Организация исследования. Апробация и внедрение результатов по направлению исследования проводились: в ходе служебной деятельности отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики Управления ФСКН РФ по Мурманской области; на базе Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры, школ Мурманской области, Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования.
Результаты исследования. Интеграция АПР с учебно-воспитательным процессом состоит в том, что антинаркотическая профилактика должна быть обязательной составляющей процесса преподавания конкретных учебных дисциплин, а цели антинаркотического воспитания должны быть подчинены целям преподавания учебной дисциплины (в более широком понимании - педагогической деятельности). Для эффективности АПР в целом в образовательном учреждении необходимо максимально использовать потенциал каждой учебной дисциплины для АПР. Информационные технологии АПР в учебно-воспитательном процессе включают три аспекта: информационный аспект - модели интеграции АПР с образовательным процессом, инструментальный - системы компьютерной поддержки (СКП) АПР, социальный - профессионально компетентный педагог как руководящий фактор АПР в процессе преподавания своих учебных дисциплин.
Рассмотрим информационный аспект технологий АПР - модели интеграции АПР с учебно-воспитательным процессом. Пусть D - множество дидактических единиц учебной дисциплины (разделов, тем, элементарных составляющих учебной информации), D1 и D2 - соответственно множество дидактических единиц, отражающих антинаркотическую направленность предметной области (учебной дисциплины) и не отражающих, Р - мощность множества (число элементов в нем). Тогда , а коэффициент антинаркотической направленности предметной области . С учетом временного фактора (времени, отводимого на освоение обучающимися дидактических единиц) взвешенный коэффициент , где ti - время, отводимое на освоение I-й дидактической единицы.
Вместе с тем не каждая учебная дисциплина предполагает наличие дидактических единиц, содержащих антинаркотическую информацию. Поэтому более значимым и распространенным направлением использования учебных дисциплин для АПР является разработка и применение педагогических заданий, связанных с АПР. Например, в рамках обучения информатики можно дать обучающемуся задание «Найти в ресурсах Интернет информацию о вреде наркотиков». Пусть Q - множество педагогических заданий в рамках преподавания учебной дисциплины, QАПР - подмножество заданий, направленных на антинаркотическую профилактику, тогда коэффициент антинаркотической направленности педагогического контроля . С учетом того, что по дидактической направленности задания подразделяют на информационно-теоретические (информационно-аналитические), конструктивного типа, операционального содержания и на моделирование деятельности, то , а доля заданий каждого типа для АПР соответственно , , и .
Следующие индикаторы будут отражать роль научно-методического обеспечения учебной дисциплины (учебной информации) в АПР. Очевидно, что модели учебной информации связаны с моделями предметной области, но не совпадают с ней. Роль педагога - создать учебную и научно-методическую информацию в различных формах и режимах функционирования, соответствующую предметной области. Данные показатели следующие.
К4 - доля текстовой информации антинаркотической направленности: , где V - объем текстовой информации (в п.л. или байтах). К5 - доля статической графической информации (слайдов, рисунков и т.д.) антинаркотической направленности, К6 - доля динамической графической информации (видеоматериала, анимаций, компьютерных игр и т.д.) антинаркотической направленности. К7 - степень адекватности учебной и научно-методической информации антинаркотической направленности целям дидактического процесса, контингенту обучающихся и т.д. Последний показатель определяют методом экспертных оценок по М-балльной шкале.
Обобщенный коэффициент направленности преподавания дисциплины на АПР составит , где в знаменателе - общее число показателей, в числителе - соответственно число показателей в зоне нормы, предупреждения и опасности. Качественный анализ (диагностику состояния АПР в УВП) проводят в соответствии с методикой Шапошниковой Т.Л. и Романова Д.А.
Но учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении включает преподавание множества учебных дисциплин S. Тогда общее множество дидактических единиц и дидактических единиц антинаркотической направленности и , доля единиц антинаркотической направленности во всем учебно-воспитательном процессе , взвешенный коэффициент (с учетом времени) . Аналогично рассчитывают другие обобщенные коэффициенты.
Автором также разработаны методы оценки и диагностики наркоиммунитета обучающихся, а также программные средства их реализации. Очевидно, что коэффициент продвижения наркоиммунитета обучающегося (различие между степенью наркоиммунитета на начальной и завершающей стадии обучения) - критерий эффективности АПР. Кроме того, автором предложена методика SWOT-анализа АПР на уровне преподавания учебной дисциплины и учебно-воспитательного процесса в целом.
Инструментальным аспектом интеграции АПР с учебно-воспитательным процессом являются системы компьютерной поддержи АПР - совокупность программных продуктов и информации в компьютерных формах. Педагогические программные продукты включают в себя: обучающие и обучающе-контролирующие системы, учебно-информационные комплексы, электронные учебники, системы тестирования, моделирующие среды, дидактические компьютерные игры, виртуальные лаборатории и автоматизированные лабораторные практикумы, моделирующие среды и автоматизированное рабочее место педагога. Учебная информация включает в себя: сайты дистанционного обучения, видеоматериалы, презентации, базы данных тестовых заданий.
Доминирующим (руководящим) аспектом интеграции АПР с учебно-воспитательным процессом является педагог, готовый к ведению АПР в условиях информатизации образования. Нами предложена модель готовности педагога к АПР (табл. 1), которая, как видно, тесно связана с моделью социально-профессиональной компетентности, а по сути является ее неотъемлемой частью. Автором также предложена группа критериев оценки деятельности педагога, отражающая АПР в его деятельности. Из таблицы 1 также видно, что когнитивный и ориентировочный компоненты можно объединить в операционный (владение знаниями и умениями как инструментарием АПР).
