Весьма актуальным в настоящее время является вопрос об информационном, сенсорном (визуальном, аудиальном, одорантном) загрязнении среды.
Поскольку экологическое образование выступает как фактор общего развития и формирования личности, согласно С.Д. Дерябо, В.А. Ясвину, то оно «должно быть направлено и на то, чтобы открыть личности возможности взаимодействия с миром природы» [2]. Обеспечение осуществления такой возможности и научное подкрепление находится за блоком информации, касающейся непосредственного контакта и гармоничного сосуществования человека и природы.
Ничто не может заменить человеку общение с природной средой, но осознание этого на достаточном разумном уровне, уровне понимания, приходит к человеку очень поздно. Именно поэтому созданию фундамента экологической этики в рамках экологического образования следует уделить должное внимание. Осознание невозможности преодоления экологического кризиса и поддержания равновесия без опоры общества на «самое себя, свою нравственность, менталитет» (Н.Н. Моисеев) [4] призвано направить на разработку вопросов экодеятельности всех специалистов, заинтересованных в обеспечении устойчивого развития человечества в окружающем мире.
Специалист эколог должен получить знания о человеке в окружающей среде как об активном субъекте, включенном в мировые процессы. После изучения основных положений учений о биосфере и ноосфере, концепции устойчивого развития природы и общества необходимо получение знаний о человеке как о созидателе и хранителе устойчивой гармонии в окружающей его природной среде.
По утверждению Дмитрия Лихачева, «факт воспитательного воздействия на человека его окружения ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения» [3]. Но до сих пор при обучении экологии не достаточно освещаются вопросы эстетической и нравственной экологии, вопросы экологии культуры.
По высказыванию В.И. Вернадского, человечество выступает геологической силой, способной перевернуть мир, следовательно, каждый человек - это преобразующий нашу планету некий «биосенсор». И как «капля камень точит», так и человек как «живая свободная сущность», будучи подлинной субстанцией бытия, изменяет всю духовную среду человечества [6]. При всем этом дух человека «есть творчество, дух творит новое бытие» (Н.А. Бердяев). Человек, воспринимая «импульсы мира», преломляет их через свое сознание, активно преобразуя в ходе творческой деятельности [1].
Экологическое образование, включающее комплекс знаний о человеке, в рамках дисциплин и спецкурсов по социальной экологии, экологии человека, культурном наследии, краеведению, сенсорной экологии, гигиене, видеоэкологии, основам цветовосприятия, рекреационной экологии, должно вывести формирование личности обучающихся на уровень экодеятельности и экологосообразного поведения в окружающем их мире.
Если понимать под экологическим образованием целостный целенаправленный процесс, направленный на формирование экологического сознания, деятельности и поведения, как считает Н.П. Несговорова, можно решить комплексную задачу формирования экологической культуры личности [5]. В действительности только экологическое сознание и экологосообразное поведение большей части населения предоставит максимальные возможности в решении проблем охраны среды обитания. Знания по социальной экологии необходимы всем тем, кто так или иначе будет принимать решения по размещению объектов социальной инфраструктуры в городе, поселке, любом населенном пункте. Кроме того, важны знания по городской экологии, экологически обоснованному строительству. В данном случае необходимо сохранить самый характер местности, архитектурный и природный ландшафт. Еще Дмитрий Лихачев отмечал, что «новое строительство должно возможно меньше противостоять старому, с ним гармонировать, сохранять бытовые навыки народа в своих лучших проявлениях». Культурная экология как часть социальной экологии должна развиваться в направлении обогащения знаниями и опытом по нравственно-эстетическим вопросам художественного стиля и оформления территорий в соответствии с законами и закономерностями природной среды.
На ступень экологической культуры нас выводит многогранная поэтапная работа в рамках таких дисциплин, как экологическая педагогика, социальная экология, экологическая психология, которые обеспечивают формирование экоцентрического типа экологического сознания. При этом в педагогической практике наиболее эффективными оказываются методики, которые строятся не на запрете того, что делать не стоит (к примеру, что касается экологосообразного поведения: не сорить, не вредить, не губить и т.д.), а на позиции деятельностного подхода по формированию умений в создании экологически комфортной среды, гармоничного визуального пространства.
Неблагоприятное визуальное окружение может быть причиной формирования бездуховности человека, проявляющейся в агрессивном отношении к окружающей среде, следствием данной цепи выступает антропоцентрический тип взаимоотношений с природой. Комфортная визуальная среда создается на нравственных отношениях, созидающем поведении, экоцентрическом типе экологического сознания. Именно нравственное и эстетическое воспитание позволяет наиболее полно проследить комплекс сложных взаимоотношений человека с экологической социокультурной средой в городе.
