В настоящее время туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Деловой туризм - это совершенно особое направление в туризме. Целью делового туризма являются деловые встречи, семинары, конференции, участие в выставках, корпоративные мероприятия. Развитие любого государства невозможно без активного обмена информацией, овладения новыми технологиями, повышения квалификации на всех уровнях делового образования. Именно поэтому деловой туризм будет динамично развиваться в будущем.
Цель исследования
Целью данного исследования является изучение особенностей делового туризма, а также обзор объектов инфраструктуры и обслуживания, которыми должен обладать город, чтобы деловой туризм в нем активно развивался. Исследование проводится на примере Санкт-Петербурга.
Материал и методы исследования
Для достижения поставленных целей применялся общенаучный системный подход, а также аналитический метод исследования и метод статистического анализа.
Деловой туризм является перспективным и высокодоходным видом туристического бизнеса и характеризуется высоким и стабильным ростом и относительной устойчивостью.
Особенностями делового туризма являются: независимость от сезона (мероприятия с участием деловых путешественников проводятся в течение всего года); прогнозируемость (мероприятие планируется за значительный срок до его проведения); массовость; ориентация на потребление услуг высокого качества, а также широкого спектра дополнительных услуг.
Среди отдельных видов делового туризма можно выделить:
1). Конгрессный туризм. Конгрессный туризм - это организация и проведение съездов, конференций, выставок. Несмотря на значительную роль конгрессного туризма в мировых экономических и социальных отношениях, проблемы организации данного вида туризма до сих пор остаются вне внимания исследователей туризма в России.
2). Выставочный туризм. Выставочный бизнес при эффективной социально-экономической политике государства и соответствующем законодательстве может стать важным рычагом для развития производственной деятельности народного хозяйства и экономики страны в целом.
В условиях выхода из экономического кризиса особенно возрастает роль выставочных мероприятий как показателя развития той или иной отрасли, включая туристическую, как индикатора социального и экономического развития. Выставочное движение способствует расширению экономических возможностей и налаживанию новых хозяйственных связей, поэтому крайне необходимо для отечественных и зарубежных предпринимателей. Выставочно-ярмарочная сфера является отражением особенностей эволюции общественного производства, показателем сдвигов в структуре экономики, в смене технологий. Выставочные мероприятия способствуют осмыслению происходящих изменений в развитии города, региона, страны и наглядно их демонстрируют.
3). Горнолыжный туризм является одним из самых перспективных направлений развития туристической отрасли, особенно в России. Сочетание горнолыжного туризма с бизнес-туризмом является хорошим вариантом повышения рентабельности средств размещения на горнолыжных курортах: проведение семинаров, симпозиумов, выставок, конференций и т. д. вне праздничных периодов привлекло бы в данные районы дополнительные потоки туристов, а сама специфика местности и целебные свойства горного воздуха стали бы дополнительным стимулом для участия деловых людей в подобных мероприятиях.
В настоящее время основным туристским регионом мира является Европа. Европа как «поставляет» туристов (ее доля в общем числе иностранных туристов превышает 70%), так и служит объектом туристического интереса. Сегодня подавляющая часть посещающих Европу туристов останавливается в скандинавских странах и Финляндии. Между тем Санкт-Петербург так же обладает огромным социально-экономическим потенциалом развития в качестве центра делового туризма. Этому способствуют уникальные культурно-исторические характеристики Петербурга, позволяющие конкурировать не только на российском, но и мировом уровне. Город занимает 7-е место в рейтинге городов мира по туристской привлекательности и является одним из самых посещаемых туристских центров России.
Необходимо отметить, что развитие индустрии встреч в европейских странах происходит на базе хорошо сформированной и развитой туристической инфраструктуры. Именно этот фактор считается основным условием активного развития делового туризма и привлечения организаторов крупных конференций в европейские города. Туристическая инфраструктура Северо-Запада, как и всей России, была сформирована и построена в советское время и довольно долгое время не получала достаточных средств для модернизации и развития. В течение последних пяти лет на Северо-Западе состоялся запуск крупнейших инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры. Лидером изменений выступил Санкт-Петербург, в котором активизировалась работа над стратегическими проектами развития транспортной и гостиничной инфраструктуры, но многое еще необходимо создать.
