Рационально сформированный двигательный навык характеризуется оптимальным соотношением функций сознания и автоматизма в управлении движениями, при этом действие в целом направляется сознанием, а составные операции (не требующие в обычных условиях непосредственного регулирования сознанием) доведены до определенной степени автоматизации. Навык базируется на способности управлять мышечным напряжением, связанной у спортсменов с их квалификацией, что требует значительного времени и усилий в процессе обучения [5].
Повысить способность управления мышечным напряжением можно и в короткие сроки, применив срочную обратную связь [2]. Именно информация о пространственных перемещениях тела и его частей обеспечивает высокий уровень процесса управления движениями [5].
Одним из средств, позволяющих развивать способность юных танцоров 7-9 лет управлять мышечным напряжением, являются статодинамические упражнения. Оценка эффективности их влияния стало целью данного исследования.
Методы и организация исследования. Для оценки функционального состояния мышц использовался метод миотонометрии [4]. Определяли: тонус напряжения (Тн), амплитуду тонуса (Ат), остаточный тонус (То) следующих мышц: четырёхглавой и двуглавой мышц бедра и двуглавой мышцы плеча; способность к оценке и воспроизведению мышечных усилий. В исследованиях приняли участие дети в возрасте 7-9 лет, в количестве 40 человек (20 мальчиков и 20 девочек). Из их числа были созданы две группы: контрольная и экспериментальная. Экспериментальная группа три раза в неделю выполняла статодинамические упражнения (в виде комплексов ОФП), контрольная же - динамические силовые упражнения.
Результаты исследования и их обсуждение
В процесс физической подготовки танцоров экспериментальной группы были включены комплексы статодинамических упражнений, направленных на развитие силовой выносливости основных мышечных групп, участвующих в удержании «рабочей осанки» при исполнении танцев европейской и латиноамериканской программ. Статодинамические упражнения имели чёткую регламентацию по амплитуде и темпу выполнения.
Мы учитывали то, что управление движениями может быть более эффективным при наличии дополнительной информации о различных сторонах движения, о его качественных особенностях и количественных параметрах, например угол сгибания. В связи с этим упражнения последовательно выполняли при различных амплитудах движения: 15, 30, 45º. В совокупности процесс выполнения упражнения для одной мышечной группы представляет собой последовательный переход от одной амплитуды движения к другой без интервалов отдыха межу ними.
С целью обучения детей технике выполнения статодинамических упражнений на первом этапе применялись специальные ориентиры, соответствующие заданным амплитудам движения, что может оцениваться как вариант биологически обратной связи - БОС [2]. В качестве таких ориентиров использовали предметы разной высоты, за счёт которых осуществляли управление амплитудой движения.
Результаты исследования тонуса мышц детей экспериментальной группы через семь месяцев выявили положительную динамику в изменении Тн всех исследуемых мышц, отражающего способность детей к произвольному напряжению (таблица 1).
В частности, у мальчиков показатель Тн четырёхглавой мышцы бедра улучшился на 11,8%, двуглавой мышцы бедра на 20,2% и двуглавой мышцы плеча соответственно на 11,9%.
У девочек этой же группы выявлены однонаправленные изменения по данному показателю, что составило для четырёхглавой и двуглавой мышц бедра 17,1 и 19,7% соответственно, двуглавой мышцы плеча - 9,7%. В контрольной группе юных танцоров также были выявлены изменения тонуса напряжения, но они не носили достоверного характера (p>0,05).
Произошедшие положительные изменения в Тн мышц юных танцоров позволяют утверждать, что в процессе выполнения статодинамических упражнений создаются условия, когда обычно неощущаемые и неосознаваемые функции и процессы переводятся в ощущаемые и, следовательно, осознаваемые сначала путём контролирования внешних сигналов, а затем путём сознательного регулирования внутреннего физиологического состояния или усвоения такого типа поведения, которое будет предотвращать или ослаблять их вскоре после возникновения.
