Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА

Камерилова Г.С. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» Минобрнауки России, Нижний Новгород
Проведен анализ подходов к определению сущности понятия «образовательная среда». Образовательная среда университета рассмотрена как совокупность культурно-экологических условий и ключевых фак-торов, которые определяют личностно-профессиональное становление будущего специалиста. В статье обоснованы аксиологический, информационно-когнитивный и праксеологический аспекты культурно-экологической образовательной среды современного вуза. Раскрыты содержательно-методические ком-поненты и технологии, обеспечивающие личностно-профессиональное становление выпускника, его конкурентоспособность на рынке труда. В работе определены условия формирования личностных и профессиональных качеств студентов. Выделены ценностно-целевой, содержательный, процессуальный, технологический, коммуникативный, пространственно-семантический, диагностический компоненты культурно-экологической образовательной среды. Приведены позитивные результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культурно-экологической среды в вузе.
культурно-экологическая образовательная среда
высшее профессиональное образование
личностно-профессиональное становление
1. Высшее профессионально-экологическое образование студентов в области экологического менеджмента и аудита: компетентностный формат: коллективная монография / Под ред. Г. С. Камериловой, М. А. Картавых. - Н.Новгород: НГПУ, 2009. - 240 с.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
3. Гусаковский, М. А. Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение коммуникации в учебном процессе / М. А. Гусаковский, Л. А. Ященко, С. В. Костюкевич / Под ред. М. А. Гусаковского. - Мн.: БГУ, 2004. - 279 с.
4. Запесоцкий, А. С. Образование: философия, культурология, политика / А. С. Запесоцкий. - М.: Наука, 2002. - 188 с.
5. Иванова, Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2003.
7. Моисеев, Н. Н. Экология и образование / Н. Н. Моисеев. - М.: ЮНИСА, 1996. - 192 с.
8. Слободчиков, В. И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В. И. Слободчиков. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - 230 с.
9. Хуторской, А. В. Методика личностно-ориентрированного обучения. Как обучать всех по-разному? / А. В. Хуторской. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
10. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
Современная парадигма компетентностно-ориентированного высшего образования, пришедшая на смену традиционной знаниево-ориентированной, определила необходимость поиска ведущих факторов личностно-профессионального становления будущего специалиста. Среди них первостепенное внимание уделяется образовательной среде.

Современная философия образования рассматривает среду как решающий, но не единственный фактор индивидуального развития. Рассматривая среду как субстанцию, философские воззрения наделяют ее определенными свойствами, влияющими на перенос взаимодействия между данными объектами. В психолого-педагогической литературе широко обсуждается сущность понятия «образовательная среда», посредством выявления ее функциональной значимости. Подчеркивая, что само это понятие представляет собой неоспоримый факт множественности воздействий на личность широкого спектра факторов. На важную роль окружающей социальной среды обращал внимание еще Л. С. Выготский. В его представлениях социальная среда является источником возникновения всех специфических свойств личности или источником социального развития ребенка [2]. Большинство специалистов указывают на развивающий эффект образовательной среды. Сходясь в главном, современные представления об образовательной среде отличаются контекстом ее осмысления.

Социальный контекст предполагает рассмотрение образовательной среды как социальной системы, элементами которой являются эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры, качество учебно-воспитательного процесса. Современное культурологическое понимание социального развития активизировало внимание к культурологическому контексту исследования образовательной среды. Происходит акцентация внимания на уникальность человека, самоценность человеческой жизни, и ее развитие рассматривается с гуманистических позиций посредством целостного восприятия мира в широком культурном контексте («от человека образованного» к «человеку культуры»). Культурно-общественный контекст образовательной среды раскрывается в работах В. И. Слободчикова, Н. В. Крыловой, где образовательная среда рассматривается в качестве механизма развития человека. В. И. Слободчиков, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, с другой - выделяет ее истоки в предметности культуры общества [8].

