Патология височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС) занимает третье место среди стоматологических заболеваний после кариеса и заболеваний пародонта и чаще всего проявляется в виде артритов, артрозов и артропатий. Частота поражений ВНЧС у взрослого населения России составляет 45-89% [4]. Большинство заболеваний ВНЧС обусловлено патологическими процессами, связанными с поражением преимущественно мягкотканых элементов сустава (суставного диска и внутрисуставных связок), среди всех поражений сустава, по данным различных исследований, составляет от 70 до 95% [2; 4; 7; 9]. До настоящего времени диагностика, лечение и реабилитация больных с заболеваниями ВНЧС, особенно у людей, имеющих значительную функциональную нагрузку на речевой аппарат, является далеко не решенной проблемой и только временами обсуждается в отечественной и зарубежной литературе [1; 5; 8].
Распространённость заболеваний и патологических состояний височно-нижнечелюстного сустава у преподавателей, чья трудовая деятельность сопряжена с большой нагрузкой на височно-нижнечелюстной сустав, мышцы лица, по данным отдельных авторов, достигает 83-97% [6; 8; 10]. На формирование и развитие вышеперечисленных заболеваний оказывают влияние значительные речевые и нервно-психические перегрузки, присутствующие в условиях труда педагогов. Поэтому профилактика, диагностика и лечение вышеперечисленных заболеваний и патологических состояний у 6 миллионов педагогов Российской Федерации является важной медицинской и социальной проблемой.
Цель исследования: изучить клинико-функциональные особенности заболеваний и патологических состояний височно-нижнечелюстного сустава у педагогов языковых кафедр.
Материалы и методы
В период с 2007 по 2011 г. нами было обследовано 200 человек в возрасте от 26 до 60 лет. В объект исследования (основная группа) вошли 100 педагогов двух факультетов - иностранных языков, факультета русского и литературы Сибирского государственного индустриального университета, а также Кузбасской государственной педагогической академии. Среди них занятия на русском языке проводили 50 человек, на языках романо-германской группы также 50. У всех преподавателей стаж работы был не менее пяти лет. В контрольной группе находились 100 человек других специальностей. Группы были сбалансированы по возрасту. Средний возраст испытуемых составил 52,1 ± 8,3 года.
На основании клинических, лучевых и функциональных методов обследования пациенты контрольной и основной групп в свою очередь были разделены на 4 подгруппы по диагнозам (табл. 1).
Таблица 1 - Распределение больных в зависимости от диагноза
Диагноз |
Основная группа (n - 100) |
Контрольная группа (n - 100) |
Всего |
Артриты |
17 (17%) |
12 (12%) |
29 |
Артрозы деформирующие |
9 (9%) |
6 (6%) |
15 |
Артрозы склерозирующие |
2 (2%) |
1 (1%) |
3 |
Мышечно-суставные дисфункции |
40 (40%) |
32 (32%) |
72 |
Всего |
68 (68%) |
51 (51%) |
|
В зависимости от стажа работы у пациентов основной и контрольной групп распределение заболеваний височно-нижнечелюстного сустава было следующим (табл. 2).
Таблица 2 - Заболеваемость ВНЧС в зависимости от стажа работы
Стаж по специальности |
5-10 лет |
10-20 лет |
Свыше 20 лет |
|||
основн. группа,% |
контр. группа,% |
основн. группа,% |
контр. группа,% |
основн. группа,% |
контр. группа,% |
|
Деформирующий артроз |
0 |
1 |
3 |
2 |
6 |
3 |
Склерозирующий артроз |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
1 |
Артрит |
2 |
1 |
4 |
3 |
11 |
8 |
Мышечно-суставная дисфункция |
6 |
3 |
15 |
13 |
19 |
16 |
Всего (n 100) |
9 |
5 |
22 |
18 |
37 |
28 |
В результате анализа распределения заболеваний ВНЧС мы видим, что с увеличением стажа работы частота заболеваний увеличивается и в основной, и в контрольной группах, что можно проиллюстрировать на рисунке 1.
Рис. 1. Соотношение патологических проявлений в ВНЧС в зависимости от стажа работы
Общеклиническое обследование включало в себя: сбор анамнеза, жалоб, исследование зубных рядов. Одним из этапов обследования пациентов являлось их анкетирование, которое было проведено среди 180 человек. Из них у 91 пациента основной группы и 89 контрольной.
