В XXI веке религия всё больше проникает в общественную жизнь России, внедряется в СМИ, системы социального воспитания: школу, армию, спорт. При этом декларируется цель развития духовности населения и постулируется тождество между духовным и религиозным воспитанием, а сами термины употребляются как синонимы. Однако понятия духовности и религиозности не наполнены научно-психологическим содержанием, не изучены как личностные феномены и свойства, что не позволяет выявлять и оценивать результаты религиозного влияния на личность, отсутствуют экспериментальные исследования, доказывающие, что религиозное влияние приводит к развитию духовности личности. В связи с этим возникает психологическая проблема в определении понятий религиозности и духовности, выявлении их взаимосвязи и вектора развития. В данной статье эти понятия будут рассматриваться с теоретико-методологических позиций интегративного подхода к психике человека, развиваемого автором статьи. Согласно нашему подходу психика - это индивидуальная информационная система управления жизнью и поведением человека, а основной вектор развития - стремление к большей самоуправляемости жизни и поведения в максимально широких сферах.
Сфера духа - это информационная система, пронизывающая все другие системы, информационная составляющая мира. Термины для её обозначения весьма различны: ноосфера, Бог, Универсум, Мировой разум и др. Человек изначально является частью этого пространства, при этом его собственная информационная составляющая обладает высокой степенью самоорганизации, отделённости от мира, субъектностью. Термины для обозначения этой личной информационной структуры также различны: Я, дух, душа, самость, сущность и др.
Так же как биологическое тело человека является частью живой природы, так же и дух является частью ноосферы. Так же как тело представляет собой организм, то есть отделено от природы, так и дух представляет собой отдельно организованную информационную структуру, которая отделена от мирового информационного пространства.
Функционирование тела - это постоянный обмен веществом со средой. Функционирование духа - постоянный обмен информацией со средой. Тело и дух - это открытые системы.
И наконец, так же как невозможно в каждый момент времени чётко отделить тело от окружающей среды (например, воздух в лёгких является одновременно и внутренней и внешней средой, запах вокруг тела содержит вещества, присущие телу, но находятся вне тела и т.д.), так же постоянное взаимодействие духа с ноосферой не позволяет однозначно отделить информацию «внутреннюю», собственную и «внешнюю», приходящую извне.
И тело, и дух постоянно обновляются, усваивая из окружающей среды соответствующие элементы. В процессе развития и тело, и дух начинаются с минимальной по размеру и максимальной по плотности структуры, которые по мере онтогенеза усложняются. Взаимодействие между телом и духом представляет собой взаимодействие между информацией и её носителем. От носителя зависят свойства информации. Принципиальное отличие между живой и неживой природой (то есть информацией и техникой) заключается в том, что в живой природе эта связь двусторонняя: информация влияет и организует материю, собственный носитель. То есть дух организует тело.
Здесь содержится ответ на коренной вопрос философии «Что первичнее? Дух или материя?». По-видимому, соотношение духа и материи различно в системах разной природы, (в биоценозе, организме, технике), и развитие живой природы происходит в сторону преобладания духовной составляющей, то есть повышения власти духа над телом. Эта закономерность прослеживается в филогенезе, в антропогенезе и онтогенезе. По мере эволюционного развития вес духовного влияния увеличивается.
С точки зрения концепции интеграции психики Шемет И.С. духовная стадия интеграции является седьмой, самой высшей в развитии интегративных механизмов психики. Она интегрирует человека в духовную сферу, в сферу Высшего разума, Бога. Согласно закону последовательного развития интегративных механизмов психики духовная стадия возможна лишь на основе развития предыдущих, а именно: телесной, эмоциональной, творческой, мыслительной, социальной и сознательной. Для интеграции духа необходимо развитое тело, зрелые эмоции, опыт взаимодействия с миром, развитые интеллектуальные операции, включённость в социальные структуры и наличие самосознания. На этом уровне возможно осознание себя как духовного существа, рефлексия и организация своих поступков в связи с законами духовной сферы, осмысление жизни в целом как функции своего духа. Мера этого самоосмысления традиционно и считается мерой духовности человека.
Таким образом, интегративное развитие человека неизбежно приводит к развитию духовности, так как она является стадией такого развития. Для усиления духовности необходимо оптимизировать предыдущие стадии развития, начиная от телесной и заканчивая сознательной. В этом смысле оправданно выглядит древняя формула: «в здоровом теле - здоровый дух».