Культурологические ориентиры, сопряженные с идеями гуманизации, заложены в основу личностно-ориентированного контекста образования (А. В. Хуторской). Под образовательной средой автор понимает естественное или искусственно создаваемое социокультурное окружение ученика, включающее различные виды средств и содержания образования, способные обеспечивать ее продуктивную деятельность [9, с. 72]. Эколого-психологический контекст, исследуемый В. А. Ясвиным и С. Д. Дерябо, подразумевает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-временном окружении.

Беспрецедентная информатизация образования обусловила активную разработку информационного контекста изучения образовательной среды. М. И. Башмаков, Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская, С. И. Поздняков, П. А. Рудник рассматривают условия образовательной среды как систему средств общения со знанием, служащую для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания. Следует подчеркнуть, что переход к информационному обществу  усиливает внимание к информационно-образовательной среде. Именно она позволяет коренным образом модернизировать технологический базис образования, осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей вызовам современного общества.

В общеметодологическом плане несомненный интерес представляет системно-синергетический контекст (А. И. Бочкарев, Н. В. Груздева), предполагающий рассмотрение образовательной среды как целостного системно-синергетически организованного пространства взаимодействия участников образовательного процесса с социокультурным и социоприродным окружением, позволяющее раскрыть индивидуальность человека. Реализация синергетических принципов в условиях межсубъектного взаимодействия стимулирует возникновение резонансного эффекта, ведущего к становлению творческой личности.

Формирование и функциональные особенности образовательной среды детерминированы доминирующим типом культуры, господствующей идеологии, стадии цивилизационного развития. Именно они определяют ее роль, ценностные смыслы, функциональное назначение, содержание, педагогические технологии для каждого этапа образовательного процесса, отвечающие контексту соответствующей эпохи. Становление постиндустриального (информационного) общества сопровождается широкой международной интеграцией, экологической дестабилизацией окружающей среды, возрастанием роли личностного фактора и профессиональной компетентности выпускников высших учебных заведений.

Радикальная трансформация концепции постиндустриального общества в начале 1970-х годов связана с идеей «пределов роста» (Д. Медоуз), прогнозирующих «экологический коллапс» для цивилизации при сохранении современных ориентиров развития. Она включает современную философию экологизма - мировоззрения, исходящего из определенного статуса проблем взаимоотношения общества и природы. Общепланетарная идея выхода цивилизации на качественно иной тип развития опирается на положения ноосферогенеза    (В. И. Вернадский, Т. Де Шарден), составляющего одно из важнейших оснований Концепции устойчивого развития (Э. В. Гирусов, В. Г. Горшков, Н. М. Мамедов, Н. Н. Моисеев, А. Д. Урсул). Представляя собой методологию сбалансированных взаимоотношений общества и окружающей среды, она выступает в виде ноосферной мировоззренческой модели. Ее многоплановый характер раскрывается в философско-мировоззренческих, научно-теоретических и психолого-педагогических аспектах.

Деградационные изменения в окружающей среде есть функция индивида, поэтому изменение индивидуального сознания и характера деятельности конкретного человека рассматривается в качестве реальной предпосылки выхода на уровень устойчивого развития. Осознание глобальности проблемы устойчивого развития должно получить «индивидуальное измерение» (О. К. Дрейер, В. А. Лось). Интеграция индивидуумов в корпоративных, национальных, глобальном сообществах актуализирует востребованность общечеловеческих ценностей, знаний, деятельности. В этих условиях непрерывное экологическое образование приобретает статус интегрирующего фактора образования в целом.

В становлении грядущей устойчиво развивающейся информационной цивилизации решающая роль отводится экологическому образованию. Следует особо подчеркнуть важность экологического образования выпускников университетов - будущую элиту общества, компетентность которых позволит принимать ответственные и взвешенные решения. Стратегической целью экологического образования является формирование экологической культуры. Экологическая культура как специфическая форма связи человека с природой, их единства, выражается в гармонии взаимных отношений; стимулировании экологизации науки, техники, экономики; экологизации всех сторон социализации индивида. Выступая стержнем общечеловеческой культуры третьего тысячелетия, экологическая культура основывается на коэволюционных, экогуманистических ценностях. В экологической культуре картина мира предстает во всем многообразии как рационального, так и духовного воплощения; в отображении мира участвует не только наука, но и все языки культуры: мифы, религия, искусство, опыт практического освоения мира, нетрадиционные способы познания. Культура устойчивого развития строится на диалоге сложного многообразия социально-экономических и экологических структур, диалоге идеологий.

