Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ УСТАНОВОК НА РЕАЛИЗАЦИЮ МАТЕРИНСКОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Шелехов И.Л. 1 Берестнева О.Г. 2 Ясюкевич Ю.В. 3
1 Томский государственный педагогический университет
2 Национальный исследовательский Томский политехнический университет
3 Юргинский технологический институт
В данной работе затронута проблема репродуктивного поведения современных российских девушек. Рассмотрены полученные данные исследования, проводимого на базе Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 51 г.Томска. Приведен анализ установок на реализацию материнской функции современных девушек подросткового возраста. В результате проведенного исследования установлено, что на формирование отношения девушек к себе как к будущей матери прежде всего влияют представления в социуме о роли современной женщины и образ собственной матери. Не смотря на положительное отношение девушек к материнству, 74% от числа опрошенных на первое место жизненных ценностей ставят карьеру, и лишь после тридцатилетнего возраста планируют становиться матерями. Отмечается необходимость дальнейшего изучения репродуктивных установок и поиск эффективных методов сохранения репродуктивного здоровья нации.
мать
материнство
семья
беременность
1. Варнакова Л.А. Духовно-нравственный потенциал женщины в социокультурных представлениях молодежи (по результатам исследований в нижегородских вузах) / Л.А. Варнакова // Вестник Нижегородского университета им. Лобачевского. - 2007. - №1 (6). - с. 135-140.
2. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе / О.А.Воронина // Общественные Науки и современность. - 2000. - №4. - с. 9-20.
3. Зайцева Е.В. Взаимосвязь демографических изменений и репродуктивной функции в контексте поколений / Е.В.Зайцева // Вестник УИЭУ и П. - 2008. - №4 (5). - с. 106-118.
4. Карпова Л.И. Динамика демографических процессов в России / Л.И. Карпова // Научный вестник МГТУ ГА. - 2007. - № 113. - с. 114-119.
5. Люшер М. Цветовой тест Люшера. / М. Люшер // СПб.: Сова. - 2002. - с. 128.
6. Нартова Н.А. Гендерный контракт современного российского общества и неконвенциональные гендерные идентичности/ Н.А. Нартова // Женщина в российском обществе. - 2008. - №3. - с. 56-64.
7. Панфилова Т.Н., Медведева О.В. Семья как объект современной демографической политики / Т.Н. Панфилова, О.В.Медведева // Российский медико-биологический вестник им. Академика И.П. Павлова. - 2009. - № 2. - с. 67-70.
8. Рудова Н.Е. Духовно-нравственное понимание материнства / Н.Е. Рудова // Мир образования - образование в мире. - 2009. - №1. - с. 268-273.
9. Рыков С. Убывающий народ // Литературная газета. - 2005. - 16-22 ноября.
10. Темкина А., Роткирх А. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социс. - 2002. - №11.
Актуальность. Проблема депопуляции является одной из острейших в России, так как наша страна переживает уже четвертый период сокращения численности населения на протяжении ХХ столетия [3]. Несмотря на все государственные программы по поддержке рождаемости, численность населения в XXI веке начинает снижаться.

Ситуация в России является катастрофической. Процесс депопуляции начался в 1992 году [4], рождаемость год за годом сокращается при возрастании смертности, при этом нет оснований рассчитывать на ее увеличение в ближайшее время [3-9]. Снижение рождаемости ведет к демографическому старению. Согласно классификации ООН, население считается старым, если доля людей старше 65 лет превышает 7%. В России эта доля составляет 12,5% [9, 4].

Ситуация с рождаемостью существенно усугубляется тем, что в настоящее время имеет место тенденция к росту гинекологической и экстрагенитальной патологии среди женщин репродуктивного возраста, частоты осложнений беременности и родов, а также повышение заболеваемости новорожденных [7]. Также современные исследования свидетельствуют об изменении отношения к материнству в сознании женщин [1,2,8]. Все чаще современная девушка стремится к так называемому спонсорскому контракту, при котором для женщины не важны ни работа, ни материнство: женщина исполняет роль сексуального обслуживания, за что мужчина ее спонсирует, «содержит» [6,10].

В связи с этим актуальными являются исследования, направленные на выявление репродуктивных установок и реализацию материнских функций у девушек в возрасте 15-17 лет в реализации жизненного сценария как потенциальных матерей ближайших лет.

В настоящей работе мы попытались ответить на вопрос, какова установка на реализацию материнской функции у девушек юношеского возраста.

