Краснодарский кооперативный институт с целью улучшения системы подготовки специалистов для потребительской кооперации создал образовательный комплекс «лицей – колледж – вуз», состоящий из 4 блоков – лицея (10–11 классы), колледжа, вуза и подразделения повышения квалификации специалистов. В этом комплексе мы провели педагогический эксперимент по непрерывному формированию и развитию профессионально-трудовых качеств нашего контингента.
В работе со студентами экспериментальной выборки мы проводили деловые игры с партнерскими отношениями участников образовательного процесса, в которые включали действия по формированию ценностных ориентаций, адаптации студентов к различным видам их будущей профессиональной деятельности, к условиям труда на предприятиях в системе потребительской кооперации.
В учебные занятия включались элементы профессиональной ориентации, проводились: уроки английского языка в кабинетах производственного обучения, в условиях выполнения лабораторных работ по профилю изучаемой специальности. Эти уроки в каждой группе проводились в кабинете, соответствующем профилю подготовки ее студентов – экономики, бухгалтерского учета, пищевых продуктов, в кабинете-магазине. На уроках организовывалось обсуждение на изучаемом иностранном языке объектов трудовой деятельности, понятий, производственных ситуаций, результатов профессиональных действий и других обстоятельств. Включались приемы формирования профессиональных ценностных ориентаций, производственных и других жизненно необходимых коммуникативных умений и навыков. Организовывалось разыгрывание ситуаций сказок на современные темы рынка, обсуждение фильмов и спектаклей, касающихся тем делового этикета, человеческих взаимоотношений, обсуждение отрывков научно-популярных фильмов с их анализом и дальнейшим поиском решений научно-производственных проблем и ситуаций.
Проводились внеклассные мероприятия профессиональной направленности: КВН, викторины, встречи с интересными людьми, презентации результатов разнообразной творческой работы. Проводились защита экологических проектов, конкурсы по проблемам истории создания Красной книги, научно-практические студенческие конференции с обсуждением докладов на научно-фундаментальные темы и т.д.
Исследование проводилось с октября 2005 по октябрь 2006 г. Изучалось изменение познавательных интересов учащихся. В его начале и конце они были опрошены по одной и той же анкете. Результаты опроса представлены в табл. 1.
Таблица 1. Изменение любознательности учащихся лицея и колледжа экспериментальных (258 чел.) и контрольных групп (62 чел.) групп. К – контрольная выборка, Э – экспериментальная
Проявляемые познавательные интересы | К– до эксп. % | К- послеэксп. % | Результат | Э– доэксп % | Э– после эксп.% | Результат | Итого |
1.Проявляют интерес к чтению | 40 | 42 | 2 | 41 | 78 | 37 | 35 |
2. Читают литературу по специальности: – журналы по специальности, – научную литературу, – дополнительную по предметам |
23 8 6 |
30 8 18 |
7 0 12 |
26 2 8 |
67 10 67 |
41 8 59 |
34 8 47 |
3. Пользуются Интернетом | 45 | 60 | 15 | 46 | 68 | 22 | 7 |
4. Считают себя любознательными | 34 | 40 | 6 | 35 | 88 | 53 | 47 |
Анкетирование показало, что у студентов контрольных групп интерес к чтению почти не изменился, а в экспериментальных группах число его проявляющих увеличилось на 37%. К журналам по специальности интерес вырос во всех группах, но в контрольных лишь на 7%, а в экспериментальных – на 41%. Прирост интереса к этой литературе в экспериментальных группах относительно контрольных оказался равным 34%. Научную литературу в контрольной выборке никто не читал до эксперимента и не проявил к ней интереса вплоть до его окончания, а в экспериментальной он вырос с 2 до 8%. Интерес к дополнительной литературе по изучаемым предметам в контрольной выборке вырос на 6, а в экспериментальной – на 53%. Прирост этого показателя оказался равным 47%.
Интерес к информации в Интернете на старте исследования был примерно одинаковым (в процентном отношении) в обеих выборках, а за время эксперимента в контрольной число его проявляющих выросло на 15, а в экспериментальной – на 22%. Положительный эффект оказался равным 7%.
Перед экспериментом любознательными себя считали также примерно одинаковое количество студентов в обеих выборках, а после него их количество в экспериментальной увеличилось на 47% больше, чем в контрольной.
Проведенное анкетирование показало, что экспериментальные меры оказали существенное положительное влияние на познавательные интересы учащихся в области их будущей профессионально-трудовой деятельности.
Профессионально-трудовая социализация и социализованность зависят также от отношения к самостоятельной профессиональной подготовке. Мы провели анкетирование студентов для изучения его состояния. Результаты опроса представлены в табл. 2.
Анкетирование показало, что в процессе исследования процентное отношение количества студентов, которым нравится самостоятельно работать, увеличилось во всех группах, но в экспериментальной выборке на 12% больше. В последней выборке на 20% против 1% в контрольной возросло количество студентов, которые любят анализировать тексты.
Ответы на вопрос о проявлении самостоятельности в жизни показали, что число таких студентов во время эксперимента увеличилось во всех группах, но в экспериментальных на 9% больше. Аналогичные результаты получены по развитию стремления познавать мир.
