В нашей работе со студентами мы практиковали методы обучения, в которых широко применяются информационные технологии. Это позволило не только улучшить сам процесс обучения, но и дало возможность студентам освоить эти информационные технологии с перспективой их использования в будущей профессиональной деятельности.
Например, в своей работе ми применяли лекции-презентации. Технические средства презентаций позволили нам расширить возможности лектора, перевести часть информационной нагрузки в визуальную область. Значительную часть нашей подготовительной работы к лекции-презентации занимал анализ содержательной части лекции, определение, каким типом наглядности следует поддерживать лекционный комментарий, создание своего рода «сценария» визуальной части лекции. Мультимедийное сопровождение позволяло продемонстрировать студентам много интересных фактов и явлений из жизни детей-инвалидов, показать которые на обычной лекции невозможно.
Практические занятия с использование информационных технологий проводились нами либо в компьютерном классе на факультете, либо в электронном читальном зале университета, который предоставляет доступ каждому студенту к сети Интернет. Использование ресурсов сети Интернет имело большое значение при проведении нами практических занятий в электронном читальном зале университета. На лекции студенты знакомились с основными видами программ в социальной сфере обслуживания инвалидов, а также различными направлениями деятельности социальных служб в решении проблем детей-инвалидов. Практические занятия проходили в электронном читальном зале университета, где студенты изучали справочную литературу, посещали веб-страницы, связанные с социальной работой с инвалидами, формированием здорового образа жизни и профилактикой различных девиаций среди детей-инвалидов. С помощью сети Интернет студенты знакомились с деятельностью ряда детских и молодежных общественных организаций, занимающихся социальной работой с инвалидами. Особое внимание уделялось рассмотрению и анализу деятельности региональных социальных учреждений и служб, работающих с инвалидами.
Одним из способов интеграции сети Интернет в процесс подготовки студентов к социально-педагогическому сопровождению детей-инвалидов является создание списка с указанием адресов сайтов, которые необходимо посетить для более полного рассмотрения темы. Данный вид практической работы экономит время студентов при поиске необходимой информации в сети Интернет [3]. Для этих целей в ходе нашего исследования мы разработали и составили «Навигатор сети Интернет» по проблемам социальной работы с инвалидами. В него вошли веб-страницы, содержащие информацию об учреждениях и организациях, которые занимаются социальной работой с детьми-инвалидами на территории России. Выбор данных сайтов обусловлен несколькими причинами: во-первых, составленный нами «Навигатор» отражает положительный опыт использования информационных технологий в различных социальных службах РФ, во-вторых, он составлен по тематическим разделам различных социальных проблем инвалидов.
Итогом аудиторных занятий, а также самостоятельной работы студентов по курсу по выбору «Социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов» стали выполненные презентации на различные темы социально-педагогического сопровождения детей с инвалидностью. Заключительное занятие проводилось в форме круглого стола по результатам выполненных работ. С помощью мультимедиа студенты представляли выполненные проекты по индивидуальным темам для всей группы.
В данном случае обучение являлось менее ориентированным на преподавателя, как единственного источника информации наряду с книгой, а студент становился более ответственным за свои собственные знания и сам процесс их получения: он организовывал собственное время, решал, какие материалы могут быть использованы для выполнения задания, в какой форме представить свою точку зрения. Таким образом, преподаватель выступал как помощник или наставник, направляющий студента на эффективное освоение умений по социально-педагогическому сопровождению детей-инвалидов, а также навыков самообразования и знаний по специальности.
Для составления «Навигатора сети Интернет» в ходе нашего исследования мы также проанализировали веб-сайты по ряду направлений социально-педагогической работы с инвалидами: медико-социальные проблемы здоровья; социальные проблемы занятости инвалидов; социальная работа с инвалидами; семья как объект социальной работы с инвалидами; социальная защита детей-инвалидов.