В исследовании, проводившемся на базе Муниципального образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа г. Томска, приняли участие 50 девушек, учащиеся 10 класса. Для изучения характеристик выборки исследования на этапе подготовки был проведён анкетный опрос девушек, в результате чего получены следующие данные: 76% девушек воспитываются в полных семьях и 24% растут в неполных родительских семьях.

Также 76% девушек указали, что их семьи эмоционально благополучные, и 24% - эмоционально неблагополучные, но этот фактор не всегда совпадает с наличием второго родителя. Количество детей в семье испытуемых: 33,33% - семьи с единственным ребёнком, 48,15% - семьи с двумя детьми, 14,80% семей имеют троих детей, и 3,7% (1семья) имеют 4-х детей.

В исследовании применялся восьмицветный тест Люшера [5].

Семейные факторы изучались с помощью Анкеты исследования представлений о семье и установок на реализацию материнской функции (кандидат педагогических наук Шелехов И.Л., 2005 г.).

Результаты исследования и их обсуждение. В результате применения Анкеты исследования представлений о семье и установок на реализацию материнской функции, получены следующие психодиагностические данные:

1. Ответы на вопрос, в каком возрасте вы собираетесь стать матерью, представлены в диаграмме №1.

 

Рис. 1. Диаграмма ответов на вопрос: «В каком возрасте вы собираетесь стать матерью».

Дополнительное исследование на этапе подготовки (анкетный опрос) показало, что подавляющее большинство девушек хотят вначале достичь карьеры (74%), и лишь 19% ставят на первое место создание семьи. Остальные ответы показали равноценность целей и «как получится». Из анализа ответов видно, что немногие девушки представляют, сколько времени может занять достижение карьеры, и многие из них планируют рождение ребёнка, например, уже в 20-24 года.

2. Результаты изучения характеристик реальных матерей девушек, принявших участие в исследовании, и идеальных представлений о том, какая должна быть мать, представлены в гистограмме №1 (рис.2).

Рис.2. Качества «идеальных» и «реальных» матерей в ответах респонденток.

Примечание:

А - добрая (45 и 55)% соответственно в реальности и в идеале;

В - заботливая (58 и 62)%;

С - спокойная (14 и 52)%;

D - любящая своих детей (75 и 86)%;

Е - терпеливая (31 и 48)%;

F - глава семьи (45 и 7)%;

G - товарищ, старшая подруга (31 и 52)%;

H - способная материально обеспечивает семью (58 и 21)%;

I - занятая (20 и 3)%;

J -ответственная (52 и 52)%;

R - хозяйственная (55 и 58)%;

L - эмоциональный центр семьи (24 и 10)%;

М - понимающая (41 и 93)%.

 

Из гистограммы (рис.2) видно, что девушки хотят видеть своих матерей более спокойными (примерно 52% - в идеале и 14% - в реальности), терпеливыми (48% - в идеале и 31% - в реальности), любящими своих детей (86% - в идеале и 75% - в реальности), менее занятыми (3 и 21%, соответственно) и, самое главное, понимающими (93 и 41 %). Идеальная мать, с точки зрения девушек, должна быть ей подругой (что есть у третьей части девушек, а идеализируют - половина девушек), не является главой семьи и не должна обеспечивать семью, что также значительно расходится с реальностью.

3. На вопрос о качествах матери, совершенно неприемлемых с точки зрения девушек, принявших участие в исследовании, были получены следующие данные:

Наиболее неприемлемыми качествами для матери, по мнению девушек, являются употребление алкоголя (86%), отсутствие интереса к ребёнку (79%), грубость (примерно 76%). Вторая группа неприемлемых для матери качеств: чрезмерный контроль (примерно 69%), мелочная придирчивость (62%), жёсткость и непонимание интересов ребёнка (примерно 59%), равнодушие (52%), легкомыслие (34%). На последнем месте - требовательность и занятость (по 17%).

4. На вопрос: «Считаете ли Вы создание семьи серьёзным шагом», - 96,56% девушек ответили положительно, и только одна респондентка ответила - «не особенно». Отрицательных ответов нет.

5. На вопрос: «Готовы ли вы сейчас стать матерью», - 86,2% ответили «нет», объясняя это своим возрастом, что вполне резонно. Однако 2 девушки дали ответ «готовы и сейчас стать матерями», и ещё 4 ответили: «не знаю».

Большинство девушек имеют достаточно сформированную картину необходимых материнских качеств. И хотя 74% из них на первое место ставят карьеру, а не семью, почти все они собираются стать матерями до тридцатилетнего возраста.

