Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МНОГОФАКТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ И ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЕЙ, БОЛЬНЫХ ОСТЕОПОРОЗОМ И С ПЕРЕЛОМАМИ, В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ ПО ИЛИЗАРОВУ

Хвостова С.А.
В процессе лечения по Г.А.Илизарову 480 больных остеопорозом и с переломами в возрасте 60-75 лет изучали особенности характера и типы его акцентуаций по тестам Кэттелла и Шмишека. Во время лечения обнаружено выраженное состояние эмоциональной нестабильности. Накануне завершения лечения выявлена тенденция к сглаживанию обостренных черт личности. После окончания лечения отмечено снятие эмоциональной напряженности и существенное улучшение психологического статуса. Потребность в самоутверждении являлась причиной гиперответственности и дружелюбия.

Возможности метода Илизарова по лечению больных с переломами, как симптомами остеопороза, создали реальную основу не только для биомеханической, но и социальной реабилитации больных остеопорозом. В процессе ее требуется тщательное изучение психологического состояния пациента для предупреждения эмоциональной дезадаптации и при необходимости – коррекции изменений, так как, оценивая функциональное состояние организма в процессе лечения больных, большинство врачей сосредоточивает внимание на определении физиологических параметров, забывая, что под функциональным состоянием понимают комплекс процессов, в том числе и психологических. Любое изменение физиологических параметров всегда зависит от психологических сдвигов [1, 5]. Так, на уровень физиологических реакций отражается темперамент, состояние тревожности, ригидности и фрустрированности. Повышенный уровень тревожности может ускорять появление эмоциональной напряженности. В принципе любое увеличение значений психологических параметров отражается на поведении человека и сопровождается изменениями в органах и системах.

При использовании психологических тестов большую ценность может представлять выявление симптомов стресса - депрессии, заторможенности и фрустрации, которые могут ослаблять репаративный процесс после переломов [6, 4].

В задачу нашего исследования входило изучение изменений психологического статуса больных остеопорозом в процессе лечения переломов.

Материал и методы

Наблюдения проведены 480 больных остеопорозом и с переломами в возрасте 60-75 лет. Через 3, 6 и 12 месяцев после завершения лечения анкеты для тестирования направляли по месту жительства. Контрольные данные получены у 146 сверстников, не имевших переломов.

Оценку психологического состояния больных проводили по тестам Кэттелла и Шмишека. Был создан вариант опросника применительно к задачам ортопедо-травматологической клиники. Он включал следующие шкалы: 1)) психоэмоциональное состояние (тревожность, тоска, депрессия и т.д.) при поступлении; 2) ожидаемый результат лечения; 3) характер лечения; 4) результаты обследовании в процессе лечения; 5) удовлетворенность лечением. Пациенты сообщали сведения об уходе за ними, оценку вида своих конечностей, поведение в случае осложнений, психологическом состоянии и качеством жизни в отдаленный период, а также о характере болевых ощущений. Мы просили больных прикладывать к анкетам письмо с самооценкой результатов лечения.

В качестве инструмента вычислений использован пакет статистического анализа и встроенные формулы расчетов данных компьютерной программы Microsoft ® Excel (2007).

Результаты исследований

Многофакторное исследование черт личности. Методика для этого разработана Р. Кэттеллом. Вопросы отражают особенности проявления характера данного человека в различных ситуациях. Мы указывали больным, что не нужно стремиться к тому, чтобы ответы производили благоприятное впечатление. Просили не раздумывать, а записывать то, что пришло в голову. За минуту следовало ответить на три вопроса и завершить все ответы за 35 минут. По ним определяли 16 факторов о конституционных чертах личности.

Состояние больных при поступлении в клинику с переломом. Эта категория людей выделялась скептичностью и неконформностью. Больным была присуща робость, замкнутость, необщительность в связи с недоверчивостью и критичностью. Отмечена переменчивость настроения и подверженность чувствам, способность к подчинению, а в некоторых случаях существенная зависимость от мнения окружающих (рис. 1). Отмечалась зависимость от случая и обстоятельств, что говорит о беспринципности и неорганизованности. Люди нуждались в поддержке окружающих, стремились принимать решения, ориентируясь на мнение других, не проявляя при этом инициативы и самостоятельности.

Состояние во время лечения. Преобладающей тенденцией в поведении являлось стремление к манипуляциям окружающими людьми, особенно в моменты эмоциональной неустойчивости и слабости. Выражено стремление не вступать в споры в проблематичных ситуациях, уклоняться от ответственности и уступать в спорах. При этом выражены невротические симптомы, ипохондрия, эмоция страха, чувствительность к реакциям со стороны окружающих и неуверенность в себе. В этот период больные очень часто нуждались в поддержке психолога в связи с фрустрацией, высокой возбудимостью и раздражительностью при выраженной утомляемости.

Состояние перед снятием аппарата. Больные размышляли о будущем этапе жизни, были поглощены этими идеями. Увеличивались уровень общительности, отзывчивости, уверенность в социальном плане. Сглаживались невротические проявления и уровень тревожности.

