История развития тьюторства в России насчитывает всего несколько десятков лет, поэтому изучение и применение позитивного зарубежного опыта в данном направлении в системе профессионального образования высшей школы России в обновленном варианте и адаптированном к российским традициям имеет смысл. На протяжении последних лет в российских вузах активно разрабатываются тьюторские программы, создаются тьюторские ассоциации, проводятся конференции, семинары. К реализации тьюторских программ подключаются студенты-магистранты и аспиранты вузов крупных городов. При этом следует отметить, что практика тьюторства мало представлена в деятельности студенческого самоуправление в России, так как оно находится в стадии «развивающегося».
Поэтому целью нашей статьи является знакомство с практикой тьюторства в системе высшего профессионального образования Германии на примере опыта студенческого самоуправления.
Анализ немецкой социально-педагогической литературы, веб-сайтов ведущих немецких вузов показывает, что сформированная система студенческого самоуправления в вузах Германии основывается на демократических принципах, характеризуется прочностью организации, так как способна существовать и развиваться дальше после ухода очередной смены студентов, имеет разветвленную сеть организаций, устойчивые отношения с руководством вузов, федеральных земель и с органами правительства.
В рамках нашего исследования мы пришли к выводу, что «студенческое самоуправление в вузах Германии» представляет собой определенный способ включения студентов в социально-востребованную деятельность с целью развития их социальной активности, инициативности, самостоятельности. Интегративная форма деятельности студенческого самоуправления в образовательной политике вуза, в экономической, социальной, культурной сферах жизни вуза служит условием усвоения ценностей культуры, освоения ее достижений и последующего воспроизводства. С нашей точки зрения, такая система студенческого самоуправления позволяет модели тьюторства «вписываться» в деятельность студенческого самоуправления.
В рамках нашего исследования было установлено, что немецкие студенты имеют больше академической свободы, что делает их более самостоятельными и инициативными не только в учебе, но и в сфере гражданского общества, студенческого самоуправления. Под «академической свободой» в немецких вузах понимается право студентов свободно выбирать учебный курс, посещать лекции по любому предмету и в любом университете, право свободно переходить из одного университета в другой.
В связи с большей академической свободой и самостоятельностью немецких студентов в вузах Германии до сих пор сохраняется и функционирует модель студенческого самоуправления как «наставничество» [6]. Особый интерес вызывает опыт немецкой системы консультирования студентов, которая концентрируется в университетских кампусах или непосредственно в учебных корпусах. Консультирование студентов - «тьюторство» - получило свое развитие в университетах Великобритании, а затем и в университетах Германии и называется туториум. Тутор (der Tutor) образовано от латинского слова «tutor» и переводится как защитник, покровитель, опекун. В XVIII в. понятие «тьютор» проникает в область вузовского образования Германии и получает несколько значений: «Studienleiter» - лицо, которому поручено руководить образованием и научным исследованием студентов, и «Nachhilfelehrer» - репетитор [14].
И лишь внедрение тьюторских программ в середине XX века в Германии привело к образованию маленьких студенческих групп, которые стали называться туториями, руководимыми студентами-старшекурсниками [9]. Реализация тьюторских программ осуществлялась под девизом «Студенты помогают студентам». Впервые это событие было осуществлено в Свободном университете Берлина в 50-е годы XX столетия. Новшество заключалось в том, что студенческой учебной группой руководили опытные студенты старших курсов, в то время как в английских колледжах (коллегиях) такими группами руководили преподаватели или ассистенты [12]. Студенты-старшекурсники (тьюторы) в вузах Германии помогали студентам первокурсникам, объединенным в туториум (группу, курс) от 5 до 12 человек. Они отвечали на вопросы студентов первокурсников, знакомили с основами научно-исследовательской деятельности в вузе.
Следует отметить, что студенческие инициативы по образованию туториев имели общественно-политические основы. Немецкий исследователь Л. Хубер видел в них реакцию студентов в послевоенное время на демократизацию общества и реформирование системы образования [13]. Дальнейшее развитие тьюторства в Германии не получило бы своего развития без финансовой поддержки различных общественных фондов. Кроме того, закреплению тьюторства в немецких вузах способствовало превращение вузов «в массовые университеты», следствием чего было переполнение учебных курсов, нехватка профессорско-преподавательского состава, социальная изоляция студентов. Таким образом, названные выше причины привели к диверсификации тьюторства в вузах Германии.
Немецкие (B. Berendt, Ch. Krause, V. Müller-Benedict, W.D. Webler, L.Huber и др.) и российские (Е. А. Андреева, Е. Бойчук, Н. В. Пилипчевская и др.) исследователи проблемы тьюторства отмечают, что настоящее тьюторство состоит в систематическом многолетнем контакте между обучающим наставником и маленькой группой учащихся, работа с которыми строится исключительно на индивидуальных основах. «Этот классический тип наставничества в процессе расширения высшей школы трансформировался в специализированные консультационные агентства в составе университета или других учебных заведений» [4]. Изучение немецкими исследователями (Ch. Krause, V. Müller-Benedict, L. Huber, W.D. Webler и многие др.) многолетней практики тьюторства привело их к заключению, что под «тьюторством» следует понимать институциональную социальную форму обучения в вузе, где учащиеся в рамках маленькой группы, ориентированной на специализированные мероприятия, приобретают профессиональные, социокультурные компетенции. Руководство, сопровождение и консультирование учащихся в группе осуществляется, как правило, квалифицированными студентами-старшекурсниками.