Преподавание курса социальной экологии рассчитано на ознакомление студентов с основными научными данными о взаимодействии общества и природы, способах рационального природопользования, возможностях устойчивого развития экономики, экологической структуры урбанизированных территорий, системой работы по формированию комфортной социально-экологической среды в городе.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающиеся должны:
знать:
- содержание глобальных экологических проблем современности, причины их возникновения, современное состояние, пути и перспективы разрешения;
- аспекты концепции устойчивого развития общества;
- особенности взаимодействия природы и общества, способы гармоничного взаимодействия с природой;
- механизмы взаимодействия экологических, экономических, политических и социальных процессов;
- основные понятия урбоэкологии и видеоэкологии;
- способы повышения комфорта и рекреационной значимости территории;
уметь:
- отслеживать сообщения СМИ об экологической обстановке в районе проживания и учитывать их в практической работе;
- находить и анализировать данные об экологических проблемах;
- оценивать экологическую ситуацию района проживания, выявлять направления работы по улучшению окружающей среды определенной территории;
владеть:
- методами анализа социально-экологических проблем и способами формирования зон экологического и санитарно-гигиенического комфорта рекреационного назначения.
Таблица 1 - Структура и содержание дисциплины «Социальная экология»
№ п/п |
Разделы дисциплины |
1. |
Предмет и задачи социальной экологии. Концепция устойчивого развития. Исторический аспект экологии. Особенности функционирования системы «природа - человек - общество». |
2. |
Социально-экономические, социально-политические и социально-демографические аспекты экологии. Глобальная экологическая перспектива. |
3. |
Экология города. Экологические проблемы больших городов. Санитарно-гигиеническое и эстетическое значение зеленых насаждений. Ландшафтный дизайн. |
4. |
Сенсорная экология. Видеоэкология. Восприятие визуальной среды и создание благоприятного окружения объектов социальной инфраструктуры. |
Кроме того, для формирования экологической культуры и бережного отношения к окружающей природной среде студенты должны получить знания о цвете, умении грамотной организации цветового пространства, поскольку экологическая культура в ее понимании нового направления науки - «экология культуры» - выступает в первую очередь как эстетическая и нравственная культура.
Таблица 2 - Структура и содержание дисциплины «Основы цветовосприятия»
№ п/п |
Разделы дисциплины |
1. |
Зрительная система. Восприятие пространства. Роль движения глаз для зрения. Автоматия саккад и зрительное восприятие. Дифференциальная чувствительность зрения. Цветовое зрение. Аспекты ответной реакции на цветовое пространство. Цвет и эмоциональная реакция человека. |
2. |
Психология восприятия цвета. Человек и цвет. Цветовой круг Гете. Воздействие цвета на человека при расположении этого цвета на различных поверхностях. Цветовая гармония. Цвет в интерьере. |
3. |
Комфортная визуальная среда. Колористика города. Благоприятное цветовое оформление городской среды. Реклама в городе. Гармония формы и цвета. Психология рекламы. Цветовые решения в работе ландшафтного дизайнера. |
Эстетическая ценность социоприродного мира и «сохранение природы ради нее самой», по мнению С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, это созвучные и равноценные положения, которые способны поставить в приоритет «созидательную», художественно-оформительную, творческую работу по созданию комфортной, благоприятной визуальной и санитарно- гигиенической среды в городе.
Целью курса является освоение предмета, воспитание у студентов эстетических потребностей, творческого воображения, художественных способностей, эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Ведущим принципом построения программы является формирование у студентов через систему теоретических и практических знаний представлений о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой.
К основным задачам относятся: развитие творческих способностей студентов, знакомство с психологией восприятия цвета, основными принципами создания цветовой гармонии, эмоциональным воздействием на человека цветового оформления, развитие художественного и эстетического вкуса и формирование навыков по организации гармоничного цветового пространства.
В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям обучающимися осваиваются следующие аспекты:
- цветовая психодиагностика;
- психоэмоциональное напряжение вследствие восприятия ненужной зрительной информации;
- символизм цвета в культуре народов мира;
- связь между психикой человека и восприятием цвета;
- цветовое поле и психоэмоциональное состояние горожан;
- пространственные образы среды («бассейны восприятия», «коридоры восприятия»);
- естественная цветовая система и восприятие среды;
- биологическая активность цвета;
- зрительная система. Глаз. Вспомогательные органы глаза. Проводящие пути зрительного анализатора;
- гомогенные и агрессивные поля в городской среде;
- комфортная визуальная среда в городе. Архитектура современного города. Современное градостроение, вписанное в ландшафт;
- видимая городская среда и психофизиологическое состояние человека;
- адаптационные возможности человека в городской среде;
- классификация цветов по их психологическому воздействию на человека.
