Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОЦЕНКА УМЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАТЬ У УЧАСТНИКОВ ОКРУЖНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 2004-2005 УЧЕБНОГО ГОДА

Козусь В.А.

20-21 января 2005 года в городе Сургуте на базе МОУ СОШ № 46 с углубленным изучением отдельных предметов состоялась IX окружная олимпиада по информатике. В ней приняли участие 17 учащихся 11-го класса, 13 учащихся из 10-го класса и 8 восьмиклассников из гимназий, лицеев, школ из большинства городов и районов Ханты-Мансийского автономного округа. [1]

Чтобы ребенок чувствовал себя на таком интеллектуальном празднике комфортно и уверенно, необходима многолетняя предварительная подготовка по трем направлениям: знание языков и систем программирования, математическая подготовка и психологическая подготовка. Не заостряя внимания на последних двух аспектах, рассмотрим, насколько глубоко участники олимпиады владеют языком программирования, сложными и эффективными алгоритмами.

Мы считаем, что в рамках часов отводимых на предмет "Информатика и ИКТ" по базисному учебному плану явно недостаточно, чтобы учащийся освоил программирование в объеме, достаточном для участия в олимпиадах различного уровня - от школьного этапа до российского этапа и международного. Эту мысль подтверждают и итоги анализируемой олимпиады. Согласно [1] и [2], за два тура участник мог набрать 160 баллов. Менее 50 % баллов набрали: среди 11-х классов - 14 чел. (41 % от всех участников), среди 10-х - 12 (35 % от всех участников) и среди 9-х - 8 человек (24 % от общего числа участников).

Мы предложили участникам олимпиады специальную анкету. Нашей целью было получить представление об участниках, и выяснить, в какой мере знакомы с системой программирования Turbo Pascal. Мы остановились на выборе этого языка потому, что в основной своей массе школьники предпочитают именно его для решения олимпиадных задач.

Сначала некоторые общие замечания. К сожалению, не все участники согласились принять участие в опросе: от 9-х классов - 4 анкеты, от 10-х - 10 и от 11-х - 14 анкет. Мы выяснили, что большая часть школьников практически не умеют заполнять анкеты: в некоторых вопросах вместо чисел они ставили произвольные отметки, некоторые вопросы они оставили без внимания. Интерес представляет информация о выборе будущей профессии (вопросы 7) и месте получения профессии (вопрос 9).

Степень владения знаниями в области программирования оценивалась по следующей шкале из четырех значений: 10 - "владею свободно", 7 - "разбираюсь и применяю на практике", 4 - "слышал об этом", 1 - "не имею не малейшего понятия". Все девятиклассники свободно владеют основными алгоритмическими структурами языка Pascal до файлов включительно. О динамических типах данных, рекурсии, длинной арифметики и классах переборных задач практически ничего не слышали и не разбираются в этих вопросах.

Среди учащихся 10 классов уже более половины разбираются в вопросах динамических данных. Но почти все они или учатся в элитных образовательных учреждениях (гимназии, лицеи) или в специализированных классах - физико-математических, информационных, где больше времени уделяется программированию на уроках информатики, или где действуют факультативы по программированию.

Среди учащихся выпускных классов процент незнакомых с динамическими данными (стек, кольцо, очередь) и рекурсивными алгоритмами ниже, чем в двух других группах. Это можно объяснить с той позиции, что математический аппарат выпускников развит сильнее. Кроме того, навыки практического программирования напрямую зависят от степени интенсивности участия в олимпиадах. То есть, чем чаще учащийся принимает участие в олимпиаде, тем шире круг вопросов, в которых он разбирается. А большинство технических проблем переходят в категорию автоматических действий. Наибольшие затруднения для участников вызвали работа с файлами (11-е классы - 15 %, 10-е классы - 28 % и 9-е до 70 %) и динамические структуры.

Самый общий вывод, который мы можем сделать: у участников олимпиады по информатике не очень высокий уровень программистской культуры. Чтобы они могли достичь результатов в окружном и Всероссийском этапах олимпиады по информатике, необходимо систематизировать обучение учащихся, проявляющих интерес и способности к интеллектуальному труду в системе специальных занятий во внеурочное время.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Справка по итогам 9-ой олимпиады Ханты-Мансийского автономного округа Югры по учебным предметам, Сургут, 2005

2. Протокол заседания жюри Окружной олимпиады по информатике 2004-2005 года


Библиографическая ссылка

Козусь В.А. ОЦЕНКА УМЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАТЬ У УЧАСТНИКОВ ОКРУЖНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА 2004-2005 УЧЕБНОГО ГОДА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=65 (дата обращения: 15.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674