Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АНАЛИЗ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВПО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

Приходько А.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет"
Проведен анализ регламентирующей документации на основе которуй проводится подготовка кадров для строительной отрасли в высших учебных заведения России. Автором анализируется сложившаяся на сегодняшний день ситуация в высшем профессиональном образовании, действующие регламентирующие документы, проблемы их использования и перспективы совершенствования. Делается акцент на проблеме недостаточности взаимодействия образовательных и производственных структур в области регулирования образовательного процесса и повышения качества образовательных услуг. В статье изложена точка зрения автора на необходимость разработки регламентирующих документов с учетом профессионально значимого мнения отраслевых специалистов, как основы совершенствования образовательного процесса. Сделан вывод, что многие проблемы при оказании образовательных услуг для будущих работников строительной отрасли, проистекают от недостаточной активности по разработке нормативной базы в области профессиональных стандартов со стороны государственных органов, высших учебных заведений и профессионального сообщества.
регламентирующие образовательный процесс документы
федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
профессиональный стандарт (ПС)
качество образования
1. Асаул, А.Н. Единое образовательное пространство СНГ: реалии и перспективы / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 3 (21). - С. 3 - 7.
2. Машукова, Н. Д. Принципы формирования профессиональных стандартов и их сопряженность с образовательными стандартами // Сред. проф. образование. - 2002. - № 3. Роденкова, Т. Н. Эффективность финансирования новаций и ее экспертная оценка в высшей школе / Т. Н. Роденкова, В. А. Слепов. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 448.
4. Рубин, Ю. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования / Ю. Рубин, А. Емельянов // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 28 - 41.
5. Токунова, Г. Ф. Эволюция строительного образования в России первой трети ХХ века / Г. Ф. Токунова // Вестник гражданских инженеров. - 2011. - № 2 (27). - С. 172 - 178.
6. Шестернева, Н. Н. Некоторые аспекты создания системы непрерывного инженерного образования / Н. Н. Шестернева, И. В. Виноградова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2009. - №12. - С. 56 - 59.
Введение.  Новые социокультурные вызовы цивилизации закономерно привели многие страны к очередному «образовательному буму», к волне глубоких реформ систем образования. Это происходит в таких разных странах, как США и Великобритания, Китай, страны Восточной Европы, Юго-Восточной Азии и Южной Америки и т.д. Реформы национальных систем образования, по мнению профессора Рубина Ю. Б., ориентированы на удовлетворение текущих и перспективных потребностей общества, на эффективное использование ресурсов, в том числе самих систем образования [4]. Эти процессы влекут за собой реформирование образовательных структур и необходимость совершенствовать имеющиеся и разрабатывать новые регламентирующие образовательный процесс документы для этих целей. Особенно это касается  подготовки кадров для технологически емких и быстро развивающихся отраслей экономики, которые нуждаются в квалифицированных специалистах. Одной из этих отраслей, бесспорно, является строительство.

Цель исследования: проанализировать существующую базу регламентирующих образование документов относительно строительной отрасли и выявить проблемы в области их использования.

Материалы и методы: общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, логический метод); методы системного и комплексного анализа.

Результаты и обсуждение. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.: «Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны». Комплексный подход, как отмечается авторами [1, 5, 6], необходим для реализации образовательных программ  и способствует повышению уровня подготовки специалистов. Комплексное и системное реформирование образования в свою очередь не будет полным без учета разработки новой и совершенствования существующей регламентирующей документации в области образования. Один из этапов исследования данного вопроса был проведен автором статьи в рамках проекта № 3.1.2/10871 «Формирование научного потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования путем интеграции вузовских исследовательских программ в образовательные программы учреждений детского творчества» в 2011 году.

Российская система образования сегодня находится на распутье, в полной мере испытывая воздействие мировых и внутренних изменений. Логика развития системы образования предполагает ориентацию на новые целевые установки и реалии. Одним из этапов в реформировании ВПО в России является вступление в Болонский процесс. Болонским процессом с 1999 года - года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств - стали именовать движение, цель которого заключается в «гармонизации» систем образования, прежде всего, высшего, стран Европы.

Наши студенты, по мнению ряда авторов (профессор Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова Слепов В. А., доцент кафедры «Финансы и цены» Российской экономической академии им. Г. В.Плеханова Роденкова Т. Н., и др.), будут получать конвертируемые в 46 странах континента дипломы бакалавров, магистров и докторов, полноправно участвовать в программах академической мобильности. Выпускники российских вузов станут обладателями Европейских приложений к диплому единого образца, утвержденному Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО [3].