Изучение практики студенческого тьюторства в вузах Германии позволило нам сделать вывод о том, что типичными формами его деятельности являются:
- репетиториум или туториум, который ориентирован на семинар или лекцию с целью повторения содержания учебного материала к сдаче экзамена;
- туториум, ориентированный на адаптацию студентов к учебному процессу в вузе;
- переходный туториум, ориентированный на инкорпорирование первокурсников с целью перехода от традиций школы к традициям вуза;
- свободный туториум, не связанный с лекционными и семинарскими мероприятиями, больше ориентирован на спонтанно возникающие современные темы;
- дидактически экспериментальный туториум, выступает как средство саморефлексии и оптимизации обучения в вузе [10].
Таким образом, из такого рода деятельности тьюторства вытекают следующие функции тьюторов:
- ориентирующая функция, связанная с инкорпорированием студентов в традиции вуза, ориентированием в пространстве вуза, адаптацией к вузовскому учебному процессу, введением в научно-исследовательскую деятельность;
- социальная функция, связанная с оказанием помощи в выстраивании социальных отношений в группе в процессе совместной учебы и работы.
В ходе исследования мы установили, что опыт обучающих наставников в высших школах Германии перенимает студенческое самоуправление, которое организует студенческое социальное консультирование в рамках деятельности отдела по социальной работе. Кроме того, входящие в состав туториума студенты старших курсов организуют занятия для студентов младших курсов с целью повторения материала, изложенного преподавателем и углубления знаний. Свободная атмосфера туториума предоставляет хорошую возможность испытать себя в небольшой группе, если чувствуется неуверенность в знаниях предмета. В этой связи нам кажется, что данный опыт немецкого туториума в рамках студенческого самоуправления является эффективным и перспективным видом деятельности и может быть применен в российских вузах [1].
Во многом интересна и продуктивна, на наш взгляд, практика курирования или наставничества органами студенческого самоуправления студентов-первокурсников в вузах Германии. Так как в немецких вузах нет студенческих академических групп, то студенты-первокурсники нуждаются в помощи, то есть в адаптации к условиям обучения, традициям вуза, в составлении индивидуального расписания. Органы студенческого самоуправления, а именно всеобщий студенческий комитет берет студентов-первокурсников и иностранных студентов под свою опеку. Они издают путеводитель по вузу, который содержит информацию о вузе, студенческом самоуправлении, студенческой культуре, организуют с ними встречи, помогают в поиске жилья, работы и многое другое. Издание путеводителя поддерживает имидж вуза, облегчает жизнь студента-первокурсника и студента-иностранца.
Подобная форма работы, как например встречи старшекурсников с первокурсниками, представлена и в российских вузах, но она не столь жизненно необходима, как в немецких вузах. Например, российские студенты не составляют сами для себя расписание и не принимают участия в его написании.
Таким образом, сформированная тьюторская система (в немецком варианте туториум) позволяет немецкому студенческому самоуправлению своими силами оказывать разного рода помощь вновь поступившим студентам и иностранным студентам (языковые курсы, курсы с целью повторения материала, издание путеводителей по вузу, организация мероприятий для вышеназванного контингента студентов, консультирование и т.д.). Система наставничества, оказания помощи и курирования представлена в российских вузах в лице кураторов. Было бы целесообразно некоторые функции по курированию и консультированию передать студенческому самоуправлению.
Процессы укрупнения, усложнения структуры вузов, информационного расширения образовательных услуг вузов, а также ускоренное экономическое и социальное развитие в обществе делает тьюторов на современном этапе особенно востребованными в сопровождении студентов в учебно-профессиональной деятельности. Если речь идет о тьюторах как о профессии, то будущие тьюторы могут получить опыт тьюторства в рамках студенческого самоуправления в вузах России. Так как для саморазвития модели тьюторства в российских вузах не достаточно опыта, то целесообразно институтам управления вузов создавать условия для развития тьюторства и оказывать содержательную, моральную и финансовую помощь в развитии данного феномена с учетом «государственного заказа на образование» [2]. Кроме того, с расширением связей между Германией и Россией наметилась тенденция к сотрудничеству между представителями студенческого самоуправления немецких и российских вузов. Поэтому представляется возможным перенимать опыт друг у друга для более глубокого понимания содержания и организации тьюторского сопровождения студентов в контексте студенческого самоуправления.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Департамента приоритетных направлений науки и технологий Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках научно-исследовательского проекта № 613872001
Рецензенты:
- Ирхина Ирина Витальевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, факультет психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г.Белгород.
- Шеховская Наталья Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, факультет психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Акиншина И.Б. РАЗВИТИЕ ТЬЮТОРСТВА В РАМКАХ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ГЕРМАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6967 (дата обращения: 07.12.2024).