Через 3 месяца после завершения лечения. Сохранялась отчетливая тенденция к увеличению общительности. Типичен повышенный уровень активности и предприимчивости. Появлялось стремление быть необходимым людям, терпимость, благожелательность по отношению к другим.

Через 6 месяцев после окончания лечения. Сохранялся повышенный уровень активности. Продолжало расти чувство быть необходимым, благожелательности и терпимого отношения к некоторым недостаткам окружающих людей.

Через год после лечения. Возрастала эмоциональная чувствительность, появлялось стремление к покровительству и вместе с тем такие люди сами искали помощи и симпатии. Мечтали о благоприятном будущем в том числе и при беседах. Действовали по интуиции. Существенно увеличивалось стремление к манипулированию другими, при этом использовалась хитрость, эстетическая изощренность и расчетливость. Повышалось самолюбие и самомнение.

Типы акцентуаций черт личности. Опросник Х.Шмишека создан на основе концепции К.Леонгардта об "акцентуированных личностях", который считал, что при преувеличенном развитии (акценте) черты становятся акцентуациями характера, а личности - "акцентуированными". Любая акцентуация характера не является сама по себе ни достоинством, ни недостатком. Они встречаются у 80% здоровых людей и могут быть заметны лишь близким. Проявляются непостоянно и могут сглаживаться.

У больных остеопорозом при сочетании основных черт с приобретенными в течение жизни наблюдалось ухудшение взаимоотношений с окружающими в силу изменения личности. Внешние факторы модифицировали развитие характера [2].

Рис. 1. Факторы Кэттелла (баллы), характеризующие кратковременные изменения в психологии личности и появление новых черт личности у пожилых

и старых людей с переломами в процессе лечения по Илизарову

Примечание: заштрихован предел колебаний в норме. Цифры над столбиками – среднеарифметические величины.

Х.Шмишек выделил 10 видов четко выраженных акцентуаций, каждая из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним невзгодам при повышенной чувствительности к другим. В итоге могут возникать частые однотипные конфликты с определенными нервными сдвигами. В неблагоприятных условиях акцентуированная личность реагирует неадекватно - повышается общее эмоциональное напряжение и человек становится уязвимым в ссорах.

В соответствии с выделенными К.Леонгардтом 10 типами акцентуаций личности они разделены на акцентуации характера (демонстративный, застревающий, педантичный, возбудимый типы) и темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, эмотивный, аффективный).

Среди пожилых и старых людей чаще встречались следующие акцентуации с их характерными чертами (табл. 1): 1) застревающий (умеренная общительность, неразговорчивость, настороженность, недоверчивость, чувствительность к обидам и огорчениям; больные уязвимы, подозрительны, с трудом отходят от обид, заносчивы, самонадеянны); 2) эмотивный - эмоциональный (характерна чувствительность, тревожность, боязливость, гуманность, отзывчивость, впечатлительность и слезливость; редко вступают в конфликты. Таким личностям свойственно чувство долга и исполнительность; 3) педантичный тип (инертность психических процессов, редко вступали в конфликты, пунктуальные, аккуратные, брюзжат, формалисты).

Таблица 1. Изменение яркости акцентуаций характера (баллы) у больных остеопорозом и с переломами в процессе лечения (M±m)

Тип акцентуации

n

При пос-

туплении

Во время

лечения

Перед

снятием

снятием

После завершения лечения (месяцы)

3

6

12

Норма - 15,1±0,3

Демонстративный

-

-

-

-

-

-

-

Застревающий

65

19*±0,2

 

22*±0,4

 

20*±0,3

 

19*±0,2

 

17±0,1

 

16±0,2

 

Педантичный

50

18*±0,3

 

23*±0,3

 

22*±0,1

21*±0,4

 

20*±0,2

14±0,2

 

Возбудимый

25

20*±0,1

 

22*±0,4

 

21*±0,3

 

19*±0,2

 

18±0,3

 

17±0,1

 

Дистимический

26

20*±0,1

 

23*±0,4

 

22*±0,3

 

20*±0,3

 

19*±0,2

 

17±0,2

 

Тревожный

24

20*±0,3

 

22*±0,2

 

21*±0,1

 

19*±0,3

 

18±0,3

 

15±0,3

 

Циклотимический

24

18*±0,2

 

23*±0,3

 

22*±0,1

 

20*±0,2

 

17±0,2

 

15±0,1

 

Эмотивный

54

21*±0,3

 

25*±0,3

 

23*±0,2

 

21*±0,4

 

20*±0,2

 

16±0,2

 

Примечание: знаком «*» обозначены величины, статистически достоверно (р<0,05) отличающиеся от контроля

В два раза реже встречались: 4) возбудимый тип (недостаточная управляемость собой, повышенная импульсивность, угрюмость, гневливость, склонность к брани, к трениям и конфликтам, которые сами провоцировали; раздражительность, вспыльчивость, неуживчивость среди больных; низкая контактность в общении; для общения выбирали наиболее слабых); 5) дистимический (люди отличались серьезностью, подавленностью настроения, медлительностью и слабой волей; характерна заниженная самооценка, низкая контактность, немногословность и молчаливость; люди - домоседы, индивидуалисты, ведут замкнутый образ жизни, часто угрюмы и заторможены; у них замедленное мышление; добросовестны с обостренным чувством справедливости); 6) тревожно-боязливый (низкая контактность, робость, неуверенность в себе); 7) циклотимический (частые смены настроения, зависимость от внешних событий).