По окончании опроса у всех пациентов проводили мануальное обследование, которое включало в себя пальпацию точек проекции менисков, головки нижней челюсти, собственно жевательных, медиальных и латеральных крыловидных мышц (исследование тонуса мышц, локализации в них болезненных и тригерных точек). Исследование жевательных мышц проводили по общепринятым методикам. Кроме того, определяли плавность открывания рта или её отсутствие, амплитуду движений головок нижней челюсти, синхронность движений левой и правой головок. Отмечали щелканье, хруст, их сочетание, синхронность с различными фазами открывания рта.
Лучевое обследование 190 пациентов - ортопантомография проводилась на аппарате «Orthophos 3 - Sirona» (Германия). Исследования элементов сустава у 41 человека было выполнено на магнитно-резонансном томографе «Siemens Magnetom C 0,35 T.», исследование на спиральном томографе проведено 30 пациентам на аппарате «SOMATOM Sensation - 40». Для осуществления более точной диагностики патологических изменений в жевательных мышцах нами был разработан прибор для их исследования - электрогнатодинамометр с функцией проекции на дисплей «жевательного графика» (приоритет на патент РФ № 2012118168, от 03.05.2012 г.).
Электромиография жевательных мышц путем регистрации их биопотенциалов проводилась для выявления функциональных нарушений как метод, позволяющий проследить динамические изменении, происходящие в них в процессе лечения. Исследование выполнялось с использованием компьютерного электромиографа «Нейро-МВП» (Россия).
Обработка данных
Проведён сравнительный анализ частот с помощью углового преобразования Фишера, так как тест Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта, в нашем случае таким эффектом будет увеличение частоты патологий в основной группе.
В результате тест Фишера подтвердил значимость статистических различий, например, доля пациентов с патологиями ВНЧС в основной группе составляет 68%, в отличие от контрольной группы, где частота патологий составляет 51% при уровне значимости p = 0,0058 [3].
Нулевая гипотеза отклонялась, если уровень статистической значимости (р) был равным или более 0,05.
Результаты и их обсуждение
Анализ анкетных данных основной группы позволил нам сделать следующие выводы.
- Более половины педагогов - 65 человек (71,4%) испытывали стрессовые ситуации, причём у 24 человек (26,4%) эмоциональное напряжение сопровождалось стискиванием или скрежетом зубов с последующим появлением болей в жевательных мышцах или ВНЧС.
- Значительная часть преподавателей - 62 человека (68,1%) испытывает болевые ощущения в ВНЧС и жевательных мышцах после длительных речевых нагрузок, почти половина - 42 человека (46,2%) отмечает пробуждение с болезненными мимическими мышцами, что, несомненно, свидетельствует о наличии тригерных зон в них.
- Разнообразные клинические проявления в височно-нижнечелюстном суставе у педагогов (боли в нижней челюсти после еды, щёлканье в суставе, особенно после еды) не являются доминирующими и по сравнению с патологическими проявлениями в крыловидных (85%) и собственно жевательной мышцах (64%) встречаются в 46,2 и 34,1% случаев соответственно.
- Наряду с широким распространением патологических изменений в жевательных мышцах и ВНЧС почти половина пациентов имеет синдром верхней шейной артерии, что подтверждается частым головокружением, головными болями, наличием шейного остеохондроза вследствие профессиональных вредностей, лечение эндометрита.
- Травматические факторы, такие как острая травма нижней челюсти, бруксизм, интубация, не являются преобладающим фактором в возникновении заболеваний и патологических состояний ВНЧС у педагогов.
- По результатам сравнения долей по наблюдаемым признакам в основной и контрольной группах были выявлены существенные различия по следующим признакам (7 вопросов анкеты из 22).
- Боли в нижней челюсти после еды (p = 0,0435).
- Пробуждение с болезненными мимическими мышцами (p = 0,0004).
- Больно смещать нижнюю челюсть в сторону (p = 0,0018).
- Усиление болевых ощущений в ВНЧС и жевательных мышцах после длительных речевых нагрузок (p = 0, 0002).
- Травма нижней челюсти (p = 0,034).
- Лечение у невропатолога, терапевта по поводу неясных болей в голове или шее (p=0,018).
- Множественные стрессовые ситуации (p = 0,0008).
В контрольной группе результаты анкетирования были близки и по основным параметрам отличались незначительно. Однако вследствие отсутствия длительных речевых нагрузок усиление болевых ощущений в ВНЧС и жевательных мышцах испытывали только 13,5% опрашиваемых.
