Социальная ответственность вуза - это основное направление национальной образовательной политики. Социально ответственный университет способствует ускорению развития региона присутствия, уменьшению политических и социальных рисков, укреплению международных экономических связей региона и страны со странами-партнерами, укреплению репутации вуза, увеличению ценности его бренда, инвестиционной привлекательности. Социальная ответственность университета полезна для долгосрочного успеха самого вуза и для общества в целом, поэтому должна быть неотъемлемой частью его стратегии и долговременной политики.
Социальная ответственность вуза реализуется в двух направлениях: интернационализация и регионализация. Регионализация проявляется в тесном сотрудничестве вуза с бизнесом, научными центрами, обществом, учебными заведениями и органами власти региона [2].
Интернационализация университета заключается в обучении иностранных граждан, привлечении зарубежных преподавателей, в иностранных стажировках, студенческих обменах, международных исследованиях, конференциях, грантах и англоязычном сайте вуза.
Интернационализация - один из ключевых факторов конкурентоспособности вуза в современном мире. Направления интернационализации Уральского федерального университета (УрФУ) представлены на рис. 1.
В табл. 1 представлена общая характеристика учебных заведений, вошедших в топ-500 лучших вузов 2011-2012 гг. согласно рейтингу QS WorldUniversityRankings [6].
Рис. 1. Направления интернационализации вуза
Таблица 1. Общая характеристика университетов, вошедших в топ-500 лучших вузов по рейтингу QSWorldUniversityRankings
Университет, страна |
Место в рейтингеQS World University Rankings 2011/12 |
Количество студентов, чел. |
Количество иностранных студентов, чел. |
% иностранных студентов к общей численности студентов |
Количество аспирантов и магистрантов, чел. |
Количество бакалавров и специалистов, чел. |
Количество преподавателей, чел. |
Информационный источник |
Кембриджский университет, Великобритания |
1 |
18 310 |
3 660 |
20 |
6 206 |
12 104 |
2 957 |
http://www/.cam.ac.uk |
Гарвардский университет, США |
2 |
21 200 |
5200 |
24,5 |
14 500 |
6 700 |
2 100 |
http://www/.harvard.edu |
Оксфордский университет, Великобритания |
5 |
21 000 |
7500 |
35,7 |
9300 |
11 700 |
1 600 |
http://www/.ox.ac.uk |
Стэнфордский университет, США |
11 |
15 723 |
3419 |
21,7 |
8 796 |
6 927 |
1 934 |
http://www/.stanford.edu |
Швейцарская высшая техническая школа Цюриха, Швейцария |
18 |
16 342 |
4 800 |
29,4 |
7 991 |
8 351 |
9 809* |
http://www/.ethz.ch |
Торонтский университет, Канада |
23 |
45 000 |
6 761 |
15 |
13 500 |
31500 |
9 845* |
http://www.utoronto/.ca |
Мельбурнский университет, Австралия |
31 |
40 000 |
7 600 |
19 |
- |
- |
- |
http://www/.unimelb.edu.au |
Университет Цинхуа, Китай |
47 |
37 650 |
2 263 |
6 |
22 707 |
14 943 |
5010** |
http://www.tsinghua.edu.cn/ |
Мюнхенский технический университет, Германия |
54 |
30 000 |
5 100 |
17 |
4 200 |
25 800 |
5 564 |
http://www/.tum.de |
Московский государственный университет, Россия |
112 |
35 341 |
3 715 |
10,5 |
29 769*** |
5 572 |
11760 |
http://www/.msu.ru |
Карлов университет,Чехия |
276 |
42 000 |
6 000 |
14,3 |
28 000 |
14 000 |
4 000 |
http://www/.cuni.cz |
Уральский федеральный университет, Россия |
451-500 |
42 000 |
1 128 |
2,7 |
10 000 |
32 000 |
3 500 |
http://www/.ustu.ru |
Российский университет дружбы народов, Россия |
- |
30 000 |
5 200 |
17,3 |
- |
- |
2 200 |
http://www/.rudn.ru |
* Указано общее количество сотрудников.
