Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Лавров А.А. 1 Степанова Н.Р. 1
1 ФГОАУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», Екатеринбург, Россия
Интернационализация образования создает новые возможности для высших учебных заведений, способствует повышению доступности высшего образования и его качества, внедрению инновационных методов в системах высшего образования, повышению репутации вуза, его доли на рынке и инвестиционной привлекательности. Целью настоящего исследования является изучение социальной ответственности университета, направлений, проблем и перспектив ее реализации, в том числе интернационализации образовательного процесса. На сегодняшний день Уральскому федеральному университету необходимо уделить огромное внимание интернационализации вуза. Чтобы этого добиться, необходимо создать комфортную «среду обитания»: провести модернизацию лабораторий, закупить современное оборудование, создать сильную профессиональную среду, развить социальную инфраструктуру, платить заработную плату профессорско-преподавательскому составу, сравнимую с заработной платой на Западе. Необходима консолидация федерации, региона, города, университетов, научно-исследовательских организаций, крупных компаний. Результатом станет строительство новой территории научно-технологического развития.
социальная ответственность
высшие учебные заведения
интернационализация
направления реализации
конкурентоспособность
инновации
1. Кокшаров В. А. Итоги деятельности университета за 2011 г. и задачи на 2012 г. / Доклад ректора УрФУ В. А. Кокшарова. 27.02.2012 г. – Екатеринбург: УрФУ, 2012. – 84 c.
2. Лавров А. А. Социальная ответственность: роль высших учебных заведений / А. А. Лавров, Е. И. Пелевина, Н. Р. Степанова // Молодежь и наука: материалы региональной научно-практической конференции. 25 мая 2012 г., г. Нижний Тагил. – Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ. – 2012. – С. 58-63.
3. Хомяков М. Б. У УрФУ есть всего несколько лет, чтобы стать вузом мирового уровня // За индустриальные кадры. – 2012. – № 1 (6558). – С. 3.
4. Главный итог Давоса: капитализм вышел из моды [Электронный ресурс]. – URL: http://www.novayagazeta.ru/columns/50735.html
5. Рейтинг вузов QSWorldUniversityRankings: Кембридж снова лучший [Электронный ресурс]. – URL: http://ru.osvita.ua/abroad/news/22507
6. QS World University Rankings 2011/12 [Электронный ресурс]. – URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2011
В современном мире университет - это «двигатель» регионального развития. Сегодня вузы призваны стать основными ресурсными центрами для общества и государства, осуществляя социальную функцию. Выполняя свои обязательства перед сообществом, они обязаны не только заниматься наукой и преподаванием, но и придерживаться этики корпоративной социальной ответственности по принципу бизнес-институтов.

Социальная ответственность вуза - это основное направление национальной образовательной политики. Социально ответственный университет способствует ускорению развития региона присутствия, уменьшению политических и социальных рисков, укреплению международных экономических связей региона и страны со странами-партнерами, укреплению репутации вуза, увеличению ценности его бренда, инвестиционной привлекательности. Социальная ответственность университета полезна для долгосрочного успеха самого вуза и для общества в целом, поэтому должна быть неотъемлемой частью его стратегии и долговременной политики.

Социальная ответственность вуза реализуется в двух направлениях: интернационализация и регионализация. Регионализация проявляется в тесном сотрудничестве вуза с бизнесом, научными центрами, обществом, учебными заведениями и органами власти региона [2].

Интернационализация университета заключается в обучении иностранных граждан, привлечении зарубежных преподавателей, в иностранных стажировках, студенческих обменах, международных исследованиях, конференциях, грантах и англоязычном сайте вуза.

Интернационализация - один из ключевых факторов конкурентоспособности вуза в современном мире. Направления интернационализации Уральского федерального университета (УрФУ) представлены на рис. 1.

В табл. 1 представлена общая характеристика учебных заведений, вошедших в топ-500 лучших вузов 2011-2012 гг. согласно рейтингу QS WorldUniversityRankings [6].

Рис. 1. Направления интернационализации вуза

Таблица 1. Общая характеристика университетов, вошедших в топ-500 лучших вузов по рейтингу QSWorldUniversityRankings

Университет, страна

Место в рейтингеQS World University Rankings 2011/12

Количество студентов, чел.

Количество иностранных студентов, чел.

% иностранных студентов к общей численности студентов

Количество аспирантов и магистрантов, чел.

Количество бакалавров и специалистов, чел.

Количе­ство преподавате­лей, чел.

