Человечество в последние десятилетия столкнулось с серьезными экологическими проблемами, и неотложность их решения требует разработки новых подходов к оптимизации взаимодействия общества и природы.
Сегодня мировое сообщество приходит к пониманию того, что одной из главных причин развивающегося экологического кризиса является низкий уровень культуры, в том числе и экологической. Поэтому необходима кардинальная реконструкция всей системы ценностных ориентаций и активизации всего потенциала культуры человечества для раскрытия непреходящей ценности природы, имеющей фундаментальное значение для человеческого существования.
Отсюда возрастает роль образования, которое обладает наибольшей возможностью формирования нового стиля мышления, во многом не совпадающего с современным утилитарно-потребительским отношением к окружающей социоприродной среде.
По мнению многих специалистов, ведущим фактором в распространении новых идеалов взаимоотношений человека с окружающей средой становится всеобщее экологическое образование.
Но на сегодняшний день, как показывают результаты социологических исследований, уровень профессиональной готовности педагогов к эколого-педагогической деятельности остается достаточно низким.
Ключевая проблема, по выражению В.А. Ясвина, состоит в том, что в учебные планы небиологических специальностей в недостаточном количестве включены курсы экологической и природоохранной направленности. К тому же, как мы считаем, слабо используется экологический потенциал всех блоков и модулей профессионально-образовательных программ.
Поэтому актуальной задачей в деле воспитания будущих высококвалифицированных педагогов является формирование экологической культуры студента педагогического вуза. Одновременно развитие их профессионально-экологической компетентности и готовности к экологическому образованию школьников также может служить этим задачам.
Считаем, что профессионально-экологическая подготовка студентов разных специальностей в педагогическом вузе должна быть органически включенной в общую систему профессиональной подготовки будущего учителя любой специальности и квалификации. К тому же важно, чтобы она проводилась с учетом региональных компонентов стандартов образования и была личностно-значимой для студентов.
Использование в образовательном процессе современных педагогических технологий является важным условием повышения эффективности процесса формирования экологической культуры студентов.
В настоящее время существует множество позиций различных авторов к определению понятия «педагогическая технология».
Как отмечает Т.А. Бабакова, любая педагогическая технология базируется на той или иной педагогической концепции, определяет последовательность совместных действий педагога и учащегося, специфику используемых средств, должна быть воспроизводимой в сходных условиях.
По мнению В.С. Безруковой, технология «знает» как увязать все компоненты педагогической системы, технология и есть процесс интеграции.
Г.П. Сикорской разработаны проектно-созидательные технологии, основанные на деятельностном принципе экологического образования.
Таким образом, педагогическую технологию можно рассматривать как проектное непрерывное осуществление педагогического процесса, в котором взаимосвязаны и взаимодействуют все компоненты и субъекты образовательного процесса.
Разрабатывая проектные технологии процесса экологического образования, мы предполагаем, что студент познает окружающий мир в виде реальных объектов социоприродной среды, соответствующих логике образования, а также современным уровнем развития науки и практики жизнедеятельности. Знания, умения в них рассматриваются не как цель обучения, а как средство развития личности обучаемого в соответствии с их жизненным и профессиональным опытом. При этом цели, результаты процесса обучения становятся внутренними целями обучаемого.
Кроме того, особенностью таких технологий является то, что в них естественно-научные методы изучения социоприродной среды дополняются культурологическими компонентами, что способствует становлению экологической нравственности и этики.
Использование педагогических технологий в образовательном процессе развивает творческие, коммуникативные способности, учит разрабатывать и решать проблемы на основе интегративных знаний, ставит цели, задачи с учетом конкретных условий, проектировать деятельность, проводить анализ, самоанализ, рефлексию. Именно такая деятельность формирует экологическую культуру студентов.
Библиографическая ссылка
Кушникова Г.И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=72 (дата обращения: 15.10.2024).