Практика показывает, что выпускник школы легче проходит процесс адаптации в вузе, достигает хороших результатов в учебе, в становлении специалиста, демонстрирует карьерный рост, если в начале взрослой жизни у него сформирована внутренняя готовность самостоятельно и осознанно планировать и реализовывать перспективы своего профессионального, жизненного и личностного развития - в этом заключается цель профессиональной ориентации в школе.
Особое место в этом процессе отводится учителю. Сегодня педагогу недостаточно обладать раз и навсегда приобретенным багажом знаний, ему необходимы умения ориентироваться в мире информации, справляться с проблемами, добывать и использовать недостающие знания, искать ресурсы для достижения поставленной цели. То, насколько он будет профессионально компетентным в осуществлении психолого-педагогического сопровождения профессиональной ориентации ученика, зависит от уровня его подготовки в вузе, поэтому современное образование нацелено на то, чтобы не увеличить объем знаний человека по определенным дисциплинам, а оказать помощь в самостоятельном решении жизненной задачи или проблемной ситуации. Целью нашего исследования стало формирование профессиональной компетентности будущих классных руководителей в области профессиональной ориентации школьников.
В настоящее время в науке нет единого подхода к определению понятия «профессиональная компетентность». Так, А.К. Маркова в качестве одной из существенных характеристик профессиональной компетентности называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности [2]. Согласно Э.Ф. Зееру, профессиональная компетентность выражается в знаниях, умениях, качествах, необходимых для производительного выполнения труда, и индивидуальном стиле деятельности специалиста [1]. Результатом достижения личностью определенного уровня компетентности можно назвать навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, работы в команде, умения формулировать задачи, искать, прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов их решения. Важной стороной профессиональной деятельности любого специалиста является постоянное пополнение и обновление знаний, так как необходимый для эффективной работы по специальности объем информации нуждается в систематическом расширении. По мнению В.А. Сластенина, профессиональная компетентность педагога представляет единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм [4].
Что касается профессиональной компетентности педагога в сфере профориентации, то многие исследователи (напр., С.Н. Чистякова, П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев, Е.В. Титов) рассматривают роль современного педагога-профориентатора как фасилитатора, чья деятельность ориентирована «на взаимодействие со школьником по оказанию ему поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности и самоутверждения в ней» [5, с. 11].
Таким образом, организационно-методическое сопровождение профориентации учащихся должен осуществлять специалист, компетентный не только в общепедагогических, но и в информационных, психологических и организационных проблемах профессионального выбора учащихся. Эта роль требует от педагога соответствующей специальной подготовки, которую они могут получить на практических занятиях по дисциплинам по выбору.
Основой для приобретения студентами Марийского государственного университета первичных знаний и умений в области организации профориентационной работы является спецкурс «Деятельность классного руководителя», который относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу основной образовательной программы высшего профессионального образования и является дисциплиной по выбору студента. Данный курс логически и содержательно связан с базовыми дисциплинами: педагогикой, в частности с теорией воспитания, и психологией. На изучение отводится 72 часа, из них 8 часов - на приобретение знаний, умений и навыков по профессиональной ориентации школьников. В результате освоения цикла занятий по профориентационной работе с обучающимися будущие педагоги должны знать:
- основы просветительской деятельности педагога в области профориентационной деятельности;
- закономерности психического развития ребенка и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;
- теории и технологии профориентационной деятельности;
- особенности социального партнерства в системе профориентации;
- способы профессионального самопознания и саморазвития;
уметь:
- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения профориентационных задач;
- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы профориентации;
- учитывать в процессе профориентации различные особенности учащихся;
- осуществлять профориентационный процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;
владеть:
- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения профориентации;
- способами взаимодействия с другими субъектами профориентационного процесса;
- различными средствами коммуникации в профориентационной деятельности.
Программа курса предусматривает изучение студентами вопросов учебно-воспитательной работы по профессиональному самоопределению учащихся, анализ актуальных проблем профориентации в зависимости от их возраста. Во время занятий студенты делятся на группы, каждая группа разрабатывает программу профориентационной работы с учащимися определенного возраста с последующей защитой и апробацией на педагогической практике. Так будущим педагогам предоставляется возможность проявить творчество, инициативу и самостоятельность в решении сложных профессиональных задач, поскольку в современном образовании востребован не просто предметник, а педагог-исследователь, педагог-психолог, умеющий проводить мониторинг, диагностику, прогнозировать результат, творчески применять известные и разрабатывать авторские идеи. Завершающим этапом подготовки будущего педагога-профориентатора является обобщающий семинар «Профориентационная работа классного руководителя».
