Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНЫХ МАРИ

Байдимиров Д.А. 1
1 Культурно-исторический комплекс Царевококшайский Кремль
Обряды жизненного цикла в повседневной сфере жизнедеятельности марийской сельской семьи в процессе социализации личности играли важную роль в традиционной культуре. Вследствие культурной глобализации многие обычаи и обряды в сфере повседневности претерпевают изменения или упрощаются, вследствие, утрачивается их первостепенная роль. Во все времена основным институтом социализации являлась и является семья, далее группа сверстников, школа. Немало важную роль занимают средства массовой информации. В современном обществе традиционный свадебный обряд уходит в далекое прошлое. В конце XX века в деревнях еще можно было увидеть традиционную марийскую свадьбу (кугу сÿан), сейчас это редкость. Свадьба является «срединным» обрядом перехода, ритуальным оформлением перехода молодых людей в новый социальный статус.
социализация
обряд
повседневность
семья
свадебный обряд
1. Марийцы. Историко-этнографические очерки. Коллективная монография. - Йошкар-Ола : МарНИИЯЛИ, 2005. - 336 с.
2. Мендиаров Г.О. О черемисах Уфимской губернии // Этнографическое обозрение. - 1894. -№ 2-3.
3. Смирнов И.Н. Черемисы (историко-этнографический очерк) // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - Казань, 1888.
4. Тойдыбекова Л.С. Марийская языческая вера и этническое самосознание. - Йоенсуу, 1997.
5. Троицкая Н. Черемисы Арбанской волости Царевококшайского уезда // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. - Казань, 1893. - Т. XI. - Вып. -1.
В современном обществе традиционный свадебный обряд уходит в далекое прошлое. В конце XX века в деревнях еще можно было увидеть традиционную марийскую свадьбу (кугу сÿан), сейчас это редкость. Свадьба является «срединным» обрядом перехода, ритуальным оформлением перехода молодых людей в новый социальный статус.

Обряд перехода призван восстановить нарушенное равновесие, нейтрализовать опасность перехода, связанную с временной открытостью двух границ. Обряд рассматривается с точки зрения «мира фактов» (действия участников обряда) и «мира знаков» (магически-символического действия).

Традиционный свадебный обряд как переходный содержит три четко разделяемые фазы:

  • первая фаза: выделение из коллектива юношей и девушек (ей соответствует досвадебный период);
  • вторая фаза: пограничный период (пребывание в неосвоенной территории) - сама свадьба;
  • третья фаза: введение в новый коллектив (семейно-родовой коллектив мужа, изменение статуса), закрытие границ (послесвадебный период).

Традиционный свадебный обряд рассматривается с точки зрения текста культуры. Текст культуры включает в себя обрядовые действия участников свадьбы и результаты этого действия (культурные установки, соответствующие обряду).

Обряд сватовства как магическое символическое действие в традиционной свадьбе раскрывается в следующих действиях: выбор пары был составной частью зимних, весенне-летних молодежных гуляний; смотрины (ÿдыр ончымаш); сватовство (тулартымаш); договор (келшымаш); подготовка к свадьбе.

Самое подходящее время для выбора пары - это народные праздники и гулянья. Особо любимым праздником для молодежи в зимнее время были Шорыкйол пайрем, где во время праздника шло знакомство молодых. На этот праздник специально подыскивали дом (Шорыкйол пöрт), где они играли, веселилась, устраивали молодежные гулянья. На эти игры, проводимые в отдельно выбираемом доме, впускали за символическую плату (деньги, угощения). Во время обрядовых игр происходило знакомство молодых людей, участники обряда присматривались друг к другу. Другой праздник, где молодые могли найти себе вторую половину, - это Ӱарня пайрем (Масленица), когда проводился обряд приглашения на катания (юноши приглашали девушек прокатиться на санях).

На смотрины (ÿдыр ончымаш) приезжал отец жениха со сватом или свахой. Приехавшие на смотрины не сразу шли в дом невесты. Они останавливались у того человека, кто пригласил их на смотрины. Хозяин или хозяйка шли сообщить новость о гостях и получить разрешение прийти к родителям девушки. После получения согласия гости шли в дом невесты. Зайдя в дом, сваты в иносказательной форме сообщали цель своего визита. На смотринах пришедшие обращали внимание на гостеприимство, трудолюбие, характер, послушание девушки. После смотрин родители договаривались о дне сватовства.

