общественное Мнение. На сайте действует вспомогательный раздел «Новеллы законопроекта», где представлены изменение, которое вновь изданный правовой акт вносит в действующее законодательство. Во втором вспомогательном разделе «Острые вопросы» представлены наиболее острые вопросы российского образования, которые призван решить предлагаемый законопроект. Изначально в этом разделе были предложены варианты острых вопросов, как их видят представители министерства образования. У участников есть возможность самим публиковать и оценивать предложения по тем вопросам, которые представляются им наиболее острыми и требующими законодательного решения. Деятельность в этом разделе важна для понимания того, каких изменений общество ждет от нового законопроекта. Деятельность участников поддерживается и организуется фасилитаторами проекта в режиме постмодерации. Кроме того, сетевую деятельность поддерживают эксперты-юристы, которые следят за тем, чтобы в поле совместной деятельности сообщества находились только предложения, которые связаны с данным законом.
Заключение
Представленный в работе подход использования коллективного знания в совершенствовании структурированных документов является инновационным по отношению к существующей практике. Общественно-полезная практика сетевого конструирования документа позволяет не только создать документ более высокого качества, сформировать коллектив участников, заинтересованных в дальнейшем воплощении документа в жизнь, но и осуществить продвижение инновационного документа, обеспечить новый уровень его понимания и восприятия в широких слоях общества. Гражданам не просто предъявляются общественные, технологические либо педагогические инновации, но их вовлекают в совместную деятельность по продвижению инноваций.
Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» ГК № 07.514.11.4117 от 02.11.2011.
Рецензенты:
Андреев Александр Александрович, доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор, зам. директора Российский государственный институт открытого образования РГИОО, г.Москва.
Кочеров Сергей Николаевич, доктор философских наук, профессор, декан философско-теологического факультета Нижегородского педагогического университета им. Козьмы Минина, г.Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Патаракин Е.Д. ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ СЕТЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРИРОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7227 (дата обращения: 08.12.2024).