Перемены в системе ВПО сказываются на подготовке специалистов с высшим образованием и соответствующей уровню требований работодателей строительной отрасли квалификацией, которые необходимы для развития инвестиционно-строительного комплекса при наращивании объемов производства. В России 159 высших учебных заведений ведущих подготовку в области строительства, т.е. готовящих кадры для инвестиционно-строительного комплекса, в разных сферах приложения профессиональных усилий. Среди государственных ВУЗов, имеющих узкую отраслевую строительную направленность, в России - 21.

При вхождении в Болонский процесс, во всех этих высших учебных заведениях, произошла неизбежная смена Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), что усложняет в перспективе обеспечение инвестиционно-строительного комплекса квалифицированными кадрами, так как работодателям необходимо будет время для приспособления к новой квалификации выпускника, отличной от той, к которой все привыкли за многие годы.

ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В ФГОСах представлено подробное описание квалификационных характеристик и областей профессиональной деятельности будущих выпускников.

До 2011 года в строительных вузах РФ принимали на первый курс абитуриентов по 16 специальностям.  Во всех вузах с 2011 года прием абитуриентов на первый курс осуществляется в соответствии с направлениями подготовки и по ФГОСам третьего поколения, утвержденным соответствующими приказами Министерства образования и науки в рамках общей реформы высшего образования. На сайте Министерства образования и представлены следующие Государственные образовательные стандарты ВПО по направлению 270000 Архитектура и строительство (табл. 1).

Таблица 1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки 270000 АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО

Код направления подготовки

Направление подготовки

Квалифика-

ция

Название и № утверждающего документа

270100

Архитектура

бакалавр

Приказ Минобрнауки России от 20 мая 2010 г. N 546

270200

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

бакалавр

Приказ Минобрнауки России от 01 февраля 2011 г. N 130

270300

Дизайн архитектурной среды

бакалавр

270800

Строительство

бакалавр

Приказ Минобрнауки России от 18 января 2010 г. N 54

270900

Градостроительство

бакалавр

Приказ Минобрнауки России от 17 января 2011 г. N 42

271101

Строительство уникальных зданий и сооружений

специалист

Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. N 2055

271501

Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

специалист

Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. N 2052

271502

Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей

 

специалист

Приказ Минобрнауки России от 14 января 2011 г. N 13

270100

Архитектура

магистр

Приказ Минобрнауки России от 29 марта 2010 г. N 235

270200

Реконструкция и реставрация архитектурного наследия

магистр

Приказ Минобрнауки России от 17 января 2011 г. N 47

270300

Дизайн архитектурной среды

магистр

Приказ Минобрнауки России от 25 января 2011 г. N 98

270800

Строительство

магистр

Приказ Минобрнауки России от 21 декабря 2009 г. N 750

271000

Градостроительство

магистр

Приказ Минобрнауки России от 29 марта 2010 г. N 227

В соответствии с перечисленными правовыми актами привычный работодателям специалитет в области строительства остался лишь по трем специальностям: 271101 Строительство уникальных зданий и сооружений, 271501 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей и 271502 Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей. Остальные специальности вошли в общее направление подготовки 270800 Строительство.

Сложность восприятия работодателем новой квалификации будущих кадров для инвестиционно-строительного комплекса, а также проблемы при формировании Учебных планов в соответствии с ФГОС третьего поколения для направления подготовки Строительство порождает необходимость тесной взаимосвязи систем ВПО и структур инвестиционно-строительного комплекса.

Одним из способов такого взаимодействия выступает формирование отраслевых Профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты (ПС) - это минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения производительности и качества выполняемых работ в определенной отрасли экономики. Они включают в себя наряду с другими данными наименование должностей и соответствующие им квалификационные и образовательные уровни, перечень конкретных должностных обязанностей (рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков), выполнение которых позволит работнику реализовать трудовые функции в границах его компетенции [2].

Разница между Федеральным государственным образовательным стандартом и Профессиональным стандартом представлена в табл.2, составленной в результате анализа публикаций ведущих специалистов народного хозяйства (Потемкин Н. А. - эксперт Экспертного клуба; Волошина И.А. - исполнительный директор «Национального агентства развития квалификаций» НАРК - РСПП; Жильцов В.А. - директор Национального Центра сертификации управляющих и др.).

Таблица 2. Сравнительный анализ профессиональных стандартов (ПС) и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

 

Профессиональные стандарты (ПС)

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)

Область регулирования (Что регулируют?)

требования к квалификации, компетенциям

определяет структуру и устройство образовательного процесса

Субъектами регулирования (Кто разрабатывает?)

сообщество профессионалов в данном виде деятельности.

