Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФЕНОМЕН ЖЕНСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

Штрикова Д.Б. 1
1 ФГБОУ ВПО "Самарский государственный технический университет"
В статье анализируется понятие «ментальность» с позиций авторов разных научных интересов, в том числе дается авторское определение. Рассматриваются факторы, влияющие на формирование профессиональной ментальности и ее особенности. Описываются специфические условия формирования женской профессиональной ментальности. Женская профессиональная ментальность является базой, на которой строится женская карьера. К ее особенностям относится эмоционально-психологическая установка на преодоление предубеждений со стороны социума относительно женского профессионализма. Такие элементы народного фольклора, как пословицы и поговорки о женском труде, рассматриваются как система социально-психологических установок, сохранившихся и передающихся из поколения в поколение, отображающих особенности ментальности. Рассматривается идея о том, что прочно укоренившиеся социально-психологические установки относительно женщины в профессии ограничивают ее возможности быть успешным профессионалом.
установки
профессионализм
ментальность
1. Быкова А.В. Социально-психологическая концепция качества образовательного процесса в вузе. – Самара : Изд-во СамГТУ, 2010. – 486 с.
2. Даль В.И. 1000 русских пословиц и поговорок. – М. : Рипол Классик, 2010. – 320 с.
3. Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. – 1993. – № 5 – С. 20-29.
4. Сафонова М.В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере : автореф. канд. дис. – СПб., 1999. – 24 с.
5. Семенова Ф.О. Психология женской карьеры: личностный и этнический модусы : автореф. докт. дис. – Сочи, 2010 – 53 с.
6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М. : Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. – 320 с.
Феномен самого понятия «ментальность» (от лат. mens, mentis, «разум, ум, интеллект»), состоит в том, что он не имеет точного значения в русском языке. Ментальность можно описать с философской, политической и, шире, психологической точки зрения. В каждой из областей гуманитарного знания на основе авторских концепций сложился свой «образ» этого понятия. В психологическом аспекте это понятие трактуется как социальное мышление (К.А. Абульханова-Славская), система норм поведения (И.Г. Дубов), коллективные и социальные представления (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, С. Московичи), ценностные ориентации и социальные установки (Д.В. Оборина), мотивы и предпочтения (В.А. Сонин). С философской точки зрения ментальность - это «национальный характер» (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Г. Шпет), «духовный мир» (Д. Бом), критериальная основа личностного и общественного сознания (Б.С. Гершунский), «духовность» (А.Д. Косичев, Г.В. Платонов, Л.А. Шумилина), «предустановленная гармония» (Г.В. Лейбниц) и «фонд знаний» (А. Шюц). Культурно-исторические исследования ментальности проводили А.Я. Гуревич, М. Вовель, М. Рожанский, Ле Кофф Ж., Дюби Ж., Тренард З. Основные этапы становления понятия «ментальность» рассматриваются в работах П.С. Гуревича, Р.А. Додонова, И.Г. Дубова, В.А. Шкуратова. Современная психологическая наука развивает новую концепцию исследования социально-психологических явлений, основанную на междисциплинарном подходе к познанию человека и его ментальности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, В.И. Кабрин, Э.И. Мещерякова), что и обуславливает актуальность работы.

Цель исследования - выделить систему социально-психологических установок, существующих по отношению к женскому профессионализму для описания особенностей формирования женской профессиональной ментальности.

Задачи исследования

  1. Выделить общие положения в современных подходах к определению понятия «ментальность».
  2. Дать авторское определение термину «профессиональная ментальность».
  3. Обозначить группы факторов, которые влияют на формирование профессиональной ментальности.
  4. Выделить особенности профессиональной ментальности.
  5. Описать специфические условия формирования женской профессиональной ментальности.
  6. Обозначить систему социально-психологических установок, существующих по отношению к женскому профессионализму.

К главным каналам трансляции ментальности можно отнести классические, фольклорные и иные широко распространенные тексты, структуры языка, предметы повседневного обихода, типичные образцы поведения.