В качестве примера приведем программу профориентационной работы студентов как будущих классных руководителей старших классов. В ней определена цель профессионального ориентирования - формирование у учащихся готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы профессионального, жизненного и личностного развития. Основу программы составляют следующие задачи: развитие ценностной ориентации, рефлексивных умений, умения самопознания и самооценки и жизненного целеполагания учащихся; расширение знаний о профессиях, их специализации, о востребованных специальностях в регионе, о средних и высших учебных заведениях города и региона. Реализация данных задач осуществляется по информационно-просветительскому, диагностическому, развивающему направлениям с использованием различных активизирующих методик, в основе которых - идеи самопознания, самоопределения личности. Следует отметить важную особенность активизирующего подхода: внутренние изменения происходят не только с обучающимися, но и с педагогом, так как работа предполагает сотрудничество, взаимодействие субъектов педагогического процесса.
В информационно-просветительском направлении решаются задачи с использованием методик Е.А. Климова (составление профессиограммы специальности) и Дж. Голланда (определение профессионального типа личности). Студенты самостоятельно ищут информацию на тему «Что нужно знать о себе» (интересы, способности, склонности, ценностные ориентации, темперамент, возможности, уровень притязаний). Любопытно, что для некоторых студентов выбранная (в силу тех или иных причин) профессия педагога не соответствует их предпочтениям. Тогда они подбирают профессию, которая наиболее подходит им. Так они учатся в будущем корректировать действия школьников. Далее проходит работа в микрогруппах, задача которой - ответить на вопрос: «Какие черты характера, особенности мышления и свойства нервной системы являются профессионально важными для каждого из шести типов личности?» (согласно методике Дж. Голланда).
Для диагностической работы студентам предоставляется возможность самостоятельного выбора методик и проведения исследовательской работы. В качестве основных вариантов предлагается использование неформализованных (фокусированное интервью, наблюдение) и формализованных методик (опросники профессиональной мотивации, психологическое тестирование). В большинстве случаев студенты применяют опросник «Личная профессиональная перспектива» Н.С. Пряжникова, проективную методику «Социальная зрелость старшеклассника» Н.Е. Водопьяновой, Н.В. Лик, опросник «Определение уровня мотивации достижения успеха» А. Мехрабиана, методику «Ценностные ориентации» М. Рокича, методику оценки коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского, Б.А. Федоришина. Так, например, использование проективной методики «Социальная зрелость старшеклассника» Н.Е. Водопьяновой, Н.В. Лик позволяет изучить социальную зрелость испытуемых, которая формируется в ходе социализации личности. Известно, что имеется немаловажная связь между социально-психологической зрелостью и успешностью самореализации человека в профессии. С помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича можно определить направленность личности, которая составляет основу ее отношений к окружающему миру, к людям, к себе самому, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности. Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского, Б.А. Федоришина предназначена для диагностики возможностей людей в развитии их коммуникативных и организаторских способностей (ответы испытуемого строятся на основе самоанализа опыта своего поведения в той или иной ситуации). Неоспоримым преимуществом представленных выше методик является не только их диагностический, но и развивающий, формирующий характер. Для выполнения домашнего задания по теме «Определение профессионального типа личности» студенты делятся на шесть микрогрупп, выбрав один из шести профессиональных типов личности (по методике Дж. Голланда). Каждой группе (в зависимости от выбранного профессионального типа личности) предлагается задание: прочитать рассказ Н.С. Лескова «Левша» (практический вид деятельности), рассказ О. Генри «Последний лист» (интеллектуальный вид деятельности), рассказ О. Генри «Дороги, которые мы выбираем» (офисный вид деятельности) и ответить на вопросы, составленные по каждому рассказу; прочитать свод нравственных принципов в хозяйствовании, принятый на VIII Всемирном русском народном Соборе 4.02.2004. и ответить на вопросы (предпринимательский вид деятельности) [3]. Следующее занятие начинается с обсуждения заданий и ответов на вопросы.
