Одной из основных задач инновационного развития России является создание условий для формирования инновационных компетенций у молодежи. Инновационные компетенции предполагают выработку адекватного отношения к новшеству, к ситуации неизвестности, умению быстро реагировать в таких условиях и принимать грамотные решения на опережение.
Ключевыми инновационными компетенциями являются: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, самообучению и переобучению, профессиональной мобильности, стремление к новому, способность к критическому мышлению, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и в команде, готовность работать в конкурентной среде [6].
Формирование инновационных компетенций студентов возможно при создании в вузе определенных организационно-педагогических условий. К условиям обычно относят внешние и (или) внутренние обстоятельства, то, от чего что-либо зависит (С. И. Ожегов).
Термин «организационно-педагогические условия» часто рассматривается в педагогических исследованиях. В частности, Е. И. Козырева дает следующее определение: организационно-педагогические условия - это совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач. Т. К. Клименко, Н. А. Переломова, исследуя проблемы инновационного образования на этапах профессиональной подготовки, выделяют внешние условия (создание инновационной среды, педагогизация учебно-воспитательного процесса в целях изменения инновационного фона, насыщение содержания духовными ценностями) и внутренние условия (увеличение «степеней свободы» личности, накопление духовно-практического опыта, овладение продуктивными формами самосозидательной деятельности). При этом происходит усвоение и принятие ценности инновационной деятельности, культуры творческого и научного поиска, самопознание, самооценка, самоутверждение.
В своем исследовании одним из основополагающих условий формирования инновационных компетенций студентов мы также выделяем инновационно-ориентированную среду вуза.
Инновационная среда вуза включает в себя духовное и материальное окружение, в котором происходит комплексная деятельность по созданию, освоению и использованию инноваций. Теоретической основой инновационно-ориентированной среды образовательного учреждения является совокупность принципов: открытости (к жизни; прогрессивным теориям, концепциям и идеям; личности и обществу); системности; опережающего развития растущих профессиональных, социальных и личностных потребностей; сотрудничества как внутри, так и вне учебного заведения; коэволюционности, обеспечивающей инновационной системе самосохранение, саморазвитие и самоуправление; непрерывности образования; корпоративности педагогического сообщества; синтеза традиционного и новаторского [5].
Подымова Л. С., Алисов Е. А. установили, что отличительной сущностной характеристикой инновационной среды является синтез основополагающих факторов развития личности - среды жизнедеятельности, воспитания, самообразования и самовоспитания, направленных на реализацию творческого потенциала и инновационного типа мышления каждого студента [1]. Такая среда представляет собой комплексную форму функционирования и реализации основополагающих принципов инновационной педагогики и является единым образовательным пространством учебного заведения, позволяющим кооперировать усилия всех заинтересованных субъектов и объектов в качественной подготовке будущих специалистов.
Значимым показателем инновационной образовательной среды является то, что она должна иметь личностный и социальный смысл для студентов. Личностный смысл инновационной образовательной среды состоит в создании условий для развития «всех сущностных сил» и творческих потенциалов студента и построении на этой основе базиса для успешной профессиональной подготовки и карьеры. Социальный смысл инновационной образовательной среды состоит в подготовке конкурентоспособного специалиста [1].
Основываясь на деятельностном подходе, мы полагаем, что успешность формирования у студентов инновационных компетенций зависит от включения их в значимые формы инновационной деятельности профессиональной направленности.
Такими формами в образовательном пространстве Шуйского государственного педагогического университета являются молодежные объединения инновационного типа: центр молодежных инициатив (педагогические и волонтерские отряды), совет молодых ученых и студентов, проектные лаборатории, студии и мастерские, дискуссионные клубы и др. Эти объединения способствуют формированию инновационного типа мышления у студентов и молодых ученых, овладению способами творческой саморегуляции.