Т.Г. Стефаненко пишет, что «ментальность тесно связана с областью коллективного бессознательного» [6, c. 137]. Можно согласиться с тем, что ментальность пересекается с коллективным бессознательным, но не исчерпывается им, ментальность «означает нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и поэтому труднофиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций» [3, с. 459]. Под ментальностью обычно понимают общую духовную настроенность, относительно целостную, базирующуюся на архетипах совокупность мыслей, которая создает картину мира и скрепляет единство какого-либо сообщества.

Ментальность, как отмечается многими учеными (Ю. Митке, А.Я. Гуревич, М.Ю. Шевяков), является по своей сути не индивидуальной, а групповой характеристикой и отражает специфику отношения к миру тех или иных групп.

Современные подходы к определению понятия «ментальность» имеют следующие общие положения.

  1. Ментальность - групповая характеристика.
  2. Понятие «ментальность» применяется к определенной этнической общности, закрепляется опытом поколений.
  3. Ментальность - константная часть социальной информации.
  4. Ментальность нелогична и включает в себя и сознательные и бессознательные установки людей.

В соответствии с изложенным можно предположить, что ментальные установки включают в себя эмоциональную и рациональную сферу, соотношение между которыми зависит от социально-психологических особенностей людей, проживающих в данной социокультурной среде.

В контексте западной науки к понятию «ментальность» наиболее близки понятия, относящиеся к сфере рационального, например «мышление», «ум», «рассудок», «разум». Рационализм, доминирующий в западной культуре, влияет и на научные исследования, особенно в гуманитарных науках; соответственно, совершенно закономерно, что в контексте западной науки ментальность соотносится прежде всего с рациональным началом. Интересен тот факт, что в России понятие «ментальность» и «менталитет» ближе к эмоциональной сфере, их соотносят с такими понятиями, как «мироощущение», «образ», «воззрение», «чувствование».

Современная макросреда актуализировала феномен профессионального менталитета (Б.С. Гершунский, Н.Н. Нечаев, В.А. Сонин, Н. Толстошеина, Л.И. Уманский и др.). Проведенный анализ концептуальных подходов к понятию «ментальность» позволяет нам сделать вывод, что профессиональная ментальность может быть раскрыта через систему социально-психологических установок, сформированных под влиянием национального менталитета, полученных от ближнего социального окружения и усвоенных личностью.

Профессиональная ментальность - это система сознательных и бессознательных социально-психологических установок, состоящих из стереотипных мнений, суждений, оценок, которые лежат в основе коллективных представлений о профессиональной деятельности, и индивидуальных представлений о своем месте в профессиональной деятельности.

Большинство авторов, рассматривающих менталитет с позиций философии и культурологии, утверждают, что менталитет характеризуется устойчивостью и его можно рассматривать, как наиболее константную социальную информацию, которая наименее подвержена изменениям.

Мы полагаем, что механизм изменения профессиональной ментальности носит специфический характер: он осуществляется не путем кардинальной «перестройки», а посредством наслаивания поверх существующих социально-психологических установок всё новых и новых смысловых пластов. Причем появление каждого нового пласта рассматривается не как простое «добавление», но как постепенное изменение смыслового содержания профессиональной деятельности. Таким образом, постепенно одни пласты теряют свою актуальность и стираются, а другие добавляются, и на этот процесс можно целенаправленно влиять.

Быкова А.В. рассматривает сущность процесса формирования субъекта профессиональной деятельности в образовательном процессе, основанного на способности человека быть источником собственной активности, на признании у себя деятельностных и активно преобразующих возможностей в образовательном процессе, опыте реализации своих целей и ценностей, определяющего его способность к инициированию и регулированию профессионально значимой активности в соответствии с внутренними критериями на основе интериоризированных социальных и культурных норм [1].

Сущность и структура профессиональной ментальности характеризуется сложностью и многозначностью. На ее формирование оказывают влияние 3 группы факторов.

1. Макрофакторы:

  • природные факторы (природная среда обитания человека, расово-этническая принадлежность индивида);
  • экономические;
  • политические;
  • социально-культурные (совокупность элементов культурного опыта индивида или общности - формы социального взаимодействия, типы жизнедеятельности, мировоззренческие модели, системы религиозно-философских представлений и т.д.).

