Интернет-сообщества представляют собой виртуальную среду взаимодействия групп людей, обладающих общностью интересов и осуществляющих совместную деятельность посредством системы интернет-коммуникаций, обеспечиваемых службами сети Интернет. Они структурируются благодаря активности составляющих ее субъектов, их субъектным качествам - самосознанию, целеполаганию, ценностям, мотивам, установкам, представляя собой автономные, саморегулирующиеся системы. Доступность Интернета, привлекательность интернет-сообществ для молодежи в настоящее время порождает проблемы информационно-коммуникативного поведения в интернет-сообществах, требующие своего осмысления.
Под информационно-коммуникативным поведением молодежи в интернет-сообществах понимаются осознанные и неосознанные действия молодых людей как участников интернет-сообществ, являющиеся следствием реализации их потребностей, интересов и функциональных ролей, ориентированных на адаптацию и реализацию своего личностного потенциала в интернет-сообществах. Оно регулируется с помощью психологических и социальных регуляторов, а также специфической системы регуляторов, созданных интернет-сообществами. Вместе с тем неконтролируемый процесс освоения молодежью интернет-сообществ оборачивается угрозами безопасности личности: «расширением возможностей манипулирования сознанием человека, информационной перегрузкой, ростом интернет-зависимости и развитием форм психосоциальной депривации» [1; с.129]. В итоге, наблюдается тенденция «ухода» молодежи от решения жизненных проблем в виртуальную реальность. При этом в обществе практически не изучаются и не отслеживаются социальные установки молодежи-участников интернет-сообществ. Поэтому знание реальной картины отношения белгородской молодежи к интернет-сообществам позволит оптимизировать ее поведение в виртуальной реальности и в процессе ее реальной жизнедеятельности. Цель исследования: выявить проблемы информационно-коммуникативного поведения учащейся молодежи в Белгородской области. В ходе социологического исследования особенностей информационно-коммуникативного поведения учащейся молодежи Белгородской области, которое проводилось в мае - июне 2011 г., было выявлено мнение молодежи относительно проблем интернет-общения, источников получения информации о проблемах взаимодействия в Интернете, мер обеспечения безопасного использования Интернета. Объем выборочной совокупности социологического исследования составил 607 человек. В процессе исследования были использованы методы системного и функционального анализа, сравнения, обобщения и сбора эмпирических данных (опрос, анализ документов). Обработка эмпирических данных осуществлялась с применением методов математической статистики.
Согласно результатам проведенного исследования, 97,6 % опрошенных молодых белгородцев являются пользователями Интернета, что не удивительно, поскольку основной вид деятельности - учеба требует постоянной работы по поиску и обработке учебной и научной информации. В социальных сетях сегодня зарегистрированы 88,8 % молодых белгородцев - учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Типичным пользователем социальных сетей в Белгородской области является молодая девушка в возрасте 16-19 лет (58,6 %), студентка вуза (63,3 %), обучающаяся по гуманитарной специальности (46,9 %), из благополучной семьи (66,1 %). Самые популярные социальные сети учащейся молодежи - это «В контакте» (ими пользуются 84,6 % молодых пользователей Интернета), «Одноклассники» (33,3 %), третье место занимает сеть «Мой мир» (17,7 %), часть молодых людей зарегистрированы в зарубежных сетях «Facebook» (8,5 %), «My space» и «Twitter» (по 1 %).
Основными мотивами, побуждающими молодежь активно осваивать различные интернет-сообщества, блоги, форумы, чаты, многопользовательские сетевые игры, являются обмен полезной информацией и решение деловых вопросов (63,2 % и 24,6 %), желание познакомиться с кем-нибудь (30,4 %), а также способ «убить время» (37,4 %). Для 13,7 % респондентов общение в интернет-сообществах позволяет удовлетворять потребность в самореализации, «быть таким, какой есть на самом деле». Из этого следует, что интернет-сообщества привлекают молодежь как средство информационно-коммуникативного взаимодействия, идентификации и позиционирования в виртуальном пространстве.
Осведомленность молодежи о проблемах интернет-общения, их причинах и способах решения предопределяет ее способность регулирования информационно-коммуникативного взаимодействия в интернет-сообществах. Основной проблемой, по мнению респондентов, является зависимость от общения в Интернете (42,1 %). Интернет-зависимое поведение рассматривается специалистами как «нарушения поведения в виде повторяющихся поступков без ясной рационализации мотивации, которые противоречат интересам самого пользователя и других людей» [2, с.7]. Как и алкогольная, и наркотическая зависимости, данная аддикция так же создает иллюзию благополучия и решения проблем, ее последствия в меньшей степени вредят здоровью молодого человека, но в большей степени осложняют социальные отношения.
Молодежь также выделяет проблемы морального характера - возможная нечестность собеседника (37,1%), взлом аккаунта (пароля личной страницы) и киберхулиганство (35,3% и 21,9%). Такого рода действия нарушают нормы, как привнесенные из реального социума, так и выработанные в интернет-сообществах. Они характеризуют антисоциальный тип информационно-коммуникативного поведения и свидетельствуют о серьезном сбое в его регулировании.
