Цель исследования: проанализировать существующую базу регламентирующих образование документов относительно строительной отрасли и выявить проблемы в области их использования.
Материалы и методы: общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, логический метод); методы системного и комплексного анализа.
Результаты и обсуждение. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.: «Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны». Комплексный подход, как отмечается авторами [1, 5, 6], необходим для реализации образовательных программ и способствует повышению уровня подготовки специалистов. Комплексное и системное реформирование образования в свою очередь не будет полным без учета разработки новой и совершенствования существующей регламентирующей документации в области образования. Один из этапов исследования данного вопроса был проведен автором статьи в рамках проекта № 3.1.2/10871 «Формирование научного потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования путем интеграции вузовских исследовательских программ в образовательные программы учреждений детского творчества» в 2011 году.
Российская система образования сегодня находится на распутье, в полной мере испытывая воздействие мировых и внутренних изменений. Логика развития системы образования предполагает ориентацию на новые целевые установки и реалии. Одним из этапов в реформировании ВПО в России является вступление в Болонский процесс. Болонским процессом с 1999 года - года подписания Болонской декларации министрами образования 29 европейских государств - стали именовать движение, цель которого заключается в «гармонизации» систем образования, прежде всего, высшего, стран Европы.
Наши студенты, по мнению ряда авторов (профессор Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова Слепов В. А., доцент кафедры «Финансы и цены» Российской экономической академии им. Г. В.Плеханова Роденкова Т. Н., и др.), будут получать конвертируемые в 46 странах континента дипломы бакалавров, магистров и докторов, полноправно участвовать в программах академической мобильности. Выпускники российских вузов станут обладателями Европейских приложений к диплому единого образца, утвержденному Советом Европы, Европейской Комиссией и ЮНЕСКО [3].
Перемены в системе ВПО сказываются на подготовке специалистов с высшим образованием и соответствующей уровню требований работодателей строительной отрасли квалификацией, которые необходимы для развития инвестиционно-строительного комплекса при наращивании объемов производства. В России 159 высших учебных заведений ведущих подготовку в области строительства, т.е. готовящих кадры для инвестиционно-строительного комплекса, в разных сферах приложения профессиональных усилий. Среди государственных ВУЗов, имеющих узкую отраслевую строительную направленность, в России - 21.
При вхождении в Болонский процесс, во всех этих высших учебных заведениях, произошла неизбежная смена Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), что усложняет в перспективе обеспечение инвестиционно-строительного комплекса квалифицированными кадрами, так как работодателям необходимо будет время для приспособления к новой квалификации выпускника, отличной от той, к которой все привыкли за многие годы.
ФГОС представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В ФГОСах представлено подробное описание квалификационных характеристик и областей профессиональной деятельности будущих выпускников.
До 2011 года в строительных вузах РФ принимали на первый курс абитуриентов по 16 специальностям. Во всех вузах с 2011 года прием абитуриентов на первый курс осуществляется в соответствии с направлениями подготовки и по ФГОСам третьего поколения, утвержденным соответствующими приказами Министерства образования и науки в рамках общей реформы высшего образования. На сайте Министерства образования и представлены следующие Государственные образовательные стандарты ВПО по направлению 270000 Архитектура и строительство (табл. 1).