Кроме того, основная группа была разделена на две группы по 50 человек в зависимости от языка преподавания, на котором проводятся занятия, и лингвистических особенностей произношения. В основную группу вошли люди, ведущие занятия на французском, немецком, английском языках. Среди 50 педагогов, использующих вышеперечисленные иностранные языки в повседневной практике, патологические изменения в ВНЧС были выявлены у 49 человек (98%). Вторую группу составили педагоги, ведущие занятия на русском языке (литература, психология, ботаника, история). Несмотря на высокую речевую нагрузку, среди 50 обследованных патологические изменения мы обнаружили у лишь у 19 человек (38%). Таким образом, мы обнаружили, что среди педагогов, ведущих занятия на иностранном языке, патология ВНЧС встречается на 60% чаще, чем у педагогов, использующих в повседневной работе русский язык (табл. 3).
Таблица 3 - Распределение патологических проявлений в ВНЧС у пациентов в зависимости от языка преподавания
Диагноз |
Артриты |
Артрозы |
Мышечно-суставные дисфункции |
Всего |
|
n 100 |
Использование романо-германских языков (n 50) |
11 (22%) |
7 (14%) |
31 (62%) |
98% |
Использование русского языка (n 50) |
6 (12%) |
4 (8%) |
9 (18%) |
38% |
|
|
Основная группа (n 100) |
17 (17%) |
11 (11%) |
40 (40%) |
68% |
n 100 |
Контрольная группа |
12 (12%) |
7 (7%) |
32 (32%) |
51% |
В ходе проведённого исследования было установлено, что у педагогов с заболеваниями височно-нижнечелюстных суставов наиболее часто наблюдалась патология мышечного аппарата, особенно у преподавателей кафедры иностранного языка (82%), что обусловлено напряжением латеральной крыловидной мышцы во время произношения отдельных, не свойственных русскому языку, звуков. Распределение заболеваний ВНЧС в зависимости от характера лингвистической нагрузки внесено в таблицу 4.
Таблица 4 - Распределение заболеваний ВНЧС в зависимости от характера лингвистической нагрузки
|
Кафедра |
Артрит |
Мышечно-суставные расстройства |
Деформи-рующий артроз |
Основная группа |
Французского языка |
9 (18%) |
14 (28%) |
2 (4%) |
Английского |
8 (16%) |
8 (16%) |
0% |
|
Контрольная группа |
Русского языка |
6 (12%) |
8 (16%) |
0% |
Литературы |
5 (10%) |
3 (6%) |
0% |
|
Психологии |
2 (4%) |
3 (6%) |
0% |
Выводы
- Изучены патологические состояния и клинико-функциональные особенности заболеваний височно-нижнечелюстного сустава у педагогов кафедр. Разработаны методики диагностики и профилактики.
- Распространенность заболеваний и патологических состояний ВНЧС у педагогов языковых кафедр на 17% выше, чем у пациентов, чья трудовая деятельность не связана с речевыми нагрузками (68%, в отличие от контрольной группы 51%, при уровне значимости p = 0,0058), что подтверждает гипотезу о высокой производственной обусловленности заболеваний.
- Наиболее высокая заболеваемость выявлена у педагогов, преподающих на английском и французском языках - на 25% выше, чем у преподавателей, дающих знания на русском языке, тест Фишера показал уровень значимости в различиях p=0,0004.
- По результатам обзорного исследования ответов пациентов был проведен частотный анализ с использованием теста Фишера, который позволил определить ключевые вопросы для диагностики мышечно-суставных дисфункций: боли в нижней челюсти после еды (p = 0,0435), пробуждение с болезненными мимическими мышцами (p = 0,0004), больно смещать нижнюю челюсть в сторону (p = 0,0018), усиление болевых ощущений в ВНЧС и жевательных мышцах после длительных речевых нагрузок (p = 0, 0002), травма нижней челюсти (p = 0,034), лечение у невропатолога, терапевта по поводу неясных болей в голове или шее (p = 0,018), множественные стрессовые ситуации (p = 0,0008).
Рецензенты
- Поленичкин Владимир Кузьмич, д.м.н., профессор, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии и стоматологии общей практики ГБОУ ДПО «НГИУВ» Минздравсоцразвития России, г. Новокузнецк.
- Черненко Сергей Владимирович, д.м.н., профессор, президент Стоматологической ассоциации Кузбасса, заведующий кафедрой ортопедической стоматологии и ортодонтии ГБОУ ДПО «НГИУВ» Минздравсоцразвития России, г. Новокузнецк.
Библиографическая ссылка
Яцук А.В., Сиволапов К.А., Вавин В.В. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ ВИСОЧНО-НИЖНЕЧЕЛЮСТНОГО СУСТАВА У ПЕДАГОГОВ ЯЗЫКОВЫХ КАФЕДР // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7064 (дата обращения: 07.12.2024).