Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

Коновалова С.А.

В концепции модернизации Российской системы образования ценностными приоритетами сферы дополнительного образования детей определены - демократизация образовательного процесса, поддержка и развитие детского творчества, саморазвитие личности, создание условий для педагогического творчества. Обращение к дополнительному образованию как сфере развития творческой индивидуальности детей определено рядом причин. Во-первых - современное общество требует от подрастающего поколения умения ориентироваться и действовать в постоянно «меняющемся мире», не теряя при этом уникальности, самости, неповторимости, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Во-вторых - система дополнительного образования имеет большие по сравнению со школой возможности, благодаря своим особенностям: широкому спектору видов деятельности, добровольному характеру работы, личностно-ориентированному подходу к обучению и воспитанию, более свободному способу организации педагогического процесса, построенному на принципах выявление, поддержки, развитию индивидуальных интересов и способностей каждого ребенка.

Признание приоритетности развития творческого начала личности в условиях дополнительного образования делает актуальным обращение к музыкальному творчеству как особому сосредоточению способов и средств формирования творчески активной личности в художественной жизни ребенка. Музыкально-художественное воспитание детей в условиях дополнительного образования, призванное развивать как художественную, так и музыкальную культуру ребенка, осуществляется в разных видах исполнительской деятельности.

В условиях дополнительного образования на музыкальных занятиях необходимо создавать условия, при которых ребенок сам выбирает музыкальную деятельность для воплощения своих творческих замыслов, виды творческих заданий и средства музыкальной выразительности, с помощью которых он воплощал свои творческие идеи. Необходимо поддерживать и одобрять любое проявление детского творчества и поощрять результаты любого уровня. Для осуществления благоприятных условий развития творческой активности наибольшее значение имеет процесс сотворчества педагога и ребенка, которое в условиях музыкального образования выступает как взаимодействие на уровне субъектно-субъектных отношений.

Наиболее эффективной, доступной и увлекательной формой развития творческой активности детей на наш взгляд являются творческие задания. Мы разработали три серии таких заданий: «Творческая головоломка», «Лаборатория творческих идей» и «Коллаж эмоций, чувств и настроений». Каждая из серий заданий была направлена на развитие одного из показателей творческой активности детей на музыкальных занятиях. Так, задания из серии «Творческая головоломка» были направлены на развитие мотивационной сферы личности, на формирование интереса к творческой деятельности на музыкальных занятиях, умения детей заинтересовать и увлечь творческой деятельностью своих друзей, на создание творческих ситуаций в различных видах музыкально-исполнительской деятельности. Вторая серия заданий - «Лаборатория творческих идей» - была ориентирована на развитие музыкально-образного воображения и мышления, на формирование логики построения музыкальных произведений и отдельных эпизодов, на воплощение творческих замыслов детей посредством интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения средствами пластики, театрализации и изобразительного искусства. Третья серия «Коллаж эмоций, чувств и настроений» была направлена на развитие эмоционально-чувственной сферы личности ребенка, на умение сопоставлять свои эмоциональные переживания с музыкально-художественными, передать эмоциональное состояние через мелодическое интонирование, ритмическое фантазирование и пластическое моделирование, определять и сравнивать эмоциональные состояния в разных произведениях искусств.

В данные серии вошли задания на моделирование музыкальных жанров, образов и музыкальных портретов, на фантазирование на нотном стане, на составление мелодий из предлагаемых карточек с обозначенными на них интервалами и длительностями, на мелодическую и ритмическую импровизацию, на создание музыкальных сказок и сочинение музыки, на образное восприятие музыки, на воплощение музыкальных образов в пластике, движении, мимике и театральных сценках.

Развитие творческой активности детей в условиях дополнительного образования реализуется в разнообразных формах музыкальных занятий. Во время уроков и творческих бесед дети были включены в процесс познания нового материала, освоения умений и навыков музыкально-творческой деятельности, воплощения своих творческих задумок и идей в ходе выполнения творческих заданий. Концерты, фестивали, конкурсы помогали детям реализовывать свой творческий потенциал и демонстрировать художественные продукты своего творчества.

Таким образом, в сфере дополнительного образования сформировались условия способствующие развитию творческой активности детей, раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, формированию его личностного Я средствами музыкального искусства.


Библиографическая ссылка

Коновалова С.А. МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=66 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674