Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Ильязова М.Д.
Статья посвящена актуальной проблеме современного высшего образования - совершенствованию модели будущего специалиста в рамках компетентностного подхода к целям и результатам ВПО. Здесь рассматриваются основные методологические подходы к формированию модели выпускника вуза, дается обоснование применению компетентностного подхода для решения этой задачи. Компетентность/компетенция личности рассматривается автором как потенциальная активность личности, определяются структурные компоненты компетентности/компетенции: когнитивный, конативный, аксиологический, мотивационный, компонент способностей и саморегуляции.

Качество профессионального образования - сложная многоуровневая и динамичная система качеств, ориентированных на обеспечение целостного результата - качества выпускника, которое определяется степенью соответствия целей и результатов образования. Именно цель задает формы, средства, содержание, от цели зависит ход образовательного процесса и, конечно, результат образования. Определяя цели и результаты образования человека, исследователи в последние десятилетия все большее внимание уделяют единству мотивационно - когнитивных и поведенческих компонентов в структуре личности выпускника. Наиболее емким понятием, отражающим это единство, оказались понятия «компетентность» и «компетенция» [4]. Именно компетентность будущего специалиста и должна выступать сегодня в качестве основного образовательного конструкта модели выпускника.

Проблема постоянного совершенствования модели выпускника любой специальности актуальна уже в силу стремления образовательной системы удовлетворять требованиям динамичного общества. Еще одним важным аспектом новизны и актуальности исследования выступает Болонский процесс, и присоединение к нему России определяет необходимость перехода на общий язык, терминологию, с помощью которой можно было бы описать образовательный процесс. Как известно, основной категорией этого общего языка выступают понятия «компетентность» и «компетенции».

На наш взгляд, компетентностный подход также позволяет решить некоторые проблемы существующих моделей:

  • узкий технократический подход к определению содержания модели будущего специалиста [1],
  • отсутствие единого смыслового содержания при подборке категорий, отражающих те или иные компоненты модели выпускника, это приводит к неопределенности, нечеткости и, как следствие, недиагностичности целей образования, невозможности достоверно оценить качество образования;
  • некоторую «однобокость» моделей, которая выражается в том, что «существующие модели наиболее полно удовлетворяют только профессиональным требованиям, в основном - социально-психологическими, и, с натяжкой, обеспечивают развитие личностных и творческих качеств будущего специалиста» [8]

Само понятие «модель» употребляется в современной науке в самых различных смыслах, однако сущность его можно свести к следующему определению: модель - система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. К особенностями моделей С.И. Архангельский [2] относит приближенность; ограниченность представления структуры или функционирования того или иного объекта; тенденциозность (представленность объекта лишь с некоторых сторон); допущение всевозможных идеализаций и отвлечений. Основными принципами моделирования, согласно С.И. Архангельскому, являются: наглядность - выразительность модели (конструктивная, изобразительная, знаковая, символическая), определенность (четкое выделение определенных сторон изучения), объективность (т. е. независимость проведения исследований от личностных убеждений исследователя) [2].

Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров выделяют следующие три этапа построения модели: 1)стадия структуризации - формирования состава основных базовых элементов модели; 2) стадия композиции - формирования общей структурной схемы; 3) стадия регламентации - проектирование управляющих воздействий [3].

Модель выпускника той или иной специальности строится на основе модели специалиста (модели личности специалиста, модели трудовой деятельности специалиста, модели компетентности специалиста): современной и прогнозируемой. Основными параметрами моделей, по мнению Р. Петруневой, Н. Дулиной, В. Токарева [8] служат:

  1. требования к специалисту, предъявляемые его рабочим местом и характером решаемых производственных задач;
  2. необходимые для этого знания и умения;
  3. специфические социальные и психологические качества, обеспечивающие эффективность деятельности.

В.Г. Пищулин [9] - пишет о том, что многие исследователи, работая над моделью специалиста, выделяют две её главные составляющие: профессиональные знания и личностные качества.

Любая практическая задача может быть решена эффективно, если существуют научно методологически и методически обоснованные стратегия и тактика реализации этой задачи. Методологическим вопросам разработки модели специалиста посвящены работы В.Е. Анисимова и Н.С. Пантиной [1] (деятельностный подход) и Е.Э. Смирновой [10] (деятельностный подход), Е.А. Климова [6] (субъектный подход), Е.М. Ивановой [5] (профессиографирование, системный, деятельностный и субъектный подходы), Н.Ф. Талызина (задачный поход), В.Д, Шадриков (системный подход)[11]. Так, В.Е. Анисимов и Н.С. Пантина (авторы одной из самых ранних работ в этой области) обращают внимание на то, что в технических вузах страны разработка модели специалиста шла в следующих направлениях:

1) описание видов деятельности, функций, выполняемых на рабочих местах (научно-исследовательская деятельность, проектно-конструкторская деятельность, производственная деятельность);

2) определение знаний, умений, связанных с той или иной частной функцией, осуществляемой на определенном рабочем месте, а также предметов специальных профилей, способствующих выработке этих знаний и умений.

