Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

Артюхин О.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара», Арзамас, Россия
Выделяют две большие группы профессиональных компетенций: базовые и специальные. Базовые профессиональные компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Для профессионально-педагогической деятельности базовыми считаются компетенции, необходимые для осуществления образовательной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к системе образования. Специальные профессиональные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности и рассматриваются как реализация ключевых и базовых компетенций в конкретной профессиональной деятельности. Особенности подготовки будущего учителя сельской школы отражены в специальных профессиональных компетенциях. В статье предложен ряд специфических компетенций сельского учителя и формы для их формирования. Автором дополнен список специфических педагогических компетенций сельского учителя. Подготовку по формированию специфических компетенций необходимо осуществлять в рамках вариативной части профессионального цикла на дисциплинах «Курсы по выбору». Предложено включить в учебный план подготовки бакалавров направления «050100 – Педагогическое образование» следующую систему курсов по выбору: Управление сельской школой в условиях модернизации образовательной системы; Организация самостоятельной работы учащихся в сельской школе; Организация предпрофильной подготовки учащихся в сельской школе; Методическая (система работы) работа учителя сельской школы по подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ; Профильное обучение в сельской школе.
сельская школа
профессиональная компетентность
специальная профессиональная компетенция
1. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции личности как образовательный результат системы профессионального образования: Дис. ... канд. пед. наук / О. М. Бобиенко // Казань, 2005. - 140 с.
2. Зеер Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23-30.
3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.
4. Ланцова И. О. Педагогические основы развития сельского учителя: Дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Москва, 2008. - 197 с.
5. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М.: Знание, 1996.
6. Савинков Ю. А. Специфические педагогические компетенции многопрофильного педагога сельской малочисленной школы. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования, 2005.
7. Спиркин А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. М.: Гардарика, 2001. - 815 с.
Сельская школа является одной из составляющих образовательной системы России, которая обладает специфическими особенностями. При этом сельская школа должна быть не статической, а динамической образовательной структурой сельской социальной среды, способной адекватно изменяться в соответствии с изменениями социальных и экономических основ общественной жизни России в целом и сельской местности в частности. Это означает, что развитие современной сельской школы должно происходить с учетом стратегических направлений модернизации всей системы образования России, и в первую очередь, должно отвечать требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

В настоящее время к характерным особенностям сельской школы относятся: реструктуризация, профильное обучение, переход на новые стандарты. Смена образовательной парадигмы со знаниевой на компетентностную для сельской школы имеет свои характерные особенности.

Под компетентностью в профессиональном образовании понимают совокупность знаний и опыта в той или иной области или уровень общей и профессиональной подготовки, позволяющие адекватно реагировать на изменяющиеся требования конкретного рабочего места или выполняемой работы. Помимо разработки подходов к общему понятию профессиональной компетентности в работах ряда авторов исследуются особенности профессиональной компетентности представителей какой-либо одной профессиональной сферы, в частности, особенности профессиональной педагогической компетентности.

Следует заметить, что компетентность предполагает учитывать специфику ориентировочной основы компетентного выполнения деятельности, направленность мышления исполнителя на конечный результат. В этом смысле компетентность всегда метапредметна и не может быть сформирована средствами одной учебной дисциплины, а непременно предполагает включение предметных знаний в целостный образ профессиональной деятельности учителя [7].

Фактором, в первую очередь влияющим на содержание подготовки учителя, являются те профессиональные задачи, которые он должен уметь решать в своей профессиональной деятельности. Профессиональной компетентностью педагога (или профессиональной педагогической компетентностью) называют единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность (и профессионально-педагогическая в том числе) рассматривается как комплекс компетенций. Так, Н. В. Кузьмина считает, что профессиональная педагогическая компетентность включает четыре компонента или четыре вида компетентности:

  1. Специальная и профессиональная компетентность в области преподаваемой дисциплины (знание предмета и психологических особенностей его восприятия, понимания, усвоения, обобщения, применения на практике учащимися).
  2. Методическая компетентность в области способов формирования знаний и умений учащихся (знание технологий и методов обучения и мотивирования учащихся к предстоящей учебно-познавательной деятельности).
  3. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения (знание социально-психологических особенностей учебных групп, владение методами изучения групп и коллективов). Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся (знание дифференциально-психологических особенностей учащихся, владение научными приемами накопления этих знаний о конкретном учащемся).
  4. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности (знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности, чтобы проектировать свою авторскую систему деятельности с опорой на свои сильные стороны) [3].

В исследованиях А. К. Марковой выделено несколько видов профессиональной компетентности, определяющих зрелость человека в профессиональной деятельности:

  • специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
  • социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда;
  • личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
  • индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, готовность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовывать свой труд без перегрузок, напряжения и усталости [5].

Базовые профессиональные компетенции отражают специфику определенной профессиональной деятельности (в нашем случае педагогической). Для профессионально-педагогической деятельности базовыми считаются компетенции, необходимые для осуществления образовательной деятельности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к системе образования.

В современной педагогической и методической литературе представлен состав базовых компетенций:

  • целевая - умение педагога выстраивать иерархию целей обучения: от наиболее общих (государственных, общественных) к целям конкретного знания;
  • проектировочная - умение проектировать, а затем осуществлять учебный процесс, обеспечивая оптимальность выбора или разработки методов и средств обучения;
  • когнитивно-рефлексивная - владение самоанализом, обеспечивающим переосмысление и самосовершенствование педагогической деятельности;
  • мониторинговая - умение отслеживать результаты образовательной деятельности и соотносить их с запланированными [2].