Вся совокупность изложенных положений определяет необходимость теоретического обоснования и практической реализации в вузе культурно-экологической образовательной среды. Обладая многозначной смысловой контекстностью, культурно-экологическая образовательная среда вуза представляет собой подсистему социокультурной среды глобального, национального и регионального уровней; совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий личностно-профессионального становления будущего специалиста в логике экологической культуры. Культурно-экологическая образовательная среда вуза успешно реализует весь функциональный средовый потенциал: развивающий, вариативный, коммуникативный. Она характеризуется категорией со-бытийной общности, то есть целостно смысловым объединением людей, создающим условия для развития профессиональной деятельности и индивидуальных способностей студента на основе экокультурного подхода. Культурно-экологическая образовательная среда, реализуя идеи культуроцентрической концепции образования  А. С. Запесоцкого [4], формируется, с одной стороны, социально-педагогическими усилиями, с другой - собственной активности студенчества. Мы разделяем позицию С. Л. Рубинштейна, утверждающего, что человек - не только объект различных воздействий, но и субъект, который, изменяя внешнюю природу, изменяет и свою собственную личность, сознательно регулирующую свое поведение [6].

Проектируемая образовательная среда представляет собой множество учебных сред бакалавриата, магистратуры (направлений педагогического, классического университетского образования и других), учебных практик, объединенных культурно-экологической направленностью и общими концептуальными подходами. Теоретико-методологической основой проектирования культурно-экологической образовательной среды в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина послужили ценностно-смысловые доминанты восприятия мира и человека, их разносторонних взаимоотношений. Эти доминанты составляют основу философских и психолого-педагогических концепций. Основополагающую роль играет концепция устойчивого развития (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) как стратегия социоприродного развития, при котором обеспечивается выживание и непрерывный прогресс общества без разрушения окружающей природной среды. В Концепции устойчивого развития заложены фундаментальные мировоззренческие идеи, определяющие ее значимость как единственно возможного пути общецивилизационного развития: целостность и всеобщее единство мира, коэволюционное развитие; синтез традиций и экологически приемлемых инноваций; экологической деятельности как главного социального механизма выживания человечества; экологической культуры как специфической формы связи человека с природой, единства природы и человека; экологического образования как опорного фактора становления образования для устойчивого развития.

Современное высшее образование развивается в соответствии с Концепцией его модернизации, реализующей компетентностный подход, уровневую структуру, идеи стандартизации. Происходит расширение его функциональной значимости, что требует пересмотра традиционной трактовки системы высшего профессионального образования только как подготовки специалистов. В современной профессиональной педагогике оно исследуется в единстве профессиональной социализации, профессиональной подготовки и профессионального становления личности. Важным условием личностно-профессионального становления выпускника является создание культурно-экологической образовательной среды. Это тем более важно в условиях профессионально-педагогического образования, когда учитель становится центральной фигурой, готовой и способной «внести в мир элементы душевной тревоги за будущность своего народа, а в нынешних условиях и будущность планетарной цивилизации» [7, с. 36-37].

Принципиально важным представляется наше понимание культурно-экологической среды как культуропорождающей, основанной на концепции культуропорождающего образования (М. А. Гусаковский, С. В. Костюкевич, Л. Я. Ященко). Это обстоятельство актуализирует категорию субъектности. В культурно-экологической среде осуществляется непрерывный поток взаимодействий с множеством персональных интерпретаций ее смыслов, значимых для каждого. Формирующаяся культура включает не только стабильные элементы в виде субъектного опыта профессорско-преподавательского состава, но и более широкий обучающий контекст. Коммуникации экологических смыслов и способов деятельности аккумулируют все многообразие таким образом, что каждый из участников способен изменить личную позицию и видение экологической ситуации, более того, сформулировать новый возможный экологически императивный проект.