Навязывание «сомнительной» информации рассматривают как проблему интернет-общения 27,8 % респондентов и примерно столько же видят проблему в самоизоляции от реальности и от самого себя (утрата личностной идентичности) (26,6 %). Интернет-ресурсы порнографического содержания, демонстрирующие и пропагандирующие насилие, суицид, навязывание невостребованной информации (спама, рекламы) выступают факторами деформации молодежного сознания. Неспособность распознавать деструктивную информацию определяет манипулятивный (или программированный) тип поведения, при котором действия человека регулируются деформированным сознанием в результате замены в сознании конкретного индивида информации, отражающей его потребности, другой, отвечающей интересам внешнего источника. Перечисленные выше асоциальные действия пользователей Интернета оцениваются респондентами как не соответствующие нормам морали и права, представляющие угрозу для социального и духовного развития личности.
Представляет интерес мнение белгородской молодежи о причинах интернет-зависимости. Большинство молодых белгородцев (52,1 %) считает, что интернет-зависимое поведение является следствием ухода человека от реальных трудностей жизни и неумением молодежи организовать свой досуг. Треть респондентов связывают компьютерную зависимость с влиянием сверстников, «модой» на сидение в чате (33 %).
Примерно треть опрошенных усматривает причину в отсутствии контроля со стороны взрослых - учителей, родителей (27,8 %). Однако запреты взрослых не могут обезопасить подростков от негативного влияния Интернета, ибо стремление к удовлетворению базовых потребностей в самопрезентации и самореализации способно преодолеть все препятствия на своем пути. Незначительное число респондентов указывает на «несформированность механизмов саморегуляции своего поведения» (14,7 %) и «узость интересов» (15,6 %).
Способность к распознаванию угроз и опасностей интернет-сообществ в большей степени характерна для мужчин (17,9 %), чем для женщин (11,8 %). Она повышается с возрастом: так, в возрасте 16-19 лет она составляет 16,2 %, повышаясь к 20-25 годам до 33,3 %. Зависит данная способность и от образования: чем выше образовательный уровень респондентов, тем больше они способны к распознаванию угроз и опасностей виртуальной среды. Следует отметить, что способность распознавать и предвидеть возможные риски лежит в основе выбора оптимального действия из множества возможных, что особенно важно в пространстве виртуальной неопределенности. По мнению экспертов - специалистов по работе с молодежью в сфере образования, управления молодежной политики, в религиозных организациях, психологических службах г. Белгорода - молодежь не осознает опасности интернет-зависимости (77,8 %), виртуализации общения (61,1 %), деструктивной информации, подрывающей основы духовного развития личности (55,6 %).
Согласно результатам опроса учащейся молодежи, основным источником ее информирования об угрозах и проблемах, связанных с общением в интернет-сообществах, явились друзья и знакомые (45,2 %), на втором месте - СМК: телевидение (42,2 %) и Интернет, участники интернет-сообществ (33,4 %). От родителей получают информацию 22,8 % молодых людей. Лишь 16,4 % респондентов информацию об угрозах виртуального общения получают от учителей школы и преподавателей учреждений профессионального образования. Таким образом, подтверждается тенденция ослабления институциональных механизмов социальной регуляции.
Вместе с тем, знание молодежи о проблемах виртуального общения не избавляет ее от непреодолимой тяги к Интернету. Об этом свидетельствует тот факт, что 20,7 % опрошенных непосредственно столкнулись с зависимостью, а еще 46,2 % респондентов сталкивались с проявлениями компьютерной зависимости у своих знакомых. Распознавание угрозы контента с сомнительным содержанием для духовного развития личности не мешает 10 % респондентов полностью доверять информации, циркулируемой в Интернете. Отдавая себе отчет в возможной нечестности собеседника, 5,4 % респондентов тем не менее используют Интернет в качестве способа знакомства с анонимным собеседником. Озабоченность вызывает и тот факт, что 24 % молодых людей не считают необходимым разграничивать виртуальное общение и реальный мир, а 17,3 % - не имеют мнения на этот счет. Из этого следует, что информация о негативном влиянии интернет-сообществ не интериоризуется, не соотносится частью молодых людей с собой и поэтому не становится основой для регуляции своего поведения.
Важным показателем информированности и ориентации учащейся молодежи в проблемах информационно-коммуникативного поведения в интернет-сообществах является оценка способов обеспечения безопасного использования Интернета. По мнению белгородской молодежи, наиболее эффективным является обучение пользователей навыкам безопасного использования Интернета (43,6 %). Это обучение может осуществляться в контексте медиаобразования - изучения закономерностей массовой коммуникации с целью подготовки подрастающего поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различного рода информации, к осознанию последствий ее воздействия на психику человека. Оно может осуществляться как в школах, так и в созданных для этого молодежных организациях. Кроме этого, обеспечить безопасное использование Интернета, по мнению молодежи, может выпуск информационно-просветительских материалов (16,1 %) и создание экспертных советов (12,3 %); также допускается формирование в общественном мнении нетерпимости (5,7 %).
