В современном социокультурном пространстве глобальность процессов всех сфер жизни общества в значительной степени способствует повышению роли человека в экономике. Новые условия современной мировой действительности диктуют и создают предпосылки реформирования системы образования России, направленного на повышение роли социально-экономического образования старшеклассников, обеспечение адекватности качества экономической подготовки старшеклассников реалиям современного мира. Это выдвигает задачу организации и проведения целенаправленной педагогической деятельности, результатом которой стало бы становление экономического Образа Мира старшеклассников.
Цель данного исследования состоит в определении педагогических условий становления экономического Образа Мира старшеклассников. Для определения педагогических условий формирования экономического Образа Мира старшеклассников необходимо обратиться к категории Образа Мира.
Материалы по данной тематике, представленные в педагогических исследованиях (Д. А. Леонтьев, С. Д. Смирнов, В. В. Петухов), позволяют представить Образ Мира как целостную многоуровневую систему представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности. Опираясь на специальные исследования учёных в области формирования целостного и ценностного Образа Мира (А. В. Кирьякова, А. Н. Леонтьев), мы подчеркиваем важность и значимость личностного отношения к знаниям о мире. Мы подчеркиваем и утверждаем, что само по себе наличие экономических знаний не гарантирует экономически эффективного, целесообразного поведения личности, для этого необходимо соответствующее ценностное отношение к знаниям. По мнению А. В. Кирьяковой, ценностное отношение к миру есть первый результат процесса ориентации, основанный на познании ценностей общества, осознание себя в этом мире и построение своей жизненной перспективы [4,5,6].
Таким образом, мы можем утверждать, что Экономический Образ Мира - это системно-ценностное личностное образование, интегрирующее представления и отношения старшеклассников к миру экономики. Поскольку целью экономического образования старшеклассников мы определяем становление экономического Образа Мира, необходимо определить педагогические условия, способствующие формированию его компонентов.
Определение педагогических условий было осуществлено на основе общепринятых классификаций условий, способствующих формированию качественных знаний школьников, обозначенных в фундаментальных работах Т. К. Ахаян, И. А. Колесниковой [1, 7]. Вслед за вышеуказанными учёными мы утверждаем, что становление целостного и ценностного Образа Мира состоится в том случае, если в экономическом образовании будет реализована совокупность педагогических условий:
- организация спецкурса по экономике и аксиологизация его содержания будет предоставлять возможность приобретения каркаса экономических знаний, опыта решения экономических задач, кейсов и будет способствовать становлению когнитивного компонента экономического Образа мира старшеклассников;
- создание ситуаций нравственного выбора будет являться способом актуализации эмотивного компонента экономического Образа мира старшеклассников;
- разработка старшеклассниками бизнес-проектов будет интегрировать экономические знания и развивать инициативу, решительность, предпринимательскую честность и ответственность, способствовать становлению деятельностного компонента экономического Образа мира.
I. Аксиологизация содержания спецкурса по экономике. Аксиологические идеи, по утверждению А. В. Кирьяковой, есть магистральные идеи образования. Однажды появившись, такие идеи становятся аксиомой, создают научное знание [5]. Вместе с тем аксиологическая идея открыта к обогащению, переосмыслению, она магистральна, но не конечна, не завершена. Исходя из вышесказанного, аксиологические идеи справедливо считать базисными идеями образования, а аксиологизацию образования - насыщением образования смысловыми, ценностными категориями. Аксиологизация ведущих идей в содержании образования, таким образом, позволяет усиливать все идеи, рассматривать их под углом ценностных ориентаций, ценностного самоопределения [4,5,6].
В рамках исследования нами был разработан спецкурс «Мой экономический мир». Целью данного курса является становление когнитивного компонента экономического Образа мира, формирование целостности каркаса экономического знания старшеклассников. Содержание спецкурса строится на ведущих аксиологических идеях.
- Идея сосуществования разных экономических систем. Данная идея основана на принципе интеграции и каркасности экономических знаний, всеприменимости базовых знаний в различных экономических системах и структурах.
- Идея глобальности экономических процессов. В основе идеи лежит противоречие тенденции процесса глобализации, стирания межнациональных и межгосударственных границ и выделения национальных особенностей ведения бизнеса в разных культурах, особенностей менеджмента национальных экономик.
- Отсюда вытекает идея ведущей роли человека в экономических процессах. Старшеклассники должны, с одной стороны, понимать глобальность экономики, а с другой - осознавать роль в ней человека, его культурных, религиозных особенностей, видеть, как, проходя сквозь призму человеческих отношений, трансформируется экономическое знание. У старшеклассников должно формироваться осознание себя как Творца экономических отношений и процессов, их центрального ядра и смысла.
- Идея экономического успеха наряду с идеей ведущей роли человека в экономических процессах является центральной и смыслообразующей в контексте становления когнитивного компонента экономического Образа Мира старшеклассников, обретения ими ценностных экономических ориентаций.
