При разработке данной методики мы исходили из того, что стрессоустойчивость необходимо рассматривать по отношению к воздействию различных источников стресса, к каждому из которых устойчивость личности может быть выше или ниже. При этом общий уровень устойчивости к стрессу определяется интегративной оценкой сопротивляемости к данной совокупности источников стресса [4].
Методика разрабатывалась в соответствии со стандартом, общей схемой процесса разработки и проверки психометрических данных психодиагностических методик [2; 5].
Целью методики является исследование устойчивости к стрессу и его источникам.
Все процедуры, связанные с разработкой методики, проводились на студентах вузов гуманитарных специальностей. Соответственно контингентом испытуемых являются студенты вузов гуманитарных специальностей. Область применения методики - проведение прикладных исследований и психокоррекция стрессоустойчивости студентов.
По утверждению теоретической модели методики стресс вызывают те явления и события, которые на основании субъективной оценки интерпретируются личностью как угроза, ущерб или вызов [7; 8]. Данная оценка является стрессогенной. Все многообразие потенциальных источников стресса может быть сведено к трем переменным: сам человек, другие люди и характеристики окружающего мира [6]. Если им дается стрессогенная оценка, то возникает стресс, а оцениваемый объект выступает в качестве источника стресса. Напротив, устойчивость к стрессу проявляется нестрессогенной (толерантной или позитивной) оценкой личностью себя, других людей и окружающего мира в целом.
Содержание методики представлено оценочными суждениями испытуемого по отношению к себе, другим людям и окружающему миру в целом. В свою очередь феномен стрессоустойчивости в методике рассматривается через стрессогенную - нестрессогенную оценку испытуемым себя, других людей и окружающего мира.
Количество шкал
1. Шкала «Я сам» (стрессогенная - нестрессогенная оценка собственной личности).
2. Шкала «Другие люди» (стрессогенная - нестрессогенная оценка других людей).
3. Шкала «Мир вокруг» (стрессогенная - нестрессогенная оценка окружающего мира).
0. Общая шкала (общий уровень устойчивости к стрессу).
Формат пунктов: 5-балльные биполярные вербально-числовые шкалы Лайкерта.
Формулирование пунктов методики заключалось в подборе противоположных по значению пар слов, отражающих стрессогенную - нестрессогенную оценку изучаемых переменных. Для каждой шкалы было сформулировано по 36 таких пар таких слов.
Отбор пунктов проводился на выборке из 100 испытуемых путем изучения корреляции каждого пункта с общим баллом по шкалам. Были отсеяны те пункты, которые показали низкую или отрицательную корреляцию с общим баллом. В итоге для каждой шкалы было отобрано по 14 пунктов, из которых затем была осуществлена сборка теста.
Проверка внутренней согласованности и дискриминативности шкал осуществлялась на выборке из 100 испытуемых. Оценка внутренней согласованности осуществлялась при помощи обобщенной формулы Спирмена-Брауна или стандартизированной оценки альфы, оценка дискриминативности - с помощью коэффициента Фергюсона [2; 5].
Коэффициенты внутренней согласованности составили: 0,87 для шкалы «Я сам», 0,89 для шкалы «Другие люди», 0,88 для шкалы «Мир вокруг» и 0,94 для общей шкалы. Коэффициенты дискриминативности для каждой из шкал составили 0,98. Коэффициенты согласованности шкал с общим результатом по тесту составили: 0,72 для шкалы «Я сам», 0,83 для шкалы «Другие люди» и 0,83 для шкалы «Мир вокруг».
Надежность методики, как уже было отмечено выше, изучалась на выборке из 100 испытуемых методом оценки внутренней согласованности.
Валидность методики изучалась путем оценки связей ее результатов с данными других методик по Пирсону на выборке из 150 испытуемых (таблица 1).
Таблица 1 - Корреляции между шкалами устойчивости к стрессу и другими методиками
Шкалы устойчивости к стрессу |
Методики валидизации |
||||
ШПС |
ШУУЖ |
ШУОП |
C 16PF |
H 16PF |
|
Я сам |
0,321 |
0,32 |
0,35 |
0,57 |
0,61 |
Другие люди |
0,4 |
0,32 |
0,44 |
0,61 |
0,59 |
Мир вокруг |
0,36 |
0,33 |
0,34 |
0,6 |
0,59 |
Общая шкала |
0,45 |
0,4 |
0,47 |
0,74 |
0,74 |
ШПС - шкала психосоциального стресса;
ШУУЖ - шкала удовлетворенности условиями жизни;
ШУОП - шкала удовлетворения основных жизненных потребностей;
1 - все связи значимы при p ≤ 0,001.
