Основной предпосылкой к проведению исследования послужило положение о том, что стрессоустойчивость необходимо рассматривать по отношению к воздействию различных источников стресса, к каждому из которых устойчивость и сопротивляемость личности может быть выше или ниже [4]. Связано это с тем, что не любые потенциально стрессогенные события вызывают стресс, а только те из них, которые на основании субъективной оценки интерпретируются как релевантные стрессу [6; 7]. Следуя этой позиции, мы можем предположить, что разные группы испытуемых будут обнаруживать разную степень устойчивости и сопротивляемости не только к стрессу в целом, но и к различным источникам стресса.
Целью данного исследования является изучение индивидуальных различий к различным источникам стресса.
Материал и методы исследования
С целью проверки выдвинутого предположения нами была разработана методика, предназначенная для исследования устойчивости к различным источникам стресса и к стрессу в целом. В соответствии с теоретической моделью методики стресс вызывают те явления и события, которые на основании субъективной оценки интерпретируются личностью как угроза, ущерб или вызов [6; 7]. Данная оценка является стрессогенной. Все многообразие потенциальных источников стресса может быть сведено к трем переменным: сам человек, другие люди и окружающий мир в целом [5]. Если им дается стрессогенная оценка, то развивается состояние стресса, а оцениваемый объект выступает в качестве источника стресса. Напротив, устойчивость к стрессу проявляется нестрессогенной (толерантной или позитивной) оценкой личностью себя, других людей и окружающего мира.
Методика содержит следующие шкалы.
1. Шкала «Я сам»: содержит характеристики и параметры для самооценки испытуемым особенностей собственной личности на предмет их релевантности угрозе, вреду и/или вызову.
2. Шкала «Другие люди»: содержит характеристики и параметры для оценки испытуемым особенностей поведения окружающих людей на предмет их релевантности угрозе, вреду и/или вызову.
3. Шкала «Мир вокруг»: содержит характеристики и параметры для оценки испытуемым особенностей окружающего мира в целом на предмет их релевантности угрозе, вреду и/или вызову.
0. Общая шкала. Отражает общий уровень устойчивости к источникам стресса.
Методика позволяет исследовать, по отношению к каким источникам стресса у испытуемых устойчивость выше или ниже, и на основании обобщенной устойчивости к различным источникам стресса сделать вывод об общем уровне стрессоустойчивости.
Также были использованы личностные и ситуативные тесты, предназначенные для изучения стрессоустойчивости личности и определения источников стресса в жизни испытуемых.
К первой группе методик относятся фактор C (эмоциональная устойчивость - неустойчивость) и фактор H (стрессоустойчивость - неустойчивость поведения в стрессовых ситуациях) опросника 16PF (версия А) [1].
Вторая группа методик представлена шкалой удовлетворенности условиями жизни и шкалой удовлетворенности основных жизненных потребностей [2]. Данные шкалы оценивают, насколько человек удовлетворен различными сторонами и потребностями своей жизни (дом, семья, работа, материальное благополучие и т.п.). Те стороны жизни, которыми человек не удовлетворен, вызывают психоэмоциональное напряжение и являются для него источником стресса.
Исследование проводилось на студентах вуза гуманитарных специальностей, общее количество испытуемых - 150 человек.
Исследование различий проводилось по следующим параметрам.
- Возрастные и гендерные характеристики студентов. Были выделены две возрастные группы: юношеский возраст и период ранней зрелости. В группу студентов юношеского возраста вошли 69 испытуемых, в группу студентов периода ранней зрелости - 81 испытуемый. По гендерному признаку сравнивались 30 мужчин и 120 женщин.
- Формы обучения. Изучались различия устойчивости к источникам стресса между студентами очной и заочной формы обучения, а также между студентами, обучающимися в государственном и в негосударственном вузе. На дневном отделении обучаются 93 студента, на заочном отделении - 57 студентов. В государственном вузе обучается 41 студент, в негосударственном вузе - 109 студентов.
- Специальности, по которым проходят обучение студенты. По данному параметру сравнивались три группы студентов. Первая группа - студенты, обучающиеся по специальности «Психология» (61 человек). Вторая группа - студенты, обучающиеся по специальности «Реклама» (40 человек). Третья группа - студенты, обучающиеся по специальности «Управление персоналом» (49 человек).
Различия между группами изучались с помощью t-критерия Стьюдента для несвязных выборок [3].
Результаты исследования
Сравнительный анализ не выявил значимых различий по шкалам разработанной в рамках исследования методики между мужчинами и женщинами, между юношеским возрастом и периодом ранней зрелости. Таким образом, устойчивость к источникам стресса не имеет различий по полу и возрасту в рамках рассмотренных возрастных периодов.
