В качестве рабочего понятия модели мы использовали следующее определение: модель - это умозрительная материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знаний об оригинале. Моделирование при этом выступает как важный элемент познавательной деятельности человека. Объектом моделирования являются системы, конструкции, процессы, типы деятельности, ее результаты и пр. Объектом моделирования в нашем исследовании является процесс формирования базисных профессиональных компетенции будущих специалистов туриндустрии. А его модель - условным образом, отражающим взаимоотношение человеческих знаний об этом явлении.
Основным теоретико-методологическим подходом в построении модели формирования базисных профессиональных компетенций будущего специалиста туриндустрии явился интегративный подход, предполагающий содержательно-информационное взаимодействие программного материала нескольких учебных дисциплин; ориентированного на формирование активной личности специалиста туристского профиля, готовой к сотрудничеству в процессе межнационального взаимодействия, способной осуществлять профессиональную коммуникацию с использованием информационных технологий, в том числе и на иностранном языке с зарубежными коллегами и клиентами.
Предложенная нами модель состоит из взаимосвязанных между собой компонентов, упорядоченных по отношению друг к другу и характеризующихся единством цели, задач, принципов, содержания, форм, компонентов, средств, критериев и педагогических условий формирования у будущих специалистов сферы туризма базисных профессиональных компетенций в информационно-коммуникативной образовательной среде вуза.
Функционирование модели определяется развитием сферы туризма как глобальной технологии. При этом мы выделяем требования работодателей к уровню профессиональной компетентности специалиста. Формирование базисных профессиональных компетенций будущего специалиста сферы туризма, интегрирующихся в профессиональную компетентность, должно происходить с первых дней обучения в вузе. Формирование осуществляется в условиях интегративного подхода и практико-ориентированной среды под влиянием всех компонентов образовательного процесса как единого целого.
Анализируя работы, близкие по проблематике и предлагающие варианты структуры профессиональных компетенций; опираясь на государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; на результаты проведенного анкетирования, опросы руководителей и ведущих специалистов предприятий туриндустрии г. Чебоксары, мы выделили три важнейшие компетенции, без которых современный специалист туриндустрии не конкурентоспособен - это информационная компетенция, иноязычная компетенция, сервисно-технологическая компетенция. Мы их назвали базисными профессиональными компетенциями.
Информационную компетенцию мы понимаем как способность реализовывать полученные специальные знания, умения и навыки, способствующие эффективному процессу решения профессиональных задач посредством применения информационных технологий, а также умение использовать информационные технологии для постоянного самообразования.
Иноязычная компетенция - корректное владение иностранным языком в пределах тем, предусмотренных рамками курса неязыкового вуза и охватывающих лексику повседневной жизни и жизни их профессиональной сферы [3].
Сервисно-технологическую компетенцию мы понимаем как умение создавать обстановку максимального благоприятствования, обеспечивать комплексное обслуживание потребителей туруслуг и способность удовлетворять социальные и культурные потребности потребителей.
Мы понимаем под базисными профессиональными компетенциями систему интегративной целостности информационных, иноязычных и сервисно-технологических знаний, умений, навыков, профессионально значимых качеств личности, которые он может переводить в инновационные технологии, направленные на удовлетворение потребностей потребителей услуг туриндустрии, в том числе и в ситуациях иноязычного общения.
В разработанной модели мы определяем цели, задачи, содержание, формы, методы, средства обучения и конечный результат.
Объективными предпосылками определения цели явились: активные процессы глобализации и интеграции во всех сферах деятельности человека в современных условиях, глобальная информатизация общества и интенсификация межкультурной коммуникации. Именно цель создает предпосылки для объединения всех других компонентов модели в целостное единство, их целенаправленного подбора развития.
Основной задачей модели явилось формирование у будущих специалистов туриндустрии целостной системы знаний, формирование и развитие практических информационных, иноязычных и сервисно-технологических умений и навыков.
Результативность реализации модели формирования базисных профессиональных компетенций специалиста туриндустрии определяется многими обстоятельствами, среди которых особое место занимают педагогические условия, в которых она функционирует.
Мы выделяем такие педагогические условия, как: развитие информационного пространства вуза, установление междисциплинарной интеграции, применение инновационных форм и методов формирования профессиональных компетенций.
