Стратегическая цель государственной политики в области развития рынка труда изложена в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» и заключается в создании условий, обеспечивающих «развитие гибкого эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность» [5].
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, говоря об увеличении инвестиций в российскую экономику, в качестве важнейшей выдвинул задачу повышения престижа рабочих профессий. При этом, также отмечая, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность... и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров...» [6].
Несомненно, что негативные тенденции в области духовной культуры российского общества влияют на девальвацию ценностей старшего поколения, разрушают моральные устои и «размывают» жизненные ориентиры молодежи, снижают ценности производительного труда, творчества и образования, деформируют традиционные для нашей страны моральные нормы и ценностные установки. Эти обстоятельства выдвигают проблему ценностных ориентаций в число наиболее важных в научном и практическом отношении.
В этой связи требуется новое осмысление вопросов ценностной ориентации школьников на рабочие профессии как важнейшей компоненты внутренней структуры личности, обеспечивающей достижение личностных результатов обучающихся, что позволит создать основу для конкурентоспособности и профессиональной мобильности нового поколения рабочих.
Ценностные ориентации являются аспектом ценностного отношения личности и более точно отражают направленность личности, которая проявляется в осознанной деятельности по присвоению ценности. Ценностное отношение в свою очередь предполагает переживание реальности оценивающим осмыслением, и если такое осмысление является постоянной характеристикой субъекта, то оно приобретает психическую реальность - ценностное сознание. Ценностное же сознание в свою очередь характеризуется, как способность человека отражать реальность с позиции значимости для него определённых явлений действительности, универсальность которого заключается в том, что оно направлено не только на мир, окружающий личность, но и на самое себя, на осознание ценностного смысла собственной жизни. Сознание, объективно отражающее действительность, не обладает тем стимулом к действию, который имманентен ценностному сознанию и который выявляется в ценностной ориентации. Ценностная ориентация проявляется тогда, когда субъектом осознана ценность объекта и выступает в виде явной или неявной активности в направлении, заданном ценностью, или ограничением активности в других направлениях в пользу осознанной ценности. Она регулирует деятельность в процессе общения, познания, преобразования.
Анализ нормативных документов, методических материалов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [1; 7; 8; 9; 10], а также изучение словарно-энциклопедической [4, с. 382] и научной литературы [2; 3] позволяют «ценностную ориентацию» определить как междисциплинарное научное понятие, которое по-разному интерпретируется, и представление, которое складывается из множества точек зрения, имеющих философский, социологический, психологический и педагогический контексты.
«Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства, - отмечается в Фундаментальном ядре содержания общего образования, - воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащихся, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей» [10]. Именно ценности, подчёркивается в программе, «определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [7; 8; 9].
Согласно этим положениям в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, в контексте культурно-исторического системно-деятельностного подхода к содержанию образования, развития, воспитания и социализации обучающихся, были определены основные задачи, направления и базовые ориентиры, а также требования к результатам освоения основных образовательных программ, в том числе личностным, метапредметным и предметным результатам, на основании которых сформулированы «ценностные ориентиры общего образования».
Заслуживает внимания позиция А. В. Кирьяковой по определению феномена «ориентация», при которой процесс ориентации определяется как «восхождение личности к ценностям общества на основе диалектического закона возвышения потребностей». Учёный рассматривает ценностные ориентации как компонент структуры личности, представляющий собой некую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека, и, с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы [3, с. 6].
Большое значение для понимания сущности ценностной ориентации и механизмов их формирования также имеют выводы А. В. Кирьяковой, в которых обосновывается, что содержание процесса ориентации детерминируется ценностями общества и в силу этого подвергается постоянным изменениям. Ориентация школьников на социально значимые ценности, по ее мнению, в своей процессуальной характеристике имеет черты, не зависящие от содержания. Операциональная сторона процесса ориентации обеспечивается согласованностью действия механизмов поиска, оценки, выбора и проекции, обеспечивающие возвышение потребностей личности на основе ее приобщения к ценностям [3, с. 169]. В процессе ориентации А. В. Кирьякова выделяет три взаимопроникающие фазы: присвоение личностью ценностей; преобразование личности на основе присвоенных ценностей; самопроектирование или прогноз личности. Личностными же новообразованиями процесса ориентации автор выделяет ценностное отношение школьников: к миру - «образ мира», к себе - образ «Я» и к будущему - «образ будущего». Причем обозначенные фазы раскрывают «транспективу» процесса ориентации [3].
Развитие процесса ориентации как возвышения потребностей (перевода потенциальных потребностей в актуальные) происходит, по мнению автора, при условии «момента встречи с ценностью». Попавшая в поле жизнедеятельности школьника в момент поиска объективно значимая ценность способна, при условии ее присвоения, обеспечить действие закона возвышения потребностей. Ценность «оживает» в момент ее присвоения личностью, что является моментом создания новой личностно окрашенной ценности [3, с. 170].
Показательным, на наш взгляд, является утверждение о том, что процесс ориентации имеет внешнюю сторону (деятельность, общение, познание) и внутреннюю (самопознание, самооценка, саморегуляция) [3, с. 170].
Теоретический анализ литературы по проблеме ценностной ориентации в широком ее представлении позволил определить основные положения.
Ценностные ориентации - это достаточно сложные образования. Они вобрали в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего, будущего, а также сущности своего собственного «я». Процесс ориентации может быть понимаем как восхождение личности к ценностям общества, на основе диалектического закона возвышения потребностей.
Далее нам необходимо определиться с тем, что ценности и ценностные ориентации - не одно и то же. Ценностные ориентации есть результат личностного выбора, предпочтения определённых ценностей, принятие которых автоматически определяет построение индивидуальной ценностной иерархии по критерию значимости для субъекта.
