Определяя темой статьи исследование процесса формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников в контексте анализа сущности, проблем и их решений, автор, прежде всего, рассматривает саму актуальность такого исследования. Апеллируя к тому факту, что на современном этапе развития мирового сообщества в призме глобализационных процессов насущной необходимостью практической реальной жизнедеятельности человеческого сообщества становятся проблемы образования и воспитания подрастающего поколения в целом и дошкольников в частности. Необходимо отметить, что в настоящее время философско-этические и психологические концепции рассматривают человека как личность, стремящуюся к целостности, а творчество как способ его бытия. Поэтому формирование новых основ разных аспектов культуры у дошкольников становится одной из главных как теоретических, так и прикладных направлений общего процесса образования и воспитания. Значимость формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников обусловлена ориентацией образования на обновление воспитательной стратегии, ориентированной на развитие духовности личности и общества (А. С. Асмолов, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Б. С. Гершунский и др.).
Актуальность музыкально-эстетического воспитания обусловлена негативным воздействием современной массовой культуры, которая породила дисгармоничные, односторонние типы людей: прагматиков и гедонистов (А. В. Костина, 2006). В такой ситуации особенно страдают дети, которые вынуждены потреблять продукцию низкого художественного качества, что в свою очередь искажает их представления о красоте и гармоничности мира, затрудняет развитие творческих способностей и эстетических качеств личности. Печальным подтверждением актуальности воспитательного начала искусства являются данные социологических обследований, свидетельствующие о вытеснении эстетических потребностей и смещении художественных ценностей на последние места в иерархии основных содержательных компонентов сознания детей и молодежи (О. С. Алейникова, 2011).
Целью данного исследования является разработка и обоснование процесса формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников.
Методы исследования: анализ, синтез, систематизация, классификация, сравнение, обобщение, аналогия, схематизация.
Результаты исследования
В статье мы рассматриваем совокупность логически связанных и взаимозависимых оснований процесса формирования музыкально-эстетической культуры в целом, и у возрастной категории - дошкольники, в частности (рис.1). Эта совокупность выглядит следующим образом: этап 1 - Философия науки как основы исследовательской деятельности; этап 2 - Философские основания культуры; этап 3 - Музыкально-эстетическая культура; этап 4 - Общепедагогические основы формирования музыкально-эстетической культуры личности; этап 5 - Подходы в формировании музыкально-эстетической культуры у дошкольников.
Особо следует отметить, что «ядро», показанное на рисунке 1 как множественная совокупность в центре совпадения всех этапов, и есть, по мнению автора, основа процесса формирования музыкально-эстетической культуры у дошкольников.
Рис.1. Совокупность этапов исследования процесса формирования музыкально-эстетической культуры у дошкольников
Этап 1. «Философия науки как основы исследовательской деятельности»
Прежде всего, следует отметить сущность процесса и момент того, что само введение научного знания в культуру, в широком смысле этого понятия, есть его философское обоснование, которое происходит через формирование и высказывание философских идей, закономерностей, принципов, средств и методов. Именно они доказывают онтологические постулаты науки. Формирование и развитие этих философских оснований является процессом экстраполяции науки на новые предметные области.
Этап 2. «Философские основания культуры»
Философия культуры понимается как особое направление в науке, возникшее вследствие того, что общество стало рассматривать культуру как целостность в единстве разнообразных аспектов, часто рассматривая связь культуры с духовным миром человека (Э. Кассирер, С. П. Мамонтов, П. А. Флоренский), а именно это и представляет интерес для философии. Отечественный философ М. С. Каган подчеркивал, что в работах философов культура предстает то, как система ценностей, то как самоутверждение человека в мире, то как всеобщая технология человеческой деятельности, то как ее творческий потенциал. Сопоставляя все эти определения, нельзя не прийти к выводу, что они не столько опровергают, сколько дополняют друг друга, ибо все эти качества действительно присущи человеческой деятельности [4]. Автор трактует это понятие как многоплановое и многоуровневое явление в жизни и деятельности человечества. Становление и развитие культуры, в сущности, представляет собой становление и развитие человечества. Существенным является утверждение того, что культура необходимым образом связана с поведением, сознанием и деятельностью людей и фиксирует способ жизнедеятельности отдельного индивида, социальной группы или всего общества в целом. Под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением человека, проявлением его субъективности [5], сущность культуры философия видит во «всемерном культивировании общечеловеческих ценностей, в интеллектуальной, этической, эстетической сферах, т.е. служение истине, добру, красоте» [7, C. 206].
