Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Богданова Е.П. 1
1 ФГБОУ ВПО Курганский государственный университет
Реализация гуманистического подхода в воспитании предполагает содействие развитию начал экологической культуры у детей младшего школьного возраста. Взаимодействие человека с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который может быть использован в процессе экологического образования в качестве фактора формирования и развития экологически культурной, грамотной личности. В данной статье поднимается проблема формирования экологической компетентности младших школьников средствами дополнительного образования, на основе специально разработанного методического сопровождения. В статье показан научный аппарат исследования, рассматриваются подходы и соответствующие им принципы, на основе которых выстраивается методическая система по формированию экологической компетентности младших школьников. Теоретическое обоснование подтверждено результатами опытно-экспериментальной работы и их интерпретацией, сделаны выводы, определены педагогические условия успешности педагогической деятельности в данном направлении. В статье обобщается опыт по формированию экологической компетентности младших школьников.
экологическая культура
экологическая компетентность
формирование экологической компетентности.
1. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д, 1996.
2. Курносова С.А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе // Педагогика. - 2008. - № 2 (55). - С. 42-47.
3. Несговорова Н.П. Экологическое образование. Введение в предмет : уч. пособ. - Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. - 163 с.
4. Несговорова Н.П. Теоретико-методологические основания подготовки педагогов-экологов. - М. - Курган : Сфера. - 160 с.
5. Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 1. - С. 35-43.
6. Петровский В.П. Личность в психологии: парадигма субъективности. - Ростов н/Д : Феникс, 1996.
Взаимодействие человека с природой обладает большим психолого-педагогическим потенциалом, который может быть использован в процессе экологического образования в качестве фактора формирования и развития экологически культурной, грамотной личности.

На сегодняшний день остро стоит вопрос о воспитании экологической культуры детей не только в общеобразовательном, но и в дополнительном образовательном учреждении. По данным различных источников, на сегодняшний день у учащихся преобладает утилитарный подход к природе, отношение к проблемам экологии не включено в систему личностных ценностей, не является частью нравственных убеждений, что позволяет говорить о пассивно-потребительском уровне экологической культуры [1].

Реализация экологического образования в системе основного (общего) обучения, а также в дополнительном образовании позволит не только изучить основы экологии, познакомиться с экологическими проблемами, но и сформировать экологически направленные убеждения, экологическое мировоззрение, сознание, привить привычки, нормы и правила экологически обоснованного поведения, выработать умения и навыки экодеятельности у подрастающего поколения [4].

В системе дополнительного образования детей опора на деятельностный подход, а также в большей степени на игровые методы позволяет развивать у воспитанников интерес к знаниям, расширять кругозор, а также раскрывать творческий потенциал личности.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс экологически направленного обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. В этом ракурсе начальная школа - важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практико-деятельностных отношений детей к окружающему миру и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека [3].

Другим аспектом, отличающим экологическое образование, является то, что несмотря на взаимодействие в педагогическом процессе трех главных компонентов: «знания - отношения - поведение», наиболее актуальными для школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.

Хотя данные аспекты в разной степени отражены в научных исследованиях, однако недостаточно полно теоретически обоснована, отражена в эмпирических исследованиях роль дополнительного образования в формировании основ экологической компетентности у младших школьников.

Результаты опытно-экспериментальной работы по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста определили проблему исследования, заключающуюся в выявлении педагогических условий успешности формирования экологической компетентности детей младшего школьного возраста, разработке методических рекомендаций педагогам общеобразовательных школ и дополнительных образовательных учреждений.

Необходимо всесторонне изучить проблему педагогического сопровождения формирования экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста на занятиях кружков в системе общеобразовательного и дополнительного образовательных учреждений.

Цель исследования: обосновать теоретико-методическое основание и разработать методические рекомендации формирования экологической компетентности младших школьников средствами дополнительного образования.

Основной задачей прикладного характера является разработка образовательного учебно-методического комплекса по организации и реализации учебно-воспитательной программы по формированию экологической воспитанности младших школьников на занятиях кружка в общеобразовательном и дополнительном образовательном учреждении.

Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе и дополнительном образовательном учреждении.

Предмет исследования - процесс формирования экологической компетентности у детей младшего школьного возраста на занятиях эколого-биологического направления.

Гипотеза исследования основана на том, что процесс формирования экологической компетентности младших школьников будет педагогически действенным, если:

  • основной акцент будет сделан на то, что компетентность как интегральное качество личности является необходимым основанием развития экологической культуры школьников;
  • будет обосновано теоретико-методическое основание формирования экологической компетентности младших школьников;
  • будут определены педагогические условия успешности формирования экологической компетентности младших школьников;
  • будет разработана и реализована методическая система, обеспечивающая полноту усвоения экологических знаний и умений, определяющих основы экологической компетентности учащихся.