Значение исследования ценностных ориентаций индивида велико, потому что они определяют собой основной «канал усвоения» духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей. Формирование ценностных ориентаций во многом способствует процессу развития личности в целом.
Одним словом, ценность человека, духовный мир личности определяется степенью сформированности его ценностной ориентации - мерой его причастности к обществу, его истории, настоящему, диапазонам его общественных интересов, богатством и разнообразием связей и взаимоотношений с обществом.
Система личностных ценностей, как указывала А. В. Кирьякова, складывается в процессе деятельностного распредмечивания индивидами содержания общественных ценностей, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры [3, с. 170]. Как правило, для личностных ценностей характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения людей и поведения индивида.
Являясь элементом структуры личности, ценностные ориентации представляют собой диалектическое единство общего, особенного, индивидуального. Ценностные ориентации индивида исполняют роль фактора, регулирующего активности человека.
Содержание этих потребностей, будучи осознанной личностью, становится её ведущими жизненными потребностями. Избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностной ориентации личности. Последние не имеют стойкой определённости, которая присуща сформированным жизненным целям и планам. Если жизненные планы достигнуты, ценностные ориентации стимулируют постановку новых жизненных планов. Этот механизм действует при устойчивой структуре ценностного сознания человека, когда у него сформирована достаточно чёткая иерархия ценностных ориентаций.
В основе ценностных ориентаций лежит система воспринятых ею социальных ценностей. Оценивая широкий спектр социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Содержание этих потребностей становится ведущими жизненными потребностями личности. Избирательная направленность на эти ценности отражается в иерархии ценностной ориентации личности. Последние не имеют стойкой определённости, которая присуща сформированным жизненным целям и планам. Если жизненные планы достигнуты, ценностные ориентации стимулируют постановку новых жизненных планов. Этот механизм действует при устойчивой структуре ценностного сознания человека, когда у него сформирована достаточно чёткая иерархия ценностных ориентаций.
Чрезвычайно важным свойством системы ценностных ориентаций личности является её многомерность, заключающаяся в том, что критерии её иерархии - личностная значимость включает в себя различные содержательные аспекты, обусловленные влиянием разных типов и форм социальных отношений. При этом невозможно себе представить ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не учитывающее её приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему. К тому же ориентация на ту или иную ценность или группу ценностей автоматически подразумевает определение ранга её значимости по отношению ко всем остальным, т.е. предполагает наличие иерархической системы ценностных ориентаций.
Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолётных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. При этом вершиной многоуровневой структуры системы ценностных ориентаций являются ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности [3].
Ценностные ориентации личности, связывающие её внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимая пограничное положение между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов. Соответственно, ценностные ориентации выполняют двойственные функции. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает в качестве высшего контрольного органа регуляции всех побудителей активности человека, определяя приемлемые способы их реализации. С другой стороны, в качестве внутреннего источника жизненных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом. Мы считаем, что ценностные ориентации есть результат личностного выбора, предпочтения определённых ценностей, принятие которых автоматически предполагает построение индивидуальной ценностной иерархии по критерию значимости для субъекта.
Анализ материалов и документов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования показал, что возможно, на наш взгляд, при конкретизации базовой национальной ценности «труд и творчество», учитывать рабочие профессии как ценность, способствующую развертыванию внутреннего богатства каждого человека и социальному прогрессу человечества, являясь основой равноценности, основой социально ответственной личности, то есть социальной доминанты, которая не противоречит позиции национального воспитательного идеала как «высшей цели образования» и будет способствовать созданию «продуктивного истеблишмента» или экономической системы, обеспечивающей эффективное функционирование всех экономических механизмов в «мировой общности».
Итак, в качестве вывода можно заключить, что осознание обучающимися ценности рабочих профессий как социальной доминанты не противоречит позиции национального воспитательного идеала и может являться структурным компонентом базовой национальной ценности «труд».
Учитывая контекст нашего исследования, в качестве рабочего определения ценностных ориентаций обучающихся примем определение, в соответствии с которым ценностные ориентации рассматриваются как важнейшие элементы внутренней структуры личности обучающегося, представляющие собой систему ценностей и отражающие цели, стремления, жизненные идеалы, которые определяют сознание, отношение к явлениям окружающего мира, являющиеся как побудителями деятельности, так и личностным смыслом.
Далее считаем нужным конкретизировать данное определение. В частности, отразить в нём личностный контекст, а также сущностные характеристики и особенности категории «рабочие профессии как ценность». И в нашем исследовании под ценностной ориентацией школьников на рабочие профессии будем понимать особое личностное образование, когда рабочие профессии как социальная доминанта личности и ценность приобретает для обучающихся личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни.
Таким образом, ценностные ориентации - это достаточно сложные образования. Они вобрали в себя разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы взаимодействия внутреннего и внешнего для личности, специфические формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего, будущего, а также сущности своего собственного «я».
В основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования лежит представление об образовании как институте социализации и воспитания личности. В структуру требований к результатам освоения основных программ общего образования входят личностные, метапредметные и предметные результаты, на основании которых сформулированы «ценностные ориентиры общего образования». При этом мы показываем, что осознание обучающимися ценности рабочих профессий как социальной доминанты не противоречит позиции национального воспитательного идеала и может являться структурным компонентом базовой национальной ценности «труд».
Рецензенты:
- Репин Сергей Арсеньевич, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета психологии и педагогики ГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», г. Челябинск.
- Ильясов Динаф Фанильевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» Министерства образования и науки Челябинской области, г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Скрипова Н.Е. ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА РАБОЧИЕ ПРОФЕССИИ КАК ДОСТИЖЕНИЕ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6969 (дата обращения: 08.12.2024).