Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТАХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)

Ильин С.М. 1 Кругликов В.В. 1
1 Уральский межрегиональный филиал ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития России
На основе данных государственной статистики рассмотрены негативные тенденции последних лет в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками на производстве и их причины. Дана характеристика основным требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в области формирования компетенций выпуск-ников. На основе действующих нормативных правовых документов рассмотрены компетентностные требования охраны труда и управления профессиональными рисками, предъявляемые к специалистам инженерных и управленческих должностей. Проведен сравнительный анализ компетенций ФГОС ВПО инженерных и управленческих направлений подготовки с квалификационными требованиями в сфере охраны труда. Изучено соответствие компетентностных характеристик образовательных стандартов ин-женерных и управленческих специальностей требованиям действующих нормативных правовых доку-ментов охраны труда. Сформулированы варианты базовых компетенций в области охраны труда и управления профессиональными рисками для включения в указанные образовательные стандарты.
профессиональные компетенции в области охраны труда и управления профессиональными рисками
федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования инженерных и управленческих направлений подготовки
1. Бондаренко О.В. К вопросу о реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов. WEB-ресурс научно-практических конференций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.confcontact.com/20110225/pe2_bondarenko.php.
2. Министерство образования и науки России: Сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http: http://mon.gov.ru/dok/fgos/.
3. Жарова Н.В. Пути решения проблем / Н. В. Жарова // Охрана труда и социальное страхование. - 2011. - №3. - С. 3-13.
4. Пашин Н.П. Современные тенденции и приоритеты научно-методического обеспечения государственного управления охраной труда в Российской Федерации / Н.П. Пашин // Охрана и экономика труда. - 2010. - №1. - С. 11-14.
5. Попов В. Совершенствование системы обучения / В. Попов // Охрана труда и социальное страхование. - 2012. - №1. - С. 49-53.
Несмотря на принимаемые меры анализ данных государственной статистики свидетельствует о том, что в сфере производственной безопасности и социально-трудовых отношений ситуация в стране остается напряженной. Так, число работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, ежегодно увеличивается на 1-2%. По данным Росстата, удельный вес работающих, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим условиям труда, с 2004 по 2010 год возрос:
  • в строительстве - с 11 до 18%;
  • на транспорте - с 20 до 34%;
  • в отрасли связи - с 2 до 4%;
  • в добыче полезных ископаемых - с 34 до 43%;
  • на обрабатывающих производствах - с 23 до 30%.

Продолжительность жизни в России у женщин на 10 лет, а у мужчин на 16 лет меньше, чем в странах Западной Европы [5].

Численность погибших на производстве в Российской Федерации значительно превышает аналогичный показатель в развитых странах (Германия - в 4 раза, Франция - в 5,5 раз, Япония - в 2,5 раза). Занятость большого числа работающих во вредных условиях труда является причиной значительного числа профессиональных заболеваний. Потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда работников составляют ежегодно около 1,94 трлн. рублей или 4,3% ВВП. Они складываются из расходов Фонда социального страхования РФ на выплату обеспечения по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями (159 млрд. рублей), расходов Пенсионного фонда РФ на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда (300 млрд. рублей) и расходов из-за потерь фонда рабочего времени, связанных с неблагоприятными условиями труда и травматизмом (1,48 трлн. рублей).

Особую тревогу вызывает высокая степень износа основных фондов на производстве: с 1990 по 2010 годы данный показатель вырос с 35,6 до 47,1%. Удельный вес полностью изношенных фондов на 2010 год составил 13,5%. Свыше половины имеющихся производственных мощностей изношены в таких важнейших и опасных для жизни и здоровья работающих видах экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (51,1%), производство и распределение энергии, газа и воды (51,1%), транспорт и связь (56,4%).

Весьма показательны трагедии последних лет, связанные с массовой гибелью людей на производстве: взрыв метана на шахте «Распадская» в 2010 году (погиб 91 горняк, в т.ч. 20 горноспасателей), авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году (погибли 75 сотрудников станции).