Для проверки валидности использовались две группы методик.
В первую группу вошли методики, предназначенные для изучения сходного конструкта, т.е. стрессоустойчивости личности. С этой целью были использованы шкала C (эмоциональная устойчивость - неустойчивость) и шкала H (стрессоустойчивость - неустойчивость поведения в стрессовых ситуациях) опросника 16PF (версия А) [1].
Вторую группу составили методики, направленные на изучение переменных, которые могли выступить в качестве внешнего критерия по отношению к переменным, изучаемым с помощью разрабатываемой методики. Были использованы шкала психосоциального стресса Л. Ридера, шкала удовлетворенности условиями жизни и шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей [3]. Шкала Л. Ридера оценивает подверженность человека стрессу со стороны психосоциальных факторов. Две другие шкалы оценивают, насколько человек удовлетворен различными сторонами и аспектами своей жизни (дом, семья, работа и т.п.). Те аспекты и стороны жизни, которыми человек не удовлетворен, вызывают психоэмоциональное напряжение и являются для него источником стресса.
Как видно из таблицы 1, разрабатываемая методика обнаружила приемлемые связи с показателями по методикам валидизации.
Стандартизация методики проводилась на выборке из 150 испытуемых, студентов вуза гуманитарных специальностей. Выборка стандартизации состояла из 30 мужчин и 120 женщин. Возраст - от 18 до 35 лет, средний возраст - 23,4 года. Испытуемые проходят обучение по трем специальностям: психология, реклама и управление персоналом.
Были получены следующие параметры распределения первичных оценок по шкалам.
1. Шкала «Я сам»: А (асимметрия) = -0,43, Е (эксцесс) = -0,41 (A и E не превышают критических для n = 150), М (среднее) = 50,11, σ (стандартное отклонение) = 10,42.
2. Шкала «Другие люди»: А = -0,38, Е = 0,08, М = 46,63, σ = 10,88.
3. Шкала «Мир вокруг»: А = -0,19, Е = -0,61, М = 46,69, σ = 11,18.
0. Общая шкала: А = -0,34, Е = 0,06, М = 143,43, σ = 26,12.
Сырые баллы по шкалам переводятся в шкалу станайнов, которая может принимать значения от 1 до 9 баллов, M = 5, σ = 2 (таблица 2).
Таблица 2 - Таблица перевода сырых баллов в шкалу станайнов
Станайны |
Сырые баллы по шкалам |
|||
Я сам |
Другие люди |
Мир вокруг |
Общая |
|
1 |
До 31 |
До 27 |
До 27 |
До 97 |
2 |
32 - 37 |
28 - 33 |
28 - 32 |
98 - 110 |
3 |
38 - 42 |
34 - 38 |
33 - 38 |
111 - 123 |
4 |
43 - 47 |
39 - 43 |
39 - 43 |
124 - 136 |
5 |
48 - 52 |
44 - 49 |
44 - 49 |
137 - 149 |
6 |
53 - 57 |
50 - 54 |
50 - 55 |
150 - 163 |
7 |
58 - 63 |
55 - 60 |
56 - 60 |
164 - 176 |
8 |
64 - 68 |
61 - 65 |
61 - 66 |
177 - 189 |
9 |
69 и выше |
66 и выше |
67 и выше |
190 и выше |
Процедура тестирования по методике алгоритмизирована и сводится к зачитыванию инструкции, раздаче испытуемым текстов методики с продублированной на них инструкцией, сбору заполненных текстов, обработке и интерпретации результатов. Формализация процедуры позволяет использовать методику индивидуально и в группе.
Время на тестирование. Время, необходимое для индивидуального тестирования, составляет 10-15 минут, для группового тестирования - 15-20 минут.
Ограничения применения методики: умственно отсталые испытуемые, экспертные ситуации (профотбор и т.п.).
Обработка результатов состоит в подсчете баллов вначале по каждой шкале в отдельности путем суммирования первичных баллов по составляющим ее пунктам, затем - по общей шкале путем суммирования результатов по всем трем шкалам. Оценки по каждому пункту шкалы пересчитываются в первичные баллы от 1 до 5. При этом для «прямых» пунктов пересчет производится слева направо, для «обратных» пунктов - справа налево. «Прямыми» являются все четные пункты шкал, «обратными» - все нечетные пункты шкал.
Пример подсчета первичных оценок для «прямого» пункта:
«другие люди: агрессивные 2 1 0 1 2 миролюбивые»;
первичный балл: 1 2 3 4 5.
