Решение данных задач требует активного развития регионального инфраструктурного комплекса розничной торговли. В значительной мере эффективность управления розничным торговым предприятием зависит от степени внедрения новых логистических подходов и целесообразности построения логистических систем розничных предприятий.
Логистическая система представляет собой более широкую категорию, охватывающую сферу производства и сферу обращения материальных ресурсов, управление материальными и сопутствующими им потоками и направленную на оптимизацию логистических функций и операций, обеспечивая повышение эффективность организации и управления торгового процесса.
Исследование логистических систем розничных торговых предприятий в современных условиях рынка приобретает особую актуальность и значимость, поскольку в настоящее время их положение характеризуется динамичностью, усложнением механизма формирования и развития, появлением новых факторов, оказывающих существенное и противоречивое воздействие.
По своим масштабам и значимости интеграционное исследование логистических систем относится к стратегическому анализу, который подразумевает необходимость изучения основных тенденций факторов внешней и внутренней среды, влияющих на развитие логистической системы, оценку макроструктурных сдвигов, экономической эффективности товарно-денежных отношений и других закономерностей рынка.
Исследование видов логистической системы на микро- и макроуровне является достаточно перспективным исследовательским направлением, позволяющим изучать определенные специфические особенности каждого элемента логистической системы.
Разделение логистических систем подразумевает их деление на две основные категории, которые характеризуются масштабом распространения: макро- и микрологистические системы.
При этом под макрологистической системой следует понимать, по нашему мнению, общность логистических систем, обеспечивающих рациональную организацию движения экономических потоков с целью наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей в качественной продукции, своевременном выполнении заказов, логистическом сервисе.
Наиболее полную, по нашему мнению, классификацию логистических систем предлагает В.И. Сергеев [7], выделяя макрологистическую систему по степени глобализации (государственные, межгосударственные, трансконтинентальные), выделение по административно-территориальному признаку (районные, межрайонные, городские, региональные, областные, межрегиональные, республиканские, межреспубликанские) и по объективно-функциональному признаку (группы предприятий, ведомственные, отраслевые, межотраслевые, межведомственные, торговые, военные, институционные, транспортные).
В соответствии с представленной классификацией макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру города, региона или страны.
Логистическая интеграция производства, дистрибьюторов, дилеров и других сфер хозяйственной деятельности, где циркулируют экономические потоки, прослеживается в классификации макрологистических систем авторов А.П. Долгова и С.А. Уварова [3]. Причем важным критерием в предложенной А.П. Долговым и С.А. Уваровым классификации является использование в системе логистического канала и цепи. Логистическая цепь системы связывает выстраиваемое множество физических и юридических лиц, реализующих доведение материального потока от одного звена макрологистической системы до другого или до розничного покупателя.
В самом общем случае речь идет об интеграции производителя, посредников, перевозчиков и потребителя. Таким образом, в зависимости от вида логистических цепей макрологистические системы подразделяются на системы с прямыми связями, гибкие и эшелонированные.
Аналогичную классификацию макрологистических систем предлагает А.М. Гаджинский [2], выделяя также только один признак классификации.
Очевидно, что выделение макрологистических систем по одному критерию не отражает всю полноту макросреды, которая оказывает влияние как на предприятие, так и на микрологистическую систему предприятия, так как не берутся во внимание, во-первых, масштаб деятельности, а во-вторых - сфера действия логистической системы.
Самым большим разнообразием отличаются классификационные признаки, сформулированные В.Н. Стахановым [8]. Автор предлагает более развернутое понимание функциональной сферы логистической системы в организации и оптимизации процессов распределения продукции.
Необходимость формирования логистической системы розничного торгового предприятия определяется двумя обстоятельствами: во-первых - управление повышения эффективности экономического потока; во-вторых - рыночные условия хозяйствования определяются в качестве самостоятельного объекта управления эффективностью формирования и использования капитала.
В связи с этим можно назвать несколько классификационных признаков, по которым различаются макрологистические системы: по виду экономического потока (системы материальных, финансовых и информационных потоков); по стадиям воспроизводственного процесса (системы закупочной, производственной и распределительной логистики); по фазам кругооборота капитала (системы предпринимательской и коммерческой логистики); по географии охвата (локальные, региональные, национальные и международные); по степени автоматизации (простые и автоматизированные); по способу организации (прямые, эшелонированные и гибкие); по назначению (специализированные и интегральные); по форме представления (физические и абстрактные) [8].
В данном исследовании мы не считаем необходимым уточнение классификации макрологистической системы, поскольку считаем ее достаточно обоснованной, и исследуем вопросы логистической системы на микроуровне. Естественным при этом является вопрос модели взаимоотношения микро- и макроуровня.
Вопросы формирования логистической системы розничного предприятия, являющегося, по нашему мнению, микрологистической системой, требуют уточнения определения «микрологистическая система».
Микрологистическая система - это совокупность структурных элементов предприятия, взаимосвязанных между собой и с внешней средой и осуществляющих тотальное управление логистическими бизнес-процессами с целью обеспечения эффективного функционирования предприятия.
По своей сути розничное предприятие представляет сложную совокупность структурных элементов (подсистем), связанных между собой осуществлением комплекса логистических операций и логистических функций. В связи с этим было бы справедливо рассмотреть имеющиеся в литературе виды микрологистических систем, а также расширить и уточнить состав логистических подсистем розничного предприятия.
Микрологистическая система формируется в соответствии с миссией, стратегией развития предприятия и оптимизирует как глобальные бизнес-процессы предприятия, так и локальные процессы отдельных звеньев логистической системы.
Некоторые авторы [1; 4; 6] выделяют три вида микрологистических систем, а именно: внутренние (внутрипроизводственные), внешние и интегрированные логистические системы.
