Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НОВАЯ ТИПОЛОГИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА ДЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Перов Ф.В. 1 Перова А.Ф. 1
1 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»
Деловой туризм – это особое направление в туризме. Его цель – деловые встречи, семинары, конференции, участие в выставках, корпоративные мероприятия. Характерным для делового туризма являются: независимость от сезона, прогнозируемость, массовость, ориентация на потребление услуг высокого качества, а также широкого спектра дополнительных услуг. Петербург имеет уникальную возможность организовывать мероприятия на исторических площадках. Для качественного развития делового туризма требуется разработать научно обоснованную схему размещения объектов делового туризма с учетом транспортной инфраструктуры (аэропорты, морские порты, железнодорожные вокзалы, автомагистрали), существующих объектов науки и промышленности с удобной доступностью до культурных центров города. Центры делового туризма должны представлять собой многофункциональные комплексы, объединяющие гостиницы, выставочные залы, залы для проведения конгрессов и форумов.
деловой туризм
инфраструктура туризма
типология объектов обслуживания
размещение объектов
внутренняя структура объектов
многофункциональный комплекс
1. Дыбаль М.А. Деловой туризм как перспективное развитие экономики региона. Текст: автореферат диссертации кандидата экономических наук / М.А. Дыбаль. - СПб., 2011. - 43 с.
2. Загер А.С. Рынок MICE в Санкт-Петербурге / А. Загер // Business Travel. - 2011. - №5. - Режим доступа: http://bt-magazine.ru/journal_article/105.html
3. Лобанов Ю.Н. Архитектура пространственной среды отдыха, типология зданий, концепция. Текст: автореферат диссертации доктора архитектуры / Ю.Н. Лобанов. - Л., 1985. - 45 с.
4. Лобанов Ю.Н. Отдых и архитектура. Будущее и настоящее Текст / Ю. Н. Лобанов. - Л.: 1982. - 199 с.
5. Осадин Б.А. Деловой туризм в России / Туризм: практика, проблемы, перспективы, 2002, - №4. С. 8-16.
6. Соколов Л.И. Планировка административно-деловой зоны центра крупных городов /Л.И. Соколов. - М.: Стройиздат, 1992. - 159 с.
Введение

В настоящее время туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Деловой туризм - это совершенно особое направление в туризме. Целью делового туризма являются деловые встречи, семинары, конференции, участие в выставках, корпоративные мероприятия. Развитие любого государства невозможно без активного обмена информацией, овладения новыми технологиями, повышения квалификации на всех уровнях делового образования. Именно поэтому деловой туризм будет динамично развиваться в будущем.

Цель исследования

Целью данного исследования является изучение особенностей делового туризма, а также обзор объектов инфраструктуры и обслуживания, которыми должен обладать город, чтобы деловой туризм в нем активно развивался. Исследование проводится на примере Санкт-Петербурга.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленных целей применялся общенаучный системный подход, а также аналитический метод исследования и метод статистического анализа.

Деловой туризм является перспективным и высокодоходным видом туристического бизнеса и характеризуется высоким и стабильным ростом и относительной устойчивостью.

Особенностями делового туризма являются: независимость от сезона (мероприятия с участием деловых путешественников проводятся в течение всего года); прогнозируемость (мероприятие планируется за значительный срок до его проведения); массовость; ориентация на потребление услуг высокого качества, а также широкого спектра дополнительных услуг.

Среди отдельных видов делового туризма можно выделить:

1). Конгрессный туризм. Конгрессный туризм - это организация и проведение съездов, конференций, выставок. Несмотря на значительную роль конгрессного туризма в мировых экономических и социальных отношениях, проблемы организации данного вида туризма до сих пор остаются вне внимания исследователей туризма в России.

2). Выставочный туризм. Выставочный бизнес при эффективной социально-экономической политике государства и соответствующем законодательстве может стать важным рычагом для развития производственной деятельности народного хозяйства и экономики страны в целом.

В условиях выхода из экономического кризиса особенно возрастает роль выставочных мероприятий как показателя развития той или иной отрасли, включая туристическую, как индикатора социального и экономического развития. Выставочное движение способствует расширению экономических возможностей и налаживанию новых хозяйственных связей, поэтому крайне необходимо для отечественных и зарубежных предпринимателей. Выставочно-ярмарочная сфера является отражением особенностей эволюции общественного производства, показателем сдвигов в структуре экономики, в смене технологий. Выставочные мероприятия способствуют осмыслению происходящих изменений в развитии города, региона, страны и наглядно их демонстрируют.

3). Горнолыжный туризм является одним из самых перспективных направлений развития туристической отрасли, особенно в России. Сочетание горнолыжного туризма с бизнес-туризмом является хорошим вариантом повышения рентабельности средств размещения на горнолыжных курортах: проведение семинаров, симпозиумов, выставок, конференций и т. д. вне праздничных периодов привлекло бы в данные районы дополнительные потоки туристов, а сама специфика местности и целебные свойства горного воздуха стали бы дополнительным стимулом для участия деловых людей в подобных мероприятиях.

