Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом человеческого капитала, который определяет уровень науки, культуры, производства. Вместе с тем возрастание его роли обусловливает социокультурные преобразования в системе образования, оказывающие влияние на интенсивное развитие общего и профессионального образования.
Общеобразовательная школа, как известно, является важнейшим социальным институтом, отражающим состояние и тенденции развития общества, влияющим на само общество. Изменения, происходящие в обществе в условиях его социокультурной трансформации, задают направления изменений школьного процесса обучения. В последние десятилетия в школе, как и во всем обществе, происходят серьезные социокультурные преобразования, касающиеся целей и содержания образования, воспитательной работы, организации школьной жизни и условий воспитательного влияния на подрастающее поколение. Ценностно-смысловое содержание этих преобразований является ответом на «вызовы» информационного общества в переориентации школьного образования от структурно-количественного, «знаниевого» подхода к определению целей и результатов образования к подходу, основанному на оценке значимости получаемого образования для становления нового социокультурного типа личности, характеризующегося готовностью к построению жизненных и образовательных целей и выборам средств их реализации, субъектной позицией учащегося, направленной на реализацию жизненных и профессиональных планов, наличием ценностно-смысловых ориентаций, характеризующих взаимосвязь их социальных и личностных ценностей.
Изменение ценностных ориентаций в соответствии с социокультурными изменениями в обществе, появление идеи непрерывного образования как образования через всю жизнь ставит личность с ее интересами и возможностями в центр новой социокультурной парадигмы образования. Человек рассматривается как самоцель общественного развития, что приводит к ориентации образования прежде всего на саморазвитие человека. Исходя из понимания, что в системе образования заложен значительный потенциал, обеспечивающий социализацию человека, становится понятным, что в современных условиях система образования должна работать на опережение требований и готовить человека к будущей жизни в условиях, изменившихся по отношению к условиям жизни во время его обучения. Очевидно, система школьного образования может оказаться состоятельной в этом плане только в условиях интеграции школы в общество, сохранения общих ценностей, обучения «независимости» и создания равных возможностей для каждого в развитии собственного потенциала и самореализации. А так как образование является отражением социокультурных условий, то на основе анализа социокультурных изменений в глобальном масштабе, изучения зарубежного опыта и особенностей современного этапа развития страны можно определить основные направления социокультурных преобразований системы школьного образования: демократизация школьной жизни и гуманизация отношений субъектов образовательного процесса, создающие необходимые условия реализации идеи личностно-ориентированного образования; построение открытой образовательной системы, обеспечивающей развитие широких связей школы с различными социальными институтами общества; гуманитаризация образования, вызывающая необходимость построения вариативных учебных программ и дифференциация образовательного процесса в соответствии с возможностями учащихся; внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения на основе использования новых возможностей компьютеризации образования.
Эти направления вызывают необходимость перемен в сфере образования, которые проявляются в следующем: в направленности школьного образования на «опережающую подготовку»; в установке на непрерывное образование; в переходе от ориентации на получение «готового знания» к развитию самостоятельной активности личности учащегося; в обеспечении свободного доступа к необходимой информации. Вместе с тем, наличие этих направлений обусловлено целым рядом социокультурных факторов, отражающих особенности постиндустриального (информационного) общества в предъявлении требований к его социальным институтам и, в частности, системе образования. Теоретический анализ содержания этих факторов дает основание классифицировать их в соответствии с масштабом влияния на образование и другие социальные сферы. В результате классификации нами выделены: 1) общие внешние факторы, влияние которых распространяется на все сферы деятельности социальных институтов общества: ускорение темпов развития общества; динамичное развитие экономики; переориентация ведущего сектора экономики с сектора производства на сектор услуг; рост конкуренции; сокращение сферы неквалифицированного труда; структурные изменения в сфере занятости; повышение роли информационной технологии; наличие постоянной потребности в повышении профессиональной квалификации; повышение интереса к сохранению человеческих ценностей и падение роли идеологий, сплачивающих людей; повышение роли СМИ, вовлекающей в политическую жизнь миллионы людей, остававшихся прежде пассивными; 2) внешние факторы, обусловливающие социокультурные