Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ИСТОЧНИКАМ СТРЕССА

Распопин Е.В. 1, 2
1 НОУ ВПО "Гуманитарный университет", Екатеринбург, Россия
2 ГБУЗ СО "Психиатрическая больница №6", Екатеринбург
В исследовании выдвигается предположение о том, что стрессоустойчивость личности необходимо рассматривать по отношению к различным источникам стресса, к каждому из которых устойчивость и сопротивляемость личности может быть выше или ниже. Стресс вызывают те события, которые оцениваются личностью как стрессогенные. Все многообразие потенциальных источников стресса может быть сведено к трем переменным: сам человек, другие люди и окружающий мир в целом. Если им дается стрессогенная оценка, то развивается состояние стресса, а оцениваемый объект выступает в качестве источника стресса. Напротив, устойчивость к стрессу проявляется нестрессогенной оценкой личностью себя, других людей и окружающего мира в целом. В работе исследовались индивидуальные различия к данным источникам стресса между разными группами испытуемых: студентами разного пола и возраста, разных форм обучения и специальностей. Проведенный сравнительный анализ показал, что группы испытуемых действительно обнаруживают разный уровень устойчивости к различным источникам стресса. Эти различия определяются свойствами личности, присущими лицам с высокой устойчивостью к стрессу.
стрессоустойчивость.
источники стресса
стресс
индивидуальные различия
1. Батаршев А.В. Многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла : практическое руководство. - М. : ТЦ Сфера, 2002. - 96 с.
2. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии. - 1995. - № 3. - С. 119-132.
3. Кутейников А.Н. Математические методы в психологии. - СПб. : Речь, 2008. - 172 с.
4. Распопин Е.В. Опросник психологической устойчивости к стрессу (ОПУС) // Психологическая диагностика. - 2009. - № 3. - С. 104-122.
5. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. - СПб. : Речь, 2002. - 352 с.
6. Folkman S., Lazarus R.S. An analysis of coping in a middle age community sample // Journal of Health and Social Behavior. - 1980. - Vol. 21. - P. 219-239.
7. Lazarus R.S., Folkman S. Coping and adaptation // The Handbook of Behavior Medicine. - 1984. - New York : Guilford. - P. 282-325.
Введение

Основной предпосылкой к проведению исследования послужило положение о том, что стрессоустойчивость необходимо рассматривать по отношению к воздействию различных источников стресса, к каждому из которых устойчивость и сопротивляемость личности может быть выше или ниже [4]. Связано это с тем, что не любые потенциально стрессогенные события вызывают стресс, а только те из них, которые на основании субъективной оценки интерпретируются как релевантные стрессу [6; 7]. Следуя этой позиции, мы можем предположить, что разные группы испытуемых будут обнаруживать разную степень устойчивости и сопротивляемости не только к стрессу в целом, но и к различным источникам стресса.

Целью данного исследования является изучение индивидуальных различий к различным источникам стресса.

Материал и методы исследования

С целью проверки выдвинутого предположения нами была разработана методика, предназначенная для исследования устойчивости к различным источникам стресса и к стрессу в целом. В соответствии с теоретической моделью методики стресс вызывают те явления и события, которые на основании субъективной оценки интерпретируются личностью как угроза, ущерб или вызов [6; 7]. Данная оценка является стрессогенной. Все многообразие потенциальных источников стресса может быть сведено к трем переменным: сам человек, другие люди и окружающий мир в целом [5]. Если им дается стрессогенная оценка, то развивается состояние стресса, а оцениваемый объект выступает в качестве источника стресса. Напротив, устойчивость к стрессу проявляется нестрессогенной (толерантной или позитивной) оценкой личностью себя, других людей и окружающего мира. 

Методика содержит следующие шкалы.

1. Шкала «Я сам»: содержит характеристики и параметры для самооценки испытуемым особенностей собственной личности на предмет их релевантности угрозе, вреду и/или вызову.