В системе многоуровневого высшего образования качественными характеристиками культурно-экологической образовательной среды являются системная целостность; вариативность; интерактивность; субъектность; открытость; полифункциональность; избыточная информационная насыщенность; динамичность; функциональный комфорт; мультимедийность; эмоциональная напряженность. Определенная специфика культурно-экологической образовательной среды дает основание рассматривать ее в качестве культуротворческой, способствующей превращению студента как индивида в экологически культурную личность в процессе решения образовательных задач, направленных на развитие эмоциональной, интеллектуальной, волевой сфер его сознания. Культурно-экологическая образовательная среда структурно неоднородна. Опираясь на существующие в психолого-педагогической науке подходы к структурированию образовательной среды, мы выделяем в культурно-экологической образовательной среде ценностно-целевой, содержательный, процессуальный, технологический, коммуникативный, пространственно-семантический, диагностический компоненты.

Ценностно-целевой компонент культурно-экологической образовательной среды формирует ее ценностно-смысловую, мотивационную и целевую стратегическую платформу, обеспечивая экокультурный мировоззренческий контекст. Предполагается понимание студентами ведущих идей общецивилизационного устойчивого развития и их значимости в личностно-профессиональных смыслах и устремлениях.

Содержательный компонент интегрирует ценностно-значимые аксиологические установки на охрану окружающей среды, рациональное природопользование, экологическую безопасность; научные экологические законы, понятийно-категориальный аппарат, прикладные образовательные задачи, личностные качества. Инвариант актуального экологического содержания, сконструированного на основе компетентностно-модульного подхода, дополняется вариативными модулями, учитывающими специфику направления подготовки. Разработанные интегрированные учебные и рабочие программы, традиционные и электронные учебные пособия и другие методические материалы составляют важную информационную основу среды.

Процессуальный компонент отражает организационную логику и согласуется с учебным планом и графиками учебного процесса университета, а также дополнительным экологическим образованием («Марш парков», общественные экологические акции по вопросу подъема уровня Чебоксарского водохранилища). Технологический компонент - один из наиболее динамично развивающихся в структуре культурно-экологической образовательной среды. Педагогическая инструментовка представлена инновационными технологиями, формами и методами организации учебной деятельности студентов. Они создают условия для научно-исследовательской и проектной деятельности в условиях лекционно-семинарских занятий, практикумов, исследовательских сообществах, массовых экологических движениях. Возрастает роль информационных технологий: видеоконференций, e-mail, wiki, чатов.

Коммуникативный компонент является системообразующим, способствует становлению социально-активной, открытой к диалогу, позитивной, толерантной личности, ориентированной на сохранение и устойчивое развитие окружающей среды. Предполагает учет возрастных, национальных особенностей обучаемых, их взаимодействие в процессе обсуждения экологических проблем; создание условий для широкой коммуникации (доступ в Интернет, библиотеки), креативной деятельности. Пространственно-семантический компонент включает архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства; дизайн среды; символическое пространство вуза.

Диагностический компонент предполагает исследование качества сложившейся культурно-экологической образовательной среды вуза на основе выделенных критериев, а также мониторинг образовательных результатов, выраженных в уровне сформированности аксиологического, когнитивного, праксиологического, личностного аспектов экологической культуры.

Проведенная в ходе опытно-экспериментальной работы диагностика результатов свидетельствует об эффективности спроектированной в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина культурно-экологической образовательной среды.

Рецензенты:

  • Хомутов Александр Евгеньевич, д.б.н., профессор кафедры физиологии и биохимии человека и животных Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (Министерство образования и науки Российской Федерации), г. Нижний Новгород.
  • Швец Ирина Михайловна, д.п.н., профессор кафедры биохимии и физиологии растений Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского» (Министерство образования и науки Российской Федерации),  г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Камерилова Г.С. КУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6776 (дата обращения: 21.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674