Пример подсчета первичных оценок для «обратного» пункта:
«я сам: волевой 2 1 0 1 2 слабохарактерный»;
первичный балл: 5 4 3 2 1.
По шкалам «Я сам», «Другие люди» и «Мир вокруг» испытуемый может набрать от 14 до 70 первичных баллов. По общей шкале - от 42 до 210 первичных баллов. Завершает обработку пересчет первичных баллов в стандартные показатели (таблица 2).
Интерпретация полученных результатов сводится к выделению высоких и низких значений по шкалам. Для каждой шкалы предусмотрены три диапазона значений:
- низкие: 1-3 станайна;
- средние: 4-5 станайнов;
- высокие: 6-9 станайнов.
При интерпретации вначале отмечается, по отношению к каким источникам стресса у испытуемого высокая и низкая устойчивость. После этого делается вывод об общем уровне стрессоустойчивости. Чем выше балл, тем выше устойчивость к стрессу и его источникам.
Инструкция к методике: «Вам предлагается оценить, как Вы воспринимаете окружающих людей, себя самого и окружающий мир с помощью ряда полярных признаков. Для этого Вам нужно в каждой паре выбрать только одну из характеристик, которая наиболее точно соответствует Вашему мнению, и обвести кружком ту цифру, которая соответствует степени выраженности данной характеристики».
Текст методики
Я сам:
- Инициативный 2 1 0 1 2 Безынициативный.
- Вялый 2 1 0 1 2 Энергичный.
- Независимый 2 1 0 1 2 Зависимый.
- Замкнутый 2 1 0 1 2 Общительный.
- Трудолюбивый 2 1 0 1 2 Ленивый.
- Недоволен собой 2 1 0 1 2 Доволен собой.
- Решительный 2 1 0 1 2 Нерешительный.
- Несчастливый 2 1 0 1 2 Счастливый.
- Уверенный 2 1 0 1 2 Неуверенный.
- Неуспешный 2 1 0 1 2 Успешный.
- Неодинокий 2 1 0 1 2 Одинокий.
- Робкий 2 1 0 1 2 Смелый.
- Волевой 2 1 0 1 2 Слабохарактерный.
- Тревожный 2 1 0 1 2 Спокойный.
Другие люди:
- Миролюбивые 2 1 0 1 2 Агрессивные.
- Безответственные 2 1 0 1 2 Ответственные.
- Тактичные 2 1 0 1 2 Бестактные.
- Двуличные 2 1 0 1 2 Искренние.
- Добрые 2 1 0 1 2 Злые.
- Корыстные 2 1 0 1 2 Бескорыстные.
- Заслуживают доверие 2 1 0 1 2 Не заслуживают доверия.
- Ненадежные 2 1 0 1 2 Надежные.
- Справедливые 2 1 0 1 2 Несправедливые.
- Нетерпимые 2 1 0 1 2 Терпимые.
- Честные 2 1 0 1 2 Нечестные.
- Опасные 2 1 0 1 2 Неопасные.
- Принимающие 2 1 0 1 2 Отвергающие.
- Черствые 2 1 0 1 2 Чуткие.
Мир вокруг:
- Гармоничный 2 1 0 1 2 Беспорядочный.
- Грязный 2 1 0 1 2 Чистый.
- Правдивый 2 1 0 1 2 Лживый.
- Мрачный 2 1 0 1 2 Светлый.
- Позитивный 2 1 0 1 2 Негативный.
- Ненадежный 2 1 0 1 2 Надежный.
- Понятный 2 1 0 1 2 Непонятный.
- Несвободный 2 1 0 1 2 Свободный.
- Справедливый 2 1 0 1 2 Несправедливый.
- Нестабильный 2 1 0 1 2 Стабильный.
- Безопасный 2 1 0 1 2 Опасный.
- Отвергающий 2 1 0 1 2 Принимающий.
- Помогающий 2 1 0 1 2 Препятствующий.
- Угрожающий 2 1 0 1 2 Дружелюбный.
Методике присвоено название «Шкала устойчивости к источникам стресса» (ШУИС).
Рецензенты
- Бусыгина Инна Сергеевна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой управления персоналом НОУ ВПО «Гуманитарный университет», г. Екатеринбург.
- Зотова Ольга Юрьевна, доктор психологических наук, доцент, заместитель декана по развитию факультета социальной психологии НОУ ВПО «Гуманитарный университет», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Распопин Е.В., Распопин Е.В. ШКАЛА УСТОЙЧИВОСТИ К ИСТОЧНИКАМ СТРЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7139 (дата обращения: 04.12.2024).