Минобрнауки, Учебно-методические объединения

Внутреннее устройство

зафиксированы функции, работы, продукты, технологии, определяются какими знаниями, умениями и компетенциями профессионал должен обладать

 

фиксируют, какие именно должны быть компетенции сформированы у выпускника, какими образовательными средствами будет формироваться та или иная компетенция, доля свободной и вариативной части

На основе этих стандартов возникают разные институты

сертификация квалификаций

кредитно-зачетная система, аккредитация образовательных программ

По результатам анализа табл.2 можно утверждать, что внутреннее устройство ПС и ФГОС похожи, что говорит о единстве цели данных документов. ПС и ФГОС одинаково направлены на повышение качества выпускника ВПО в интересах отрасли, в нашем случае инвестиционно-строительного комплекса. К сожалению, на сегодняшний день разработка ПС с участием ВПО и структур инвестиционно-строительного комплекса, что представляется наиболее эффективно, затруднена в связи с малым взаимодействием заинтересованных сторон.

В то же время важность разработки Профессиональных стандартов подтверждается обсуждением на самых высоких трибунах. Так, в Министерстве регионального развития под председательством заместителя министра регионального развития Российской Федерации Королевского К. Ю. 15 февраля 2011 года состоялось заседание Экспертного совета по вопросам подготовки специалистов в строительной отрасли. Открывая заседание, замглавы Минрегиона России отметил, что в связи с проходящей модернизации строительной отрасли решение вопросов кадрового обеспечения стало первоочередной задачей строительного комплекса.

В феврале 2010 года на базе Некоммерческого партнерства по проведению экспертизы в отраслях промышленности и энергетики «Экспертный клуб» был проведен семинар на тему: «Методика разработки профессиональных стандартов / квалификационных требований для персонала различных секторов экономики, включая требования к аттестации». Показательно, что на этом семинаре было много представителей строительной отрасли как одной из высокотехнологичных и стремительно развивающихся.

Заместитель Генерального директора по региональному развитию СРО НП «Межрегиональное объединение проектных организаций специального строительства» Некрашевич  С. В. подчеркнул важность создания отраслевой профессиональной структуры строительной отрасли, учитывая разность требований к квалификациям, а также низкую мобильность квалификаций внутри отрасли. Также было отмечено, что существует много проблем в области взаимодействия учебных заведений и производственных предприятий в сфере подготовки молодых специалистов, и были внесены предложения использовать профессиональные стандарты как инструмент формирования отраслевого заказа ВУЗам на необходимые квалификации. По итогам семинара было принято решение о проведении серии совещаний в течение 2010 года с представителями различных отраслей и структур.

Вопрос создания и использования профессиональных стандартов для совершенствования был одним из затронутых тем на 4-той международной конференции «Строительное образование», которая проходила в апреле 2011 года под председательством профессора Панибратова Ю. П., обсуждение этого вопроса продолжилось также на 5-той международной конференции «Строительное образование» (май 2012 года).

Эта и другие организации, коммерческого и общественного характера, осуществляющие свою деятельность в строительной отрасли, в том числе СРО, призваны совершенствовать и разрабатывать профессиональные стандарты для строителей разных специальностей, которых на сегодняшний день в применимом для эффективной работы отрасли варианте не существует, и соответственно, которые нельзя закоррелировать с Федеральными государственными профессиональными стандартами третьего поколения, утвержденными в 2010 году, и по которым осуществляется обучение с 2011 года.

В соответствии с последовательностью работы системы кадрового обеспечения строительной отрасли, разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации, следует отметить, что совместная работа отраслевых ассоциаций и строительных вузов невозможна без детального изучения мнения работодателей - проанализировать наличие диспропорций внутри системы образования, между системой профессионального образования и рынком труда невозможно. Именно они оценивают работника, а также формулируют потребности рынка труда в работниках, обладающих определенными характеристиками.

Заключение. По результатам проведенного исследования существующей регламентирующей документации для системы предоставления образовательных услуг ВПО можно сделать вывод о проблеме в формировании образовательного процесса системой ВПО в соответствии с требованиями отраслей народного хозяйства, в частности, инвестиционно-строительного комплекса, что подтверждается высокой активностью всех государственных и отраслевых институтов в области обсуждения этого вопроса. Очевидна необходимость активного взаимодействия системы ВПО и структур инвестиционно-строительного комплекса для повышения уровня подготовки выпускаемых для отрасли кадров. Особенно это взаимодействие необходимо и актуально в части разработки Профессиональных стандартов, как важнейшего регламентирующего документа для образовательных и производственных структур.

Рецензенты:

  • Гужва Евгения Григорьевна, д.э.н, профессор, заведующий кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, г. Санкт-Петербург.
  • Каранатова Л. Г., д.э.н., доцент, профессор каф. государственного и муниципального управления Северо-Западного института - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия,  г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Приходько А.Н. АНАЛИЗ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВПО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6548 (дата обращения: 14.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674