Специальные профессиональные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности и могут рассматриваться как реализация ключевых и базовых компетенций в конкретной профессиональной деятельности.

О. М. Бобиенко определяет специальные компетенции как способность личности к эффективному решению профессиональных задач в конкретных ситуациях [1]. Она утверждает, что компетенции не исключают знаний, умений и навыков, но принципиально отличаются: от знаний - тем, что существуют в виде деятельности, а не только знаний о ней; от умений - тем, что обладают свойством переноса; а от навыков - тем, что они осознаны и автоматизированы, поэтому человек может действовать не только в типовых, но и в нестандартных ситуациях.

В работе Савинкова Ю. А. отмечается, что достаточный перечень педагогических компетенций для педагога сельской малочисленной школы должен содержать помимо педагогических компетенций, составляющих достаточный перечень компетенций среднестатистического педагога области, дополнительные специфические педагогические компетенции:

  • психолого-педагогические, связанные с необходимостью организации учебного процесса в малых учебных группах;
  • дидактические, предполагающие отбор содержания образования, обеспечивающего формирование у учащихся широких прикладных знаний, практических умений сельскохозяйственной направленности;
  • методические, связанные со спецификой общения между субъектами образовательной деятельности в малых учебных группах, с преобладанием у учащихся сельской малочисленной школы наглядно-образного мышления, когда практические действия являются первичными по отношению к умственным;
  • социокультурные, задаваемые вполне определенным социальным заказом сельской малочисленной школы, жестко детерминированным национальными традициями, сельским укладом жизни и, прежде всего, потребностями сельскохозяйственного производства [6].

В работе Ланцовой И. О. предложены следующие специфические требования в подготовке учителей сельской школы:

  • эффективно реагировать на изменяющиеся образовательные запросы учащихся, родителей, сельского социума, с учетом нормативных документов модернизирующегося российского образования;
  • широко использовать многообразные формы организации учебно-воспитательного процесса и деятельности школы в целом, коррелировать их с конкретными социально-экономическими, как правило, ограниченными условиями;
  • осуществлять взаимодействие с различными административными органами, работодателями, общественными организациями и гражданами в целях их привлечения и координации совместных усилий, направленных на развитие образования на селе;
  • выделять перспективные тенденции развития сельского социума, на основании чего проектировать и реализовывать направления модернизации образовательного пространства;
  • в условиях многопредметной деятельности выстраивать учебно-воспитательный процесс на основе интегративных курсов;
  • мотивировать на повышение образовательного статуса не только учащихся, но и взрослое население в рамках усиления влияния школы на сельский социум [4].

На наш взгляд, некоторые из заявленных компетенций не в полной мере учитывают особенности учащихся сельских школ. Например, на каких основаниях был сделан вывод о преобладании у учащихся сельской малочисленной школы наглядно-образного мышления, когда практические действия являются первичными по отношению к умственным. Практика показывает, что многие учащиеся сельских школ успешно обучаются в классах и группах естественно-математического профиля, где определяющим является логическое, абстрактное мышление.

Так же можно говорить о том, что потребности сельскохозяйственного производства (потребности агропромышленного комплекса) детерминированы не столько сельским укладом жизни, сколько необходимостью подготовки высококлассного специалиста, готового работать с современной техникой, знанием компьютеров и т.д.

В связи с этим, список специфических педагогических компетенций сельского учителя, на наш взгляд, необходимо дополнить следующими компетенциями:

  • готовность к общению между субъектами образовательной деятельности в малых учебных группах, обучающихся по различным профилям;
  • способность учитывать культурные ценности сельского социума при организации учебно-воспитательной работы с учащимися;
  • готовностью к воспитательной работе с учащимися, родителями, коллегами в традициях сельской школы;
  • способность на профессиональном уровне выполнять управленческую деятельность в сельской школе;
  • осуществлять личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс в специфических условиях сельской школы.

Следует отметить тот факт, что выделенные специфические профессиональные компетенции имеют важность только для будущих учителей сельской школы, поэтому их формирование должно носить точечный характер, а не охватывать всех обучающихся. Поэтому, целесообразно подготовку по формированию специфических компетенций осуществлять в рамках вариативной части профессионального цикла на дисциплинах «Курсы по выбору». Для решения поставленной задачи предлагается включить в учебный план подготовки бакалавров направления «050100 - Педагогическое образование» следующую систему курсов по выбору:

  • Управление сельской школой в условиях модернизации образовательной системы.
  • Организация самостоятельной работы учащихся в сельской школе.
  • Организация предпрофильной подготовки учащихся в сельской школе.
  • Методическая (система работы) работа учителя сельской школы по подготовке учащихся к выполнению заданий ЕГЭ.
  • Профильное обучение в сельской школе.

Предложенные курсы должны соответствовать частным принципам формирования содержания дисциплин по выбору, содержание которых отражают специфику подготовки будущих учителей сельской школы. Считаем, что данные курсы по выбору будут востребованы как с точки зрения социального заказа, так и с точки зрения самих студентов.

Рецензенты:

  • Санина Е. И., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой высшей математики Российского университета дружбы народов, г. Москва.
  • Фролов И. В., доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой физики, теории и методики обучения физики Арзамасского государственного педагогического института,  г. Арзамас.

Библиографическая ссылка

Артюхин О.И. ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7048 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674