2. Микрофакторы:

  • семья;
  • ближайшее окружение;
  • образовательные учреждения.

3. Личностные факторы:

  • эмоционально-психологические (бессознательные), неподдающиеся осмыслению (неявные установки сознания, автоматизмы и навыки сознания и т.д.);
  • рациональные (сознательные), выражающие опыт научного осмысления действительности.

Таким образом, были выделены следующие особенности профессиональной ментальности.

1. Изменения в профессиональной ментальности носят инерционный характер.

Профессиональную ментальность можно представить в виде пласта, на который накладываются все новые и новые слои. Часть слоев теряет свою актуальность и постепенно стирается. Образцы поведения, ценностные ориентации обычно задаются в рамках менталитета образованной части общества, а затем, отчасти упрощаясь, постепенно проникают в ментальность народа, закрепляясь в ней на долгие годы, десятилетия и даже века. Профессиональная ментальность не способна быстро перестраиваться под воздействием внешних обстоятельств, поэтому для адекватной реакции на резкие изменения внешней среды необходим определенный ментальный потенциал.

2. Профессиональная ментальность определяет развитие личности в профессии.

Профессиональная ментальность является целеориентирующей, т.е. на основе понятных образов задается набор определенных целей и задач для деятельности социальной общности, то есть указывает «куда идти?», «как идти?» и «каким быть?».

3. Профессиональная ментальность регулирует взаимоотношения с профессиональным сообществом.

Здесь профессиональная ментальность пересекается с понятием «профессиональная самоидентификация» и через идентификацию человека с выбранной профессией определяет его положение и уровень взаимоотношений с профессиональным сообществом.

Женская профессиональная ментальность, кроме вышеперечисленных, имеет свои отличительные особенности.

Одной из наиболее близких к женской профессиональной ментальности тем, является женская карьера.

Проблемы женской карьеры активно изучаются на уровне диссертационных исследований. Так, проблемам карьеры женщин в органах исполнительной власти посвящена диссертация В.Н. Орловой, в которой большее внимание уделяется социальному и личностному аспектам. Карьера государственных служащих нашла отражение в диссертации И.Г. Васильева, раскрывающего значимость управления карьерой для функционирования государственных служб. В работе Д.С. Круглова рассмотрены социальные аспекты карьерного роста менеджера и выявлены проблемы и противоречия, которые имеют место на различных этапах карьерного роста. В диссертационных исследованиях Л.А. Кардаш и Л.А. Кудринской главное внимание уделено экономическим аспектам управления карьерой. Карьера менеджера образовательного учреждения рассмотрена в диссертациях О.М. Симановской и Л.А. Магальник. Личностный и этнический модусы психологии женской карьеры представлены в исследовании Ф.О. Семеновой.

В своем исследовании Семенова Ф.О. пишет о дискриминационных условиях, сложившихся как в России, так и за рубежом, в которых оказываются женщины на рынке труда. В частности, «на рынке труда действует система факторов, препятствующих успешному построению их личной карьеры. Эти факторы, в определяющей степени, носят психологический характер и проявляются на индивидуальном уровне в виде барьеров, блокирующих карьерную активность и социальную мобильность женщин» [5].

В исследованиях ученых (А. Адлер, М. Хорнер, Г. Крайг, А.А. Гончарова, Н.И. Захарова, И. Калабихина, М.В. Сафонова и др.) достаточно детально рассмотрены теоретические и эмпирические аспекты барьеров, встречающихся на пути женщин, реализующих карьерные стремления. Если обобщить результаты всех проведенных исследований в данном предметном поле, то лучшим выводом, отражающим мнение ученых, работающих в области женской карьеры, будут слова Ragins&Sundstrom о том, что для женщин путь к карьере связан с преодолением многочисленных препятствий, в то время как для мужчин - с реализацией многочисленных возможностей [4].