Таблица 1 - Показатели изменения тонуса различных мышц детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами, миотон (M±m)
|
Название мышц |
П о л |
Экспериментальная группа(n=10) |
Контрольная группа (n=10) |
||||||
Этап исследования |
t |
∆,% |
Этап исследования |
t |
∆,% |
|||||
начальный |
конечный |
начальный |
конечный |
|||||||
Тн |
Четырехглавая мышца бедра |
М |
89,7±2,81 |
101,7±2,02 |
3,47** |
11,8 |
83,1±2,89 |
90,2±1,96 |
2,03 |
7,87 |
Д |
81,0±1,56 |
97,7±2,33 |
5,96*** |
17,1 |
81,1±2,73 |
88,8±2,65 |
2,02
|
8,7
|
||
Двуглавая мышца бедра |
М |
80,0±2,32 |
100,3±2,49 |
5,98*** |
20,2 |
84,4±2,60 |
90,0±3,05 |
1,39 |
6,2 |
|
Д |
74,4±1,89 |
92,7±2,58 |
5,74*** |
19,7 |
76,3±2,04 |
85,4±2,74 |
2,14 |
10,7 |
||
Двуглавая мышца плеча |
М |
96,6±4,16 |
109,7±2,37 |
2,74* |
11,9 |
87,8±3,22 |
96,6±4,16 |
1,55 |
9,1 |
|
Д |
89,4±3,78 |
99,0±4,06 |
2,31* |
9,7 |
85,4±2,53 |
91,2±3,24 |
1,41 |
6,4 |
||
Тп |
Четырехглавая мышца бедра |
М |
80,9±2,50 |
83,1±2,42 |
0,66 |
2,7 |
78,4±2,26 |
83,5±2,23 |
1,59 |
6,1 |
Д |
74,3±1,72 |
76,1±2,61 |
1,02 |
2,4 |
72,9±2,98 |
77,2±2,75 |
1,06 |
5,6 |
||
Двуглавая мышца бедра |
М |
80,0±2,31 |
84,6±2,38 |
1,38 |
5,4 |
76,9±1,92 |
86,8±3,46 |
2,49* |
11,4 |
|
Д |
70,5±2,79 |
72,9±2,85 |
0,60 |
3,3 |
69,2±2,63 |
76,9±2,83 |
1,99 |
10,0 |
||
Двуглавая мышца плеча |
М |
81,1±2,99 |
86,9±4,39 |
1,08 |
6,6 |
79,1±2,0 |
83,8±2,25 |
1,54 |
5,5 |
|
Д |
77,2±2,66 |
81,8±1,97 |
1,39 |
5,6 |
73,4±2,81 |
76,4±2,10 |
0,85 |
3,9 |
||
Тэ |
Четырехглавая мышца бедра |
М |
80,0±2,31 |
83,4±2,26 |
0,66 |
4,1 |
78,0±1,45 |
84,3±2,19 |
2,38* |
7,5 |
Д |
75,1±1,98 |
76,5±2,07 |
0,49 |
1,8 |
73,4±2,84 |
79,2±1,98 |
1,68 |
7,3 |
||
Двуглавая мышца бедра |
М |
88,0±3,27 |
84,3±2,78 |
0,86 |
4,4 |
77,6±2,05 |
83,3±2,45 |
1,78 |
6,8 |
|
Д |
76,2±2,87 |
72,5±2,96 |
0,90 |
5,1 |
71,8±2,75 |
79,7±2,06 |
2,30* |
9,9 |
||
Двуглавая мышца плеча |
М |
82,1±3,18 |
84,3±2,81 |
0,51 |
2,6 |
76,7±3,16 |
82,0±2,39 |
1,35 |
6,5 |
|
Д |
78,2±2,42 |
80,6±3,02 |
0,62 |
3,0 |
75,4±2,87 |
81,6±2,05 |
1,76 |
7,6 |
||
Ат |
Четырехглавая мышца бедра |
М |
9,1±3,23 |
20,0±2,96 |
2,48* |
54,5 |
5,6±0,99 |
8,9±1,38 |
1,95 |
37,1 |
Д |
6,7±2,16 |
21,6±2,28 |
4,73*** |
69,0 |
8,2±1,25 |
11,6±1,10 |
2,05 |
29,3 |
||
Двуглавая мышца бедра |
М |
7,4±2,13 |
16,9±1,56 |
3,57** |
55,9 |
8,0±2,19 |
7,0±1,77 |
2,86* |
14,3 |
|
Д |
3,9±2,9 |
19,8±2,27 |
4,32*** |
80,3 |
7,1±1,59 |
8,5±0,09 |
1,12 |
16,5 |
||
Двуглавая мышца плеча |
М |
16,0±3,3 |
35,7±4,04 |
3,78** |
55,2 |
12,7±2,24 |
15,0±2,80 |
0,65 |
15,3 |
|
Д |
12,2±0,12 |
17,2±2,09 |
2,39* |
29,1 |
12±0,28 |
14,8±1,14 |