Таблица 1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки 270000 АРХИТЕКТУРА И СТРОИТЕЛЬСТВО
Код направления подготовки |
Направление подготовки |
Квалифика- ция |
Название и № утверждающего документа |
270100 |
Архитектура |
бакалавр |
Приказ Минобрнауки России от 20 мая 2010 г. N 546 |
270200 |
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия |
бакалавр |
Приказ Минобрнауки России от 01 февраля 2011 г. N 130 |
270300 |
Дизайн архитектурной среды |
бакалавр |
|
270800 |
Строительство |
бакалавр |
Приказ Минобрнауки России от 18 января 2010 г. N 54 |
270900 |
Градостроительство |
бакалавр |
Приказ Минобрнауки России от 17 января 2011 г. N 42 |
271101 |
Строительство уникальных зданий и сооружений |
специалист |
Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. N 2055 |
271501 |
Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей |
специалист |
Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. N 2052 |
271502 |
Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей
|
специалист |
Приказ Минобрнауки России от 14 января 2011 г. N 13 |
270100 |
Архитектура |
магистр |
Приказ Минобрнауки России от 29 марта 2010 г. N 235 |
270200 |
Реконструкция и реставрация архитектурного наследия |
магистр |
Приказ Минобрнауки России от 17 января 2011 г. N 47 |
270300 |
Дизайн архитектурной среды |
магистр |
Приказ Минобрнауки России от 25 января 2011 г. N 98 |
270800 |
Строительство |
магистр |
Приказ Минобрнауки России от 21 декабря 2009 г. N 750 |
271000 |
Градостроительство |
магистр |
Приказ Минобрнауки России от 29 марта 2010 г. N 227 |
В соответствии с перечисленными правовыми актами привычный работодателям специалитет в области строительства остался лишь по трем специальностям: 271101 Строительство уникальных зданий и сооружений, 271501 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей и 271502 Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей. Остальные специальности вошли в общее направление подготовки 270800 Строительство.
Сложность восприятия работодателем новой квалификации будущих кадров для инвестиционно-строительного комплекса, а также проблемы при формировании Учебных планов в соответствии с ФГОС третьего поколения для направления подготовки Строительство порождает необходимость тесной взаимосвязи систем ВПО и структур инвестиционно-строительного комплекса.
Одним из способов такого взаимодействия выступает формирование отраслевых Профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты (ПС) - это минимально необходимые требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения производительности и качества выполняемых работ в определенной отрасли экономики. Они включают в себя наряду с другими данными наименование должностей и соответствующие им квалификационные и образовательные уровни, перечень конкретных должностных обязанностей (рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков), выполнение которых позволит работнику реализовать трудовые функции в границах его компетенции [2].
Разница между Федеральным государственным образовательным стандартом и Профессиональным стандартом представлена в табл.2, составленной в результате анализа публикаций ведущих специалистов народного хозяйства (Потемкин Н. А. - эксперт Экспертного клуба; Волошина И.А. - исполнительный директор «Национального агентства развития квалификаций» НАРК - РСПП; Жильцов В.А. - директор Национального Центра сертификации управляющих и др.).
Таблица 2. Сравнительный анализ профессиональных стандартов (ПС) и федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)
|
Профессиональные стандарты (ПС) |
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) |
Область регулирования (Что регулируют?) |
требования к квалификации, компетенциям |
определяет структуру и устройство образовательного процесса |
Субъектами регулирования (Кто разрабатывает?) |
сообщество профессионалов в данном виде деятельности. |
Минобрнауки, Учебно-методические объединения |
Внутреннее устройство |
зафиксированы функции, работы, продукты, технологии, определяются какими знаниями, умениями и компетенциями профессионал должен обладать
|
фиксируют, какие именно должны быть компетенции сформированы у выпускника, какими образовательными средствами будет формироваться та или иная компетенция, доля свободной и вариативной части |
На основе этих стандартов возникают разные институты |
сертификация квалификаций |
кредитно-зачетная система, аккредитация образовательных программ |
По результатам анализа табл.2 можно утверждать, что внутреннее устройство ПС и ФГОС похожи, что говорит о единстве цели данных документов. ПС и ФГОС одинаково направлены на повышение качества выпускника ВПО в интересах отрасли, в нашем случае инвестиционно-строительного комплекса. К сожалению, на сегодняшний день разработка ПС с участием ВПО и структур инвестиционно-строительного комплекса, что представляется наиболее эффективно, затруднена в связи с малым взаимодействием заинтересованных сторон.