Таблица 1 - Компоненты готовности к АПР в УВП
№ |
Наимено-вание |
Характеристика компонента |
Составляющие компонента |
1. |
Когнитивный |
Совокупность знаний и умений, необходимых педагогу для постановки и решения задач АПР в профессиональной деятельности |
|
2. |
Мотивационный (ценностный) |
Смысл, который имеет антинаркотическая профилактическая деятельность для конкретного педагога. |
|
3. |
Ориентировочный |
Совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности в знаниях и поиска способов их получения в существующих условиях. |
|
4. |
Технологический (деятельностный, поведенческий) |
Способность к выполнению действий для решения задач АПР в УВП. |
|
Технология применения СКП (систем компьютерной поддержки) АПР в педагогической деятельности включает в себя формирование учебной информации для АПР и ее преобразование в компьютерные формы, отбор программных продуктов из арсенала систем компьютерной поддержки образовательного процесса и планирование их использования в образовательном процессе, оценка усвоенных знаний и коррекция АПР.
Опытно-экспериментальная работа на базе учреждений повышения квалификации педагогических работников подтвердила эффективность применения СКП АПР в педагогической деятельности. Педагогические эксперименты проводились по классической схеме ROXO, где R - рандомизация (формирование) контрольных и экспериментальных групп, O - контроль в процессе эксперимента (на всех стадиях), X - экспериментальный стимул (применение систем компьютерной поддержки АПР для её интеграции с учебно-воспитательным процессом). Педагогический эксперимент № 1 проводился в Краснодарском крае, № 2 - в Мурманской области. Эксперименты носили параллельный характер, т.е. обследуемые контрольных и экспериментальных групп занимались одновременно. Контингент обследуемых - учащиеся общеобразовательных школ старших классов и педагоги, управляющие их учебной деятельностью. Педагогические эксперименты проводились с 2009 по 2011 год (на начальном этапе экспериментов учащиеся перешли в 10 классы, на завершающем - окончили общеобразовательные учреждения).
При обработке результатов педагогических экспериментов был произведен качественный анализ состояния наркоиммунитета школьников контрольных и экспериментальных групп, а также готовности педагогов к АПР в соответствии с методикой Шапошниковой Т.Л. и Романова Д.А. (описана в [4]). На начальном этапе педагогических экспериментов не было достоверных различий (p>5%) между наркоиммунитетом учащихся контрольных и экспериментальных групп (табл. 2) и между готовностью к АПР педагогов контрольных и экспериментальных групп (табл. 3). В таблице 2 отражена доля обучающихся, у которых наркоиммунитет находился в нормальном, функционально-ограниченном и абнормальном состоянии на начальной и завершающей стадиях экспериментов, в таблице 3 - доля педагогов-предметников, у которых готовность к АПР находилась в соответствующих состояниях. Результаты анализа свидетельствуют о большей степени эффективности образовательного процесса в экспериментальных группах, т.к. в экспериментальных группах достоверно (p<5%) выше доля педагогов, перешедших на более высокие качественные уровни готовности к АПР, и доля обучающихся, перешедших на более высокие качественные уровни наркоиммунитета.
Таблица 2 - Результаты качественного анализа наркоиммунитета обучающихся (К - контрольная группа, Э - экспериментальная, Н - начальный этап, З - завершающий)
Параметр, % |
Этап |
Эксперимент |
|||
№ 1 |
№ 2 |
||||
К |
Э |
К |
Э |
||
Wабнормал |
Н |
55 |
60 |
62 |
65 |
З |
15 |
0 |
12 |
0 |
|
Wфункц-огр |
Н |
25 |
22 |
24 |
27 |
З |
50 |
42 |
52 |
44 |
|
Wнормал |
Н |
20 |
18 |
14 |
8 |
З |
35 |
58 |
36 |
56 |
Таблица 3 - Результаты качественного анализа готовности к АПР педагогов
Параметр, % |
Этап |
Эксперимент |
|||
№ 1 |
№ 2 |
||||
К |
Э |
К |
Э |
||
Wабнормал |
Н |
50 |
54 |
57 |
61 |
З |
10 |
0 |
14 |
0 |
|
Wфункц-огр |
Н |
25 |
22 |
20 |
21 |
З |
45 |
34 |
52 |
48 |
|
Wнормал |
Н |
25 |
24 |
23 |
18 |
З |
45 |
66 |
34 |
52 |
В результате педагогических экспериментов выявлена взаимосвязь между направленностью учебно-воспитательного процесса на АПР и приростом социально-профессиональной компетентности педагогов (табл. 7). Например, если направленность образовательного процесса на АПР лежит в диапазоне от 0,64 до 0,8 единиц, то средний прирост социально-профессиональной компетентности педагогов-предметников 1,3 логит (логиты - универсальная единица измерения качественных показателей). Полученные данные можно объяснить тем, что ориентация образовательного процесса на АПР стимулирует педагога на повышение профессиональных знаний и умений (прирост операционного компонента), а также придает большую значимость и смысл педагогическому труду (мотивационный компонент), заставляет искать более эффективные пути педагогического управления (поведенческий компонент).
Подводя итог изложенному выше, следует отметить: применение систем компьютерной поддержки АПР в УВП эффективно как для формирования наркоиммунитета обучающихся, так и для повышения квалификации педагогических работников. Антинаркотическая профилактика становится перманентной и синхронной образовательному процессу, образовательный процесс - интегрированным с АПР, деятельность педагогов - ориентированной на антинаркотическое воспитание обучающихся.
Рецензенты
- Черных Анатолий Иосифович, доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар.
- Шапошникова Татьяна Леонидовна, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, профессор, заведующая кафедрой физики ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодар.
Библиографическая ссылка
Лялюк А.В. КОМПЬЮТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА АНТИНАРКОТИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7197 (дата обращения: 08.12.2024).