Высшее образование имеет определяющее значение для успешного развития любой страны. Революционные изменения технологий, опирающиеся на высокий уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим конкуренция ведущих стран мира за такие ресурсы становятся важнейшими факторами, определяющими не только экономику, но и общественное и политическое развитие двадцать первого века.
Система образования (среднее профессиональное, высшее и послевузовское) расширяется и приобретает глобальный характер, охватывая не только традиционный обмен студентами и преподавателями, но и вопросы трансграничных инвестиций и конкуренции вузов на мировом рынке образовательных услуг. Согласно докладу Всемирного банка «Построение общества знания» высокопроизводительные системы образования охватывают исследовательские университеты, политехнические и гуманитарные вузы, технические учреждения с краткосрочными программами обучения, общественные колледжи, открытые университеты. Большинство университетов, признанных вузами мирового класса, сосредоточены в небольшом количестве стран. В таблице 1 приводятся рейтинги лучших университетов, составленные «Таймс» и Шанхайским университетом в 2008 году [1].
Таблица 1. Двадцать университетов, признанных лучшими по результатам международных рейтингов 2008 года
Занимаемое место |
По рейтингу «Таймс» |
Занимаемое место |
По Шанхайскому рейтингу |
1 |
Гарвардский университет |
1 |
Гарвардский университет |
2 |
Йельский университет |
2 |
Стэндфордский университет |
3 |
Кембриджский университет |
3 |
Калифорнийский университет (Беркли) |
4 |
Оксфордский университет |
4 |
Кембриджский университет |
5 |
Калифорнийский технологический институт |
5 |
Массачусетский технологический институт |
6 |
Лондонский империал-колледж |
6 |
Калифорнийский технологический институт |
7 |
Лондонская школа экономики и политологии |
7 |
Колумбийский университет |
8 |
Чикагский университет |
8 |
Принстонский университет |
9 |
Массачусетский технологический институт |
9 |
Чикагский университет |
10 |
Колумбийский университет |
10 |
Оксфордский университет |
11 |
Пенсильванский университет |
11 |
Йельский университет |
12 |
Принстонский университет |
12 |
Корнельский университет |
13 |
Университет Дьюка |
13 |
Калифорнийский университет (Лос-Анджелес) |
14 |
Университет Джонса Хопкинса |
14 |
Калифорнийский университет (Сан-Диего) |
15 |
Корнельский университет |
15 |
Пенсильванский университет |
16 |
Австралийский национальный университет |
16 |
Вашингтонский университет (Сиэтл) |
17 |
Стэндфордский университет |
17 |
Висконсинский университет (Медисон) |
18 |
Мичиганский университет |
18 |
Калифорнийский университет (Сан-Франциско) |
18 |
Токийский университет |
18 |
Токийский университет |
20 |
Университет Мак Гилла |
20 |
Университет Джонса Хопкинса |
Если рассмотреть 30-50 лучших в мире университетов (по Шанхайскому рейтингу), то все они сосредоточены в восьми североамериканских западноевропейских странах. По рейтингу «Таймс» этот список несколько шире (11 стран), в него входят Гонконг, Новая Зеландия и Сингапур (рисунок 1).
Рисунок 1. Графическое расположение университетов мирового класса (2008 год)
До недавнего времени процесс получения вузом статуса элитного опирался только на репутацию данного вуза, то есть не было никаких объективных оценок для определения высокого статуса вуза в области подготовки специалистов, проведении научно-исследовательской работы, применения и внедрения новых технологий.
Первое свойство, определяющее превосходство вуза - это наличие критической массы лучших студентов и высококвалифицированных преподавателей.
Отличительной чертой в этой связи становится возможность университетов самостоятельно проводить процедуру отбора студентов с самыми высокими академическими показателями. Например, Пекинский университет принимает каждый год 50 лучших абитуриентов из каждой провинции. Гарвардский университет, Калифорнийский технологический институт, Массачусетский технологический институт и Йельский университет принимают только абитуриентов с самыми высокими показателями теста на проверку академических способностей [3].
Университеты мирового уровня более тщательно подходят к отбору магистрантов (таблица 2), что отражается на повышении уровня качества проводимых научных исследований [3].