6. Результаты изучения отношения к материнству с помощью методик Люшера и Эткинда (ЦТО - тест цветовых отношений) представлены на рис.3.

Рис.3. Результаты диагностики девушек методиками Люшера и Эткинда.

Объединив ответы - положительное отношение, позитивное отношение и положительно-позитивное отношение (и наоборот); а также нейтральное, положительно-нейтральное и позитивно-нейтральное, - выделим также группу противоречивых ответов: положительно-негативное и позитивно-негативное отношения; и четвёртая группа - нейтрально-негативное и негативное отношение к следующим понятиям: «материнство», «беременность», «роды» и «ребёнок, дети»; представим обобщенные результаты в таблице №1.

Таблица №1. Отношение девушек к материнству (методика ЦТО Эткинда).

Понятия

Положит.

Нейтральное

Противореч.

Негативное

Материнство

68,75%

18,75%

12,60%

0%

Беременность

40,62%

34,37%

15,62%

9,36%

Роды

25,00%

25,00%

25,00%

25,00%

Ребёнок

68,75%

18,75%

3,12%

6,24%

Из таблицы видно, что наиболее выражено положительное отношение девушек к понятиям «материнство» и «ребёнок» - примерно 69%. Наиболее противоречивые и негативные чувства у девушек вызывают понятия «роды» и «беременность». К родам у девушек меньше всего положительного отношения (25%), по сравнению с другими понятиями, что объясняется их страхами, связанными с этим процессом, сформированными, возможно, рассказами матерей, родственниц и примерами литературы и киноискусства.

В результате проведённого нами исследования были сделаны следующие выводы:

На формирование отношения девушек к себе - как будущей матери - влияют различные факторы. Среди наиболее значимых можно выделить: имеющиеся в обществе представления о современной женщине и ее ролях (в частности, о роли матери); образ собственной матери (оценка ее феминности, соответствия желаемому образу и т.п.); взаимоотношения девушки со своей матерью.

Девушки хотят видеть своих матерей более спокойными, терпеливыми, любящими своих детей, менее занятыми и, самое главное, понимающими. Идеальная мать, с точки зрения девушек, должна быть ей подругой (что есть у третьей части девушек, а идеализируют - половина девушек), она не должна быть главой семьи и полностью обеспечивать семью, что также значительно расходится с реальностью.

Наиболее неприемлемыми качествами матери, по мнению девушек, являются употребление алкоголя, отсутствие интереса к ребёнку, грубость. Вторая группа неприемлемых для матери качеств: чрезмерный контроль, мелочная придирчивость, жёсткость и непонимание интересов ребёнка, равнодушие, легкомыслие. На последнем месте - требовательность и занятость.

Большинство девушек достаточно верно описывают необходимые семейные и материнские качества, и хотя 74% из них на первое место ставят карьеру, а не семью, почти все они собираются стать матерями до тридцатилетнего возраста.

Наиболее выражено положительное отношение девушек к понятиям «материнство» и «ребёнок». Наиболее противоречивые и негативные чувства у девушек вызывают понятия «роды» и «беременность». К родам у девушек меньше всего положительного отношения, по сравнению с другими понятиями, что объясняется их страхами, связанными с этим процессом, сформированными, возможно, рассказами матерей, родственниц и примерами литературы и киноискусства.

Заключение. Современное состояние российского общества, демографические проблемы нации обуславливают актуальность исследования репродуктивных установок современной молодежи. Как показали результаты проведенного исследования, большое значение имеет индивидуальная психологическая подготовка девушек к беременности, материнству и родам. Актуальным становится научный поиск новых подходов в разработке психолого-акмеологической стратегии обеспечения эффективного сохранения репродуктивного здоровья нации. Тем более что молодая женщина является непосредственной продолжательницей рода, а в совокупности - основой и предпосылкой сохранения здоровой и полноценной нации.

Рецензенты:

  • Языков Константин Геннадьевич, доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, профессор ГБОУ ВПО «Сибирский государственный медицинский университет», г. Томск.
  • Иванкина Любовь Ивановна, д.ф.н., профессор, профессор ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томск.

Библиографическая ссылка

Шелехов И.Л., Берестнева О.Г., Ясюкевич Ю.В. АНАЛИЗ УСТАНОВОК НА РЕАЛИЗАЦИЮ МАТЕРИНСКОЙ ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ДЕВУШЕК ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6679 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674