Образовательная технология - сложная система организации, управления и развития познавательной деятельности. В данной статье рассматриваются образовательные технологии применительно к организации самостоятельной работы студентов. Это связано с тем, что при всей значимости всех видов аудиторных занятий конечный результат обучения в решающей степени определяется рациональной организацией самостоятельной работы. Особо значимой становится такая образовательная технология, которая ориентирует не на копирование умений и навыков, демонстрируемых преподавателем на аудиторных занятиях, а на способность осуществлять самостоятельный поиск информации, использовать современные приемы и методы ее усвоения. Студент сам определяет средства и методы приобретения знаний из предложенных ему образовательных технологий. Чтобы это случилось, необходима мотивация студента на познавательную деятельность, которая создается образовательной технологией, профессионализмом и харизматичностью педагога.
«Основная цель самостоятельной работы студента - воспитание сознательного отношения студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитие им привычки к напряженному интеллектуальному труду. Важно, чтобы студенты не просто приобретали знания, но и овладевали способами их добывания, т.е. научились учиться» [1].
Важно привить навыки самостоятельной работы на 1-2 курсе обучения при изучении базовых дисциплин. Студент должен уже на первом курсе понять, что он приобретает не знания вообще, осуществляя те или иные виды деятельности в аудитории или самостоятельно, а получает конкретные знания, умения и навыки, необходимые ему при обучении на старших курсах, а также в дальнейшей профессиональной деятельности. Это можно осуществить, насыщая учебно-методические материалы информацией, элементами знаний и умений, отражающих реальные жизненные ситуации, межпредметные связи, а контролирующие материалы должны содержать проблемные ситуации, требующие креативного мышления. Приобретение опыта в решении проблемных ситуаций, приближенных к реальным условиям, вселяет в студента уверенность и позволяет ассоциировать свой опыт с предметом изучения.
Концепция «мотивированной самоорганизации» студента [5] является отправной точкой в поиске и выборе педагогических технологий для организации самостоятельной работы студента и создания учебно-методических комплексов дисциплин, которые, в конечном счете, реализовали бы личностно-ориентированный подход и определили результат качественного высшего образования. Нельзя забывать, что качество образования (преподавания) может быть достигнуто только при высоком уровне мотивации студентов и преподавателей, вовлеченности студентов в учебный процесс и, как результат, высокий показатель остаточных знаний. Мотивации к самостоятельной работе способствуют также внешние факторы: конкурентоспособность на рынке интеллектуального труда, объективная необходимость в комплексном образовании, уменьшение времени адаптации выпускника к выполнению своих профессиональных обязанностей.
При разработке учебно-методических материалов для самостоятельной работы студентов необходим комплексный, системный подход, который учитывал бы психологические особенности профессионального и академического становления студента. Обязательным этапом в данной работе является выявление затруднений в процессе обучения. Независимо от национальной принадлежности и уровня обучения эти затруднения могут быть мотивационные, коммуникативные, познавательные и информационные.
Мотивационные затруднения возникают чаще всего из-за несовпадения ожиданий с реальной действительностью. Общение с другими студентами и преподавателями является основой в получении информации, ее восприятии и осознании. Владение терминологией и понятийным аппаратом соответствующей науки является основой в самостоятельном освоении дисциплины, в формировании общенаучной и профессиональной компетентности. Однако из-за неумения работать с источниками информации, отсутствием навыков слушания и результативного чтения текстов, отсутствием знаний о предмете изучения и системных умений познавательной деятельности, умением выделять причинно-следственные связи возникают коммуникативные, информационные и, как следствие, познавательные трудности в процессе обучения.
Основное условие для преодоления этих трудностей - это овладение студентами определенными учебными стратегиями, которые он может применять при решении учебных заданий и которые соответствуют его психологическим характеристикам.
Эффективность самостоятельной работы зависит от многих факторов: характера знаний, источника знаний, организации самостоятельной работы, педагогических стереотипов и традиций. Необходимо учитывать неоднородность аудитории по уровню знаний, степени восприятия дисциплины (русские и иностранные студенты), язык обучения. Независимо от национальности студенты делятся на две категории: самоорганизующиеся и те, кто нуждается в помощи по коррекции личных качеств и в развитии умений самоорганизации учебной деятельности. Поэтому очень важна вариативность учебно-методических материалов по степени сложности, начиная с базового уровня и дополненного модулями, содержащими материал с нарастанием степени сложности. Студент вправе выбрать любой уровень сложности заданий, но не может опуститься ниже базового. Выбор уровня сложности задания побуждает студента к самооценке, к оценке уровня своей начальной подготовки и эффективности алгоритма, который он применил в работе с информацией. Критерием успешности в процессе обучения является академический рейтинг, который не только создает первичную конкурентную среду, но и, безусловно, должен отражать степень сложности усвоенного материала и потенциал обучаемости студента. Это тем более важно, что конкурентоспособность на рынке интеллектуального труда требует ранжирования студентов по их профессиональным компетенциям. Одним из условий успешного освоения образовательной программы, в частности, видов самостоятельной работы является максимальная информируемость студента. Поэтому, на наш взгляд, необходимо руководство к самостоятельной работе, которое должно делать весь процесс обучения прозрачным по конкретным видам деятельности, времени их реализации. Такое руководство призвано помочь студентам (особенно зависимым) в планировании самостоятельной работы вплоть до рекомендаций: какие виды деятельности, когда, в каком объеме и по каким источникам необходимо осуществлять, чтобы достичь цели. Студент должен иметь несколько алгоритмов самостоятельной работы в виде определенных действий, обязательных для исполнения. При этом он может воспользоваться разными видами информации (твердая копия, аудио- и видеоматериалы, электронный вариант), желательно, на двух языках (русском и английском), а также консультацией преподавателя. Все это возможно реализовать в рамках учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) по принципу «все включено» с использованием Web-среды. Материалы такого комплекса могут быть использованы как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе под руководством преподавателя и без него.