Таблица 2. Удельный вес студентов, продолживших обучение в магистратуре в избранных странах
Наименование университета |
Количество студентов бакалавриата |
Количество магистрантов |
Доля обучающихся в магистратуре, в % |
Гарвардский университет |
7002 |
10094 |
59 |
Стэндфордский университет |
6442 |
11325 |
64 |
Массачусетский технологический институт |
4066 |
6140 |
60 |
Оксфордский университет |
11106 |
6601 |
37 |
Кембриджский университет |
12284 |
6649 |
35 |
Лондонская школа экономики и политологии |
4254 |
4386 |
51 |
Пекинский университет |
14662 |
16666 |
53 |
Токийский университет |
15466 |
12676 |
45 |
В вузах с ограниченной внутренней мобильностью студентов и преподавателей существует опасность академической замкнутости. Исследования, проведенные в европейских университетах в 2007 году, показали, что университеты с самым высоким процентом эндогамии (наличием среди преподавателей выпускников данного вуза) показали самые низкие результаты (рисунок 2) [3].
Рисунок 2. Удельный вес студентов, продолживших обучение в магистратуре в избранных университетах
Международный компонент выходит на передний план. Это позволило вузам привлечь наиболее талантливых людей из различных стран, которые принесли с собой новые идеи и подходы (рисунок 3) [4].
Рисунок 3. Доля иностранных студентов от общего числа обучающихся
В Германии доля иностранных студентов составляет около 10 %. В университетах США, которые занимают высокие места в мировых рейтингах, значительную долю преподавателей составляют иностранцы (рисунок 4). И лишь 7 % всех ученых во Франции и 15 % - в Германии являются иностранцами. Только самые лучшие университеты мира принимают большое число иностранных студентов и нанимают преподавателей, отбирая самых лучших.
Рисунок 4. Доля иностранных преподавателей в общем штате ППС
Высокая степень обеспеченности ресурсами является вторым фактором, характеризующим большинство университетов мирового класса. Такие университеты имеют четыре основных источника финансирования:
- финансирование текущих расходов и научных исследований из государственного бюджета;
- доходы от научных исследований, проводимых на договорной основе;
- доходы от средств, передаваемых в дар университетам;
- плата за обучение.
В Западной Европе государственные средства являются основным источником финансирования академической и научной деятельности.
В 2000 г. расходы на образование Германии составили 5,55 % от ВВП, в среднем около 5,5 тыс. евро на одного студента. Большую часть финансовых расходов по обеспечению жизнедеятельности вузов берут на себя земли. Годовые бюджеты вузов являются частью бюджетов земель, которые принимаются соответствующими парламентами земель. В то же время Совет по науке определяет ряд задач, выполнение которых требует совместного финансирования со стороны федерального центра и земель. К их числу относят, прежде всего, создание и расширение вузов, совершенствование их инфраструктуры, поддержку университетских клиник и исследовательских работ. К числу совместных задач на основании Федерального закона о строительстве в сфере высшего образования от 1969 г. относятся также капиталовложения в строительство и реконструкцию вузов. В сочетании с новыми моделями финансирования (исполнение бюджетов в виде общей суммы, формульное финансирование) в Германии сегодня вводятся новые методы мониторинга и обеспечения финансовой прозрачности деятельности вузов. В некоторых землях (Баден Вюртемберг, Нижней Саксонии, Гессен, Северной Рейн Вестфалии) и городах субъектах федерации (Берлине, Бремене, Гамбурге) существует практика заключения между вузами и региональными правительствами пактов о высшем образовании (рамочных контрактов), фиксирующих бюджетные залоговые суммы на срок 5-10 лет, обеспечивающие вузам на несколько лет возможности безрискового планирования своей деятельности. Контракты (пакты) часто дополняются целевыми соглашениями с отдельными учебными заведениями, обладающими существенными ресурсами, в которых фиксируются основные условия дальнейшего развития вузов. Ряд немецких фондов и обществ (например, Фонд Александра фон Гумбольдта, Фонд им. Конрада Аденауэра, Фонд им. Фридриха Эберта, Общество Макса Планка, Германское научно-исследовательское общество) предоставляют отечественным и зарубежным студентам и ученым специальные стипендии для проведения научных исследований и повышения академической квалификации. В 2000 г. расходы на научные исследования и развитие в Германии составили 2,48 % от ВВП (что выше, чем в среднем по странам ОЭСР - 2,24 %). Промышленные круги инвестируют в науку и развитие в два раза больше, чем государство (на 2000 г. эти инвестиции составили 66,11 % против 31,44 % соответственно). По данным на 1999 г. больше половины (56,25 %) общих расходов на научные исследования и развитие приходилось именно на университетскую науку [5].
