Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ

Алексеева О.В. 1 Сидоров Б.А. 1 Чернышев О.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО "Уральский государственный лесотехнический университет"
В статье рассматривается безопасность дорожного движения в Муниципальном автобусном предприятии (МОАП) г. Екатеринбурга. Описываются существующие маршруты движения пассажирского автотранспорта, обслуживаемые МОАП. Приводятся результаты исследований по аварийности в четырех предприятиях МОАП. Отдельно рассматривается распределение водительского состава на предприятии по стажу работы и по общему стажу работы. Анализируется состав транспортного парка предприятия. Приводится распределение автобусного парка по маркам. Анализируется распределение числа ДТП по следующим видам: столкновение, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на пешехода, падение пассажира. На основе анализа аварийности сделаны выводы: 1. На маршрутах движения МОАП существует высокий риск возникновения ДТП: на 726 водителей приходится 440 ДТП (на 2011 г.). 2. Статистический материал, представленный в работе, может быть основанием для разработки мероприятий по снижению аварийности на пассажирском транспорте. 3. Неурегулированность рынка транспортных услуг г. Екатеринбурга, наличие нескольких конкурирующих между собой перевозчиков способствует возникновению конфликтных ситуаций между перевозчиками на маршрутах движения автотранспортных средств, что влияет на аварийность.
безопасность дорожного движения
Дорожно-транспортное происшествие
перевозка пассажиров
городской пассажирский транспорт.
1. Алексеева О. В., Сидорова О. Б. Характеристика автобусной сети г. Екатеринбурга // Урал промышленный - Урал полярный: Социально-экономические и экологические проблемы лесного комплекса: сб. материалов VI Междунар. науч.-техн. конф. / Урал. гос. лесотехн. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - С.195-197.
2. Карев Б. Н. Повышение безопасности эксплуатации автомобильного транспорта на основе математического моделирования: моногр. / Б. Н. Карев, Б. А. Сидоров; - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т, 2010. - 506 с.
3. Михалёва Л. В. Влияние динамики транспортных средств на безопасность дорожного движения: моногр. / Л. В. Михалёва, Б. Н. Карев, Б. А. Сидоров. - Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун-т., 2008. - 209 с.
4. Пугачев И. Н. Методология развития эффективного и безопасного функционирования транспортных систем городов: моногр. / И. Н. Пугачев. - Владивосток: Дальнаука, 2009. -260 с.
5. Российская Федерация. Законы. О безопасности дорожного движения: федер. закон № 196 от 10.12.1995 г.: [принят Гос. Думой 15 ноября 1995 г.].
6. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1734-р от 22 ноября 2008 г.
Развитие транспортной системы и ее регулирование государством до 2030 г. отражено  в Транспортной стратегии России, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации [6].  Одним из направлений стратегии является развитие и реформирование городского пассажирского транспорта (ГПТ). Городской пассажирский транспорт  непрерывно развивается и в настоящее время обеспечивает более половины потребности населения в передвижении.

Екатеринбург является одним из крупнейших логистических центров России [1]. Наличие большого числа предприятий обусловливает необходимость непрерывного совершенствования транспортной системы. Большую часть перевозок пассажиров в Екатеринбурге осуществляет Муниципальное объединение автобусных предприятий (МОАП) г. Екатеринбурга. Хотя кроме этого предприятия существует несколько частных перевозчиков с общим объемом перевозок около 30 %.

В настоящее время в Муниципальное объединение автобусных предприятий г. Екатеринбурга входит 3 автобусных предприятия: АП-2, АП-3 и АП-6 (в 2010 г. в МОАП входило еще АП-4). Количество маршрутов, обслуживаемых МОАП, - 46 городских (в том числе коммерческих - 14) и 12 пригородных.

Сеть автобусных маршрутов покрывает весь город, не дублируя трамвайные и троллейбусные маршруты. Существуют:

  • сквозные через центр города маршруты (1, 2, 14, 15, 21, 23, 25, 27, 28, 48, 50 А, 50 М, 57, 61, 64);
  • маршруты «до центра» (6, 13, 19, 32, 33, 33 А, 41, 46);
  • между нецентральными районами (12, 18, 20, 36, 37, 38, 42, 43, 60, 73, 76);
  • маршруты, связывающие город и его отдаленные районы (4, 5, 10, 17, 22, 31, 45, 56, 56 Б, 59, 69, 105, 110, 110М, 185, 195);
  • маршруты, курсирующие на окраинах (29, 163);
  • пригородные маршруты, обслуживаемые ЕМУП МОАП: 138, 142, 147, 152, 159.

