Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ТЬЮТОРСТВА В РАМКАХ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ГЕРМАНИИ

Акиншина И.Б. 1
1 ГОУ ВПО "Белгородский государственный национальный исследовательский университет"
В статье обосновывается актуальность изучения зарубежного опыта тьюторства в высшей школе. Представлена краткая характеристика студенческого самоуправления в вузах Германии. Описана история развития тьюторства в системе высшего образования Германии. Отмечается, что в силу «академической свободы» немецкого студенчества, разработки тьюторских программ, изучения студентами тьюторства в рамках учебных курсов, модель тьюторства актуально «вписывается» в деятельность студенческого самоуправления в Германии. Далее дается определение «тьюторства» с точки зрения немецких исследователей, показаны формы тьюторской деятельности, функции тьюторов, а также реальная практика использования тьюторского сопровождения студентов-первокурсников, иностранных студентов в рамках студенческого самоуправления в вузах Германии. В заключение даются некоторые рекомендации по организации тьюторского сопровождения в российских вузах.
тьюторство
формы тьюторской деятельности
функции тьютора
студенческое самоуправление
1. Акиншина И. Б. Студенческое самоуправление как субъект повышения качества профессионального образования в вузах Германии // Профессионально-педагогическая культура: содержание и технологии реализации новых стандартов общего и профессионального образования: материалы VI Всер. науч.-мет. семинар (г. Белгород, 15-16 ноября 2011 г.) / отв. ред.: И. Ф. Исаев. - Белгород: Изд-во ИПК НИУ БелГУ, 2011. - С.108-110.
2. Андреева Е. А. Сравнительно-педагогический анализ модернизации классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока // Вектор науки ТГУ. - 2011. - 2(5). - С. 24-25.
3. Бочкарева С. М. Особенности тьюторства в современной зарубежной высшей школе // Высшее образование сегодня. - 2011. - N 3. - С.9-11.
4. Бойчук Е. Мы и Европа - различие подходов к воспитанию молодежи // Народное образование. - 2003. - № 9. - С.172-176.
5. Гордон Э., Морган Р., О'Мэлли Ч., Понтиселл Д. Революция в тьюторстве: прикладное исследование передового опыта, вопросов политики и достижений учащихся: пер. с англ. под науч. ред. С. Ф. Сироткина, М. Л. Мельниковой. - Ижевск: ERGO, 2010. - 332 с. (Серия «Probatum est»).
6. Мальцева Д. Г. Германия: страна и язык. Landeskunde durch die Sprache // Лингвострановедческий словарь. - М.: Русские словари, 1998. - 382 с.
7. Пилипчевская Н. В. Из опыта студенческого тьюторского сообщества // Проблемы современного образования: Вестник ИГЛУ. Сер. Педагогика и психология / под. ред. проф. О. А.Лапиной. - Иркутск: ИГЛУ, 2007. - С. 227-232.
8. Пилипчевская Н. В. Тьюторская деятельность: теория и практика: учебно-методическое пособие для студентов-тьюторов и педагогов высшей школы. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2009. - 136 с.
9. Berendt B. 18 Jahre Tutorenarbeit an der Freien Universität Berlin. // In: Blickpunkt Hochschuldidaktik 3. Hamburg: AHD, 1969.
10. Dreps Ph. "Wie gut sind wir eigentlich" Evalution der Qualität von Tutorien am Institut für Erziehungswissenschaft der Westfälischen Wilchelms-Universität. Münster, 2010. - URL: http://egora.uni-uenster.de/ew/elf/bin/Bachelorarbeit_Philipp_Dreps_Evaluation_Tutorenarbeit_pdf (дата обращения 17.08.2012).
11. Krause Ch. / Müller-Benedict V. Tutorium an der Hochschule. Ein Manual für Tutorinnen und Tutoren. - Aachen: Shaker-Verlag, 2007.
12. Webler W.-D. Erfolg von Tutorien. Kriterien für die Gestaltung und Erfolgsbewertung von Tutorien // In: Interdisziplinäres Zentrum für Hochschuldidaktik (Hrsg.): Schriften des Interdisziplinären Zentrums für Hochschuldidaktik 1/1991.Bielefeld, 1991.
13. Huber L. Ziele und Aufgaben von Tutorien // In: Blickpunkt Hochschuldidaktik. H. 40, 1976. - S. 282-301.
14. Köbler G. Deutsches Etymologisches Wörterbuch, 1995. URL: http: // www. koeblergerhard.de/der/DERT.pdf. Letzter Zugriff: 10.04.2010 (дата обращения 17.08.2012).
В связи с глобализацией мира, формированием единого образовательного европейского пространства, с разработкой инновационных проектов и программ модернизации образования на современном этапе, как в Европейском Союзе, так и в России в истории педагогической деятельности большое внимание уделяется изучению опыта тьюторства, что делает данную модель сопровождения учащихся актуальной. Особое внимание обращается  на эту проблему и в США. Американские ученые Э. Гордон, Р. Морган, Ч. О'Мэлли, Д. Понтиселл рассматривают тьюторство как жизненно необходимую образовательную практику. Тьюторство, по их мнению, призвано помочь как обучающим, которые будут постоянно совершенствоваться на протяжении всей своей деятельности, так и учащимся, которые постигнут практику самосовершенствования и самореализации в быстро меняющемся мире [5].