Характеризуя эстетическую культуру и эстетические особенности среды, мы обращаемся к особенностям ее цветовой гаммы, поскольку именно цвет определяет композиционную выразительность окружающего пространства.
В созданной человеком искусственной среде зачастую отсутствует гармония по цвету. Бесцветность и цветовая монотонность вызывает ощущение безразличия и вялости. В целом колористика города выполняет утилитарную и художественно-эстетическую функции.
Утилитарная функция обеспечивает указание, сигнализацию, ориентацию в пространстве города и создает оптимальные условия зрительного восприятия.
Сущность художественно-эстетической функции состоит в том, чтобы вызвать у жителей города эстетические переживания, на основе которых возникают запоминающиеся художественные образы городской среды.
Результаты исследования визуального восприятия цветовой гаммы в городской среде (город Курган) показали, что большинству респондентов она представляется серо-зеленой (41%) и серой (35%). Визуальная среда обеднена и гомогенна по цветовой структуре. В структуре визуального восприятия городской окружающей среды присутствуют мрачные цвета: коричневый и черный. В целостном восприятии городской среды преобладают цвета с приставкой серо- (серо-голубой, серо-фиолетовый, серо-зеленый). Создается эффект определенной смазанности, однотонности, однообразия объекта. В результате город представляется безликим, однотонным и скучным.
В парках доминирующим (80%) является серо-зеленый цвет.
По результатам обработки блока вопросов, касающихся психоэмоционального состояния в городе, получены очень интересные данные. Привычным, не вызывающим никаких новых ощущений, город кажется 49% опрошенных, 34% респондентов испытывают ощущение однообразия. На многих анкетируемых (33%) постоянно оказывает влияние мелькание машин в городе, ощущение суеты появляется у 24% опрошенных, раздражения и усталости у каждого десятого из респондентов (13%). Одной из значимых причин тому, по нашему мнению, является визуальная среда, а как следствие неблагоприятной видимой среды - чувство усталости и раздражения от улиц города. Жители стремятся в парк, ближе к природе, подальше от шума машин, серых домов. В колористике города находит отражение общий эмоциональный настрой его жителей (рис. 1, 2).
Рис. 1. Особенности чувственного восприятия жителей при выходе на улицу
Рис. 2. Эмоциональное состояние жителей в парках.
Жителям пригорода в городе спокойней в помещении, а при выходе на улицу они испытывают чувство суеты. Проживающие в центре города при выходе на улицу в первую очередь реагируют на постоянное мелькание машин, которые являются наиболее раздражающим для них фактором. Опрошенные респонденты из периферийных районов в качестве основного фактора на улицах города выделяют ощущение серости. При характеристике своего эмоционального состояния жители центрального и периферийных районов города отмечают, что в парках они чувствуют себя уединенно, жители пригорода умиротворенно.
Визуальное восприятие природного окружения оказывает успокаивающий, релаксационный эффект на психоэмоциональное состояние жителей города. Гуляя по парку, лесу, мы восстанавливаем свое душевное состояние, сбитое стрессами и бешеным темпом городской жизни, на лоне природы оно приходит к равновесию.
Работа с литературными данными и анализ результатов нашего исследования по разработанной социально-экологической анкетной методике определяют ценность полученных данных и необходимость дальнейших исследований в этом направлении. Изучив характер и особенности цветовых решений и возможности цветовой гармонии в городской среде, важно определить основные принципы, на которые будут в дальнейшем опираться дизайнеры, архитекторы и строители для создания визуального комфорта и подлинной эколого-эстетической гармонии в городской среде.
Разработка методик использования цвета, света и композиции в инженерно-педагогической практике продиктована, прежде всего, необходимостью выявления дидактических и методических условий для создания научно обоснованного визуального информационного поля в учебном процессе и в системе формирования эстетических ценностей горожан. Знания видеоэкологии и цветовосприятия обеспечивают расширение сенсорных возможностей человека, «открытый взгляд на природу», определяющий дальнейшие мотивы и характер взаимоотношений с ней.
Создание благоприятных санитарно-гигиенических, экологических и эстетических условий в городе, а также цветовое оформление среды в ходе разнообразных творческих акций и мероприятий всегда сопровождается только положительными эмоциями. Такой тип взаимодействия с природой, когда она не довлеет над человеком и не подчиняется ему, а находится с ним на одной «волне» (цвет - комбинация цветовых волн), в наибольшей степени предопределяет формирование экологической культуры населения.
Рецензенты
- Моисеева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных классах федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
- Савиных Владимир Леонидович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г. Курган.
Библиографическая ссылка
Куприянова Т.С. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРИРОДОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6991 (дата обращения: 08.12.2024).