преобразования в образовании: становление нового социокультурного идеала типа личности, в котором человек в новой социокультурной ситуации становится единственной и неизменной целью образования, его субъектом и объектом, стратегической линией и задачей; становление гражданского общества, в рамках которого усиливается независимость общеобразовательной школы, самостоятельность и ответственность за результаты школьного образования, принципиально меняется роль школы в структуре общественной жизни современного мира; становление общества открытого типа, в котором одной из важнейших задач современной общеобразовательной школы является создание культурно-образовательного пространства, способствующего формированию нового менталитета молодого человека, готового к сотрудничеству, к трудовой деятельности, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, за ее экономическое процветание; информатизация всех сторон жизни общества, оказывающая влияние на информатизацию образовательного процесса, применене новых информационных технологий, определяющих школу «завтрашнего дня», школу, которая должна давать не только информацию, но и способы работы с ней; непрерывная профессионализация человека как реализация идеи о том, что общеобразовательная школа и профессиональное учебное заведение не являются окончательным этапом на пути образования личности и их интеграция в систему непрерывного образования, где на основе устойчивой мотивации к учению осуществляется усвоение новых ценностей и личностных смыслов, раскрытие сущностных сил личности, ее интеллектуального и нравственного потенциала; 3) внешние факторы непосредственно влияющие на деятельность современной общеобразовательной школы: социокультурное окружение школы, обусловливающее наличие культурно-образовательного пространства; поддержка деятельности общеобразовательной школы региональным сообществом; наличие связей общеобразовательной школы с субъектами культурно-образовательного пространства, которые выступают как социальные партнеры в решении задач образования; конкретная выраженность социального заказа школе и материально-техническая и технологическая готовность к его реализации; условия организации социально-трудовой и общественно-полезной деятельности учащихся, содержание которых обеспечивает соединение ценностей учения и ценностей профессионального самоопределения.
Наличие различных по масштабу воздействия на современное образование социокультурных факторов обусловливает внутренние социокультурные изменения общеобразовательной школы, которые осуществляются под их влиянием. Теоретический и практический анализ обусловленности этого влияния показывает, что школьные преобразования напрямую зависят от характера проявления внешних факторов третьего типа (непосредственно влияющих), которые, безусловно, зависимы от более масштабных. Это позволяет утверждать следующее.
Социокультурное окружение школы, обусловливающее наличие культурно-образовательного пространства, интегрирует в себе социальные, культурные, научные, производственные, профессионально-образовательные институты и учреждения регионального сообщества. Наличие внутренних связей между ними, в центре которых находится общеобразовательная школа, характеризует культурно-образовательное пространство как систему, обеспечивающую реализацию важнейших задач образования, реализуемых школой. Тогда содержание внутренних социокультурных преобразований характеризует стремление субъектов образовательного процесса к приобретению положительного опыта в создании особой образовательной ситуации в школе, где каждый школьник, обучающийся в старшем классе планирует и реализует индивидуально-образовательный маршрут, основу которого составляют жизненные и профессиональные перспективы.
Поддержка деятельности общеобразовательной школы региональным сообществом реализуется в участии его институтов в осуществлении образовательных задач. При этом его институты выступают как социальные партнеры, берущие на себя часть ответственности за качество образования. В реальной практике это находит свое выражение в наличии договорных отношений между общеобразовательной школой и другими учреждениями и институтами культурно-образовательного пространства. Содержание этих договоров отражает наличие взаимных интересов общеобразовательной школы и социальных партнеров, проявляющих готовность к участию в осуществлении задач образования.
Установление связей с различными субъектами культурно-образовательного пространства способствует внутренним изменениям образовательного процесса общеобразовательной школы, выражающихся в появлении новых возможностей реализации вариативной части базисного учебного плана. Эти возможности определяются участием социальных партнеров школы в создании условий расширения числа элективных и факультативных курсов, обеспечивающих углубленную подготовку по предметам, вызывающим особый интерес учащихся, педагогической поддержкой проектной и исследовательской деятельности старшеклассников, содержание которых отвечает их профессиональным намерениям, объединением усилий школы и социальных партнеров в укреплении положительных мотивов учения школьников.