История развития тьюторства в России насчитывает всего несколько десятков лет, поэтому изучение и применение позитивного зарубежного опыта в данном направлении в системе профессионального образования высшей школы России в обновленном варианте и адаптированном к российским традициям имеет смысл. На протяжении последних лет в российских вузах активно разрабатываются тьюторские программы, создаются тьюторские ассоциации, проводятся конференции, семинары. К реализации тьюторских программ подключаются студенты-магистранты и аспиранты вузов крупных городов. При этом следует отметить, что практика тьюторства мало представлена в деятельности студенческого самоуправление в России, так как оно находится в стадии «развивающегося».

Поэтому целью нашей статьи является знакомство с практикой тьюторства в системе высшего профессионального образования Германии на примере опыта студенческого самоуправления.

Анализ немецкой социально-педагогической литературы, веб-сайтов ведущих немецких вузов показывает, что сформированная система студенческого самоуправления в вузах Германии основывается на демократических принципах, характеризуется прочностью организации, так как способна существовать и развиваться дальше после ухода очередной смены студентов, имеет разветвленную сеть организаций, устойчивые отношения с руководством вузов, федеральных земель и с органами правительства.

В рамках нашего исследования мы пришли к выводу, что «студенческое самоуправление в вузах Германии» представляет собой определенный способ включения студентов в социально-востребованную деятельность с целью развития их социальной активности, инициативности, самостоятельности. Интегративная форма деятельности студенческого самоуправления в образовательной политике вуза, в экономической, социальной, культурной сферах жизни вуза служит условием усвоения ценностей культуры, освоения ее достижений и последующего воспроизводства. С нашей точки зрения, такая система студенческого самоуправления позволяет модели тьюторства «вписываться» в деятельность студенческого самоуправления.

В  рамках нашего исследования было установлено, что немецкие студенты имеют больше академической свободы, что делает их более самостоятельными и инициативными не только в учебе, но и в сфере гражданского общества, студенческого самоуправления. Под «академической свободой» в немецких вузах понимается право студентов свободно выбирать учебный курс, посещать лекции по любому предмету и в любом университете, право свободно переходить из одного университета в другой.