Таким образом, основными условиями успешной самостоятельной работы студента являются:
- мотивированность формы внеаудиторной (аудиторной) работы студентов в приобретении самостоятельных знаний, навыков и умений;
- конкретность познавательной задачи;
- четкость временных рамок выполнения этапов самостоятельной работы и форм отчетности;
- вариативность заданий по степени сложности;
- доступность консультативной помощи преподавателя, в том числе через Интернет;
- доступность информации о критериях оценки и формах контроля самостоятельной деятельности и выполненной работы;
- доступность информации об академической успеваемости студента через его личный кабинет на корпоративном портале университета (студент должен видеть свой «успех», что является дополнительной мотивацией к выполнению самостоятельной работы).
Все вышесказанное приводит к повышению требований к профессиональным компетенциям преподавателя. Одним из важных признаков такого профессионализма является владение информационными технологиями и активными методами обучения, гибкость в использовании тех или иных педагогических приемов, которая может достигаться при наличии многообразия учебно-методических материалов, а также используемых форм, методов и инструментов.
На междисциплинарной кафедре Института международного образования и языковой коммуникации Томского политехнического университета разработана модель управления обучением интернациональных групп студентов в рамках дисциплины [2]. В основе модели лежит УМКД (электронный/твердая копия), который является «комплексом, где все включено». Все учебно-методические материалы размещаются в корпоративной электронной среде, где студенты регистрируются на период изучения дисциплины. Учебно-методические материалы комплекса дисциплины сгруппированы и выстроены в соответствии с видами аудиторных занятий и используются как для самостоятельной работы студентов, так и преподавателем на аудиторных занятиях (лекции в ppt., аудио, видеоматериалы, справочные материалы, таблицы и др.).
Результаты самостоятельной деятельности студент может продемонстрировать не только на аудиторных занятиях (семинары, лабораторные работы, контрольные работы, индивидуальные домашние задания), но также участвуя в научно-практических конференциях. В Институте международного образования и языковой коммуникации Томского политехнического университета уделяется большое значение участию студентов в научных мероприятиях [3]. Стартовой площадкой является Университетская научно-практическая конференция «Коммуникация иностранных студентов, магистрантов и аспирантов в учебно-профессиональной и научной сферах», на которую представляются реферативные и курсовые работы, дипломные проекты и результаты магистерских диссертаций. В данной конференции участвуют студенты всех уровней обучения. При подготовке к конференции студент решает следующие задачи:
- участвует в формулировании проблемы и разработке плана исследований;
- самостоятельно проводит поиск необходимой научной информации для своих исследований и составляет аналитический обзор;
- обсуждает цели, задачи и порядок проведения исследования с научным руководителем;
- самостоятельно проводит исследования;
- анализирует полученные результаты и представляет их в виде отчета или презентации;
- публично сообщает о результатах работы (участие в научной конференции);
- по рекомендации организационного и программного комитетов лучшие работы публикуются в сборнике материалов.
Что дает студенту участие в подобном мероприятии? Проведя всю вышеперечисленную работу, студент приобретает навыки самостоятельной познавательной деятельности. Студент становится активным субъектом своего собственного учения, посредством продуманной системы самостоятельных работ. Субъектом психологически готовым и функционально подготовленным, в зависимости от своих способностей и интересов, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, вести исследовательский поиск, извлекать информацию из различных источников и превращать ее в знание. В результате повышается познавательная активность и самостоятельность студента, расширяется интеллектуальный кругозор, развиваются коммуникативные способности и навыки работы в команде (студент или группа студентов - научный руководитель), происходит адаптация студента как молодого исследователя к новой научной среде, формируется познавательный интерес и положительная мотивация к обучению.
Исходя из вышесказанного, с уверенностью можно сказать, что в настоящее время самостоятельная работа студента становится базовым элементом процесса обучения в вузе.
Рецензенты:
- Колесникова Светлана Юрьевна, доктор культурологии, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Сибирского государственного медицинского университета, г.Томск.
- Лукьянова Наталия Александровна, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой социологии, психологии и права Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.
Библиографическая ссылка
Кашкан Г.В., Шахова Н.Б. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7041 (дата обращения: 13.01.2025).