В то же время важность разработки Профессиональных стандартов подтверждается обсуждением на самых высоких трибунах. Так, в Министерстве регионального развития под председательством заместителя министра регионального развития Российской Федерации Королевского К. Ю. 15 февраля 2011 года состоялось заседание Экспертного совета по вопросам подготовки специалистов в строительной отрасли. Открывая заседание, замглавы Минрегиона России отметил, что в связи с проходящей модернизации строительной отрасли решение вопросов кадрового обеспечения стало первоочередной задачей строительного комплекса.
В феврале 2010 года на базе Некоммерческого партнерства по проведению экспертизы в отраслях промышленности и энергетики «Экспертный клуб» был проведен семинар на тему: «Методика разработки профессиональных стандартов / квалификационных требований для персонала различных секторов экономики, включая требования к аттестации». Показательно, что на этом семинаре было много представителей строительной отрасли как одной из высокотехнологичных и стремительно развивающихся.
Заместитель Генерального директора по региональному развитию СРО НП «Межрегиональное объединение проектных организаций специального строительства» Некрашевич С. В. подчеркнул важность создания отраслевой профессиональной структуры строительной отрасли, учитывая разность требований к квалификациям, а также низкую мобильность квалификаций внутри отрасли. Также было отмечено, что существует много проблем в области взаимодействия учебных заведений и производственных предприятий в сфере подготовки молодых специалистов, и были внесены предложения использовать профессиональные стандарты как инструмент формирования отраслевого заказа ВУЗам на необходимые квалификации. По итогам семинара было принято решение о проведении серии совещаний в течение 2010 года с представителями различных отраслей и структур.
Вопрос создания и использования профессиональных стандартов для совершенствования был одним из затронутых тем на 4-той международной конференции «Строительное образование», которая проходила в апреле 2011 года под председательством профессора Панибратова Ю. П., обсуждение этого вопроса продолжилось также на 5-той международной конференции «Строительное образование» (май 2012 года).
Эта и другие организации, коммерческого и общественного характера, осуществляющие свою деятельность в строительной отрасли, в том числе СРО, призваны совершенствовать и разрабатывать профессиональные стандарты для строителей разных специальностей, которых на сегодняшний день в применимом для эффективной работы отрасли варианте не существует, и соответственно, которые нельзя закоррелировать с Федеральными государственными профессиональными стандартами третьего поколения, утвержденными в 2010 году, и по которым осуществляется обучение с 2011 года.
В соответствии с последовательностью работы системы кадрового обеспечения строительной отрасли, разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации, следует отметить, что совместная работа отраслевых ассоциаций и строительных вузов невозможна без детального изучения мнения работодателей - проанализировать наличие диспропорций внутри системы образования, между системой профессионального образования и рынком труда невозможно. Именно они оценивают работника, а также формулируют потребности рынка труда в работниках, обладающих определенными характеристиками.
Заключение. По результатам проведенного исследования существующей регламентирующей документации для системы предоставления образовательных услуг ВПО можно сделать вывод о проблеме в формировании образовательного процесса системой ВПО в соответствии с требованиями отраслей народного хозяйства, в частности, инвестиционно-строительного комплекса, что подтверждается высокой активностью всех государственных и отраслевых институтов в области обсуждения этого вопроса. Очевидна необходимость активного взаимодействия системы ВПО и структур инвестиционно-строительного комплекса для повышения уровня подготовки выпускаемых для отрасли кадров. Особенно это взаимодействие необходимо и актуально в части разработки Профессиональных стандартов, как важнейшего регламентирующего документа для образовательных и производственных структур.
Рецензенты:
- Гужва Евгения Григорьевна, д.э.н, профессор, заведующий кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, г. Санкт-Петербург.
- Каранатова Л. Г., д.э.н., доцент, профессор каф. государственного и муниципального управления Северо-Западного института - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Приходько А.Н. АНАЛИЗ РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВПО ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6548 (дата обращения: 13.10.2024).