2. Шкала «Другие люди»: содержит характеристики и параметры для оценки испытуемым особенностей поведения окружающих людей на предмет их релевантности угрозе, вреду и/или вызову.

3. Шкала «Мир вокруг»: содержит характеристики и параметры для оценки испытуемым особенностей окружающего мира в целом на предмет их релевантности угрозе, вреду и/или вызову.

0. Общая шкала. Отражает общий уровень устойчивости к источникам стресса.

Методика позволяет исследовать, по отношению к каким источникам стресса у испытуемых устойчивость выше или ниже, и на основании обобщенной устойчивости к различным источникам стресса сделать вывод об общем уровне стрессоустойчивости.

Также были использованы личностные и ситуативные тесты, предназначенные для изучения стрессоустойчивости личности и определения источников стресса в жизни испытуемых.

К первой группе методик относятся фактор C (эмоциональная устойчивость - неустойчивость) и фактор H (стрессоустойчивость - неустойчивость поведения в стрессовых ситуациях) опросника 16PF (версия А) [1].

Вторая группа методик представлена шкалой удовлетворенности условиями жизни и шкалой удовлетворенности основных жизненных потребностей [2]. Данные шкалы оценивают, насколько человек удовлетворен различными сторонами и потребностями своей жизни (дом, семья, работа, материальное благополучие и т.п.). Те стороны жизни, которыми человек не удовлетворен, вызывают психоэмоциональное напряжение и являются для него источником стресса.

Исследование проводилось на студентах вуза гуманитарных специальностей, общее количество испытуемых - 150 человек.

Исследование различий проводилось по следующим параметрам.

  1. Возрастные и гендерные характеристики студентов. Были выделены две возрастные группы: юношеский возраст и период ранней зрелости. В группу студентов юношеского возраста вошли 69 испытуемых, в группу студентов периода ранней зрелости - 81 испытуемый. По гендерному признаку сравнивались 30 мужчин и 120 женщин.
  2. Формы обучения. Изучались различия устойчивости к источникам стресса между студентами очной и заочной формы обучения, а также между студентами, обучающимися в государственном и в негосударственном вузе. На дневном отделении обучаются 93 студента, на заочном отделении - 57 студентов. В государственном вузе обучается 41 студент, в негосударственном вузе - 109 студентов.
  3. Специальности, по которым проходят обучение студенты. По данному параметру сравнивались три группы студентов. Первая группа - студенты, обучающиеся по специальности «Психология» (61 человек). Вторая группа - студенты, обучающиеся по специальности «Реклама» (40 человек). Третья группа - студенты, обучающиеся по специальности «Управление персоналом» (49 человек).

Различия между группами изучались с помощью t-критерия Стьюдента для несвязных выборок [3].

Результаты исследования

Сравнительный анализ не выявил значимых различий по шкалам разработанной в рамках исследования методики между мужчинами и женщинами, между юношеским возрастом и периодом ранней зрелости. Таким образом, устойчивость к источникам стресса не имеет различий по полу и возрасту в рамках рассмотренных возрастных периодов.

Студенты заочной формы обучения выявили более высокие показатели по шкалам «Я сам» (t  = 2,33 при p ≤ 0,05), «Мир вокруг» (t = 3,12 при  p ≤ 0,01) и по общей шкале (t = 3,32 при  p ≤ 0,01), чем студенты дневной формы обучения.

Студенты, обучающиеся в государственном вузе, имеют более высокую стрессоустойчивость по шкале «Мир вокруг» (t = 2,63 при  p ≤ 0,01) и по общей шкале (t = 2,7 при  p ≤ 0,01), чем студенты из негосударственного вуза.

Студенты, обучающиеся по специальности «Психология», выявили более высокие значения по шкалам «Я сам» (t  = 2,56 при p ≤ 0,05), «Мир вокруг» (t = 1,99 при  p ≤ 0,05) и по общей шкале (t = 2,09 при  p ≤ 0,05), чем студенты, обучающиеся по специальности «Реклама».