Развивающее направление включает такие активные формы работы, как ролевые игры, элементы тренинга, направленные на самопознание личности, упражнения. Каждый студент создает проект в виде коллажа «Мой профессиональный план» и защищает его в микрогруппе, затем будущие педагоги выбирают лучшие работы, которые будут представлены перед всей группой. Во время выполнения данного задания студенты учатся планировать свой профессиональный путь, сравнивать, оценивать, защищать свою позицию - так происходят их внутренние изменения, саморазвитие. Участие в ролевой игре «Собеседование при приеме на работу» предоставляет студентам возможность лично решить возникшие или созданные проблемы. Часто в процессе работы будущие педагоги проявляют интерес к исследовательской деятельности по теме «Черты характера, которые помогают стать успешным в профессии» (на примере жизнеописаний известных людей) и готовят доклады с презентациями; разрабатывают эвристические ситуации, которые требуют обязательного решения. В качестве домашнего задания в данном направлении студентам предлагается написать эссе на тему «От чего зависит успех в профессии?», предварительно ответить на вопросы: «Существуют ли универсальные черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области?» и «Какими качествами для успешной профессиональной деятельности я обладаю и каких мне не хватает? Что я буду делать?».
Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивация человека и его жизненные цели, поэтому на занятиях также обращается внимание на то, что для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма определяется мотивацией и системой ценностей человека. Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой потенциал, потому что тому мешает либо отсутствие мотивов, то есть побуждений к действиям, либо наличие только внешних мотивов. В результате решения эвристических ситуаций студенты сходятся во мнении, что, во-первых, отсутствие мотивации делает человека неуспешным и неконкурентоспособным не только в профессии, но и в целом в жизни; во-вторых, наличие только внешней мотивации приводит человека к пониманию, что знания и умения, приобретаемые в определенной профессии, - это лишь средства для достижения других жизненных целей, а идеальным вариантом является наличие внешней и внутренней мотивации человека. Интерес к знаниям, стремление повысить профессиональный уровень, активная жизненная позиция - все это условия самореализации человека в профессии. Чтобы работа была успешной и приносила удовлетворение, надо избегать причин, приводящих к неправильному выбору профессии. Здесь важно уточнить значение слова «ошибка» в выборе профессии. Ошибка может быть связана с отсутствием, недостатком или искажением информации. В связи с этим студенты выполняют, например, упражнение «Диалог о профессиях». Участники делятся на пары, в каждой паре выбирают профессию, которую «хотел бы иметь» один из игроков. Задача заключается в том, чтобы обосновать свой выбор. Первый в паре говорит: «Мне нравится профессия, потому что...» Второй приводит контраргументы: «Да, но....». Аналогично проводится игра «Оптимисты и скептики». Каждая профессия имеет свои достоинства и недостатки. Задача, стоящая перед студентами в парах, - проанализировать достоинства и недостатки профессии и записать их в колонки под знаком «плюс» и «минус». Выполняя упражнение о профессионально важных качествах профессий, студенты начинают размышлять о том, какие качества личности, характера, особенности познавательной сферы человека необходимы для успешного освоения определенной профессии. Так студенты учатся осознавать степень риска и ответственности при выборе профессии, а активные формы обучения, в которых реализуются проблемные ситуации, способствуют повышению познавательной мотивации будущих педагогов.
В результате занятий по профессиональной ориентации старшеклассников у будущих педагогов происходит формирование основных компонентов профессиональной компетентности: морально-нравственного, познавательно-творческого и коммуникативного компонентов. В частности, в рамках морально-нравственного компонента профессиональной компетентности у студентов формируется моральное убеждение, осознаются моральные принципы, нормы, определяется нравственная цель; они учатся выстраивать нравственные отношения - так развиваются функционально-поведенческие характеристики. Существенными признаками познавательно-творческого компонента можно считать сочетание нестандартных, оптимальных и рациональных приемов и средств, активный поиск новых способов решения возникающих творческих задач. Коммуникативный компонент формируется благодаря развитию умений взаимодействия с людьми, диагностированию личностных свойств и качеств старшеклассников. Таким образом, комплексная работа, направленная на развитие аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений и развитие организаторских и коммуникативных навыков, осуществляемая на занятиях по профессиональной ориентации школьников, способствует формированию профессиональной компетентности будущих педагогов.
Рецензенты
- Комелина Валентина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
- Морова Наталья Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
Библиографическая ссылка
Курочкина Л.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7097 (дата обращения: 09.12.2024).