Этап 3. «Музыкально-эстетическая культура личности»
Определение понятия «Музыкально-эстетическая культура» лежит в интегративной области и понимается как совокупность трехкомпонентного множества (рис.2).
Рис. 2. Схема понятия «музыкально-эстетическая культура»
Культура являет собой как духовный, так и материальный компонент структуры человеческого бытия, интегрирующейся из философии во все другие науки, в том числе и педагогику. Среди огромного количества толкований для нашего исследования важную роль играют такие, в которых культура рассматривается как путь и способ реализации человеческих сущностных сил.
Эстетика рассматривается как научная дисциплина, основным предметом изучения которой является «эстетическое» и его действительность, его законы и нормы, его формы и типы («прекрасное», «возвышенное» и др.), его отношение к природе и искусству, его происхождение и роль в художественном творчестве и наслаждении [3]. Категория эстетическое в нашем исследовании соотносится с содержанием человеческой деятельности, организованной по меркам развивающейся гармонии, эмоционально выражающей палитру идеалов разнообразных ее видов и формирующих интегративное качество субъекта - движение к свободе как способ самореализации его сущностных сил [2].
Специфика эстетической деятельности заключается в том, что она содержит знания не об объективных законах реального мира, а о «значениях», «смыслах», «ценностях» эстетических явлений для субъекта, включает субъективное личностное отношение к отражаемому содержанию и потому это отношение - творческое, ценностное, познавательное, художественное, осуществляемое в деятельности общения, коммуникации.
Музыку мы рассматриваем как «выраженное эстетическое», оформленное и существующее в виде музыкального произведения, наполненного общечеловеческими и личностными смыслами. Эстетическое в музыке переходит в художественный образ и возникает при его восприятии. Г. Г. Коломиец [6] пишет, что там, где присутствует музыкально-эстетическое как форма ценностного взаимодействия «человек-мир-музыка», присутствует связь с бесконечно множественными эстетическими явлениями, обусловленными многозначностью и смысловой многогранностью музыкального текста. Специфика музыки обусловлена тем, что в ней присутствуют одухотворенность и духовность как целостное качество жизнедеятельности человека. На основе восприятия ценностей музыкально-прекрасного личность стремится к поиску и самореализации смысла собственной жизни (Л. И. Арштейн, К. С. Григорьянс, Г. Г. Коломиец, А. И. Щербакова). Эта точка зрения, сложившаяся в музыкальной эстетике, важна для понимания сущности музыкально-эстетической культуры личности.
В соответствии с философским различением онтологических уровней «общее - особенное - единичное» выделяют культуру как способ существования человечества, культуру той или иной части человечества и культуру отдельной личности. Поэтому следует различать понятия «музыкальная культура общества» и «музыкально-эстетическая культура личности».
Музыкальная культура общества является фактором, определяющим уровень музыкально-эстетической культуры личности. Овладение музыкальной культурой становится объективной предпосылкой развития качественно нового уровня духовности личности, творческого переосмысления достигнутого, становления ценностных ориентаций и основ эстетического мировосприятия. Личностный уровень культуры проявляется как потребность и возможность входить в диалогическое общение с музыкальной культурой общества.
Этап 4. «Общепедагогические основы формирования музыкально-эстетической культуры»
Данный этап определим следующими понятиями, такими как: «культура», «эстетика», «музыка» и «педагогика». Кроме последнего из них, нами даны определения предыдущих понятий. Термином «педагогика» обозначаются области человеческой деятельности, направленные на социальное воспроизводство поколений и образование Человека. С точки зрения педагогики Человек предстает как эпицентр культуры, её высшая духовная ценность, её цель и результат.
Образование, как и искусство - это значимая часть культуры общества и личности. Важнейшая функция современного образования состоит в передаче содержания культуры, ее смысла последующим поколениям.
Обновление дошкольного образования и его качественный прорыв связаны с личностно-ориентированной концепцией культурологического образования, в которой на первый план выдвигаются следующие его функции:
- помощь воспитаннику в обретении ценностей и смысла жизни;
- развитие ребенка как человека культуры и целостной личности;
- педагогическая поддержка становления детской индивидуальности и творческой самобытности [1].
Этап 5. «Подходы в формировании музыкально-эстетической культуры у дошкольников»
Процесс формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников опирается на подходы, содержательно определяемые современной образовательной парадигмой и сводимые к следующим положениям:
- детство понимается как самоценный период в развитии личности;
- ребенок рассматривается как социальная саморазвивающаяся система;
- в дошкольном образовании целевые установки смещаются от предельной рационализации воспитательно-образовательного процесса с преобладанием информационной модели обучения детей к созданию условий для развития и саморазвитии личности в целом;
- дошкольное образовательное пространство строится в соответствии с потребностями, интересами, склонностями и возможностями ребенка.