Во время лечения акцентуации усиливались. Накануне снятия аппарата отмечена тенденция к их ослаблению, но наиболее заметно снижение их яркости через год после снятия аппарата.

Яркость акцентуаций кратковременно изменялась при наличии осложнений и тугоподвижности суставов.

Обсуждение результатов

На основании проведенных исследований установлено, что для пожилых и старых людей, больных остеопорозом и с переломами характерны: ранимость, тревожность, депрессивность, значимость социальных контактов. Выявлена высокая степень выраженности авторитарности, деспотичности, чувство одиночества, а для ответственного типа межличностных отношений была типична экстремальная степень. Потребность в самоутверждении являлась причиной гиперответственности и высокой степени дружелюбия.

Выраженность в характере таких психологических черт, как деспотия, а также взаимоисключающих факторов (конфликтность, с одной стороны, и готовность к сотрудничеству, с другой) являлись своеобразной защитной реакцией и отражали высокое внутреннее напряжение нервных процессов.

При поступлении в клинику в связи с переломом все из опрошенных переживали состояние эмоциональной нестабильности. Они указали, что временами испытывают тревожность, тоску и уход "в себя". Мы констатировали двигательное беспокойство, суетливость, нетерпеливость, раздражительность и несдержанность.

Все это говорит о заниженности субъективной оценки своих возможностей. Заболевание (остеопороз) формирует, таким образом, весьма устойчивые депрессивные тенденции, гиперактуализацию переживаний. Психическая напряженность накануне операции и в процессе лечения, отмеченная всеми больными, являлась следствием стресс-реакции с ее характерными компонентами - дисфункцией эндокринных желез и сдвигами гомеостаза на всех уровнях [3,4]. Депрессия являлась общей реакцией организма на длительное воздействие хронического стресса [5].

Клинически после операции для психологического состояния больных были характерны повышенная раздражительность, эмоциональная неустойчивость, нарушения сна, лабильность, пониженное настроение, повышенная утомляемость, сниженная работоспособность. Была свойственна фрустрация (сочетание подавленного настроения с напряжением и тревогой). Тревожность приводила к появлению ипохондрии и депрессии. Отчетливо выражена гиперактуализация переживаний, связанных с лечебным процессом. Типична низкая самооценка. Больным на этом этапе свойственно чувство одиночества.

В процессе лечения переломов происходило улучшение качества жизни и психологического статуса. Отмечено снятие эмоциональной напряженности.

В ответ на действие стресс-факторов изменялись личностные характеристики поведения с целью направить усилия против стресса и поддержать устойчивость к нему. В итоге динамика психологического состояния после проведенного лечения была положительной.

Исходя из полученных результатов открывается перспектива выяснения единства психологических и физиологических компонентов адаптационного синдрома, способствующих сохранению гомеостаза и возможности оценки влияния по психологическим параметрам на активность репаративного процесса и социальной реабилитации больных. Психологические тесты неинвазивны, необременительны для больных. Стоимость таких исследований невысокая.

Оценка выраженности эмоциональных расстройств, выделение ведущих функциональных нарушений психологического статуса больных остеопорозом и с переломами до и после лечебного процесса представляет большой практический интерес.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.  Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М.: Наука. 1994. - 286 с.

2.  Kречмер Э. Медицинская психология СПб.: Союз, 1998. 464 с.

3.  Маньков Ю.У. // Физиология человека. 1990. Т. 16. № 2. С. 98.

4.  Медведев В.И. // Физиология человека. 1998. т. 24. № 4. С. 9.

5.  Судаков К.В. // Бюлл. экспер. биол. и мед. 1997. № 2. С. 124.

6.  Хвостова С.А. // Материалы Междун. науч-практ. конф. по остеопорозу. Евпатория, 1999. С. 200.

7.  Хвостова С.А. // Тез. докл. 4-го Сибирского физиол. съезда, Новосибирск, 2002. С.186.


Библиографическая ссылка

Хвостова С.А. МНОГОФАКТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ И ТИПОВ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА У ПОЖИЛЫХ И СТАРЫХ ЛЮДЕЙ, БОЛЬНЫХ ОСТЕОПОРОЗОМ И С ПЕРЕЛОМАМИ, В ПРОЦЕССЕ ЛЕЧЕНИЯ ПО ИЛИЗАРОВУ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=699 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674