Финансовая основа лучших американских вузов состоит из двух составляющих:
- большие объемы привлеченного частного капитала;
- успешная конкуренция ППС за государственное финансирование научно-исследовательской деятельности.
В среднем на одного студента в самых состоятельных вузах США приходится 40 тыс. долл. США за счет привлечения частного капитала, когда в Канаде эта сумма составляет всего 1 тыс. долл. США. Ниже приведен сравнительный анализ привлечения частного капитала университетами США и Великобритании (рисунок 5) [7].
Рисунок 5. Сравнение объемов привлечения частного капитала университетами США и Великобритании в год (данные 2006 года)
Около двух третей финансирования науки в ведущих вузах США приходится на государственное финансирование. Университеты Канады также лидируют по доходам от научно-исследовательской деятельности (рисунок 6) [2].
Рисунок 6. Финансирование в области научных исследований (млн долларов в год)
Сравнительный анализ американских и западноевропейских вузов также показывает, что объем затрат на их содержание является одной из основных предпосылок, определяющей качество их деятельности. Так, на обучение одного студента в США тратится около 54 тыс. долларов в год (таблица 3), в то время как в странах Европейского союза только 13,5 тыс. долларов в год [3].
Таблица 3. Расходы на одного студента в избранных университетах
Место по Шанхайскому рейтингу 2008 г. |
Место по рейтингу «Тайм» 2008 г. |
Наименование университета |
Расходы в год, в долл. США |
Количество студентов |
Расходы на одного студента в год, в долл. США |
1 |
1 |
Гарвардский университет (США) |
3170650000 |
29900 |
106042 |
2 |
17 |
Стэндфордский университет (США) |
3265800000 |
19782 |
165089 |
3 |
36 |
Калифорнийский университет Беркли (США) |
1700000000 |
32910 |
51656 |
4 |
3 |
Кембриджский университет (Великобритания) |
1470940000 |
25465 |
57763 |
5 |
9 |
Массачусетский технологический институт (США) |
2207600000 |
10220 |
216007 |
6 |
5 |
Калифорнийский технологический институт (США) |
2287291000 |
2245 |
1018838 |
7 |
10 |
Колумбийский университет (США) |
2690000000 |
23709 |
113459 |
8 |
12 |
Принстонский университет (США) |
1196570000 |
6708 |
178379 |
9 |
8 |
Чикагский университет (США) |
1497700000 |
14962 |
100100 |
10 |
4 |
Оксфордский университет (Великобритания) |
1081350000 |
23620 |
45781 |
11 |
2 |
Йельский университет (США) |
2100000000 |
11851 |
177200 |
19 |
19 |
Токийский университет (Япония) |
2286974741 |
29347 |
77928 |
24 |
24 |
Швейцарский федеральный технологический институт (Швейцария) |
1076734500 |
13999 |
76915 |
24 |
41 |
Университет Торонто (Канада) |
1060000000 |
71202 |
14887 |
45 |
48 |
Университет Копенгагена (Дания) |
1023804249 |
31098 |
32921 |
47 |
67 |
Утрехтский университет (Нидерланды) |
925697362 |
27175 |
34064 |
55 |
93 |
Мюнхенский университет (Германия) |
501296087 |
22236 |
22544 |
59 |
16 |
Австралийский национальный университет |
479665993 |
15869 |
30226 |
101 |
30 |
Национальный университет Сингапура |
1209592000 |
27972 |
43242 |
152 |
50 |
Сеульский национальный университет (Корея) |
940000000 |
29295 |
32087 |
Аналогичным образом среди европейских вузов имеются значительные расхождения. Так, например, университеты Великобритании и Швейцарии получают относительно хорошее финансирование по сравнению с университетами Южной Европы, включая Францию и Германию [3].
Высокая степень финансирования позволяет вузам привлекать большее количество первоклассных профессоров и ученых. На рисунке 7 представлена средняя заработная плата ученых из стран Европейского союза и других стран. Наблюдается, что зарплата в вузах, возглавляющих рейтинг, велика, а в странах, вузы которых не вошли в международный рейтинг, зарплата преподавателей самая низкая.