В последнее десятилетие в России доступная среда для инвалидов превратилась в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью людей с ограниченными возможностями. В нашей стране предпринимаются меры для создания безбарьерной среды передвижения людей с инвалидностью как у себя дома, так и вне его. С этой целью (создания безбарьерной среды) в стране принята Федеральная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, а в нашем регионе была утверждена «Долгосрочная целевая стратегия повышения качества жизни инвалидов Тульской области до 2025 года». Мы проанализировали веб-сайты, касающихся безбарьерного перемещения инвалидов, что позволило выделить следующие их общие черты: материалы сайтов, оказывающие услуги по установлению оборудования для безбарьерного перемещения; сайты компаний, производящих медицинское и реабилитационное оборудование для инвалидов. Практически все сайты предоставляют on-line консультации и общение, а также «горячие линии». Существуют официальные сайты Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Паралимпийского комитета России и Международного Паралимпийского Комитета.
При проведении занятий по курсу по выбору «Социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов» мы использовали и другой способ интеграции сети Интернет в содержание и методику проведения практических занятий - это Scrapbook [2]. В ходе практических занятий студенты искали и собирали фотографии, картинки, тексты, звуковые файлы, видеофайлы на различных сайтах по индивидуальной теме. Найденные данные впоследствии были использованы студентами для подготовки своих презентаций по выбранной теме. Существует много интернатов, детских домов, социально-реабилитационных центров, социальных гостиниц, но материальное состояние этих учреждений слишком низкое, чтобы позволить себе иметь собственный сайт в сети Интернет. Поэтому лишь немногие интернаты заявляют о своей работе, своих проблемах на виртуальных страницах.
Следующий тип заданий применялся нами для формирования актуальных знаний у студентов по социально-педагогическому сопровождению. Для задания необходимо отобрать 10-15 ссылок по теме и задать вопрос к каждому информационному сайту. В конце работы требуется задать вопрос ко всей теме в целом, требующий логического заключения и направленный на широкое понимание темы. В ходе нашей работы поощрялось участие студентов в форумах по указанным темам.
При изучении темы «Детская инвалидность: история, теория и современные проблемы» мы учитывали, что в сети Интернет вопрос социальной работы с детьми-инвалидами освещен достаточно широко и подробно. Предлагается большое количество рефератов, дипломов и курсовых работ по данной проблеме. Студенты посещали официальные сайты вузов, уделяющих внимание данной теме, а также принимали участие в обсуждении этой проблемы на различных форумах. Большое количество информации студенты почерпнули с сайтов СМИ.
Материалы данных сайтов использовались нами для проведения занятий по дисциплине «Методика и технология работы социального педагога». При проведении практических занятий на тему «Методика и технология работы социальной работы с инвалидами» применялся такой метод, как рабочие группы. Студенческая аудитория разделялась на микрогруппы по 3-4 человека. Для каждой группы было составлено индивидуальное задание. Студентам предлагалось осуществить подборку материала на данную тему не только в бумажном варианте, но и веб-страниц. В качестве индивидуальных тем были выбраны: методика работы с инвалидами с нарушением опорно-двигательного аппарата, методика работы с детьми с потерей зрения, методика работы с общественными объединениями инвалидов. Микрогруппа студентов выполняла минипроект по выбранной теме. Результатами проектов стали сообщения-презентации студентов по данным темам, которые включали в себя: краткую характеристику выбранного движения, его исторические аспекты, основные направления работы движения, характеристику методики работы с ним, разработанную методику (план мероприятий) по работе с данным движением. Такая форма работы позволяла нам формировать у студентов деятельностный компонент гуманного отношения, так как рассматривались методики социальной работы с детьми-инвалидами [2].
Одним из положительных методов подготовки студентов к социально-педагогическому сопровождению детей-инвалидов является просмотр телепередач и видеофильмов о людях с инвалидностью. С этой целью нами была организована поездка студентов на первый всероссийский фестиваль телевизионных фильмов и передач «Смотри на меня как на равного», который проходил при поддержке «Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям». Отечественное телевидение склонно показывать людей с инвалидностью как беспомощных членов общества, обузу для государства. Как правило, на экране они вызывают жалость и сострадание. Участники фестиваля «Смотри на меня как на равного» стремились привлечь к просмотру людей без инвалидности и в своих фильмах затрагивают вечные ценности. Фестиваль телевизионных «продуктов» об инвалидах проводился впервые. Его цель - повысить профессиональный уровень тележурналистов и улучшить качество журналистских работ, посвященных людям с ограниченными возможностями здоровья. В конкурсной программе фестиваля участие принимали 20 лучших телевизионных работ о людях с инвалидностью. Показы сопровождались обсуждениями. В телесюжетах показаны «люди сильные духом, которые заражают своей волей к жизни» [1; 5].