** Включая 2 133 преподавателя, 1 064 профессора, 1813 доцентов.
*** Включая специалитет.
На рис. 2 представлена доля иностранных студентов, обучающихся в зарубежных и российских вузах.
Рис. 2. Доля иностранных студентов в России и за рубежом
Самая высокая доля иностранных студентов соответствует университетам Великобритании, США и школе Цюриха в Швейцарии. За ними следуют высшие учебные заведения европейских стран, Австралии и Канады. Наименьшая доля международных студентов принадлежит китайским и российским вузам. Исключение составляет Российский университет дружбы народов, так как данный вуз непосредственно специализируется на привлечении иностранных студентов.
В Уральском федеральном университете доля иностранных студентов составила всего 2,7 %. На первый курс УрФУ в 2011 г. поступили 611 иностранных студентов (табл. 2) [3].
Таблица 2. Число иностранных студентов первого курса УрФУ в 2011 г.
Страна |
Количество студентов, чел. |
% от общего приема иностранных студентов |
Казахстан |
355 |
58,1 |
Китай |
82 |
13,4 |
Таджикистан |
44 |
7,2 |
Гвинея |
22 |
3,6 |
Корея |
20 |
3,3 |
Монголия |
13 |
2,1 |
Узбекистан |
12 |
2 |
Кыргызстан |
12 |
2 |
Прочие страны |
51 |
8,3 |
Распределение международных студентов первого курса УрФУ по регионам мира представлено на рис. 3.
В Уральском федеральном университете действует около 200 договоров с международными организациями. УрФУ является крупнейшей региональной площадкой для проведения мероприятий международного масштаба (Петербургский Диалог, конференции RUDEA и др.). Уральский федеральный университет получил статус «хаба» в проекте Университет-сообщество фонда «Новая Евразия» и фонда Ч. Мотта.
Основные индикаторы результативности и базовые показатели интернационализации образовательного процесса Программы развития УрФУ в 2011 г. представлены в табл.3 [1].
Таблица 3 Достижение индикаторов результативности и базовых показателей интернационализации образовательного процесса Программы развития УрФУ
Наименование показателя / индикатора |
2011 г. |
% выполнения |
|
План |
Факт |
||
Место в мировом рейтинге вузов, место |
600 |
461 |
130,0 |
Количество организованных международных мероприятий (конференций, выставок, симпозиумов), ед. |
25 |
87 |
348,0 |
Доля обучающихся иностранных студентов, % |
2,5 |
2,7 |
107,6 |
Численность зарубежных студентов является одним из критериев, который QS WorldUniversityRankings учитывает при составлении топ-500 лучших вузов [5]. Уральский федеральный университет должен уделить огромное внимание интернационализации вуза.
Сегодня экономический центр тяжести планеты перемещается на Юг и Восток. Около 68 % роста мировой экономики в 2012 г. обеспечат развивающиеся рынки, среди которых - Индия и Китай с миллиардным населением [4]. России необходимо сотрудничать с этими странами, выстраивая равные, партнерские отношения.
Смена парадигм должна наблюдаться и в образовании. Сейчас УрФУ в основном ориентируется на студентов из стран СНГ. Необходима диверсификация географии приема студентов. Развитие образовательных услуг должно выходить на развивающиеся образовательные рынки - причем это не только Китай, с которым у вуза уже есть договоры (но студентов обучается по-прежнему мало), но и образовательные рынки стран Юго-Восточной Азии.
Интернационализация УрФУ повысит репутацию вуза, увеличит ценность его бренда, инвестиционную привлекательность и приведет к укреплению международных экономических связей со странами-партнерами. УрФУ поднимется в рейтинге топ-500 лучших вузов мира, станет университетом мирового уровня.
Рецензенты:
- Шеломенцев А. Г., д.э.н., профессор, зав. Отделом развития региональных социально-экономических систем Института экономики Уральского отделения Российской Академии наук, г. Екатеринбург.
- Ляпцев С. А., д.т.н, профессор, заведующий кафедрой ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» Министерства образования и науки РФ, г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Лавров А.А., Степанова Н.Р. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК НАПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6929 (дата обращения: 08.12.2024).