Несмотря на большую работу, проводимую по безопасности дорожного движения в МОАП, на маршрутах движения автобусов все еще происходит большое число ДТП. Аварийность в любом предприятии зависит от многих факторов: водительского состава, парка транспортных средств, режимов труда и отдыха водителей, интенсивности дорожного движения, маршрутов движения и др. По безопасности дорожного движения выполнен ряд серьезных работ [2, 3, 4]. Основой многих работ является анализ статистического материала.

Анализ водительского состава показал, что в настоящее время в МОАП работают 726 водителей. Анализ водительского состава предприятия представлен в табл. 1-3.

Таблица 1. Распределение количества водителей в МОАП

Предприятие

АП-2

АП-3

АП-6

Количество водителей

248

267

211

Таблица 2. Распределение водительского состава по стажу работы в МОАП

Стаж работы

 

до 5 лет

 

до 10 лет

 

до 15 лет

 

до 20 лет

 

до 25 лет

 

до 40 лет

АП-2

127

22

23

22

21

31

АП-3

162

25

21

21

9

29

АП-6

148

28

13

7

3

12

 

Таблица 3. Распределение водительского состава по общему стажу работы

Общий стаж работы

до 5 лет

до 10 лет

до 15 лет

до 20 лет

до 25 лет

 

до 40 лет

АП-2

48

22

24

24

29

84

АП-3

83

16

11

22

25

97

АП-6

96

9

13

22

14

50

Автобусный парк МОАП состоит из 516 транспортных средств. Анализ парка транспортных средств представлен в табл. 4-6.

Таблица 4. Распределение количества транспортных средств по предприятиям

АП

Количество ТС

АП-2

171

АП-3

175

АП-6

170

Таблица 5. Распределение автотранспортных средств по годам выпуска

 

АП-2

АП-3

АП-6

1987

0

1

1

1988

0

4

2

1989

1

4

1

1990

0

2

0

1991

0

1

0

1993

1

2

2

1994

8

11

8

1995

0

1

4

1997

19

69

77

1998

7

0

0

1999

5

0

0

2005

33

8

9

2007

11

16

23

2008

57

17

15

2009

21

25

26

2010

8

14

2

Таблица 6. Распределение автопарка по маркам

 

АП-2

АП-3

АП-6

НЕФАЗ-5299

97

76

66

АКА-5225

12

0

0

Вольво-В1

8

0

0

Икарус-280

1

26

18

Икарус-283

19

69

77

ЛиАЗ-5256

34

8

9

Приведем сведения по аварийности, полученные в результате анализа статистических данных по МОАП (табл. 7-9). Известно, что ДТП - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [5].

Таблица 7. Распределение числа дорожно-транспортных происшествий по вине водителей МОАП

Вина участников ДТП

Количество ДТП

По вине водителей МОАП

176

По вине других водителей

246

Обоюдная вина

15

Вина не установлена

2

Таблица 8. Распределение числа ДТП по видам в МОАП

Вид ДТП

Кол-во

Столкновение

258

Наезд на стоящее транспортное средство

162

Наезд на пешехода

 3

Падение пассажира

14

Прочее

 3

Таблица 9. Распределение общего количества ДТП в МОАП

Предприятие

Количество ДТП

АП-2

72

АП-3

108

АП-4

122

АП-6

138

Рассмотрев состояние аварийности на маршрутах движения МОАП, можно сказать, что большинство ДТП - это столкновения, наезды на стоящие транспортные средства.

На основе анализа аварийности можно сделать следующие выводы:

  1. На маршрутах движения МОАП существует высокий риск возникновения ДТП: на 726 водителей приходится 440 ДТП (на 2011 г.).
  2. Статистический материал, представленный в работе, может быть основанием для разработки мероприятий по снижению аварийности на пассажирском транспорте.
  3. Неурегулированность рынка транспортных услуг г. Екатеринбурга, наличие нескольких конкурирующих между собой перевозчиков способствует возникновению конфликтных ситуаций между перевозчиками на маршрутах движения автотранспортных средств, что влияет на аварийность.

Рецензенты:

  • Баженов Евгений Евгеньевич, доктор технических наук, профессор, директор института автомобильного транспорта и технологических систем ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.
  • Афанасьев Анатолий Ильич, доктор технических наук, профессор, профессор кафедры организации и безопасности движения ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет», г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Алексеева О.В., Сидоров Б.А., Чернышев О.Н. БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА В Г. ЕКАТЕРИНБУРГЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6981 (дата обращения: 07.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674