Следует отметить особую важность выделения интегрированной системы, границы которой размыты, т.к. она координирует внутренние и внешние операции по планированию, производству, сбыту и снабжению, транспортировке и складированию. В связи с этим внутрипроизводственные и внешние системы часто рассматривают как подсистемы интегрированной микрологистической системы.
Интегрированные системы позволяют в наибольшей степени реализовать концепцию логистической интеграции, для осуществления которой существуют определенные предпосылки, выделенные О.Б. Кацубой [5], а именно:
- во-первых, наличие разделяемой всеми участниками логистической цепи общесистемной цели - реализация социальной миссии;
- во-вторых, наличие определенной степени организации экономического потока;
- в-третьих, наличие устойчивых хозяйственных взаимосвязей участников логистической цепи;
- в-четвертых, наличие стремления у всех участников логистической цепи к поиску и установлению компромисса.
Общая схема микрологистической системы розничного предприятия, предложенная А.В. Петровой, в качестве подсистем выделяет: закупку, транспортировку, складирование, производство, реализацию [9].
В предложенной А.В. Петровой схеме микрологистической системы розничного предприятия важным является то, что в настоящее время многие продовольственные розничные предприятия, помимо основных подсистем, имеют собственные производственные подразделения. Таким образом, в логистической системе розничного предприятия, с одной стороны, материальный поток включает товары, закупленные у поставщиков для перепродажи, с другой - сырье и материалы, необходимые для производства собственной продукции и их дальнейшей реализации [9].
Материальные потоки на розничных торговых предприятиях имеют производственные подразделения значительно более сложные, включающие товары, закупленные у поставщиков для перепродажи, сырье и материалы, необходимые для производства собственной продукции и дальнейшей их реализации.
Ввиду этого введение дополнительного звена (производство) в логистическую систему розничного торгового предприятия, с одной стороны, усложняет управление материальным потоком, с другой - повышает конкурентоспособность торгового предприятия.
По нашему мнению, рассмотренные виды микрологистической системы, предложенные А.В. Петровой, не противоречат выделению системы на внешние, внутренние и интеграционные, вносят значительный вклад в понимание сущности логистической системы розничного предприятия. Уточнение классификации микрологистической системы необходимо применительно к розничному предприятию, выделяя как основу классификацию авторов Н.Ф. Жемалдиновой и В.И. Сергеева, дополнив ее состав подсистемами А.В. Петровой, откорректированными в соответствии с целью настоящего исследования.
Нами предлагается включить в интегрированную подсистему следующие составляющие: логистический менеджмент, оперативно-функциональную структуру (таблица 1).
Таблица 1 - Уточненный состав видов микрологистической системы розничного предприятия
Виды МЛС |
Элементы МЛС |
Задачи, решаемые МЛС |
Внешние |
Снабжение |
|
Распределение |
|
|
Транспорти-ровка |
|
|
Внутренние |
Производство |
|
Складирование |
|
|
Транспортировка |
|
|
Интегриро-ванные |
Логистический менеджмент |
|
Оперативно-функциональная структура |
|
Определение места логистического менеджмента в организации управления розничным предприятием и определение границ координации с другими звеньями логистической системы является актуальным при эффективном формировании современных микрологистических систем розничного торгового предприятия. Логистический менеджмент позволяет получить синергетический эффект основных управленческих функций для достижения целей формируемой микрологистической системой.
Кроме того, логистический менеджмент напрямую воздействует на минимизацию совокупных логистических издержек. Значительно учитываются при этом: интегральное влияние на цену готовой продукции, физическое распределение в смысле замены одних логистических затрат на другие (складирование на транспортировку), объединение нескольких видов логистических затрат в одном звене микрологистической системы для их снижения.
Основное назначение логистического менеджмента в структуре микрологистической системы розничного предприятия заключается в обеспечении высокой конкурентоспособности предприятия на рынке за счет интеграции звеньев микрологистической системы и оптимизации межорганизационных взаимоотношений с элементами макрологистической системы.
Эффективное управление экономическими потоками в логистической системе является сложной задачей, требующей высокого уровня управления. Центральным местом в структуре управления микрологистической системой оперативно-функционального звена является централизованное управление информационными потоками, что обеспечивает высокую синхронизацию материального и информационного потоков, сокращение времени прохождения информационного потока, контроль и анализ информационного потока в режиме реального времени.
При анализе подходов и принципов построения логистической системы использован интеграционный и управленческий подход при уточнении микрологистической системы розничного предприятия, являющийся достаточно перспективным исследовательским направлением, позволяющим учитывать определенные специфические особенности каждого элемента логистической системы розничного предприятия.
Характерной особенностью каждого элемента микрологистической системы розничного предприятия (таблица 1) является то, что задачи, решаемые элементами системы, не имеют четких границ, т.е. координируют и интегрируют между указанными элементами логистической системы.
В предлагаемой классификации сформулированы задачи каждого элемента системы на основе принципов формирования логистической системы розничного предприятия. Оперативная вертикальная и горизонтальная интеграция достигается за счет структурной, информационной, материальной, технической совместимости элементов уточненной микрологистической системы розничного предприятия.
Рецензенты
- Лысенко Юлия Валентиновна, д.э.н., профессор кафедры «Экономика и управление на предприятии» ФГБОУ ВПО «Челябинский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета», г. Челябинск.
- Попова Елена Александровна, д.э.н., профессор кафедры «Финансы, бухгалтерский учет и аудит» ФГБОУ ВПО «Челябинский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета», г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Бухтиярова Т.И., Федорова Е.В. ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7170 (дата обращения: 09.12.2024).