В настоящее время основным туристским регионом мира является Европа. Европа как «поставляет» туристов (ее доля в общем числе иностранных туристов превышает 70%), так и служит объектом туристического интереса. Сегодня подавляющая часть посещающих Европу туристов останавливается в скандинавских странах и Финляндии. Между тем Санкт-Петербург так же обладает огромным социально-экономическим потенциалом развития в качестве центра делового туризма. Этому способствуют уникальные культурно-исторические характеристики Петербурга, позволяющие конкурировать не только на российском, но и мировом уровне. Город занимает 7-е место в рейтинге городов мира по туристской привлекательности и является одним из самых посещаемых туристских центров России.

Необходимо отметить, что развитие индустрии встреч в европейских странах происходит на базе хорошо сформированной и развитой туристической инфраструктуры. Именно этот фактор считается основным условием активного развития делового туризма и привлечения организаторов крупных конференций в европейские города. Туристическая инфраструктура Северо-Запада, как и всей России, была сформирована и построена в советское время и довольно долгое время не получала достаточных средств для модернизации и развития. В течение последних пяти лет на Северо-Западе состоялся запуск крупнейших инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры. Лидером изменений выступил Санкт-Петербург, в котором активизировалась работа над стратегическими проектами развития транспортной и гостиничной инфраструктуры, но многое еще необходимо создать.

Важным условием обеспечения устойчивого развития туризма является эффективное функционирование объектов зрелищно-развлекательной и досуговой индустрии. Санкт-Петербург обладает значительным потенциалом этой индустрии.

Носящий звание «культурной столицы» России, Санкт-Петербург, безусловно, привлекателен своими возможностями. Здесь уникальным образом сочетаются русская культура и утонченный европейский облик. Огромное количество музеев, парков, дворцов, фонтанов, очарование «белых ночей» и разводных мостов, мировая опера и балет - все эти достояния являются решающими аргументами в пользу проведения мероприятий именно в Санкт-Петербурге.

Отличительной особенностью уникального города на Неве является наличие широкой возможности для организации мероприятий на исторических площадках. Интересным направлением может служить проведение мероприятий во временных (тентовых) конструкциях с уникальным видом на всемирно известные объекты.

В настоящее время 75% всех конгрессно-выставочных мероприятий Северо-Запада сосредоточено в Санкт-Петербурге, тогда как на остальные регионы СЗФО приходится лишь 25%. Деловой туризм в Санкт-Петербурге представлен различными международными конференциями, конгрессами, форумами, которые способствуют развитию международных контактов, укреплению авторитета мегаполиса за рубежом, интеграции города в мировое пространство.

Результаты исследования

Развитию и продвижению делового туризма в Санкт-Петербурге мешают нерешенные проблемы организационного, экономического, нормативно-правового, научно-технического и производственного характера. К таким проблемам, прежде всего, следует отнести:

  • слабый уровень интеграции Санкт-Петербурга в систему развития международного сотрудничества в области делового туризма;
  • недостаточный уровень развития инфраструктуры делового туризма (средств размещения, общественного питания, транспортных услуг, объектов индустрии, развлечений, конгрессных и выставочных площадок и др.);
  • отставание в разработке и внедрении на туристическом рынке города прогрессивных технологий управления и обслуживания туристов;
  • невысокий уровень развития научных исследований в области развития и продвижения туристической отрасли с участием научных организаций и учебных заведений Санкт-Петербурга.

На сегодняшний день во всех крупных гостиницах Санкт-Петербурга существует полная загрузка в основном с конца мая по август. Это свидетельствует об ограниченности предложения из-за нехватки залов и достаточно комфортных мест размещения туристов.

В городе не только мало гостиниц конгрессного типа, но и площадок для проведения массовых деловых мероприятий. «ЛенЭКСПО» и «Прибалтийская» хороши для небольших конгрессов. ЭКСПО ФОРУМ в Пулково станет первой площадкой в Санкт-Петербурге, способной вместить более полутораста тысяч участников.

Выводы

Для качественного развития делового туризма необходимо разработать такую типологию и инфраструктуру, как бизнес-гостиницы, конгрессные центры, выставочные комплексы.

Необходимо осуществить комплексное решение проблем путем разработки и реализации соответствующей стратегии, направленной на формирование положительных тенденций в области развития и продвижения регионального делового туризма.

Для качественного развития делового туризма требуется разработать научно обоснованную схему размещения объектов делового туризма с учетом транспортной инфраструктуры (аэропорты, морские порты, железнодорожные вокзалы, автомагистрали), существующих объектов науки и промышленности и удобной доступности культурных центров города.

Центры делового туризма должны представлять собой многофункциональные комплексы, объединяющие гостиницы, выставочные залы, залы для проведения конгрессов и форумов.

Рецензенты:

  • Лавров Леонид Павлович, доктор архитектуры, профессор кафедры архитектурного проектирования ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург.
  • Семенцов Сергей Владимирович, доктор архитектуры, профессор кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Перов Ф.В., Перова А.Ф. НОВАЯ ТИПОЛОГИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА ДЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6668 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674