2,39* |
18,9 |
||
То |
Четырехглавая мышца бедра |
М |
1,9±1,21 |
1,3±0,40 |
0,47 |
46,2 |
1,4±0,62 |
1,7±0,46 |
0,39 |
21,5 |
Д |
1,8±0,63 |
1,4±0,96 |
0,35 |
28,6 |
1,6±0,75 |
1,4±0,73 |
0,19 |
14,3 |
||
Двуглавая мышца бедра |
М |
2,8±0,84 |
1,9±0,59 |
0,88 |
47,3 |
2,5±0,65 |
2,0±0,56 |
0,58 |
25,0 |
|
Д |
2,7±0,74 |
1,8±1,69 |
0,76 |
50,0 |
2,6±0,54 |
2,1±0,97 |
0,45 |
23,8 |
||
Двуглавая мышца плеча |
М |
1,8±2,18 |
2,6±1,9 |
0,28 |
28,5 |
1,7±1,05 |
2,4±0,9 |
0,51 |
29,2 |
|
Д |
1±0,54 |
1,2±0,75 |
0,22 |
16,7 |
2,0±1,91 |
2,3±1,36 |
0,13 |
13,0 |
Достоверность определялась по t - критерию Стьюдента: * - при p<0,05; ** - при p<0,01; p<0,001***.
Показателен тот факт, что все эти изменения происходят на фоне улучшения функционального состояния нервно-мышечного аппарата детей экспериментальной группы. Объективным критерием повышения функциональных возможностей исследуемых мышц было увеличение у них Ат (таблица 1). У мальчиков показатель Ат четырёхглавой мышцы бедра улучшился на 54,5%, двуглавой мышцы бедра - на 55,9%, двуглавой мышцы плеча соответственно на 55,2%. У девочек аналогичные изменения Ат выразились в росте величины Ат четырёхглавой и двуглавой мышц бедра на 69,0 и 80,3% соответственно, двуглавой мышцы плеча - на 29,1%.
Полученные данные позволяют предположить, что по своему воздействию на мышечную систему статодинамические упражнения, применяемые в тренировочном процессе юных танцоров, являются вполне адекватным средством.
Оценка функционального состояния мышц юных танцоров экспериментальной группы выявила положительную тенденцию изменений То четырёхглавой и двуглавой мышц бедра и у мальчиков и у девочек (таблица 1). Этот показатель у мальчиков улучшился на 46,2%, а у девочек на 28,6%. То двуглавой мышцы бедра улучшился на 47,3% у мальчиков и на 50% у девочек. Такие сведения показывают положительные изменения релаксационных возможностей мышечного аппарата, что для спортсменов имеет важное значение [1]. В контрольной группе изменения релаксационных возможностей были менее выражены (P<0,05).
Динамика То двуглавой мышцы плеча у детей обеих групп по сравнению с мышцами бедра имела противоположный характер. В экспериментальной группе показатель двуглавой мышцы плеча вырос на 28,5% у мальчиков и на 16,7% у девочек, а в контрольной на 29,2% у мальчиков и на 13% у девочек соответственно. Такая тенденция изменений То может отражать специфику работы рук при удержании рабочей осанки в спортивных танцах, для которой характерен в большей мере статический режим мышечной деятельности, в то время как в работе мышц нижних конечностей преобладает динамический компонент.