Существенным моментом в современном развитии духовности является религиозное влияние на человека. Религии представляют собой системы идеологического воспитания, в основу которых положен некоторый духовный догмат. Это доктрина о том, то собой представляет сфера духа, каковы её закономерности, как духовная сфера управляет человеческой жизнью и, наконец, как человек может, используя эти законы, повлиять на свою собственную жизнь при помощи личных духовных усилий.
Идейная основа большинства религий складывалась несколько тысячелетий назад, на более низкой ступени исторического развития человека, и практически не обновлялась. Религиозное воспитание представляет сбой социализацию через включение человека в соответствующее ритуальное и ментальное пространство. В структуре ноосферы религии представляют собой некоторые духовные монополии, духовные «государства», управляющие духовной сферой людей, на которых распространяется их «юрисдикция». Это управление осуществляется при помощи прямого и косвенного воздействия, через информационные и социальные каналы влияния.
С точки зрения интегративного развития психики институализированные религии для духовного развития аналогичны социальным институтам для других видов развития: например, для интеллектуального развития существуют школы, для деятельности - системы производства. То есть они канализируют и технологизируют путь духовной интеграции человека.
Ключевыми для понимания интегративности-дезинтегративности религиозного воздействия будут вопрос об идейном содержании той или иной религиозной доктрины, а также вопрос о сущности применяемых к человеку воздействий.
С позиции концепции интеграции интегративным является развитие в сторону большей целостности, повышения уровня интеграции психики. Высшим уровнем интеграции является полное осознанное самоуправление, свободная воля человека, гармоничное использование высших законов бытия. Эти свойства, согласно идейному содержанию большинства религий, характерны только для Бога или отдельных духовно одарённых людей: святых, апостолов, пророков. Для подавляющего большинства обычных людей такой идеал признаётся недостижимым, постулируется изначальная греховность (то есть ошибочность) человека, тем самым отвергается путь к интегративному развитию человеческого духа. Также большинство религий постулируют собственные исключительные права на духовное совершенствование, отрицают путь духовного развития вне религии. Это приводит к зависимости человека от религиозной системы, отказу от собственных духовных исканий.
Анализ по вектору интегративности-дезинтегративности религиозного или иного духовного влияния можно проводить по стадиям интеграции психики человека, рассматривая на каждой из стадий тот идейный вектор развития, который постулирует та или иная религиозная доктрина.
В некоторой степени такой анализ проводится на уровне государственных решений. Например, деструктивными организациями признаны религиозные культы, которые призывают своих адептов к войне, к свержению существующих государств, применяют методы психического и физического насилия. С точки зрения концепции интеграции здесь религиозная доктрина направлена на дезинтеграцию телесной, эмоциональной, творческой и социальной стадии.
Независимо от того, осуществляется стадия духовной интеграции человека самостоятельно или под влиянием религиозных институтов, мы выделяем пять уровней в её развитии, от самого низкого до самого высокого. Эти уровни представлены в шкале феноменологии, которая представляет собой качественный континуум от высокой степени дезинтеграции до высокой степени интеграции. Мы выделяем 5 качественных уровней с присвоенными им числовым показателями от -2 до +2.
-2. Высокая степень дезинтеграции. Отказ от человеческой жизни во имя духовной.
-1. Средняя степень дезинтеграции. Подмена трансцендентальной связи с Богом отправлением религиозных ритуалов. Страх перед высшими силами.
0. Нулевая стадия интеграции-дезинтеграции. Атеизм. Индифферентное отношение к Богу.
+1. Средняя степень интеграции. Доверие к высшим силам, стремление понять высшие законы и использовать их, поиск смысла жизни.
+2. Высокая степень интеграции. Понимание своего предназначения, использование высших законов Бытия.
С точки зрения концепции интеграции феноменология отражает суммарный показатель, сложившийся под действием факторов интеграции и факторов дезинтеграции. Каждая более высокая стадия является надстройкой над более низкими. В этом смысле духовная стадия интеграции как более высокая, является системным следствием развития предыдущих стадий: телесной, эмоциональной, творческой, мыслительной, социальной, сознательной.
Кроме того, наблюдаемый показатель духовности отражает воздействие на человека собственно духовных влияний, как стихийных, так и осуществляемых целенаправленно, а также является следствием собственных духовных поисков. Все эти влияния нелинейны и действуют на человека опосредованно. Можно проследить связь уровня духовной интеграции на других стадиях. В соответствии с концепцией интеграции недоразвитие на каких-либо стадиях ведёт к ограничению возможности развития на последующих.