Важным условием обеспечения устойчивого развития туризма является эффективное функционирование объектов зрелищно-развлекательной и досуговой индустрии. Санкт-Петербург обладает значительным потенциалом этой индустрии.
Носящий звание «культурной столицы» России, Санкт-Петербург, безусловно, привлекателен своими возможностями. Здесь уникальным образом сочетаются русская культура и утонченный европейский облик. Огромное количество музеев, парков, дворцов, фонтанов, очарование «белых ночей» и разводных мостов, мировая опера и балет - все эти достояния являются решающими аргументами в пользу проведения мероприятий именно в Санкт-Петербурге.
Отличительной особенностью уникального города на Неве является наличие широкой возможности для организации мероприятий на исторических площадках. Интересным направлением может служить проведение мероприятий во временных (тентовых) конструкциях с уникальным видом на всемирно известные объекты.
В настоящее время 75% всех конгрессно-выставочных мероприятий Северо-Запада сосредоточено в Санкт-Петербурге, тогда как на остальные регионы СЗФО приходится лишь 25%. Деловой туризм в Санкт-Петербурге представлен различными международными конференциями, конгрессами, форумами, которые способствуют развитию международных контактов, укреплению авторитета мегаполиса за рубежом, интеграции города в мировое пространство.
Результаты исследования
Развитию и продвижению делового туризма в Санкт-Петербурге мешают нерешенные проблемы организационного, экономического, нормативно-правового, научно-технического и производственного характера. К таким проблемам, прежде всего, следует отнести:
- слабый уровень интеграции Санкт-Петербурга в систему развития международного сотрудничества в области делового туризма;
- недостаточный уровень развития инфраструктуры делового туризма (средств размещения, общественного питания, транспортных услуг, объектов индустрии, развлечений, конгрессных и выставочных площадок и др.);
- отставание в разработке и внедрении на туристическом рынке города прогрессивных технологий управления и обслуживания туристов;
- невысокий уровень развития научных исследований в области развития и продвижения туристической отрасли с участием научных организаций и учебных заведений Санкт-Петербурга.
На сегодняшний день во всех крупных гостиницах Санкт-Петербурга существует полная загрузка в основном с конца мая по август. Это свидетельствует об ограниченности предложения из-за нехватки залов и достаточно комфортных мест размещения туристов.
В городе не только мало гостиниц конгрессного типа, но и площадок для проведения массовых деловых мероприятий. «ЛенЭКСПО» и «Прибалтийская» хороши для небольших конгрессов. ЭКСПО ФОРУМ в Пулково станет первой площадкой в Санкт-Петербурге, способной вместить более полутораста тысяч участников.
Выводы
Для качественного развития делового туризма необходимо разработать такую типологию и инфраструктуру, как бизнес-гостиницы, конгрессные центры, выставочные комплексы.
Необходимо осуществить комплексное решение проблем путем разработки и реализации соответствующей стратегии, направленной на формирование положительных тенденций в области развития и продвижения регионального делового туризма.
Для качественного развития делового туризма требуется разработать научно обоснованную схему размещения объектов делового туризма с учетом транспортной инфраструктуры (аэропорты, морские порты, железнодорожные вокзалы, автомагистрали), существующих объектов науки и промышленности и удобной доступности культурных центров города.
Центры делового туризма должны представлять собой многофункциональные комплексы, объединяющие гостиницы, выставочные залы, залы для проведения конгрессов и форумов.
Рецензенты:
- Лавров Леонид Павлович, доктор архитектуры, профессор кафедры архитектурного проектирования ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург.
- Семенцов Сергей Владимирович, доктор архитектуры, профессор кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Перов Ф.В., Перова А.Ф. НОВАЯ ТИПОЛОГИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА ДЛЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6668 (дата обращения: 14.12.2024).