- Идея личности предпринимателя, его качеств, отношения и поведения в окружающем мире способствует становлению у старшеклассников некоего идеального образа бизнесмена, предпринимателя, банкира, топ-менеджера и т.п., набора присущих ему качеств, осознания или неприятия себя как предпринимателя.
Нами были выделены низкий, средний и высокий уровень когнитивного развития старшеклассников. В результате обучения старшеклассников по программе спецкурса «Мой экономический мир» доля группы с высоким уровнем когнитивного развития увеличилась с 7 до 56 %, а доля группы старшеклассников с низким уровнем когнитивного развития, соответственно, снизилась с 72 до 14 %.
II. Создание ситуаций нравственного выбора. По утверждению В. И. Бакштановского, нравственный выбор - это выбор между ценностями, воплощенными в разных вариантах: долгом и совестью, честью и достоинством, но в конечном итоге - между добром и злом [2]. Нравственный выбор для личности невозможен без ответа на вопросы о сущности человека и социальных институтов, о смысле жизни. Рассматривая категорию нравственного выбора применительно к экономическим явлениям, мы интерпретировали предложенные ситуации нравственного выбора в плоскости предпринимательства - вида деятельности, требующего нравственно-ценностной ориентации субъекта предпринимательских отношений. В ходе проведенного нами эмпирического исследования мы представили старшеклассникам ситуации, обозначенные как специальные ситуации нравственного выбора: между нравственным и безнравственным экономическим поведением, между долгом и склонностями, между своими и чужими интересами (между нравственным альтруизмом и безнравственным эгоизмом), между личными убеждениями и общественным мнением, между различными видами обязанностей личности. В каждой представленной ситуации учащиеся были поставлены в условия совершения нравственного выбора. Таким образом, на основе анализа ответов учащихся мы сделали выводы:
- Старшеклассники с ценностной ориентацией на морально-нравственные категории выделяют такие категории, как честность, дружба, порядочность, ответственность перед коллективом, ответственность за свои поступки. В результате анализа и подсчета ответов мы отнесли к данной группе 18,2 % старшеклассников.
- Старшеклассники с ярко выраженной ценностной ориентацией на экономические категории для себя выделяют такие ценности, как экономическая выгода, экономическая эффективность, самореализация, врожденно-личностные категории предпринимателя, ценности рыночной экономической системы. Со своей будущей профессией большинство старшеклассников, вошедших в данную категорию, определились, что следует из их ответов и ценностных ориентаций. К данной группе по результатам проведенного нами анализа мы отнесли 29,8 % старшеклассников.
- Старшеклассники, чьи ценностные ориентации являются синтезом экономических и морально-нравственных категорий. Набор их ценностных ориентаций лежит в следующей плоскости: само- и взаимоуважение, порядочность, самореализация, ценности рыночной экономической системы, экономическая выгода, возможность заниматься любимым делом. К данной группе относятся 35,8 % старшеклассников.
Таким образом, создание ситуаций нравственного выбора актуализирует эмотивный компонент становления экономического Образа мира старшеклассников.
III. Использование бизнес-проектной деятельности учащихся как педагогическое условие становления деятельностного компонента экономического Образа Мира старшеклассников.
Проектирование, по мнению И. А. Колесниковой, - это тесно связанная с наукой деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления [7]. Так как проектная деятельность находится в контексте пошаговой образовательной стратегии, это предполагает наличие определенных последовательных этапов, стадий развёртывания проекта во времени и в пространстве; нормирования прохождения каждого из этапов; пошагового установления обратной связи. В экономическом обучении в качестве проектирования выступает разработка бизнес-проектов. Поэтапное бизнес-проектирование целесообразно представить иллюстрацией примеров разработки различных бизнес-проектов старшеклассниками в ходе нашей опытно-экспериментальной работы.
На первом - предпроектном этапе - учащиеся:
- Готовили поле исследуемой проблемы. Для этого им необходимы были знания, полученные в ходе изучения элективных курсов «Мой экономический мир».
- Диагностировали ситуацию. После того, как на основе приобретенных знаний через призму ценностного отношения (уровень интереса к теме, желания изучать определенный экономический процесс, вникать в его суть, искать новые способы решения задач, перспективы развития), старшеклассниками было выбрано поле исследования, что и явилось точкой отсчета данных проектов, учащиеся приступили к определению тематики, предмета и объекта исследования, постановке целей проектной деятельности. Учащиеся на данном этапе используют требующие специальных умений и навыков формы активности (проблемно-информационный поиск в базах данных, Интернете, поиск, сбор и анализ статистической информации, проведение адресного предпроектного исследования, социальный опрос и др.). На данном этапе раскрывается ценностное отношение авторов проекта к экономике, обнаруживается множественность их исходных взглядов либо, наоборот, их общность, формируются оценочные знания о реальном состоянии предполагаемого объекта преобразования, в их мышлении формируется идеальный образ объекта - целевого ориентира проектной деятельности.