Определяющую роль в этих и подобных ситуациях играет «человеческий фактор», в т.ч. низкая культура безопасности труда, погоня за сверхприбылью за счет создания угрозы жизни и здоровью работающих. Так, в общей структуре причин несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями свыше 72% случаев вызваны управляемыми причинами организационного характера: нарушением требований безопасности, неудовлетворительной организацией производства работ, а также недостатками в обучении работников безопасности труда и пр. [3].

На заседании Правительства Российской Федерации 27 октября 2011 года был рассмотрен комплекс вопросов, связанных с улучшением условий труда, сохранением жизни и здоровья работников на производстве. По результатам заседания профильным ведомствам и общественным организациям поручено проработать вопросы введения компетенций в области охраны труда и управления профессиональными рисками, включения соответствующих знаний, умений и навыков в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) для инженерных и управленческих направлений подготовки.

Так каковы же характеристики действующих образовательных стандартов высшей школы в плане формирования компетенций в области охраны труда и управления профессиональными рисками инженерных и управленческих кадров?

В условиях реформирования системы образования Российской Федерации в Федеральный закон от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» включены новые требования к образовательным стандартам, в том числе требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Одной из главных отличительных особенностей федеральных образовательных стандартов последнего поколения стал их выраженный компетентностный характер, где обоснование требований к результатам освоения основных образовательных программ производится в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные) [5].

Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не только передачу знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту, но и формирование у обучаемых профессиональной компетентности. Профессиональную компетентность рассматривают как совокупность компетенций, позволяющих выпускникам успешно адаптироваться в профессиональной деятельности, т.е. компетентность - это комплексный личностный ресурс, и она включает в себя не только знания, умения, навыки профессиональной деятельности, но и мотивы деятельности, способность обучаться [1].

Для того чтобы сравнить соответствие имеющегося набора компетенций ФГОС ВПО в области охраны труда и управления профессиональными рисками существующим потребностям, необходимо выбрать определенные оценочные критерии. К числу таких критериев могут быть отнесены нормативные правовые документы, структурирующие профессиональные требования и содержащие основные компетентностные характеристики инженерных и управленческих специальностей.

Основной структурой, объединяющей работодателей различных секторов экономики и направлений производственной деятельности в нашей стране, выступает общероссийская общественная организация Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Распоряжением президента РСПП от 28 июня 2007 года № РП-46 было утверждено положение о профессиональных стандартах и макет профессионального стандарта. Профессиональные стандарты являются основой разработки образовательных стандартов, методических материалов, программ профессионального обучения работников и установления квалификационных уровней.

Однако до настоящего времени РСПП утверждены только профессиональные стандарты в области информационных технологий, индустрии гостеприимства, индустрии питания, монтажа каркасно-обшивных конструкций, управления организацией. Причем в уже имеющихся профессиональных стандартах компетенции в области охраны труда не отражены.

Другим нормативным документом, систематизирующим профессиональные и квалификационные требования работников, является Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2003 (ОКСО) (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 30 сентября 2003 г. № 276-ст).

ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений. Однако в Общероссийском классификаторе специальностей по образованию ОК 009-2003 общеобразовательные и профессиональные компетенции не выделены.

С учетом изложенного можно сделать вывод о том, что основным действующим нормативным документом, определяющим квалификационные характеристики, компетентностные требования широкого круга должностей руководителей и специалистов различных секторов экономики, является «Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» (далее - Справочник) (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 с изменениями на 14.03.2011). Причем данные квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов на предприятиях и в организациях.

В основу построения Справочника положен должностной признак, поскольку требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые, в свою очередь, обусловливают наименования должностей. Справочник разработан в соответствии с принятой классификацией служащих на три категории: руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей). Отнесение служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера преимущественно выполняемых работ, составляющих содержание труда работника (организационно-административные, аналитико-конструктивные, информационно-технические).

Наибольший интерес для исследования компетентностных характеристик инженерных и управленческих специальностей представляет первый раздел Справочника «Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях», который состоит, в свою очередь, из двух подразделов: «Должности руководителей» и «Должности специалистов».