Обычно сватать ходят родители жениха, жених, сват или сваха. Время проведения сватовства смотрели по луне. При убывающей луне нельзя было идти сватать, благоприятными считались дни полнолуния или новолуние. Современный обряд сватовства сохранил многие традиционные ритуалы. Так же как и прежде, сваты, взяв гостинцы - каравай хлеба (тичмаш кинде), пироги, вино, приходят в дом невесты. Придя в дом невесты, сваты начинали свою речь образно: «Мемнан тунана йомын, тендан деке пурен огыл?..» («У нас телочка пропала, не у вас ли она?»). Эти слова в современном обряде сватовства - дань традиции, но прежде имели смысловое значение. Нельзя было говорить о сути того, что происходит, ведь это могло нарушить порядок обряда. В это время сваты ставили на стол принесенные угощения. Первыми угощали родителей невесты, а затем саму невесту. В знак согласия выйти замуж, невеста должна была пригубить вино из стакана. После получения согласия невесты родители жениха приглашали родственников невесты на угощение.

При сватовстве также шел разговор о выкупе («калым») со стороны жениха, о приданом невесты и о подарках, которые невеста должна была приготовить для родни жениха. Обычай дарить одежду (тувыр чиктымаш) сохранился и в настоящее время. Приглашенные на свадьбу гости оценивали подарки, приготовленные невестой родным жениха.

В современной действительности свадебный обряд претерпел большие изменения, сватовство стало формальным явлением. Обряд сватовства заменяется предсвадебным договором. Но до сих пор в народе стараются следить за последовательностью всего обряда, так как от этого зависит будущая жизнь и благополучие молодых.

После сватовства семьи жениха и невесты начинали подготовку к свадьбе. Близкие жениха участвовали в сборе средств (калым). В семье невесты шла подготовка приданого и подарков для родственников жениха.

В современном свадебном обряде за день или два до свадьбы жених забирает невесту, непосредственно заплатив калым (олно) родителям, и привозит к посаженным родителям (пуртымо ава, пуртымо ача). Раньше невесту привозили за две-три недели. В доме у посаженных родителей шло последнее приготовление к свадьбе, невеста помогала по хозяйству. В день свадьбы невесте назначали помощницу из родственников посаженных родителей (ончылно шогышо - впереди стоящая).

Если в четверг невесту привозили к посаженным родителям, то саму свадьбу начинали в пятницу. Казанский профессор Н. Троицкая подчеркивала, что в день свадьбы с утра жених сначала моется в бане, идет с плетью приглашать всех родственников, соседей со следующими словами: «Сӱаным ышташ полшаш толза» («Приходите помогать свадьбу играть») [5, с. 72]. Заранее до дня свадьбы назначают сопровождающих свадебный поезд (сӱан вате, сӱан марий). Выбирают главных свадебного поезда - супружескую пару (сӱан вуй - карт вате, карт кугыза). Выбирают двух помощников для жениха - дружку (савуш) и старшего зятя (кугывеҥе). В роли дружки (савуш) назначают младшего брата или близкого родственника. А в роли старшего зятя (кугывеҥе) мог стать старший брат или кто-то из друзей. Как отмечал казанский профессор Смирнов И.Н., всматриваясь в роль (кугывеҥе), мы видим, что он во всем брачном обряде пользуется правами жениха и носит вместе с ним одно имя - зять (веҥе), с приставкой (кугу), которая в полнее соответствует его роли [3, с. 101]. Никакая свадьба не обходилась без музыкантов (шӱвырзö - волынщик и тӱмырзö - барабанщик) и молодых поезжан, которые должны были беспрестанно петь и плясать [1, с. 162].

В назначенное время собираются гости. Всех участников свадебного поезда усаживают за стол. Отец жениха благословляет всех участников поезда. Главный свадебного поезда (сӱан вуй) берет на себя все полномочия, читает молитвенные слова, обойдя свадебный стол три раза с завернутым в платок хлыстом, передает руководство над свадебным поездом дружке (савушу). Ударив его три раза хлыстом по спине, главный свадебного поезда наказывает ему, чтобы он смотрел за всеми участниками свадебного поезда и с честью провел весь свадебный обряд. После чего все выходят из дома жениха и направляются к своим транспортным средствам.