Возьмём пример эмоционального развития. В этой связи низкий уровень эмоциональной интеграции, а именно преобладание эмоций злобы, обиды, вины, будут обуславливать, относиться к степени дезинтеграции -2, будут обуславливать соответствующий -2 уровень духовной интеграции.
Уровень религиозности человека показывает его степень духовной адаптации к какой-либо религии. Критерием интеграции-дезинтеграции любого влияния, в том числе и религиозного, является триединый результат: здоровье - развитие - субъектность. Здесь имеет смысл рассматривать как минимум два аспекта. Первый: насколько человек зависит от религиозной системы, насколько он приобретает либо теряет субъектность во взаимоотношениях с миром. Второй: насколько эта духовная адаптация продвигает его социальное, сознательное, интеллектуальное, эмоциональное развитие, то есть повышает или понижает его интеграцию по всем стадиям.
Поскольку в начале своих рассуждений мы приняли, что духовное развитие идёт в сторону повышения власти духа над телом, то есть физической жизнью, то критерием духовного развития будет качество жизни человека на предыдущих стадиях. Так диалектически мы возвращаемся на новый круг интеграции, когда духовное развитие становится новым и важнейшим фактором дальнейшей интеграции тела, эмоций и последующих стадий. Если религиозное влияние приводит к дезинтеграции на разных стадиях, то оно неинтегративно. Если оно приводит к потере субъектности, оно неинтегративно.
В этой связи нельзя однозначно определить, положительно или отрицательно влияет религия на человека, только проанализировать её доктрину или воспитательное воздействие. Необходимы системные исследования, касающиеся всех стадий интегративного развития человека.
Взаимосвязь духовности и религиозности. Высокая субъектность предполагает повышение независимости человека от внешних влияний, к какому бы уровню психики они ни прикладывались. В этой связи религиозная адаптация является неким этапом развития духовности, за которым должна последовать рефлексия этого влияния, диалектическое отрицание и выход духа за пределы конфессиональной границы с целью поиска собственных духовных ориентиров.
С точки зрения концепции интеграции психики религиозная адаптация не является необходимым условием развития духа, а является реальным современным фактором духовного влияния, последствия которого нелинейны и нуждаются в системном анализе.
Для определения индивидуального уровня религиозности мы разработали анкету, которая позволяет комплексно оценить религиозность (набожность) человека исходя из его самооценки, отношения к вере, степени включённости в ритуальное пространство и культовое служение независимо от конфессиональной принадлежности. Анкета разработана в 2007 году и прошла широкую апробацию с участием свыше 1500 российских и иностранных испытуемых разного пола в возрасте от 16 до 85 лет. Ниже мы приводим вопросы и метод обработки данной анкеты.
Анкета «Атеизм-религиозность»
Дата ___________
Время __________
- Ф. И. О. _______________________________________
- Пол _______
- Дата рождения _____________________
- Место работы, учёбы ____________________________
- Ваше вероисповедание_____________________________________
- Насколько вы религиозны (на линии поставьте галочку ближе к тому качеству, которое наиболее отражает ваше отношение или состояние):
атеизм ________________________________________ религиозность
- Разместите своих родителей на этой шкале:
Мама: атеизм ________________________________________ религиозность
Папа: атеизм ________________________________________ религиозность
Баб. м.: атеизм ________________________________________ религиозность
Дед. м.: атеизм ________________________________________ религиозность
Баб. п.: атеизм ________________________________________ религиозность
Дед. п.: атеизм ________________________________________ религиозность
Другие:
атеизм ________________________________________ религиозность
атеизм ________________________________________ религиозность
8. Крещены ли Вы? Да ____ Нет ____
9. Если да, то в каком возрасте? _______________________
10. Крещение осуществлялось:
дома ________________
в церкви _____________
на дому у священнослужителя ____________
в другом месте (укажите в каком) ___________________________
11. Если вы крещены в сознательном возрасте, то что или кто побудил вас принять крещение? _______________________________________________________________________
12. Носите ли вы на себе крестик или другой символ веры?
постоянно ______
иногда _________
не всегда _______
нет ____________
13. Как часто вы посещаете церковь или мечеть?
1 раз в неделю и чаще ____
по праздникам __________
редко ____________
никогда __________
14. Имеются ли дома иконы? Да ____ Нет ____
15. Молитесь ли вы дома? Да ____ Нет ____
16. Соблюдаете ли вы посты?
