Екатеринбург является одним из крупнейших логистических центров России [1]. Наличие большого числа предприятий обусловливает необходимость непрерывного совершенствования транспортной системы. Большую часть перевозок пассажиров в Екатеринбурге осуществляет Муниципальное объединение автобусных предприятий (МОАП) г. Екатеринбурга. Хотя кроме этого предприятия существует несколько частных перевозчиков с общим объемом перевозок около 30 %.
В настоящее время в Муниципальное объединение автобусных предприятий г. Екатеринбурга входит 3 автобусных предприятия: АП-2, АП-3 и АП-6 (в 2010 г. в МОАП входило еще АП-4). Количество маршрутов, обслуживаемых МОАП, - 46 городских (в том числе коммерческих - 14) и 12 пригородных.
Сеть автобусных маршрутов покрывает весь город, не дублируя трамвайные и троллейбусные маршруты. Существуют:
- сквозные через центр города маршруты (1, 2, 14, 15, 21, 23, 25, 27, 28, 48, 50 А, 50 М, 57, 61, 64);
- маршруты «до центра» (6, 13, 19, 32, 33, 33 А, 41, 46);
- между нецентральными районами (12, 18, 20, 36, 37, 38, 42, 43, 60, 73, 76);
- маршруты, связывающие город и его отдаленные районы (4, 5, 10, 17, 22, 31, 45, 56, 56 Б, 59, 69, 105, 110, 110М, 185, 195);
- маршруты, курсирующие на окраинах (29, 163);
- пригородные маршруты, обслуживаемые ЕМУП МОАП: 138, 142, 147, 152, 159.
Несмотря на большую работу, проводимую по безопасности дорожного движения в МОАП, на маршрутах движения автобусов все еще происходит большое число ДТП. Аварийность в любом предприятии зависит от многих факторов: водительского состава, парка транспортных средств, режимов труда и отдыха водителей, интенсивности дорожного движения, маршрутов движения и др. По безопасности дорожного движения выполнен ряд серьезных работ [2, 3, 4]. Основой многих работ является анализ статистического материала.
Анализ водительского состава показал, что в настоящее время в МОАП работают 726 водителей. Анализ водительского состава предприятия представлен в табл. 1-3.
Таблица 1. Распределение количества водителей в МОАП
Предприятие |
АП-2 |
АП-3 |
АП-6 |
Количество водителей |
248 |
267 |
211 |
Таблица 2. Распределение водительского состава по стажу работы в МОАП
Стаж работы |
до 5 лет |
до 10 лет |
до 15 лет |
до 20 лет |
до 25 лет |
до 40 лет |
АП-2 |
127 |
22 |
23 |
22 |
21 |
31 |
АП-3 |
162 |
25 |
21 |
21 |
9 |
29 |
АП-6 |
148 |
28 |
13 |
7 |
3 |
12 |
Таблица 3. Распределение водительского состава по общему стажу работы
Общий стаж работы |
до 5 лет |
до 10 лет |
до 15 лет |
до 20 лет |
до 25 лет |
до 40 лет |
АП-2 |
48 |
22 |
24 |
24 |
29 |
84 |
АП-3 |
83 |
16 |
11 |
22 |
25 |
97 |
АП-6 |
96 |
9 |
13 |
22 |
14 |
50 |
Автобусный парк МОАП состоит из 516 транспортных средств. Анализ парка транспортных средств представлен в табл. 4-6.
Таблица 4. Распределение количества транспортных средств по предприятиям
АП |
Количество ТС |
АП-2 |
171 |
АП-3 |
175 |
АП-6 |
170 |
Таблица 5. Распределение автотранспортных средств по годам выпуска
|
АП-2 |
АП-3 |
АП-6 |
1987 |
0 |
1 |
1 |
1988 |
0 |
4 |
2 |
1989 |
1 |
4 |
1 |
1990 |
0 |
2 |
0 |
1991 |
0 |
1 |
0 |
1993 |
1 |
2 |
2 |
1994 |
8 |
11 |
8 |
1995 |
0 |
1 |
4 |
1997 |
19 |
69 |
77 |
1998 |
7 |
0 |
0 |
1999 |
5 |
0 |
0 |
2005 |
33 |
8 |
9 |
2007 |
11 |
16 |
23 |
2008 |
57 |
17 |
15 |
2009 |
21 |
25 |
26 |
2010 |
8 |
14 |
2 |
Таблица 6. Распределение автопарка по маркам
|
АП-2 |
АП-3 |
АП-6 |
НЕФАЗ-5299 |
97 |
76 |
66 |
АКА-5225 |
12 |
0 |
0 |
Вольво-В1 |
8 |
0 |
0 |
Икарус-280 |
1 |
26 |
18 |
Икарус-283 |
19 |
69 |
77 |
ЛиАЗ-5256 |
34 |
8 |
9 |
Приведем сведения по аварийности, полученные в результате анализа статистических данных по МОАП (табл. 7-9). Известно, что ДТП - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [5].
Таблица 7. Распределение числа дорожно-транспортных происшествий по вине водителей МОАП
Вина участников ДТП |
Количество ДТП |
По вине водителей МОАП |
176 |
По вине других водителей |
246 |
Обоюдная вина |
15 |
Вина не установлена |
2 |
Таблица 8. Распределение числа ДТП по видам в МОАП
Вид ДТП |
Кол-во |
Столкновение |
258 |
Наезд на стоящее транспортное средство |
162 |
Наезд на пешехода |
3 |
Падение пассажира |
14 |
Прочее |
3 |
Таблица 9. Распределение общего количества ДТП в МОАП
Предприятие |
Количество ДТП |
АП-2 |
72 |
АП-3 |
108 |
АП-4 |
122 |
АП-6 |
138 |
Рассмотрев состояние аварийности на маршрутах движения МОАП, можно сказать, что большинство ДТП - это столкновения, наезды на стоящие транспортные средства.
На основе анализа аварийности можно сделать следующие выводы:
- На маршрутах движения МОАП существует высокий риск возникновения ДТП: на 726 водителей приходится 440 ДТП (на 2011 г.).
- Статистический материал, представленный в работе, может быть основанием для разработки мероприятий по снижению аварийности на пассажирском транспорте.
- Неурегулированность рынка транспортных услуг г. Екатеринбурга, наличие нескольких конкурирующих между собой перевозчиков способствует возникновению конфликтных ситуаций между перевозчиками на маршрутах движения автотранспортных средств, что влияет на аварийность.
Рецензенты:
- Баженов Евгений Евгеньевич, доктор технических наук, профессор, директор института автомобильного транспорта и технологических систем ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.
- Афанасьев Анатолий Ильич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры организации и безопасности движения ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Алексеева О.В., Сидоров Б.А., Чернышев О.Н. БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6981 (дата обращения: 07.12.2024).