В связи с большей академической свободой и самостоятельностью немецких студентов в вузах Германии до сих пор сохраняется и функционирует модель студенческого самоуправления как «наставничество» [6]. Особый интерес вызывает опыт немецкой системы консультирования студентов, которая концентрируется в университетских кампусах или непосредственно в учебных корпусах. Консультирование студентов - «тьюторство» - получило свое развитие в университетах Великобритании, а затем и в университетах Германии и называется туториум. Тутор (der Tutor) образовано от латинского слова «tutor» и переводится как защитник, покровитель, опекун. В XVIII в. понятие «тьютор»  проникает в область вузовского образования Германии и получает несколько значений: «Studienleiter» - лицо, которому поручено руководить образованием и научным исследованием студентов, и «Nachhilfelehrer» - репетитор [14].

И лишь внедрение тьюторских программ в середине XX века в Германии привело к образованию маленьких студенческих групп, которые стали называться туториями, руководимыми студентами-старшекурсниками [9]. Реализация тьюторских программ осуществлялась под девизом «Студенты помогают студентам». Впервые это событие было осуществлено в Свободном университете Берлина в 50-е годы XX столетия. Новшество заключалось в том, что студенческой учебной группой руководили опытные студенты старших курсов, в то время как в английских колледжах (коллегиях) такими группами руководили преподаватели или ассистенты [12]. Студенты-старшекурсники (тьюторы) в вузах Германии помогали студентам первокурсникам, объединенным в туториум (группу, курс) от 5 до 12 человек. Они отвечали на вопросы студентов первокурсников, знакомили с основами научно-исследовательской деятельности в вузе.

Следует отметить, что студенческие инициативы по образованию туториев имели общественно-политические основы. Немецкий исследователь Л. Хубер видел в них реакцию студентов в послевоенное время на демократизацию общества и реформирование системы образования [13]. Дальнейшее развитие тьюторства в Германии не получило бы своего развития без финансовой поддержки различных общественных фондов. Кроме того, закреплению тьюторства в немецких вузах способствовало превращение вузов «в массовые университеты», следствием чего было переполнение учебных курсов, нехватка профессорско-преподавательского состава, социальная изоляция студентов. Таким образом, названные выше причины привели к диверсификации тьюторства в вузах Германии.

Немецкие (B. Berendt, Ch. Krause, V. Müller-Benedict, W.D. Webler, L.Huber и др.) и российские (Е. А. Андреева, Е. Бойчук, Н. В. Пилипчевская и др.) исследователи проблемы тьюторства отмечают, что настоящее тьюторство состоит в систематическом многолетнем контакте между обучающим наставником и маленькой группой учащихся, работа с которыми строится исключительно на индивидуальных основах. «Этот классический тип наставничества в процессе расширения высшей школы трансформировался в специализированные консультационные агентства в составе университета или других учебных заведений» [4]. Изучение немецкими исследователями (Ch. Krause, V. Müller-Benedict, L. Huber, W.D. Webler и многие др.) многолетней практики тьюторства привело их к заключению, что под «тьюторством» следует понимать институциональную социальную форму обучения в вузе, где учащиеся в рамках маленькой группы, ориентированной на специализированные мероприятия, приобретают профессиональные, социокультурные компетенции. Руководство, сопровождение и консультирование учащихся в группе осуществляется, как правило, квалифицированными студентами-старшекурсниками.

Изучение практики студенческого тьюторства в вузах Германии позволило нам сделать вывод о том, что типичными формами его деятельности являются:

  • репетиториум или туториум, который ориентирован на семинар или лекцию с целью повторения содержания учебного материала к сдаче экзамена;
  • туториум, ориентированный на адаптацию студентов к учебному процессу в вузе;
  • переходный туториум, ориентированный на инкорпорирование первокурсников с целью перехода от традиций школы к традициям вуза;
  • свободный туториум, не связанный с лекционными и семинарскими мероприятиями, больше ориентирован на спонтанно возникающие современные темы;
  • дидактически экспериментальный туториум, выступает как средство саморефлексии и оптимизации обучения в вузе [10].

Таким образом, из такого рода деятельности тьюторства вытекают следующие функции тьюторов:

  • ориентирующая функция, связанная с инкорпорированием студентов в традиции вуза, ориентированием в пространстве вуза, адаптацией к вузовскому учебному процессу, введением в научно-исследовательскую деятельность;
  • социальная функция, связанная с оказанием помощи в выстраивании социальных отношений в группе в процессе совместной учебы и работы.