Е.Э. Смирнова дает обоснование важности эмпирического подхода в формирование модели специалиста. Построение модели, по мнению автора, предполагает установление: «а) функциональной сущности специалиста; б) широты его профессионального профиля; в) профессиографических характеристик; г) экспертных оценок и прогнозов развития этой деятельности на ближайшую или отдаленную экспертизу; схемы учебных дисциплин с учетом их объема и содержания»[10, с.6]. В рамках теории деятельности Е.Э. Смирнова вводит следующие описательные параметры модели.

1. Характеристики, описывающие параметры деятельности: «проблемы (задачи). Набор наиболее существенных проблем или задач, которые приходится решать данному специалисту в его повседневной деятельности, типы деятельности - способы, приемы, с помощью которых решаются задачи и осуществляется деятельность, функции - обобщенная характеристика основных обязанностей, выполняемых в соответствии с требованиями профессии, пути решения, которые использует специалист, сталкиваясь с той или иной проблемой» [10, с.27];

2. Характеристики, отражающие особенности специалиста как человека -носителя определенных профессиональных функций: «знания - те сведения теоретического и прикладного характера, которыми оперирует в своей деятельности специалист; умения и навыки - приемы и способы, с помощью которых достигаются результаты, качества - индивидуально-типические параметры личности, обеспечивающие успешность действий в избранной области, установки, ценностные ориентации, мировоззрение» [10, с.27].

 Н.Ф. Талызина предлагает для построения модели специалиста выделить и описать типовые задачи, которые будет решать специалист в своей будущей профессиональной деятельности (задача - это цель, заданная в определенных условиях, это структурная составляющая деятельности, которая образует замкнутый цикл функционирования знания). Их можно дифференцировать на группы: 1) задачи, которые должны уметь решать все специалисты вне зависимости от конкретной профессии или страны проживания; 3) задачи, специфичные для данной страны; 3) собственно профессиональные задачи.

В работе Е.М. Ивановой [5] в качестве методологического подхода к психологическому изучению трудовой деятельности представлено системное профессиографирование (конструктивное), основными принципами которого являются: принцип поэтапности познания трудовой деятельности, принцип многоуровневости познания объекта, принцип дифференцированного изучения и описания характеристик трудовой деятельности - сбор именно той информации, которая была необходима для решения задачи построения модели выпускника, комплексность - использование комплекса методов (наблюдения, опроса, изучения документации, трудового, биографического, статистического и др.), где метод эксперимента осуществляет функцию контроля правильности постановки задач и её решения [5].

Е.А. Климов [6] - крупнейший специалист в области профессиональной психологии - представляет т.н. субъектный подход в описании деятельности специалиста. Субъектный подход предполагает изучение личностного и психологического уровней регуляции субъект - объектных взаимосвязей в процессе трудовой деятельности. Согласно этой концепции необходимо описать объект труда - конкретный нормативно заданный процесс труда. Также исследуется субъект труда - носитель предметно-практической деятельности и познания.

В рамках компетентностного подхода к целям и результатам ВПО основным элементом модели выпускника становится компетентность \ компетенции. Компетентность - интегральное качество личности - это успешно реализованная в деятельности компетенция. Компоненты компетентности в какой-либо сфере жизнедеятельности, на наш взгляд, могут быть представлены следующим образом: когнитивный компонент (знания); мотивационный компонент; аксиологический компонент (направленность, ценностные отношения личности); конативный компонент (умения, навыки, опыт деятельности); способности; эмоционально-волевой компонент (саморегуляция).

Исследовательская работа в этом направлении находится на своем начальном этапе (построение гипотетический модели социолога) и будет продолжена, предварительные результаты свидетельствуют об эффективности предложенного подхода.

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Астраханской области (грант РГНФ № 07-06-31605 а/Ю)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Анисимов В.Е., Пантина Н. С. Методологические вопросы разработки модели специалиста// Советская педагогика, №5, 1977. - с.100-108.
  2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. Учеб.-метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
  3. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.-359 с.
  4. Зимняя И.Я. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.-2003.-№5.-С.34-42.
  5. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности /Е.М. Иванова: Учеб.-метод. пособие для студентов фак. психол. ун-тов.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 94 с.
  6. Климов, Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды/ Е.А. Климов. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 456 с. - (Серия «Психологи России»).
  7. Мельничук О., Яковлева А. Модель специалиста //Высшее образование в России. 2000. №5.
  8. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования //Высшее образование в России, 1998. №3, с. 40-46.
  9. Пищулин В.Г. Модель выпускника университета //Педагогика, №9, 2002 г.- с. 22-27.
  10. Смирнова Е.А. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием /Е.А. Смирнова. Л.: Издательство ленинградского университета, 1977. - 136 с.
  11. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М.: Издательство: «Наука», 1982. - 186 с.

Библиографическая ссылка

Ильязова М.Д. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 6-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=720 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674