Так, заседания дискуссионного клуба проводятся преподавателями с приглашением ученых-разработчиков актуальных для образования проблем, педагогов-новаторов, создающих инновационные модели педагогического процесса в учреждениях общего или дополнительного образования. Формы проведения заседаний такого клуба следующие: устный журнал, деловые игры, «мозговой штурм» для выделения идей к созданию социально-педагогических проектов по различным направлениям волонтерского движения, учебные конференции по актуальным вопросам образования и его модернизации в современных условиях, лекции-дискуссии по проблемам психолого-педагогической науки, защита студенческих проектов по совершенствованию образовательной практики. Участие в работе дискуссионного клуба привлекает внимание студентов и молодых ученых к острым проблемам в науке и образовании, повышает профессиональную компетентность, стимулирует их потребность в самообразовании, учит навыкам публичного выступления, формирует умение аргументировано представлять свою позицию и тактично оценивать позицию других участников дискуссии.
Важным условием развития инновационного типа мышления студентов является их участие в научно-исследовательской работе (НИР). НИР постоянно ставит студента в проблемную ситуацию, позволяет увидеть противоречия в исследуемых объектах, почувствовать проблемы, интенсифицирует работу интеллекта, развивая креативность мышления, воображение, любознательность, потребность в нестимулированном чтении профессиональной литературы, способность к саморефлексии. Одной из приоритетных форм научно-исследовательской деятельности студентов и молодых ученых университета является участие в работе лаборатории проектной деятельности «Социально-педагогическое проектирование», в которой разрабатываются и реализуются социально-педагогические и инновационные проекты.
Актуальность проектной деятельности состоит в том, что она, во-первых, инициирует нестандартные решения; во-вторых, она практикоориентирована, всегда направлена на конкретные нужды; в-третьих, она развивает познавательную, социальную активность молодого поколения. Проектная деятельность способствует развитию инновационных компетенций, повышает инновационную активность молодёжи, формированию у неё целостных представлений о содержании и механизмах инновационного цикла и освоить практику реализации инновационных проектов [2].
В проектной лаборатории «Социально-педагогическое проектирование» студенты осваивают проектирование как способ профессиональной деятельности; инновационные формы, методы и средства профессиональной деятельности; обретают личностные достижения, выражающиеся в готовности к самоорганизации, сотрудничеству, коммуникации; потребности в самопознании.
Значимым результатом деятельности проектной лаборатории являются победы студентов на Всероссийских конкурсах молодежных проектов «Моя страна - моя Россия», «Моя законотворческая инициатива», «Сотворение и созидание будущей России», «Россия сильна тобой».
Формированию инновационной и социальной активности студентов способствует участие студентов в деятельности студенческих и волонтерских отрядах «Вегос», «Радос», «Данко», «Спасатель», которые являются одним из важных элементов центра молодежных инициатив Шуйского педагогического университета [4]. В этих отрядах осуществляется научно-исследовательская деятельность студентов (подготовка проектов, участие в конференциях, конкурсах, выставках и т.д.); участие студентов в молодежном педагогическом движении (работа в клубах по месту жительства, оказание помощи детским общественным объединениям); социально-педагогическая деятельность (работа с детьми-инвалидами, детьми-сиротами); организация оздоровительных компаний (работа в детских оздоровительных лагерях). Обеспечивается интеграция исследовательской и образовательной составляющей, формирование у студентов инновационного типа мышления, инновационных компетенций.
Для стимулирования инновационной активности студентов в университете ежегодно проводятся: конкурс на лучшую научную работу студентов, конкурс инновационных проектов, межвузовская научная школа «Молодежное инновационное предпринимательство», предметные олимпиады по педагогике, безопасности жизнедеятельности, иностранным языкам и др. Наиболее активная часть студенчества представляется к специальным стипендиям и премиям различного государственного уровня, рекомендациям к прохождению стажировок и продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.
Таким образом, инновационно-ориентированная среда университета и включение студента в приоритетные для него виды деятельности являются наиболее значимыми условиями формирования инновационных компетенций студентов, так как позволяют каждому студенту быть включенными во взаимодействие через создание, внедрение и рефлексию новшеств, осознавать себя как творческую индивидуальность в общественной, учебной и профессиональной деятельности.
Рецензенты:
- Романова Каринэ Евгеньевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологии и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», г. Шуя.
- Правдов Михаил Александрович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», г. Шуя.
Библиографическая ссылка
Прияткина Н.Ю. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6843 (дата обращения: 04.11.2024).