В ходе исследования мы установили, что опыт обучающих наставников в высших школах Германии перенимает студенческое самоуправление, которое организует студенческое социальное консультирование в рамках деятельности отдела по социальной работе. Кроме того, входящие в состав туториума студенты старших курсов организуют занятия для студентов младших курсов с целью повторения материала, изложенного преподавателем и углубления знаний. Свободная атмосфера туториума предоставляет хорошую возможность испытать себя в небольшой группе, если чувствуется неуверенность в знаниях предмета. В этой связи нам кажется, что данный опыт немецкого туториума в рамках студенческого самоуправления является эффективным и перспективным видом деятельности и может быть  применен в российских вузах [1].

Во многом интересна и продуктивна, на наш взгляд, практика курирования или наставничества органами студенческого самоуправления студентов-первокурсников в вузах Германии. Так как в немецких вузах нет студенческих академических групп, то студенты-первокурсники нуждаются в помощи, то есть в адаптации к условиям обучения, традициям вуза, в составлении индивидуального расписания. Органы студенческого самоуправления, а именно всеобщий студенческий комитет берет студентов-первокурсников и иностранных студентов под свою опеку. Они издают путеводитель по вузу, который содержит информацию о вузе, студенческом самоуправлении, студенческой культуре, организуют с ними встречи, помогают в поиске жилья, работы и многое другое. Издание путеводителя поддерживает имидж вуза, облегчает жизнь студента-первокурсника и студента-иностранца.

Подобная форма работы, как например встречи старшекурсников с первокурсниками, представлена и в российских вузах, но она не столь жизненно необходима, как в немецких вузах. Например, российские студенты не составляют сами для себя расписание и не принимают участия в его написании.

Таким образом, сформированная тьюторская система (в немецком варианте туториум) позволяет немецкому студенческому самоуправлению своими силами оказывать разного рода помощь вновь поступившим студентам и иностранным студентам (языковые курсы, курсы с целью повторения материала, издание путеводителей по вузу, организация мероприятий для вышеназванного контингента студентов, консультирование  и т.д.). Система наставничества, оказания помощи и курирования представлена в российских вузах в лице кураторов. Было бы целесообразно некоторые функции по курированию и консультированию передать студенческому самоуправлению.

Процессы укрупнения, усложнения структуры вузов, информационного расширения образовательных услуг вузов, а также ускоренное экономическое и социальное развитие в обществе делает тьюторов на современном этапе особенно востребованными в сопровождении студентов в учебно-профессиональной деятельности. Если речь идет о тьюторах как о профессии, то будущие тьюторы могут получить опыт тьюторства в рамках студенческого самоуправления в вузах России. Так как для саморазвития модели тьюторства в российских вузах не достаточно опыта, то целесообразно институтам управления вузов  создавать условия для развития тьюторства и оказывать содержательную, моральную и финансовую помощь в развитии данного феномена с учетом «государственного заказа на образование» [2]. Кроме того, с расширением связей между Германией и Россией наметилась тенденция к сотрудничеству между представителями студенческого самоуправления немецких и российских вузов. Поэтому представляется возможным перенимать опыт друг у друга для более глубокого понимания содержания и организации тьюторского сопровождения студентов в контексте студенческого самоуправления.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Департамента приоритетных направлений науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках научно-исследовательского проекта № 613872001

Рецензенты:

  • Ирхина Ирина Витальевна, доктор педагогических наук, профессор  кафедры педагогики, факультет психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.Белгород.           
  • Шеховская Наталья Леонидовна,  доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, факультет психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород.

Библиографическая ссылка

Акиншина И.Б. РАЗВИТИЕ ТЬЮТОРСТВА В РАМКАХ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ГЕРМАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6967 (дата обращения: 07.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674