Информационный источник

Кембриджский университет, Великобритания

1

18 310

3 660

20

6 206

12 104

2 957

http://www/.cam.ac.uk

Гарвардский университет, США

2

21 200

5200

24,5

14 500

6 700

2 100

http://www/.harvard.edu

Оксфордский университет, Ве­ликобритания

5

21 000

7500

35,7

9300

11 700

1 600

http://www/.ox.ac.uk

Стэнфордский университет, США

11

15 723

3419

21,7

8 796

6 927

1 934

http://www/.stanford.edu

Швейцарская высшая техниче­ская школа Цю­риха, Швейцария

18

16 342

4 800

29,4

7 991

8 351

9 809*

http://www/.ethz.ch

Торонтский уни­верситет, Канада

23

45 000

6 761

15

13 500

31500

9 845*

http://www.utoronto/.ca

Мельбурнский университет, Ав­стралия

31

40 000

7 600

19

-

-

-

http://www/.unimelb.edu.au

Университет Цинхуа, Китай

47

37 650

2 263

6

22 707

14 943

5010**

http://www.tsinghua.edu.cn/

Мюнхенский технический университет, Герма­ния

54

30 000

5 100

17

4 200

25 800

5 564

http://www/.tum.de

Московский государственный университет, Рос­сия

112

35 341

3 715

10,5

29 769***

5 572

11760

http://www/.msu.ru

Карлов университет,Чехия

276

42 000

6 000

14,3

28 000

14 000

4 000

http://www/.cuni.cz

Уральский федеральный универ­ситет, Россия

451-500

42 000

1 128

2,7

10 000

32 000

3 500

http://www/.ustu.ru

Российский университет дружбы народов, Россия

-

30 000

5 200

17,3

-

-

2 200

http://www/.rudn.ru

* Указано общее количество сотрудников.

** Включая 2 133 преподавателя, 1 064 профессора, 1813 доцентов.

*** Включая специалитет.

На рис. 2 представлена доля иностранных студентов, обучающихся в зарубежных и российских вузах.

Рис. 2. Доля иностранных студентов в России и за рубежом

Самая высокая доля иностранных студентов соответствует университетам Великобритании, США и школе Цюриха в Швейцарии. За ними следуют высшие учебные заведения европейских стран, Австралии и Канады. Наименьшая доля международных студентов принадлежит китайским и российским вузам. Исключение составляет Российский университет дружбы народов, так как данный вуз непосредственно специализируется на привлечении иностранных студентов.

В Уральском федеральном университете доля иностранных студентов составила всего 2,7 %. На первый курс УрФУ в 2011 г. поступили 611 иностранных студентов (табл. 2) [3].

Таблица 2. Число иностранных студентов первого курса УрФУ в 2011 г.

Страна

Количество студентов, чел.

% от общего приема иностранных студентов

Казахстан

355

58,1

Китай

82

13,4

Таджикистан

44

7,2

Гвинея

22

3,6

Корея

20

3,3

Монголия

13

2,1

Узбекистан

12

2

Кыргызстан

12

2

Прочие страны

51

8,3

Распределение международных студентов первого курса УрФУ по регионам мира представлено на рис. 3.

 

В Уральском федеральном университете действует около 200 договоров с международными организациями. УрФУ является крупнейшей региональной площадкой для проведения мероприятий международного масштаба (Петербургский Диалог, конференции RUDEA и др.). Уральский федеральный университет получил статус «хаба» в проекте Университет-сообщество фонда «Новая Евразия» и фонда Ч. Мотта.

Основные индикаторы результативности и базовые показатели интернационализации образовательного процесса Программы развития УрФУ в 2011 г. представлены в табл.3 [1].

Таблица 3 Достижение индикаторов результативности и базовых показателей интернационализации  образовательного процесса Программы развития УрФУ

Наименование показателя / индикатора

2011 г.

% выполнения

План

Факт

Место в мировом рейтинге вузов, место

600

461

130,0

Количество организованных международных мероприятий (конференций, выставок, симпозиумов), ед.

25

87

348,0

Доля обучающихся иностранных студентов, %

2,5

2,7

107,6

Численность зарубежных студентов является одним из критериев, который QS WorldUniversityRankings учитывает при составлении топ-500 лучших вузов [5]. Уральский федеральный университет должен уделить огромное внимание интернационализации вуза.

Сегодня экономический центр тяжести планеты перемещается на Юг и Восток. Около 68 % роста мировой экономики в 2012 г. обеспечат развивающиеся рынки, среди которых - Индия и Китай с миллиардным населением [4]. России необходимо сотрудничать с этими странами, выстраивая равные, партнерские отношения.

Смена парадигм должна наблюдаться и в образовании. Сейчас УрФУ в основном ориентируется на студентов из стран СНГ. Необходима диверсификация географии приема студентов. Развитие образовательных услуг должно выходить на развивающиеся образовательные рынки - причем это не только Китай, с которым у вуза уже есть договоры (но студентов обучается по-прежнему мало), но и образовательные рынки стран Юго-Восточной Азии.

Интернационализация УрФУ повысит репутацию вуза, увеличит ценность его бренда, инвестиционную привлекательность и приведет к укреплению международных экономических связей со странами-партнерами. УрФУ поднимется в рейтинге топ-500 лучших вузов мира, станет университетом мирового уровня.

Рецензенты:

  • Шеломенцев А. Г., д.э.н., профессор, зав. Отделом развития региональных социально-экономических систем Института экономики Уральского отделения Российской Академии наук, г. Екатеринбург.
  • Ляпцев С. А., д.т.н, профессор, заведующий кафедрой ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Лавров А.А., Степанова Н.Р. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6929 (дата обращения: 25.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074