В это время проходят девичьи посиделки (ӱдыр модыш) в специально выбранном для этого доме. А на современной свадьбе девичьи посиделки проходят в клубе.

Свадебный поезд направляется в дом посаженных родителей. Главный свадебного поезда (сӱан вуй), дружка (савуш) и старший зять (кугывеҥе) три раза заходят за разрешением в дом посаженных. На третий раз все гости заходят в дом. А за столом все места заняты родственниками посаженных родителей. Существует обычай выкупа мест за столом. Приехавшие гости должны спеть каждому песню, угостив вином или водкой. Выкупив места, гости рассаживается по местам.

Жених, дружка и старший зять в это время два раза посещают девичьи посиделки (ӱдыр модыш). Приехав на третий раз, со всей свадебной свитой забирают невесту с посиделок обратно в дом посаженных родителей. Жених и невеста одаривают посаженных родителей, надевают на них рубашки. После благословения посаженными родителями свадебный поезд направляется в дом жениха. Савуш и кугывеҥе забирают сундук и вещи невесты. Прежде чем забрать сундук, необходимо заплатить выкуп. Детишки сидят на сундуке, просят выкуп за приданое, получив долгожданный выкуп, уносят приданое. И только после этого свадебный поезд уезжает. В это время жители деревни перекрывают улицы, просят в знак уважения самогон или водку.

Приехав к дому жениха, савуш просит разрешения войти. Перед тем как ступить, невесте и жениху под ноги укладывают подушку. Пред ними, подметая дорожку, проходят савуш и ончылно шогышо. У порога дома с караваем хлеба с квасом встречают отец и мать жениха. Попробовав хлеб с квасом, жених с невестой проходят в дом. Прежде чем вступить в дом, невеста на порог кладет серебряные монеты. Гости усаживаются за стол. Жениха и невесту усаживают на подушку.

Отец и мать жениха благословляют новобрачных, а невеста одаривает их подарками (тувырым чикта - дарит одежду). По очереди подходят самые близкие родственники, им тоже вручают подарки. А для гостей свадебного поезда (сӱан вате, сӱанмарий) невеста вручает платки и полотенца. Как отмечает Смирнов И.Н., одаривая подарками, невеста приобретает имущественные права в семье жениха. Признание имущественных прав видно далее в стремлении вознаградить ее за подарки. [3, с. 110].

После всех церемоний невесту и жениха отправляют в кладовку, туда их провожают подружка (ончылно шогышо) и дружка (савуш). Проводив до дверей кладовки, дружка дает наказ жениху с невестой: «Коктын возын - кумытын кынелза» («Ложась вдвоем - встаньте втроем»).

Важными моментами традиционной марийской свадьбы были следующие обряды: «брачная ночь», «открытие дороги к воде», «первые блины», «разрубание дверного порога» [4, с. 290]. На следующий день с рассветом невестка и подружка (ончылно шогышо) идут к роднику за водой. Невестка выкупает у родника воды, кинув серебряные монеты. Возвращаясь обратно домой с полными ведрами, невестка не должна пролить ни капельки воды. Существует примета: если прольешь воду - это не к добру. Придя в дом, затапливают баню. Помывшись в бане, начинают печь блины и готовить угощение на стол. Ближе к обеду начинают собираться гости, посмотреть на гостеприимство невестки. После застолья близкие родственники приглашают к себе в гости. Обойдя всех родственников, часам к трем-четырем провожают приехавших гостей (почеш толшо) со стороны невесты.

Итак, все магически-символические действия, сопровождавшие свадебный период в традиционной и современной свадьбе, были направлены на успешный ход свадебного процесса. Эти обрядовые действия были направлены на восстановление нарушенного равновесия, нейтрализацию опасности перехода из одного социального статуса в другой, связанной с временной открытостью двух границ. Символическое значение обрядов - это подготовка к созданию «нового мира» - мира новой семьи.

Рецензенты:

  • Шкалина Г.Е. д. культурологии, профессор, зав. кафедрой культуры и искусств, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Павлова А.Н. д. ист.н., профессор кафедры социально-культурных технологий, ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Байдимиров Д.А. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ВОСТОЧНЫХ МАРИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7146 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674