Студенты, обучающиеся по специальности «Управление персоналом», выявили более высокие значения по шкалам «Другие люди» (t = 2,24 при  p ≤ 0,05) и по общей шкале (t = 2,45 при  p ≤ 0,05), чем студенты, обучающиеся по специальности «Психология».

Наконец, студенты, обучающиеся по специальности «Управление персоналом», показали более высокие значения по шкалам «Я сам» (t = 3,85 при  p ≤ 0,01), «Другие люди» (t = 2,51 при  p ≤ 0,05), «Мир вокруг» (t = 3,59 при  p ≤ 0,01) и по общей шкале (t = 4,09 при  p ≤ 0,01), чем студенты, обучающиеся по специальности «Реклама».

Таким образом, разные группы испытуемых обнаруживают разную степень устойчивости не только к стрессу в целом, но и к различным источникам стресса.

При интерпретации полученных результатов мы предположили, что выявленные различия могут  быть обусловлены либо уровнем развития свойств и качеств личности, либо степенью удовлетворенности имеющимися условиями жизни и основными жизненными потребностями, т.е. личностными либо ситуативными переменными.  

С целью проверки этого предположения мы провели сравнительный анализ личностных характеристик (по факторам C и H опросника 16PF) и ситуативных характеристик (по шкалам удовлетворенности жизненными условиями жизни и удовлетворенности основных жизненных потребностей) между группами испытуемых, обнаруживших различия устойчивости к источникам стресса.

Между испытуемыми с разной устойчивостью к источникам стресса статистически значимых различий по параметрам удовлетворенности условиями жизни и удовлетворенности основных жизненных потребностей жизни не обнаружено.  

Напротив, те испытуемые, которые показали более высокую устойчивость к различным источникам стресса, также обнаружили и более высокие показатели развития определенных свойств и качеств личности. В данном случае к этим свойствам относятся эмоциональная устойчивость (фактор C опросника 16PF) и устойчивость поведения в стрессовых ситуациях (фактор H опросника 16PF).

Так, студенты-заочники показали более высокие показатели по фактору C (t = 2,48 при  p ≤ 0,05) и по фактору H (t = 2,74 при  p ≤ 0,01), чем студенты очной формы обучения.

Студенты, обучающиеся в государственном вузе, имеют более высокие показатели по фактору C (t = 2,05 при  p ≤ 0,05), чем студенты, обучающиеся в негосударственном вузе.

Студенты, обучающиеся по специальности «Управление персоналом», обнаружили более высокие показатели по фактору C (t = 3,35 при  p ≤ 0,01) и по фактору H (t = 2,37 при  p ≤ 0,05), чем студенты, обучающиеся по специальности «Реклама».

Наконец, студенты, обучающиеся по специальности «Психология», выявили тенденцию к более высоким показателям по фактору C, чем студенты, обучающиеся по специальности «Реклама» (t = 1,76 при  p ≤ 0,1), а студенты, обучающиеся по специальности «управление персоналом», выявили тенденцию к более высоким показателям по данному фактору, чем студенты-психологи (t = 1,84 при  p ≤ 0,1).

Выводы

  1. Проведенное исследование показало, что разные группы испытуемых обнаруживают разную степень устойчивости не только к стрессу в целом, но и к различным источникам стресса, что в целом подтверждает гипотезу нашего исследования.
  2. Индивидуальные различия устойчивости к различным источникам стресса определяются свойствами личности, присущими лицам с высокой устойчивостью к стрессу. В рамках данной работы в числе этих свойств можно выделить эмоциональную устойчивость и устойчивость поведения в стрессовых ситуациях.

Рецензенты

  • Бусыгина И.С., д.психол.н., доцент, заведующая кафедрой управления персоналом НОУ ВПО «Гуманитарный университет», г. Екатеринбург.
  • Зотова О.Ю., д.психол.н., доцент, заместитель декана по развитию факультета социальной психологии НОУ ВПО «Гуманитарный университет», г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Распопин Е.В., Распопин Е.В. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ИСТОЧНИКАМ СТРЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6946 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674