Таблица 2. Адаптивное управление своей профессиональной самоподготовкой экспериментальных (268 чел.) и контрольных (63 чел.) групп
Проявления отношения к профессиональной самоподготовке | К- до эксп. % | К- после эксп. % | Результат | Э- до эксп. % | Э- после эксп. % | Результат | Итого |
1. Считают профессиональную самоподготовку обязанностью профессионала | 30 | 58 | 28 | 29 | 69 | 40 | 12 |
2. Любят профессиональную самоподготовку в библиотеках | 9 | 18 | 9 | 8 | 28 | 20 | 11 |
3. Любят самостоятельную работу по спецпредметам | 27 | 37 | 10 | 25 | 55 | 30 | 20 |
4. Посещают мастер-классы | 64 | 84 | 20 | 68 | 98 | 30 | 10 |
5. Посещают семинары по специальным учебным дисциплинам | 51 | 70 | 19 | 59 | 89 | 30 | 11 |
6. Знают как реализовать свои профессиональные планы на будущее | 45 | 50 | 5 | 47 | 70 | 23 | 18 |
7. Желают реализовать свои профессиональные планы на будущее | 78 | 90 | 12 | 80 | 100 | 20 | 8 |
8. Нравится познавать мир | 45 | 50 | 5 | 46 | 60 | 14 | 9 |
9. Проявляют самостоятельность в жизни | 50 | 60 | 10 | 51 | 70 | 19 | 9 |
10. Любят анализировать тексты | 30 | 31 | 1 | 32 | 52 | 20 | 19 |
11. Любят самостоятельно работать | 39 | 49 | 10 | 40 | 62 | 22 | 12 |
Количество желающих реализовать свои профессиональные планы на будущее по сравнению с другими показателями оказалось самым высоким и в процессе эксперимента увеличилось в обеих выборках. В контрольной оно выросло с 78 до 90%, а в экспериментальной – с 80 до 100%. Примечательно то, что среди 258 опрошенных не оказалось ни одного студента, не стремящегося к реализации в своей будущей жизни своих профессиональных намерений. Но с пониманием путей достижения этой цели ситуация сложилась иная. До эксперимента меньше половины студентов (45% в контрольных группах и 47% в экспериментальных) знали, что нужно делать. Во время исследования их количество возросло в обычных условиях учебного процесса, в контрольной выборке, на 5%, а в экспериментальных – на 23% и достигло 70%.
Не одинаково изменялось количество студентов, желающих посещать семинары по специальным учебным дисциплинам. В контрольных группах оно увеличилось с 51 до 70%, а в экспериментальных – с 59 до 89%. Это означает, что в контрольных группах осталось 30% нежелающих посещать эти занятия, почти третья часть студентов, а в экспериментальных их осталось всего лишь 11%, около одной десятой всего количества. Аналогичная ситуация сложилась и с желанием посещать занятия в мастер-классах по спецдисциплинам, однако общий уровень отношения к ним у всех заметно выше. В контрольной выборке количество желающих ходить на них росло с 64 до 84%, а в экспериментальной – с 68 до 98% и осталось лишь 2% нежелающих.
Полюбивших самостоятельную работу по спецпредметам на старте эксперимента было в контрольной выборке 27, а экспериментальной – 25%, а после него оказалось соответственно 37 и 55%. Однако экспериментальные меры принесли существенную пользу – перевели в число «любителей» этой формы обучения 20% учащихся. Число любящих заниматься профессиональной самоподготовкой в библиотеке значительно меньше – на старте их было по 9% в каждой выборке. Однако к концу эксперимента их число в первом случае удвоилось, а в последнем утроилось.
Количество считающих профессиональную самоподготовку обязанностью профессионала в контрольных группах при выполнении исследования выросло на 28, а в экспериментальных – на 40%.
Итак, проведенное анкетирование показало, что выполненный эксперимент существенно улучшил профессионально-трудовую социализацию учащихся.
Разработанный нами механизм профессионально-трудовой социализации личности, успешно работает. В нем проявились пути формирования профессионально значимых качеств личности будущего специалиста кооперации.
В проведенном эксперименте обозначились педагогические условия обеспечения эффективности процесса профессионально-трудовой социализации личности при непрерывном профессиональном образовании:
– включение в процесс изучения общеобразовательных учебных дисциплин конкретных примеров, связанных с будущей профессиональной деятельностью, создающих острую ситуацию, требующую творческих действий;
– проведение деловых игр, требующих самостоятельных творческих действий;
– включение творческих упражнений, развивающих профессиональные ценностные ориентации;
– проведение коллективных творческих действий с обсуждением и оценкой их результатов;
– организация изготовления, обсуждения и оценки продуктов профессиональных действий;
– организация проявлений начитанности профессиональной литературой;
– организация изготовления и совершенствования профессиональных объектов;
– использование кабинетов и лабораторий профессиональной подготовки в преподавании общеобразовательных предметов и на внеучебных мероприятиях для решения занимательных задач, организации викторин, конкурсов, выставок;
– использование в преподавании иностранных языков занимательных профессиональных ситуаций, побуждающих проявлять творчество, выражаемое в иноязычной речи.
Библиографическая ссылка
Красноперова А.Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=669 (дата обращения: 02.10.2023).