Да, строго _____ Нестрого ____ Нет ____
17. Есть ли среди ваших знакомых или друзей глубоко верующие или
священнослужители? Да ____ Нет ____
18. Если да, то пытаются ли они приобщить вас к вере?
Да ____ Нет ____
19. Жертвуете ли вы деньги в пользу церкви или религиозной общины?
Да, регулярно ____ Иногда ____ Нет ____
20. Выполняете ли вы какие-либо добровольные работы под эгидой
церкви? Да ____ Нет ____
21. Крестили ли вы своих детей или намерены ли вы крестить их в
будущем? Да ____ Нет _____ Не думал об этом _____
22. Возможен ли для вас путь религиозного служения?
Да ____
Нет ___
В исключительном случае ____
Не думал об этом ____
23. Охарактеризуйте ваше личное отношение к церкви ________________________________________________________________________________________________
24. Помогает ли, на ваш взгляд, религия спорту?
Да ____ Нет ______ Мешает ______ Затрудняюсь ответить ___________
Спасибо!
Обработка анкеты осуществляется путём присвоения определённого количества баллов за каждый вопрос анкеты. Итоговый балл переводится в стены по шкале «атеизм-религиозность». Анкета позволяет определить высокий, средний или низкий уровень религиозности респондента независимо от конфессиональной принадлежности.
Атеизм Стены Религиозность |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
-18 - -12 |
-11 - -6 |
-5 - 0 |
1 - 6 |
7 - 12 |
13 - 18 |
19 -24 |
25 -30 |
31 - 36 |
37-42 |
Начисление баллов производится следующим образом.
6, 7. Шкала «атеизм-религиозность» делится на три равных отрезка, и в зависимости от смещения отметки баллы начисляются следующим образом:
атеизм - 1 ? 0 ? 1 религиозность
8. «Да» 1, «Нет» 0.
9. Если крещён в сознательном возрасте, начисляется 1.
10. Дома, на дому у священнослужителя 1, в церкви 3.
11. За ответ:
- если сам принял решение покреститься, побудила вера в бога, интерес к вере, начисляется 2;
- если повлияли родственники, настаивала вся семья, друзья, приучали к вере в бога с детства, знакомый священник, начисляется 1;
- «не знаю», «никто», «традиция», «мода», «все крестились» - начисляется 0.
12. «Постоянно» 1; «Иногда, не всегда» 0,5; «Нет» 0.
13. «1 раз в неделю и чаще» 3; «По праздникам» 2; «Редко» 1; «Никогда» 0.
14. «Да» 1; «Нет» 0.
15. «Да» 1; «Нет» 0.
16. «Да, строго» 3; «Нестрого» 1; «Нет» 0.
17. «Да» 1; «Нет» 0.
18. «Да» 1; «Нет» 0.
19. «Да, регулярно» 3; «Иногда» 2; «Нет» 0.
20. «Да» 2; Нет 0.
21. «Да» 2; «Нет» -1; «Не посещает», «Не думал об этом» 0.
22. «Да» 3; «Нет» -1; «В исключительном случае» 1; «Не думал об этом» 0.
23: За ответы
- отражающие уважение, восхваление, любовь к церкви, начисляется 3;
- «положительное», «нормальное», лояльное отношение 2;
- отождествление понятий «вера», «церковь», «церковь нужна» 1;
- отсутствие ответа, «равнодушное», «спокойное» отношение 0;
- разделение понятий «вера» (Бога, духовности) и «церковь» -1; отрицательное отношение к церкви, критика, скепсис -2;
- сильно отрицательное с усилением -3.
24: «Да» 2; «Нет» -1; Мешает -2; «Затрудняюсь ответить» 0.
Далее подсчитывается общая сумма баллов.
Вопрос № 6 позволяет отдельно определить самооценку религиозности, она вычисляется путём деления шкалы «атеизм-религиозность» на 10 равных отрезков (по линейке), и в соответствии со смещением отметки присваивается балл от 0 до 10.
Полученные нами эмпирические данные показывают, что самооценка религиозности практически в каждом случае совпадает со стенами, присвоенными по совокупному баллу анкеты.
Рецензенты
- Москвин В.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма», г. Москва.
- Передельский А.А., доктор педагогических наук, заведующий кафедрой философии и социологии ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Шемет И.С. РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ДУХОВНОСТЬ С ПОЗИЦИИ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРАЦИИИ ПСИХИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6934 (дата обращения: 08.12.2024).