Для изучения и сравнения компетентностей общеотраслевых квалификационных характеристик были взяты наиболее востребованные ФГОС ВПО инженерных и управленческих специальностей различных квалификаций и соответствующие им по типовому набору профессиональные квалификации должностей Квалификационного справочника.

В число исследованных вошли следующие квалификации ФГОС ВПО.

Инженерные: металлургия - бакалавр (150400); металлургия - магистр (150400); машиностроение - бакалавр (150700); машиностроение - магистр (150700); электроэнергетика и электротехника - бакалавр (140400); электроэнергетика и электротехника - магистр (140400); строительство - бакалавр (270800); строительство - магистр (270800); физические процессы горного и нефтегазового производства - специалист (131201); атомные станции - специалист (141403).

Управленческие: менеджер - бакалавр (080200); менеджер - магистр (080200) [2].

Очевидно, что должности, непосредственно связанные с деятельностью по организации, контролю охраны труда и управлению профессиональными рисками, обладают значительно большим объемом компетентностных характеристик в данной сфере. Исходя из этого, не сравнивались квалификационные характеристики таких должностей, как: начальник отдела охраны труда, начальник отдела организации и оплаты труда, инженер по охране труда, инженер по нормированию труда, инженер по организации труда.

В ходе сравнительного исследования действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования выявлен ряд несоответствий компетентностных характеристик данных стандартов современным требованиям охраны труда и управления профессиональными рисками.

1. Набор компетенций в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками в ФГОС ВПО включен бессистемно, непонятен механизм и логика отнесения компетентностных характеристик сферы охраны труда и управления профессиональными рисками к общекультурным и профессиональным.

Например, в компетенции ФГОС ВПО направления подготовки «металлургия» квалификации «бакалавр» (150400) требования в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками включены в общекультурные и профессиональные, где владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий и катастроф отнесены к общекультурным, а умение оценивать риски и определять меры по обеспечению безопасности технологических процессов - к профессиональным компетенциям. В то же время квалификация «магистр» этого же ФГОС ВПО направления «металлургия» (150400), которая должна предусматривать более глубокое владение компетентностными характеристиками, вообще не содержит профессиональных компетенций в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками, а к общекультурным компетенциям отнесено умение «понимать, излагать и использовать в практической деятельности основы трудового законодательства и правовых норм», что соответствует уровню рядового рабочего.

Компетенции ФГОС ВПО таких смежных инженерных специальностей различных квалификаций, как металлургия, машиностроение, электротехника и электроэнергетика, строительство и др., имеют совершенно разный по объему и содержанию набор компетенций, относимых к общекультурным и профессиональным компетентностным характеристикам.

2. Многие компетенции, призванные обеспечить знания и умения выпускника в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками, носят ограниченный, размытый и весьма вольный характер, не соответствующий требованиям нормативных актов.

Например, в ФГОС ВПО направление «машиностроение» квалификация «магистр» данные компетенции трактуются как «способность проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам».

3. Наблюдается совмещение или подмена конкретных компетенций с нехарактерными, смежными дисциплинами.

Так, в ФГОС ВПО направление подготовки «строительство» квалификация «бакалавр» компетентностные требования в области организации рабочих мест, менеджмента качества, технического оснащения производства, технологической и экологической безопасности сведены в одну компетенцию.

4. Непонятен способ формирования компетентностных характеристик ФГОС ВПО управленческих специальностей (направлений подготовки), в частности, у основной универсальной управленческой специальности «менеджер» (080200) квалификаций «бакалавр» и «магистр».

Так, квалификация «бакалавр» обладает компетенцией «владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий», однако квалификация «магистр» вообще не обладает компетенциями в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками.

При этом необходимо учесть, что выпускники вузов управленческих специальностей призваны занимать в организации руководящие должности, на которые в соответствии с трудовым законодательством РФ и международными стандартами возлагаются обязанности по управлению охраной труда.

Статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ законодательно закреплена обязанность работодателя по обеспечению соблюдения требований охраны труда и осуществления контроля за их выполнением. Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», опирающимся на руководство МОТ по системам управления системы охраной труда (ILO-OSH 2001), установлено, что «Работодатель должен быть достаточно компетентным (или иметь возможность стать им) в области охраны труда для определения и оптимизации опасностей и рисков, связанных с работой, и применения системы управления охраной труда». Базовый набор компетенций директора предприятия по Квалификационному справочнику включает следующие умения (обязанности): «совместно с трудовыми коллективами и профсоюзными организациями обеспечивает на основе принципов социального партнерства разработку, заключение и выполнение коллективного договора, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, способствует развитию трудовой мотивации, инициативы и активности рабочих и служащих предприятия. Обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия ... для ...регулирования социально-трудовых отношений».

Необходимо отметить, что наибольшие по объему и конкретизации компетентностей характеристики включены в стандарты специалитета инженерных направлений подготовки, что связано с необходимостью углубленного владения компетенциями в сфере охраны труда, производственной и технологической безопасности, управления профессиональными рисками на потенциально опасных производствах (атомная промышленность/электроэнергетика, горное дело и др.).

В частности, ФГОС ВПО по направлению «атомные станции» квалификации «специалист» обладает набором из 23 компетенций сферы охраны труда, производственной и технологической безопасности, управления профессиональными рисками, в т.ч. 16 компетенций сформированы в отдельный раздел «Радиационная безопасность».

Компетенции по Квалификационному справочнику должностей несут более обширные и конкретные характеристики, что связано, в первую очередь, со специализацией должностей и их систематизацией на руководящие и исполнительские категории.

Исходя из сравнительного анализа профессиональных (компетентностных) требований общеотраслевых квалификационных характеристик должностей работников, можно прийти к заключению, что компетентностные характеристики руководителей обладают значительно большим объемом полномочий и ответственности. В то же время отмечается значительное несоответствие компетенций образовательных стандартов инженерных и особенно управленческих специальностей квалификационным характеристикам на производстве.

Выводы

Анализируя компетенции федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на соответствие требованиям системы управления охраной труда (Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007), можно прийти к следующим выводам:

  • обучение управлению охраной труда в виде линейной управленческой функции, известной и признанной на всех уровнях, в данных стандартах отсутствует и в целом носит бессистемный характер;
  • управление охраной труда и профессиональными рисками имеет недостаточный объем и конкретизацию в компетенциях инженерных специальностей квалификаций «магистр» и «бакалавр» для осуществления ими функций управления данными процессами на производстве;
  • управление охраной труда и профессиональными рисками в компетенции управленческих специальностей ФГОС ВПО не включены.

Таким образом, для формирования необходимых компетенций в сфере охраны труда и управления профессиональными рисками ФГОС ВПО инженерных и управленческих специальностей целесообразно введение определенных базовых компетенций.

Исходя из требований действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, в общекультурные возможно включение компетенций в следующей формулировке:

«Умение квалифицированно использовать в трудовой деятельности знание основ трудового законодательства РФ, основные требования охраны труда».

В профессиональные:

«Способность выявлять и оценивать профессиональные риски на рабочем месте, производственном участке, предприятии с учетом природы вредных и опасных факторов производственной среды, трудового процесса».

«Умение обеспечить соблюдение требований трудового законодательства, правил и норм охраны труда на рабочем месте, производственном участке, предприятии с использованием знаний технологических процессов производства» (для инженерных специальностей).

«Умение обеспечить соблюдение требований трудового законодательства, правил и норм охраны труда на рабочем месте, производственном участке, предприятии» (для управленческих специальностей).

При этом следует помнить, что ключевые компетенции в сфере охраны труда у работающих основываются на государственных требованиях и носят универсальный характер для всех работников и работодателей, что, безусловно, необходимо учитывать при формировании образовательных стандартов. Деталировка компетенций для конкретных направлений подготовки специалистов должна определяться содержанием их трудовых функций.

Рецензенты:

  • Князева Елена Геннадьевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой страхования ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Екатеринбург.
  • Лукьянов Сергей Александрович, доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Ильин С.М., Кругликов В.В. ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТАХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНЫХ И УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ) // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6693 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674