Базой исследования стали общеобразовательные школы города Кургана: МОУ «СОШ № 42», МОУ «СОШ № 32», МОУ «СОШ № 11», а также учреждение по дополнительному образованию детей города Кургана - Детский (подростковый) центр «Луч-П» («Луч и подросток»). В исследовании приняли участие учащиеся младших классов данных школ. Исследование проводилось с 2009 по 2011 год.

В основу опытно-экспериментальной работы положена программа эколого-биологического кружка «Махаон», которая апробирована в школах города.

Программа кружка «Махаон» является авторской, образовательной, комплексной, развивающей мышление, воображение, фантазию и творческие способности каждого обучающегося. Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей детей. Деятельностный и личностно ориентированный подход к планированию занятий определяет содержание программы.

Результаты исследования. По результатам итоговой рефлексии, проведенной в конце второго года обучения, можно сделать выводы о том, что наблюдается динамика в отношении к природе, уровне интереса обучающихся к эколого-биологическим и социально-экологическим объектам, стремлении к работе с объектами живой природы, сформированности знаний, умений и навыков экологического характера.

У детей младших классов преобладает чувственное восприятие окружающего мира. Отношение ребенка к миру природы в разном возрасте неодинаково (динамично). Так, у младшего школьника преобладает когнитивный субъектно-непрагматический тип отношения, другими словами, он «меняет пользу на равноценность» [2; 6].

Дети младшего школьного возраста - это настоящие любители природы и окружающего мира.

Познавательный интерес у детей младшего школьного возраста к проблемам экологии родного края необходимо стимулировать, развивать и постоянно поддерживать.

Изучение курса экологии на занятиях кружка стимулирует интерес обучающихся к объектам живой природы. У учащихся вызывают интерес социально-экологические объекты города Кургана и области, а также темы занятий, связанные со знакомством с редкими и исчезающими видами животных и растении Курганской области.

Чтобы интерес и любовь к природе возрастали, необходимо на занятиях кружка прививать гуманное отношение к ней.

По данным проведенных контрольных срезов у детей младшего школьного возраста, на занятиях выявлено, что в начале изучения курса экологии воспитанники проявили значительный интерес к темам и проблемам экологии родного края.

Проведенный промежуточный контроль показал увеличение заинтересованности данными проблемами, желания поделиться знаниями с родителями, друзьями. В этот период начинает формироваться направленный интерес и к объектам живой природы как родного города, так и региона в целом. Учащимся интересно изучать природу родного края, знакомиться с объектами охраны и бережного отношения. У них формируется понимание значимости «Красной книги природы», в которую занесены те объекты, которые требуют повышенного внимания.

В этот период обучающиеся осваивают некоторые навыки экодеятельности, приобретают привычки бережного поведения в природе. У детей первых и вторых классов формирование основ экологического поведения и экодеятельности в природе успешно осуществляется на занятиях-экскурсиях.

По данным итогового тестирования можно сделать вывод о том, что, несмотря разный уровень знаний в начале занятий, в конце изучения курса уровень знаний учащихся выравнивается и значительно растет. Итоговый контроль показал, что ученики успешно усвоили материал занятий, уровень качества составил 70%.

В качестве условия, способствующего успешности реализации образовательной программы, необходимо отметить ее содержание, отвечающее принципам гуманизации, регионоведения, о чем свидетельствует наиболее высокий интерес к темам регионального характера и связанных со знакомством с живой природой.

Выбор формы и методов проведения занятий - значимое педагогическое условие. Опора на деятельностный подход позволила выбрать наиболее результативные формы занятий, среди которых экскурсии и педагогические мастерские наиболее эффективны.

Особенно результативной стала форма занятия - экологическая мастерская на основе игровых методов, где учитель выступает в роли консультанта (мастера).

В целом формированию у детей младшего школьного возраста гуманного отношения к природе способствуют занятия в рамках школьного курса изучения окружающего мира, а также занятия по дополнительному образованию детей.

В результате целенаправленного обучения учащихся начальной школы в системе дополнительного образования в форме кружков эколого-биологического направления наблюдается формирование: экологической компетентности, проявляющейся в гуманном отношении к природе, усвоении норм и правил поведения в природе; умения их формулировать и составлять собственные правила, а также знаний, которыми обучающиеся делятся друг с другом.

Опора на деятельностный и личностно ориентированный подходы позволяет достигать положительных результатов в формировании экологической компетентности у детей младшего школьного возраста, воспитании трепетного отношения к природе и к окружающему миру в целом.

Рецензенты

  • Моисеева Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой естествознания и методики его преподавания в начальных классах федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.
  • Савиных Владимир Леонидович, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г. Курган.

Библиографическая ссылка

Богданова Е.П. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6989 (дата обращения: 08.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674