Внутренние социокультурные изменения общеобразовательной школы осуществляются под влиянием социально-трудовой и общественно-полезной деятельности учащихся, организация которых может иметь место только при субъектной позиции социальных партнеров культурно-образовательного пространства школы. Социально-трудовая деятельность - это знакомство с основными трудовыми и технологическими процессами производства, функциями специалистов, посильное участие школьников в деятельности предприятия или учреждения во внеурочное время, исследования, проводимые учащимися в рамках их проектной деятельности, то есть это широкий круг практического взаимодействия школьников с различными социальными партнерами, участвующими в осуществлении задач школьного образования.
Современная модель культурно-образовательного пространства, построенная на основе сотрудничества с различными социальными партнерами (учреждениями дополнительного и профессионального образования, государственными органами: службами занятости, центрами психолого-педагогической поддержки молодежи, производственными предприятиями и др.), позволяет привлекать материально-техническую базу этих партнеров для организации социально-трудовой деятельности школьников. При этом общественно-полезная деятельность выступает как результат развития школьных общественных организаций: научных обществ учащихся, школьных академий, деловых и информационных центров и др. форм школьного самоуправления.
Нетрудно заметить, что внутренние социокультурные изменения основаны на внедрении в образовательный процесс современных педагогических технологий, в которых по-новому распределяется ответственность за качество образования школьников. В рамках этого распределения повышается роль самих учащихся в планировании и осуществлении индивидуально-образовательных траекторий, в педагогической поддержке и помощи учащимся в построении и реализации «личностной концепции будущего», в объединении усилий общеобразовательной школы и других субъектов культурно-образовательного пространства в формировании положительных мотивов учения.
С учетом представленного выше социокультурная трансформация общеобразовательной школы может рассматриваться как отражение современной ситуации общественного развития и определяется как преобразование:
- в котором изменяется роль общеобразовательной школы во всех сферах общественной и экономической жизни на основе построения культурно-образовательного пространства, обеспечивающего поворот школы к культуре, общечеловеческим ценностям, к социокультурным акцентам ее деятельности;
- целью и содержанием которого является построение педагогической системы, основанной на таком взаимодействии структурных элементов, которые направлены на удовлетворение потребностей развивающегося общества в подготовке современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью;
- в рамках которого осуществляется развитие демократических отношений субъектов образования, становление школы как открытой образовательной системы, гуманитаризация содержания обучения, разработка и использование новых образовательных технологий на основе современных информационных средств обучения.
Таким образом, социокультурная трансформация общеобразовательной школы обусловлена наличием внешних и внутренних факторов, определяющих характер и направленность социокультурных изменений ее деятельности. Эти изменения отражают общественные социокультурные преобразования, в которых выражены важнейшие черты современного общества как общества Знания, где главным условием благополучия человека становится получение знаний и появление возможностей его пополнения, умение использования для наращивания интеллектуального потенциала. Общества, которое предъявляет школе новый «общественный вызов» в формировании современного социокультурного типа личности. Основной, содержательной стороной этого «вызова» является наличие социально-значимых качеств личности: готовность к построению социально-значимых жизненных и образовательных целей и выборе средств их реализации, наличие субъектной позиции, направленной на реализацию жизненных и профессиональных планов, сформированность ценностно-смысловых ориентиров личности, выраженных во взаимосвязи ее социальных и личностных ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.
2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века // В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 187 с.
3. Збровский Г.Е. Образование от ХХ к ХХI веку. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 301 с.
4. Пинский А.А. Образование свободы и несвобода в образовании. - М.: Наука, 2001. - 201 с.
5. Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя. Монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 324 с.
6. Эффективное управление школой в современных условиях: Учебно-методическое пособие. / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 272 с.
Библиографическая ссылка
Петрусевич А.А. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=695 (дата обращения: 07.10.2024).