Кроме того, в экспериментальной группе по сравнению с детьми контрольной группы более существенно улучшилась способность к дифференцированию мышечных усилий: у мальчиков для левой руки на 22,7%, для правой - на 24,0%, у девочек соответственно - на 23,1 и 18,5% (таблица 2).
Такие изменения способности к дифференцированию усилий показывают улучшение функционального состояния двигательного анализатора. Различия между экспериментальной и контрольной группами позволяют считать выявленные направления изменения способности к дифференцированию мышечных усилий как повышение уровня развития способности к управлению и воспроизведению силовых характеристик.
Таблица 2 - Средние показатели ошибок при воспроизведении 50% усилий от индивидуального максимума кистевой динамометрии у детей 7-9 лет, занимающихся спортивными танцами (кг)
Группы испытуемых |
Результаты исследования |
|||||
пол |
до эксперимента M±m |
после эксперимента M±m |
различие,% |
P (t) |
||
Эксперимен-тальная
|
правая |
М |
3,1±0,11 |
2,5±0,13 |
24,0 |
<0,05(3,0) |
Д |
3,2±0,20 |
2,6±0,02 |
23,1 |
<0,01 (3,0) |
||
левая |
М |
2,7±0,16 |
2,2±0,54 |
22,7 |
<0,05(2,5) |
|
Д |
3,2±0,50 |
2,7±0,35 |
18,5 |
<0,05 (2,5) |
||
Контрольная |
правая |
М |
3,8±0,54 |
3,6±0,32 |
5,5 |
>0,05(0,32) |
Д |
2,0±0,46 |
1,9±0,18 |
6,8 |
>0,05 (0,19) |
||
левая |
М |
3,1±0,42 |
2,9±0,23 |
6,9 |
>0,05(0,42) |
|
Д |
2,5±0,44 |
2,3±0,11 |
8,7 |
>0,05 (0,44) |
Данный факт свидетельствует об улучшении функционального состояния двигательного анализатора и, как следствие, о повышении уровня развития способности к управлению и воспроизведению силовых характеристик движений в результате применения статодинамических упражнений.
Заключение
Результаты исследования показывают, что применение статодинамических упражнений в процессе физической подготовки танцоров 7-9 лет заметно улучшает способность детей к произвольному напряжению к дифференцированию силовых усилий. Это в свою очередь повышает эффективность процесса управления движениями в данном виде спорта. Улучшение релаксационных возможностей мышц в результате применения методического комплекса упражнений является важным фактором, повышающим эффективность тренировочного процесса [1]. Выполнение упражнений с четко заданными параметрами позволяет эффективнее контролировать технику их выполнения, что обеспечивается за счёт поступления объективной информации, содержащей сведения о количественной стороне движений. Такая информация выполняет роль каналов обратной связи, играющих существенную роль в формировании функциональной системы специфической спортивной деятельности.
Поскольку при выполнении танцевальных элементов положение тела и его частей имеет важное значение для организации рациональной техники, то обучение детей более точному осознанию и количественной оценке параметров движения способствует созданию эффективных условий для формирования навыка рабочей осанки у юных танцоров, а также целенаправленному контролю и изменению различных параметров двигательной деятельности с целью достижения желаемого результата.
Рецензенты
- Якимович Виктор Степанович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой «Физическое воспитание» ФБГО ВПО «Волжский институт строительства и технологий (филиал) Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета», г. Волжский.
- Кудинов Анатолий Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания ФБГО ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры», г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Карева И.В., Репникова Е.А., Сентябрев Н.Н. НАПРАВЛЕННОЕ РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНИЮ ДВИЖЕНИЯМИ У ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНЫМИ ТАНЦАМИ, ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7062 (дата обращения: 21.01.2025).