Известно, что организация учебного процесса может выступать самостоятельным фактором риска, оказывающим влияние на самочувствие, психоэмоциональное состояние и степень напряжения регуляторных функций организма учащихся (Мокеева М.М., 1999; Шереметьева Э.М., 1999; Усачев В.Ф., 2002).
Для выявления влияния учебной нагрузки на организм воспитанников закрытого учебного заведения использован разработанный нами коэффициент утомления (КУ), представляющий интегральную величину от одноименного показателя, приведенного в «Методах контроля и управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков (под редакцией профессора В.Р. Кучмы), М., 1999». Известный способ анализа с вычислением показателя утомления, нами был модифицирован: показатели утомления воспитанников включались с соответствующими коэффициентами в возрастающей последовательности в формулу для получения коэффициента утомления (КУ), показывающего уровень утомления коллектива в целом:
КУ= (НУ×1 + СУ×2 + ВУ×3) : 3,
где: НУ - процент лиц с начальным утомлением; СУ - процент лиц со средним утомлением; ВУ - процент лиц с выраженным утомлением.
Если в коллективе все лица с выраженным утомлением, то КУ=100%. Если в коллективе нет лиц с утомлением, то КУ=0%. Если среднее утомление в коллективе находится на уровне начального, КУ=33%. Если среднее утомление коллектива находится на уровне среднего, КУ=66%. Интервал КУ от 0 до 33% определен как «легкое утомление», от 33 до 67% - «умеренное утомление», от 67 до 100% - «выраженное утомление». КУ - показатель относительный. Он определяется соотношением количества допущенных ошибок и числа прослеженных знаков в конце периода изучения к аналогичным данным в его начале, то есть КУ включает в себя изменение точности и работоспособности за исследуемый период.
Данная методика применяется впервые и обосновывается необходимостью получения интегрированной оценки изменения умственной активности учащихся в процессе обучения в течение дня и недели.
КУ позволяет получить интегрированную оценку изменения умственной активности учащихся в динамике процесса обучения.
Анализируя учебную нагрузку, нельзя не отметить, что для изучаемого нами учебного заведения характерны 5-дневная учебная неделя и, соответственно, чрезмерная насыщенность каждого учебного дня (6-7 уроков). Расписание строится исходя из общепринятой средней недельной учебной нагрузки. Вместе с тем, распределение учебных предметов в течение дня и недели, хоть и имело недостатки (сдвоенные уроки, отсутствие чередования трудных и легких предметов, постановка трудных предметов в расписании учебного дня как первыми, так и последними уроками), однако за счет больших перемен, проводимых зачастую на свежем воздухе, регулярно проводимому проветриванию учебных комнат, правильно организованному горячему питанию, рациональному режиму, способствующему усвоению учебной программы, правильному проведению учебных занятий за счет квалификации преподавателей (70% - высшая категория), не выявило неблагоприятного воздействия учебной нагрузки на функциональное состояние организма учащихся.
Библиографическая ссылка
Кунделеков А.Г., Нефедов П.В. РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА – ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ФАКТОР В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=71 (дата обращения: 09.10.2024).