Изучение барьеров, встречающихся на пути женщины, стремящейся сделать карьеру, является значимым аспектом для исследователей в реализации концепции женской карьеры. Женщина, проявившая свои способности, желающая реализовать свой психологический ресурс, стоит перед необходимостью решить вопрос: начинать ли карьеру, которая неизбежно приведет ее к конфликту с традиционными взглядами окружающих и, возможно, к конфликту с собственным представлением о себе как о личности. Она также должна решить вопрос, будет ли добиваться материального вознаграждения, которое мужчины считают как само собой разумеющимся. Это касается карьерных атрибутов: денег, престижа, власти и удовлетворенности работой. Решение женщины с большей долей вероятности всегда является компромиссом между личной, семейной жизнью и карьерой [5].

Женская профессиональная ментальность является базой, на которой строится женская карьера.

 Мы считаем целесообразным начать рассматривать женскую профессиональную ментальность со специфических условий ее формирования.

Отношение к женскому труду и к женщине-профессионалу всегда было неоднозначным. Мы начнем поиск эмоционально-психологических установок с народного фольклора, а именно русских пословиц и поговорок на данную тему. Пословицы и поговорки, настойчиво преодолевая время, отображают особенности менталитета. Народный фольклор - это система социально-психологических установок, сохранившихся и передающихся из поколения в поколение. В этом плане очень показательными будут результаты проведенного нами анализа символов народного творчества [2].

Бабе дорога - от печи до порога.

Где баба, там рынок; где две, там базар.

Бабьи-то промыслы, что неправые помыслы.

Волос долог, да ум короток.

Женские умы - что татарские сумы (переметные).

Добрая кума живет и без ума.

Курица не птица, а баба не человек.

От нашего ребра нам не ждать добра.

Курице не быть петухом, а бабе - мужиком.

Данные пословицы и поговорки имеют многовековую историю, но их нельзя назвать архаичными. Только во второй половине XIX века женщины начали активную борьбу за свое право на образование и его реализацию в сфере производства, явившуюся следствием реформы 1861 г. Отмена крепостного права оставила без средств к существованию многих дворянок, а доступ к полноценной профессиональной деятельности им был закрыт. Только в последнем десятилетии XIX века, благодаря активности женских общественных организаций, женщины получили право посещать высшие учебные заведения и доступ к ограниченному кругу профессий. Так появились женщины нового типа - самостоятельные, образованные, ориентированные на профессиональную деятельность. Таким образом, 1961 г. можно считать годом зарождения женской профессиональной ментальности.

В 1917 году женщины получили равную оплату за равный труд, право на образование, участие в политической жизни (голосование и выдвижение). Прошло практически 100 лет, и есть возможность отследить изменения в социально-психологических установках по отношению к женщине-профессионалу. Современные мифы (те же социально-психологические установки) о женщине в профессии, оказывающие влияние на формирование женской профессиональной ментальности, развивают и продолжают «дело» народного фольклора и укоренились в обществе.

Истинная женщина не стремится к карьере.

Делая карьеру, она теряет женственность.

Достижения женщин обратно пропорциональны их красоте.

Женщина не так умна.

Женщины не достаточно честолюбивы.

Женщины слишком зависимы.

У бизнеса не женское лицо.

Карьера, конечно, женского рода, но дело это мужское.

Ищите женщину в искусстве.

Карьера - это удел одиноких женщин.

Семья и карьера несовместимы.

Следовательно, к особенностям именно женской профессиональной ментальности относится эмоционально-психологическая установка на преодоление предубеждений со стороны социума относительно женского профессионализма.

В современном обществе с правовой точки зрения у женщины есть все возможности быть успешным профессионалом, но, возможно, прочно укоренившиеся социально-психологические установки мешают ей в достижении этой цели.

Таким образом, в проведенном исследовании мы выделили общие положения в современных подходах к определению понятия «ментальность», дали авторское определение термину «профессиональная ментальность», обозначили группу факторов, которые влияют на формирование профессиональной ментальности, выделили особенности профессиональной ментальности, описали специфические условия формирования женской профессиональной ментальности и обозначили систему социально-психологических установок, существующих по отношению к женскому профессионализму.

Рецензенты

Акопов Гарник Владимирович, д.псх.н., профессор, зав. кафедрой социальной психологии ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», г. Самара.

Семенова Файзура Ореловна, д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск.


Библиографическая ссылка

Штрикова Д.Б. ФЕНОМЕН ЖЕНСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6459 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674