Перед открытием фестиваля телекомпания «ТВ Центр» была награждена дипломом «За доступную информационную среду». Около 95 % программ канала сопровождаются субтитрами, а при выборе тем для передач руководство канала советуется с общественными экспертами. Для журналистов проходили мастер-классы по корректному освещению проблем людей с инвалидностью. Сотрудники РООИ «Перспектива» помогали сотрудникам СМИ преодолеть стереотипы по отношению к инвалидам. Ведущий второго мастер-класса - режиссер Тофик Шахвердиев рассказал, как раскрыть характер человека с инвалидностью, не делая акцент на его болезни [5].
Проведенный выезд на фестиваль дал возможность студентам получить знания о существующих телепередачах про людей с инвалидностью, а также основным направлениям деятельности средств массовой информации в деле изменения стереотипа общества к людям инвалидам.
Следующей формой подготовки студентов к социально-педагогическому сопровождению детей-инвалидов с помощью информационных технологий было составление совокупности ссылок, предлагающих студентам самостоятельно прочитать определенную информацию. Преподаватель предварительно подбирает несколько адресов веб-страниц, которые отражают ту или иную проблему, затем студентам необходимо выразить собственную точку зрения на данную проблему, аргументировать ее исходя из прочитанного либо из личного опыта. В качестве примера приведем методику проведения практических занятий по теме «Детская инвалидность: история, теория и современные проблемы». Занятие проводилось нами с использованием доступа к сети Интернет. Студенты на практическом занятии, которое проходило в компьютерном классе, изучали Конвенцию ООН о правах ребенка по данной теме, анализировали статьи, а затем происходило обсуждение усвоенного материала.
Данный вид работы рассчитан на субъективную оценку информации и используется при анализе различных ситуаций. Специалисты по социальной работе постоянно работают с людьми, у которых различные виды инвалидности, неотъемлемой частью их работы является анализ и помощь в разрешении различных ситуаций, в том числе и конфликтных. Использование такого вида деятельности позволяет сформировать у студента умение анализировать различные ситуации, находить выход из сложившейся ситуации, терпимо относиться к мнению окружающих, тем самым создаются предпосылки для формирования всех компонентов гуманного отношения.
Сделать обзор всей информации, представленной в сети Интернет, невозможно, поэтому в данной статье мы рассмотрели лишь некоторые ресурсы, используемые нами на практических занятиях по подготовке студентов к социально-педагогическому сопровождению детей-инвалидов.
Можем сделать вывод, что подготовка студентов к социально-педагогическому сопровождению детей-инвалидов становится эффективнее, когда студенты знакомятся с решением реальных практических проблем и для этого осваивают новые методы и средства работы. Обучение, таким образом, выступает в единстве с творческим решением проблем [4]. Объединение обучения и исследования, а также представление обучения как вида исследовательской работы создает дополнительную заинтересованность и повышает качество не только формирования гуманного отношения к детям-инвалидам, но и процесса усвоения нового материала [4]. При использовании информационных технологий для организации учебной деятельности студентов по подготовке к социально-педагогическому сопровождению детей-инвалидов обучающиеся приобретают гуманные качества, которые наиболее важны для успешной профессиональной деятельности в наше время - способность своевременно, нестандартно, творчески и гуманно реагировать на большое количество изменений, с которыми мы непрерывно сталкиваемся, а также - предугадывать эти изменения и участвовать в их формировании.
Рецензенты:
Заславская Ольга Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой социально-педагогических технологий, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, г. Тула.
Петровичев Владимир Матвеевич, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования, Тульский государственный университет, г. Тула.
Библиографическая ссылка
Столповский М.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ – БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6510 (дата обращения: 14.10.2024).