- Формировали общее поле проблем. Для этого из полученного в ходе сбора и анализа данных материала выбирали несколько ключевых моментов, которые затем классифицировали. Итогом явилось выделение в рамках выбранного объекта преобразования предмета проектирования.
Наиболее важным на данном этапе мы полагаем появление мотива включения в проектную деятельность. Также в проектировании используется прием «Пирамида проблем», основанный не на выдвижении конкретной проблемы, а на постановке сразу нескольких проблем, являющихся смыслообразующими осями проекта, и предложениями по их решению. Таким образом, процедура проблематизации включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации и иерархизации, а у участника проектирования появляется посыл: «у меня есть проблема и она может быть решена в ходе проектной деятельности».
4. Определяли концепцию проекта. В ходе подготовки и разработки проекта старшеклассники у старшеклассников сформировались:
- границы и уровень собственной компетентности в рамках целей проекта (т.е. ориентации вида «что я умею?») - 71 % старшеклассников;
- приоритеты развития проекта и себя как его автора (т.е. определение своего места в экономических отношениях) - 48 %;
- знания, умения, навыки, на которые можно будет опереться в профессиональной деятельности (т.е. «для чего я создаю проект?») - 29 %;
- области своих затруднений в проекте (т.е. «знания, которые мне ещё предстоит приобрести; возможное столкновение экономического Мира старшеклассника с экономическим Миром реальным) - 17 % старшеклассников.
5. Выбирали формат проекта - своеобразный способ ограничения активности участников проектной деятельности через определение ее границ и масштаба.
Этапом реализации проектов в нашем случае явилось успешное их представление на районных и областных конференциях. Рефлексивный этап характеризуется конечной ступенью становления у старшеклассников экономического Образа Мира. Послепроектный этап следует непосредственно после завершения проектных действий, получения оценки результатов. Далее возможны варианты: переход к новому проекту, интеграция с другими проектами, распространение проекта на другие уровни.
В результате реализации представленных нами педагогических условий были выявлены уровни становления экономического Образа мира старшеклассников.
- Фрагментарно-эмотивный. Данная группа старшеклассников характеризуется скудным базовым набором экономических знаний либо отсутствием элементарных экономических знаний, нежеланием работать на уроках, слабым интересом к экономике в принципе. При реализации заданного педагогического условия мы считаем крайне важным уделять особое внимание работе именно с этой группой, т.к. старшеклассники, отнесенные нами к двум другим группам, имеют достаточно устойчивый интерес и высокую мотивацию к изучаемой дисциплине.
- Ориентационно-интегративный, формируется в условиях решения кейсов и задач, при проработке проблемно-смысловых заданий. На данном уровне становления экономического Образа мира старшеклассники хорошо владеют базовыми экономическими знаниями, могут применять их при решении задач, определяют для себя базовые экономические ценности.
- Системно-ценностный, базируется на глубоких специальных экономических знаниях, старшеклассники свободно оперируют экономическими терминами и категориями, способны к системным обобщениям от общего к частному и наоборот, определяют свои ценности в сфере экономики, в их ответах и суждениях четко выражено стремление и необходимость углубить свои знания в области экономики, построена цепочка отношений «Я - мир - экономика».
Апробация представленных педагогических условий становления экономического Образа мира проводилась на базе МБОУ «Европейский лицей» п. Пригородный, МБОУ «Нежинский лицей Оренбургского района» и МОУ «Пригородная СОШ №1 Оренбургского района» в период 2009 по 2012 г. среди старшеклассников (10-11 классы).
Обсуждение результатов. В аспекте нашего исследования интерес представляло выделение и реализация педагогических условий становления экономического Образа мира старшеклассников. В формирующем эксперименте в естественных условиях образовательного процесса школ были реализованы педагогические условия становления экономического Образа мира старшеклассников. В рамках спецкурса «Мой экономический мир» старшеклассники приобрели базовые и специальные экономические знания. Создание ситуаций нравственного выбора предполагало совершение старшеклассниками нравственного выбора. В ходе бизнес-проектной деятельности старшеклассники приобрели навыки маркетинговых и конъюнктурных исследований, разработали бизнес-планы, планы по выводу нового товара на рынок.
Выводы. В целом проведенная опытно-экспериментальная работа подтверждает, что реализация представленных педагогических условий в экономическом образовании старшеклассников способствует становлению экономического Образа мира старшеклассников. Аксиологизация содержания образования способствует становлению когнитивного компонента экономического Образа мира. Создание ситуаций нравственного выбора актуализирует эмотивный компонент экономического Образа мира старшеклассников. Использование технологий бизнес-проектирования формирует деятельностный компонент экономического Образа мира. Таким образом, результатом реализации представленных педагогических условий является сформированный экономический Образ мира старшеклассников.
Рецензенты:
- Кирьякова Аида Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.
- Белоновская Изабелла Давидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета, профессор кафедры технологии машиностроения, металлообрабатывающих станков и комплексов Оренбургского государственного университета, г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Иванаева М.Е., Ольховая Т.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗА МИРА СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7023 (дата обращения: 04.12.2024).