Современная теория дошкольного образования нашла воплощение в большом количестве различных подходов к развитию и воспитанию детей, в том числе и музыкально-эстетическому. Процесс формирования основ музыкально-эстетической культуры у детей дошкольного возраста опирается на следующие методологические подходы:
- культурологический, обеспечивающий направленность дошкольного образования на становление и развитие культурной личности; необходимость создания в детском саду и семье целостного культурно-образовательного пространства, в котором представлены разнообразные культурные образцы жизни взрослых и детей, где происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.
Культурологический подход основывается на идее ценности саморазвития ребенка как творческой личности; в процессе воспитания дошкольник как субъект культуры «проводится» через культурные значения, переживания, чувственная ткань которых и личностный смысл воплощены в музыкальном языке, далее они распознаются в явлениях культуры (сказка, театр, изобразительное искусство, танец и др.) и находят свое отражение в окружающем ребенка мире; значимым аспектом деятельности детей при вхождении в мир музыкальной, художественной, эстетической культуры имеют игровые процессы, что логично вытекает из культурологических концепций развития личности, творящей себя в мире через игру; важным аспектом позиции взрослых (педагогов, родителей, воспитателей) является отсутствие какого бы то ни было насилия над ребенком, навязывания чуждых ему интересов, ценностей.
- аксиологический, тесно связан с культурологическим и выступает его ядром.
В рамках аксиологического подхода музыкально-эстетическое воспитание дошкольников ориентировано на приобщения к ценностям культуры и музыкального искусства, в результате чего происходит становление «связной системы личностных смыслов» (А. Н. Леонтьев); складывающаяся система ценностей определяет направленность музыкально-эстетических интересов, вкусов, оценок, актуализирует готовность руководствоваться ими в музыкально-художественной деятельности; посредством обретения смыслов-целей, смыслов интересов, смыслов-переживаний, смыслов-отношений происходит процесс становления компонентов музыкально-эстетической культуры личности; роль педагога состоит в том, чтобы открыть ребенку мир музыкальных ценностей, из которых они могут выбирать смыслы для решения своих жизненных проблем, что достигается путем активного включения в музыкально-игровое творчество, диалоги-беседы, интегрированные занятия и развлечения, побуждающие к переживаниям ценностей в условиях взаимодействия и поддержки педагога.
- деятельностный, органично связан с аксиологическим, т.к. выступает условием формирования ценностных личностных качеств у детей и эмоционально-ценностного отношения дошкольников к миру и самому себе (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); процесс формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников предполагает становление и развитие субъектности ребенка, основанной на способности выбирать, оценивать, конструировать такие виды деятельности (музыкально-игровая, музыкально-творческая, художественно-изобразительная, художественно-речевая, театрально-игровая, музыкально-ритмическая, двигательная), которые удовлетворяют потребности в саморазвитии личности и самоактуализации; музыкально-эстетическая деятельность в форме игры (сказка, мини-опера, мини-балет, карнавал), основанная на интонационно-двигательном и художественно-речевом самовыражении является эффективным средством эмоционально-деятельностного переживания и присвоения дошкольниками социально значимых ценностей; педагог, осуществляя поддержку ребенка в процессе организации музыкально-эстетической деятельности, побуждает к эмоциональному и осмысленному восприятию произведений искусства, стимулирует ситуации рефлексии и диалога во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками, направляет творческую активность с учетом способностей и возможностей самореализации личности каждого воспитанника; критерием эффективности взаимодействия детей и взрослых (воспитателей, педагогов, родителей) являются позитивные изменения в ценностно-смысловой сфере субъектов образовательного процесса.
Заключение
Исходя из всего вышеизложенного, мы приходим к выводу, что проблема формирования основ музыкально-эстетической культуры у дошкольников включает в свой круг разнообразные аспекты научных исследований, осмысление которых приводит к закономерному выводу о необходимости научно-теоретической и методической разработки вопросов реализации данной цели в теории и практике дошкольного образования.
Рецензенты:
- Ахметжанова Галина Васильевна, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и методик преподавания, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти.
- Руденко Ирина Викторовна, д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики и методик преподавания, Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти.
Библиографическая ссылка
Груздова И.В. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6949 (дата обращения: 07.12.2024).