Под развитием информационного пространства понимается:
- совокупность технических и программных средств сбора, хранения, обработки и передачи информации;
- социальные, психолого-педагогические и культурные условия реализации информационных процессов в вузе;
- информационное образовательное пространство проектируется как открытая система, функционирование которой направлено на интеграцию образовательных ресурсов учебного заведения, его интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала в развитую информационную инфраструктуру данного вуза согласно целевым установкам общества и миссии вуза;
- обеспечивается разработка специализированных и универсальных учебно-методических комплексов, предусматривающих интеграцию информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, направленных на развитие информационной профессиональной культуры будущего специалиста;
- осуществляется включение всех участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, учебно-вспомогательного персонала и др.) в активное освоение информационного образовательного пространства вуза;
- включенность в информационное образовательное пространство предполагает при этом не только устойчивый уровень сформированности информационных навыков, но и высокую информационно-образовательную профессиональную культуру всех субъектов образования [6].
Установление междисциплинарной интеграции предполагает содержательно-информационное взаимодействие программного материала основных дисциплин, участвующих в процессе формирования базисных профессиональных компетенций, таких как «Информационные технологии в туризме», «Иностранный язык», «Организация производства на предприятии туризма», «Планирование на предприятии туризма», «Технология путешествий и организация обслуживания клиентов», «Туроператорская деятельность»; а также для повышения эффективности процесса формирования базисных профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии мы предложили ввести факультативные курсы «Информационно-экскурсионная деятельность (на иностранном языке)», «Страноведение (на иностранном языке)».
При организации профессиональной подготовки будущих специалистов туриндустрии необходимо ориентироваться на то, что ее содержание, отвечающее целям профессионального образования, соответствовало конкретным формам учебного процесса, развертываемым посредством инновационных методов. Ориентиром для отбора содержания, форм и методов подготовки выступают: квалификационные характеристики и аттестационные требования к специалистам туриндустрии с учетом международных стандартов, требования государственных образовательных стандартов, программ учебных курсов, классификационные признаки форм и методов обучения.
Применение инновационных форм и методов формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии включает теоретическое и практическое направления. Основными формами теоретического направления выступают: проблемные лекции; деловые игры; ситуативно-ролевые игры; практические работы с решением проблемных задач; конференции; научно-исследовательская работа; организация самостоятельной работы.
Практическое направление предполагает формирование профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии в практической деятельности в процессе: выездных практических занятий на предприятия туриндустрии, занятий-экскурсий; учебных и профессиональных практик на предприятиях туриндустрии; зарубежных стажировок.
Для определения эффективности реализации каждого этапа и всей модели в целом мы разработали критерии и показатели сформированности базисных профессиональных компетенций будущего специалиста туриндустрии, а также ее уровневую характеристику. Эти параметры включены нами в модель.
При разработке модели мы выделили когнитивный, мотивационно-ценностный, деятельностный компоненты в системе профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии. Исходя из этого, мы определили и критерии сформированности профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии: низкий, средний, высокий, продвинутый.
Целостность процесса формирования профессиональных компетенций при реализации данной модели проявляется в определенной последовательности этапов и единстве их внутренней структуры: цель - содержание - средство - результат. Целью каждого из этапов является переход студента на следующий более высокий уровень сформированности профессиональных компетенций.
Заключительным компонентом разработанной нами модели является ее результат - подготовка конкурентоспособного, профессионально-компетентного специалиста сферы туризма с учетом международных стандартов туриндустрии и в соответствии с современными требованиями рынка труда в условиях глобализации и интернационализации мировой экономики.
Разработанная модель процесса формирования базисных профессиональных компетенций будущего специалиста туриндустрии предстает в виде целостной, достаточно динамичной педагогической системы (отражает цель, содержание, компоненты, средства, результат профессиональной подготовки) и является открытой для постоянного совершенствования.
Рецензенты:
- Софронова Наталия Викторовна, д. пед. н, профессор, зав. кафедрой информатики и вычислительной техники Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары.
- Мерлина Надежда Ивановна, д. пед. н., профессор Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Лобышева Т.М. О МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗИСНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7216 (дата обращения: 07.12.2024).