Студенты заочной формы обучения выявили более высокие показатели по шкалам «Я сам» (t = 2,33 при p ≤ 0,05), «Мир вокруг» (t = 3,12 при p ≤ 0,01) и по общей шкале (t = 3,32 при p ≤ 0,01), чем студенты дневной формы обучения.
Студенты, обучающиеся в государственном вузе, имеют более высокую стрессоустойчивость по шкале «Мир вокруг» (t = 2,63 при p ≤ 0,01) и по общей шкале (t = 2,7 при p ≤ 0,01), чем студенты из негосударственного вуза.
Студенты, обучающиеся по специальности «Психология», выявили более высокие значения по шкалам «Я сам» (t = 2,56 при p ≤ 0,05), «Мир вокруг» (t = 1,99 при p ≤ 0,05) и по общей шкале (t = 2,09 при p ≤ 0,05), чем студенты, обучающиеся по специальности «Реклама».
Студенты, обучающиеся по специальности «Управление персоналом», выявили более высокие значения по шкалам «Другие люди» (t = 2,24 при p ≤ 0,05) и по общей шкале (t = 2,45 при p ≤ 0,05), чем студенты, обучающиеся по специальности «Психология».
Наконец, студенты, обучающиеся по специальности «Управление персоналом», показали более высокие значения по шкалам «Я сам» (t = 3,85 при p ≤ 0,01), «Другие люди» (t = 2,51 при p ≤ 0,05), «Мир вокруг» (t = 3,59 при p ≤ 0,01) и по общей шкале (t = 4,09 при p ≤ 0,01), чем студенты, обучающиеся по специальности «Реклама».
Таким образом, разные группы испытуемых обнаруживают разную степень устойчивости не только к стрессу в целом, но и к различным источникам стресса.
При интерпретации полученных результатов мы предположили, что выявленные различия могут быть обусловлены либо уровнем развития свойств и качеств личности, либо степенью удовлетворенности имеющимися условиями жизни и основными жизненными потребностями, т.е. личностными либо ситуативными переменными.
С целью проверки этого предположения мы провели сравнительный анализ личностных характеристик (по факторам C и H опросника 16PF) и ситуативных характеристик (по шкалам удовлетворенности жизненными условиями жизни и удовлетворенности основных жизненных потребностей) между группами испытуемых, обнаруживших различия устойчивости к источникам стресса.
Между испытуемыми с разной устойчивостью к источникам стресса статистически значимых различий по параметрам удовлетворенности условиями жизни и удовлетворенности основных жизненных потребностей жизни не обнаружено.
Напротив, те испытуемые, которые показали более высокую устойчивость к различным источникам стресса, также обнаружили и более высокие показатели развития определенных свойств и качеств личности. В данном случае к этим свойствам относятся эмоциональная устойчивость (фактор C опросника 16PF) и устойчивость поведения в стрессовых ситуациях (фактор H опросника 16PF).
Так, студенты-заочники показали более высокие показатели по фактору C (t = 2,48 при p ≤ 0,05) и по фактору H (t = 2,74 при p ≤ 0,01), чем студенты очной формы обучения.
Студенты, обучающиеся в государственном вузе, имеют более высокие показатели по фактору C (t = 2,05 при p ≤ 0,05), чем студенты, обучающиеся в негосударственном вузе.
Студенты, обучающиеся по специальности «Управление персоналом», обнаружили более высокие показатели по фактору C (t = 3,35 при p ≤ 0,01) и по фактору H (t = 2,37 при p ≤ 0,05), чем студенты, обучающиеся по специальности «Реклама».
Наконец, студенты, обучающиеся по специальности «Психология», выявили тенденцию к более высоким показателям по фактору C, чем студенты, обучающиеся по специальности «Реклама» (t = 1,76 при p ≤ 0,1), а студенты, обучающиеся по специальности «управление персоналом», выявили тенденцию к более высоким показателям по данному фактору, чем студенты-психологи (t = 1,84 при p ≤ 0,1).
Выводы
- Проведенное исследование показало, что разные группы испытуемых обнаруживают разную степень устойчивости не только к стрессу в целом, но и к различным источникам стресса, что в целом подтверждает гипотезу нашего исследования.
- Индивидуальные различия устойчивости к различным источникам стресса определяются свойствами личности, присущими лицам с высокой устойчивостью к стрессу. В рамках данной работы в числе этих свойств можно выделить эмоциональную устойчивость и устойчивость поведения в стрессовых ситуациях.
Рецензенты
- Бусыгина И.С., д.психол.н., доцент, заведующая кафедрой управления персоналом НОУ ВПО «Гуманитарный университет», г. Екатеринбург.
- Зотова О.Ю., д.психол.н., доцент, заместитель декана по развитию факультета социальной психологии НОУ ВПО «Гуманитарный университет», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Распопин Е.В., Распопин Е.В. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ УСТОЙЧИВОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ИСТОЧНИКАМ СТРЕССА // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6946 (дата обращения: 02.04.2025).