Рисунок 7. Международный сравнительный анализ заработной платы ученых (в евро)
В отличие от многих европейских вузов, университеты в США не зависят от бюджетного финансирования. Чем выше престиж вуза, тем больше пожертвований они привлекают.
В то же время, как ведущие университеты Великобритании получают финансовую поддержку от частных благотворительных фондов, в последнее время повысили плату за обучение. Для сравнения в таблице 4 приведены данные по стоимости обучения некоторых вузов мирового уровня.
Таблица 4. Стоимость обучения в избранных университетах
Наименование вуза |
Стоимость обучения, в долл.США |
||
бакалавриат |
магистратура |
докторантура |
|
Кембриджский университет (Великобритания) |
12768 |
25115 |
25115 |
Лондонский империал-колледж (Великобритания) |
15500-35500 |
10500-30150 |
16000-25600 |
Токийский университет (Япония) |
8724 |
8902 |
8745 |
Колумбийский университет (США) |
37470 |
22464 |
34364 |
Пенсильванский университет (США) |
11008 |
15614 |
15614 |
Стэндфордский университет (США) |
12010 |
12800 |
12010 |
Национальный университет Сингапура в 2006 году за счет пожертвований собрал 114 млн долл. США [6].
Третья характеристика университетов мирового уровня связана со структурой управления, конкурентоспособной средой, степенью академической свободы и автономии управления. Причиной успеха системы образования США является не только ее финансовая состоятельность, но и ее относительная независимость от государства. Вузы, имеющие полную автономию, становятся более гибкими, так как не связаны извне стандартами, хотя им приходится соблюдать процедуры отчетности, предусмотренные законодательством. Такие вузы могут распоряжаться своими ресурсами и оперативно реагировать на потребности меняющегося глобального рынка.
Сравнительный анализ европейских и американских вузов показал, что «европейские вузы страдают от слабого управления, недостатка автономии и неприятия инициатив» [3]. Рассмотрим примеры Германии и Франции. Несмотря на то, что экономики этих стран считаются одними из самых развитых, лучший университет Франции (Парижский университет) по Шанхайскому рейтингу 2008 года занял 45 место, а университет номер один Германии (Мюнхенский университет) - лишь 55 место. Основными причинами такого положения дел являются:
- студенты, поступающие в вуз, почти не проходят никакого отбора, в большинстве случаев единственным условием для поступления в вуз во Франции является окончание средней школы;
- отсутствие конкурентной среды, все университеты получают одинаковое финансирование, что делает практически невозможным привлечение необходимых ресурсов и создание центров, где будут сконцентрированы самые лучшие ученые;
- университеты являются государственными организациями, их деятельность ограничена строгими правилами найма на работу государственных служащих, что приводит к невозможности повышения заработной платы преподавателям за более качественную работу или привлекать ученых мирового класса.
Таким образом, анализируя отличительные черты университетов мирового класса, можно выделить ряд характерных особенностей:
- высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав;
- выдающиеся результаты научных исследований;
- высокий уровень преподавания;
- наличие одаренных студентов;
- соответствующий уровень финансирования из государственных и негосударственных источников;
- академическая свобода;
- четко определенная структура управления вузом;
- соответствующая материально-техническая база и др.
Следовательно, мы можем выделить три ключевых взаимосвязанных и взаимодополняющих фактора (рисунок 8):
- высокая концентрация талантов;
- изобилие ресурсов;
- структура управления вузом.
Рисунок 8. Характеристика университетов мирового уровня
И здесь необходимо отметить, что самыми эффективными путями создания университета мирового класса являются следующие [2]:
- правительство может модернизировать небольшое количество уже существующих университетов, имеющих потенциал для совершенствования (отбор победителей);
- правительство может оказать содействие к слиянию ряда существующих вузов и их трансформировать в новый университет (формула гибрида);
- правительство создает новый университет мирового класса с нуля (подход «чистой доски»).
Третий набор факторов приемлем для создания «Нового университета» в г. Астане, обучение в котором планируется осуществлять в сотрудничестве с ведущими зарубежными вузами по инновационным образовательным программам.
Рецензенты:
- Головачева Виктория Николаевна, д.п.н., профессор, директор Департамента развития Болонского процесса, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.
- Егоров Виктор Владимирович, д.п.н., профессор, проректор по учебной работе, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.
Библиографическая ссылка
Жетесова Г.С., Ерахтина И.И. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6751 (дата обращения: 07.12.2024).