Мнение молодых людей и мнение экспертов об эффективных мерах, направленных на регулирование процесса взаимодействия молодежи с интернет-сообществами в Белгородской области, совпадают. Кроме этого, эксперты считают необходимым разработку эффективных способов саморегуляции поведения молодежи в интернет-сообществах (38,9 %), социальную антирекламу виртуализации сознания и интернет-зависимости (33,3 %), изучение установок молодежи - участников интернет-сообществ (22,2 %).
Таким образом, анализ мнения учащейся молодежи позволяет сделать вывод о недостаточно устойчивой позиции молодежи, поскольку знание о проблемах интернет-общения является для части молодежи безличным, отвлеченным и не трансформируется в готовность действовать определенным образом. Задача первостепенной важности - обеспечить «перенос» виртуального опыта, приобретенного в интернет-сообществах, в реальную деятельность для решения практических задач, главной из которых является самореализация и самоутверждение молодежи в реальной жизни, совпадающая с преобразованием реальных социальных отношений и социальным развитием общества. Это потребует от молодежи высокого уровня процессов моделирования, целеполагания, планирования и контроля. Данное обстоятельство актуализирует необходимость разработки и внедрения технологии саморегуляции информационно-коммуникативного поведения учащейся молодежи, результатом которой должна стать устойчивая диспозиционная готовность молодежи к саморегуляции в целях предупреждения виртуализации сознания и интернет-зависимости.
Если в более широком социологическом контексте саморегуляция рассматривается как «деятельность, направленная на предупреждение и преодоление возникающих отклонений от того, что индивид (группа) принимает для себя как должное и ожидаемое» [3, с.214], то под саморегуляцией информационно-коммуникативного поведения личности в интернет-сообществах понимается осознанное управление своим поведением в Интернете, осознанный и осмысленный выбор модели информационно-коммуникативного поведения в интернет-сообществах в целях удовлетворения информационных и коммуникативных потребностей, в соответствии со своим представлением о должном и ожидаемом. Однако поскольку выбор в условиях неопределенности и риска не всегда бывает оптимальным, то «процессы саморегуляции и самоорганизации нуждаются во взаимодействии с институциональными механизмами социальной регуляции» [3, с.216].
Предпосылкой активного участия молодежи в информационной молодежной политике является базовая культура личности молодого человека, которая недостаточно эффективно формируется средствами гуманитарного образования: молодежи необходимы помощь в определении смысла жизни и содействие формированию самосознания, профессиональной «Я-концепции», ценностного отношения к жизни, потребности в ее проектировании и реализации, что составляет основу ее саморегуляции и самореализации.
Образовательные учреждения должны стать центрами медиаобразования, внедрять новые спецкурсы «Виртуалистика», «Виртуальная реальность», усиливать психологическую направленность образовательного процесса в целом: выявлять и развивать природные задатки и творческий потенциал каждого ученика и студента; создавать условия для развития внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности и готовности к рефлексии.
Нуждается в расширении социальное пространство для реального общения учащейся и студенческой молодежи в свободное от учебы время на базе образовательных учреждений, для удовлетворения коммуникативных потребностей и потребности в самовыражении.
Необходимо создание сети электронных молодежных СМИ и привлечение молодежи, молодежных сообществ к наполнению Интернета культурным контентом. В формирующейся системе электронных молодежных СМИ, представленной информационной сетью «Новый взгляд», молодежным информационным агентством «Медиатрон», молодежной студией региональной телерадиокомпании «Мир Белогорья», сайтом областного управления по делам молодёжи http://www.portal-31.ru/, молодежь должна занять свое законное место. Представляется, что Интернет с помощью молодежи превратится в перспективе в современный инструмент реализации Государственной молодёжной политики.
Существенным фактором формирования внутренних механизмов саморегуляции информационно-коммуникативного поведения молодежи выступает контроль родителей, духовно-нравственная и информационная культура семьи в целом. Конечным результатом семейного воспитания должна стать устойчивость личности, ее способность к самоопределению и самоконтролю в пространстве социальной и виртуальной реальности.
Анализ мнения учащейся молодежи о проблемах информационно-коммуникативного поведения в интернет-сообществах в Белгородской области показал, что проблемы информационно-коммуникативного поведения в интернет-сообществах не осознаются учащейся молодежью в полной мере, не выступают предметом ее рефлексии, что делает проблематичным саморегуляцию ее поведения в интернет-сообществах. Так как информационно-коммуникативное поведение молодежи в интернет-сообществах быстро изменяется в результате появления новых средств коммуникации и виртуальных практик, то изучение мнения молодежи о виртуальном общении дает возможность оказывать воздействие на ее сознание с целью формирования субъектных механизмов регуляции поведения в направлении его рационализации.
Рецензенты:
- Ельникова Галина Алексеевна, доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических наук Белгородского университета кооперации, экономики и права, г. Белгород.
- Данакин Николай Семенович, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и управления Белгородского государственного технологического университета имени В. Г. Шухова, г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Гордилов А.В., Бабинцев В.П. АНАЛИЗ МНЕНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОБЛЕМАХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВАХ // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7103 (дата обращения: 02.04.2025).