Социально-педагогическое взаимодействие школы и семьи понимается как совокупность характеризующихся целостностью и интегративностью структурных и функциональных элементов образовательного процесса (цель, субъекты, содержание педагогической деятельности, анализ результата), взаимосвязь которых обеспечивает достижение качественного результата. На сегодняшний день в педагогической науке и практике отсутствует чёткое представление о том, как идеи системно-деятельностного подхода могут быть применены к процессу социально-педагогического взаимодействия школы и семьи, при каких условиях возможна организация технологии педагогического взаимодействия, какие факторы влияют на качественную её реализацию в условиях современного воспитательного процесса. В организации процесса социально-педагогического взаимодействия школы и семьи в современном воспитательном процессе наблюдается противоречие между разработанной теорией социально-педагогического взаимодействия и недостаточной разработанностью технологий и методик социально-педагогического взаимодействия семьи и школы, которое на практике может быть разрешено в ходе исследования; целью его является разработка и обоснование системно-деятельностного подхода к организации социально-педагогического взаимодействия школы и семьи в современном социуме. Основными теоретическими методами исследования заявленной темы являются анализ работ, посвящённых категории социально-педагогического взаимодействия, планирование научного исследования, обобщение и синтез ведущих подходов к построению социально-педагогического взаимодействия в современной методологии педагогической науки, конструирование технологии.
Анализ современных работ по теории систем позволяет отнести процесс социально-педагогического взаимодействия к категории социальных деятельностных систем [5]. Деятельностный аспект обусловлен наличием как минимум двух субъектов деятельности, преднамеренный контакт которых даёт качественный результат процесса - психические новообразования в субъектной сфере участников процесса, формирование собственной нравственной позиции, их успешную реализацию в социуме. Социальный контекст обеспечивается спецификой понятия взаимодействия: оно осуществляется в обществе и имеет целью повышение качества воспитательного процесса, повышение сознательности родителей по отношению к воспитанию детей, осознание значимости продуктивного диалога со школой, общественностью, муниципальными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Взаимосвязь структурных и функциональных компонентов системы социально-педагогического взаимодействия базируется на трёх её составляющих компонентах.
- Цель как планируемый итог и результат социально-педагогического взаимодействия. Главным итогом его считаются качественные изменения в сознании и личности учащегося, усиление его познавательной активности, формирование чувства прекрасного, твёрдая нравственная позиция в условиях моральной нестабильности.
- Задачи, решаемые для достижения поставленной цели, определяют верную последовательность действий, поэтапно осуществляя которые, субъекты социума взаимодействуют, т.е. взаимовлияют друг на друга.
- Функциональное предназначение системы обусловливает её с точки зрения необходимости организации. Социально-педагогическое взаимодействие может считаться состоявшимся, когда оно выполняет определённую функцию - качественно изменяет участвующих субъектов социума [4].
Вышеобозначенные компоненты характеризуют систему социально-педагогического взаимодействия с позиции её теоретического обоснования. На практике данная система может быть модифицирована в педагогическую технологию и спроектирована в условиях современного социума. Иерархия уровней системы взаимодействия школы и семьи как деятельностной социальной системы такова, что системно-деятельностный характер взаимодействия семьи и школы проявляется в наличии педагогически обусловленной цели, минимум двух субъектов взаимодействия (педагогов и родителей учащихся), определенной организационной структуры сотрудничества педагогов и родителей, а также содержания и способов деятельности субъектов [2].
К структурным компонентам деятельностной системы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи в данной работе отнесены:
а) субъекты взаимодействия - педагоги, родители учащихся, а также муниципальные учреждения, учреждения дополнительного образования;
б) свойства субъектов взаимодействия (их атрибуты), заключающиеся в определенном наборе качеств, необходимых для эффективной организации социально-педагогического сотрудничества семьи и школы (для педагогов - это профессионально значимые личностные качества, повышающие уровень их профессиональной компетентности в организации работы с семьей; для родителей - готовность к взаимодействию, а также уровень педагогической культуры, достаточный для наиболее эффективного сотрудничества с педагогическим коллективом школы, для социума - мотивированность в успешной организации социально-педагогического взаимодействия);
в) наличие как минимум двух видов связи (прямой и обратной) между субъектами взаимодействия;
г) наличие системы управления качеством социально-педагогического взаимодействия семьи и школы, что, в свою очередь, предполагает иерархию уровней управления работой с семьей (наличие управляющего органа - руководителя государственного учреждения или исполнительной администрации школы) [3].
Первым и важнейшим компонентом деятельностной системы является цель социально-педагогического взаимодействия с семьёй, обусловливающая данный процесс с точки зрения необходимости его организации. Цель задаёт социум, осознающий необходимость такого взаимодействия для успешной жизнедеятельности будущих граждан; педагог, когда конструирует будущий результат своей деятельности, и семья учащегося, когда осознаёт необходимость осуществления конструктивного диалога с учителем, выстроенного на партнёрской основе. Взаимодействие школы и семьи на основе системно-деятельностного подхода предполагает совместную деятельность педагогического коллектива и родителей учащихся по достижению обоюдно определенных воспитательных целей. Интегральным результатом взаимодействия, который планируют и педагог, и родители, являются такие качественные изменения в сознании ребёнка, которые позволят ему в дальнейшем продуктивно осуществлять выбранную деятельность на профессиональном уровне, а также сформируют у него устойчивую потребность в непрерывном развитии личностных качеств на протяжении всей жизни. Педагогическое взаимодействие школы и семьи на основе предлагаемого системно-деятельностного подхода задаёт вектор формирования человека как субъекта деятельности через вовлечение отдельной семьи в различные виды игровой, творческой, интеллектуальной деятельности, в ходе которой познавательные мотивы учащихся и конкретное содержание деятельности применительно к педагогическому процессу соотносят его с основным предназначением образования как специфического вида деятельности, как условия и фактора непрерывного развития личности.
Задачи, конкретизирующие ведущую цель педагогического взаимодействия, включают следующее [4].
- Совместный с ребенком и его родителями поиск образцов нравственной и духовной культуры.
- Коллегиальное определение норм и ценностей социальной жизни.
- Создание условий для их понимания и принятия.
- Выработку ребёнком и членами семьи собственной ценностной позиции (реализация идей аксиологического подхода).
Содержание процесса взаимодействия школы и семьи на основе системно-деятельностного подхода является базовой категорией технологии взаимодействия, проектируемой педагогом и напрямую определяемой потребностями общества в образовательной сфере, а также государственной политикой в области образования. В русле парадигмы гуманистического типа такое взаимодействие предполагает проектирование педагогических ситуаций, стимулирующих разнообразные виды деятельности субъектов взаимодействия, выработку ими активной социальной позиции, формирующих элементы преодолевающего поведения в трудных жизненных ситуациях. Проектирование и реализация ситуаций позволяют педагогу регулировать жизнедеятельность ребенка и создавать условия для его становления как субъекта собственной жизнедеятельности через воздействие на эмоционально-личностную сферу его родителей (в этом заключается реализация психологического подхода к взаимодействию). Подобное содержание технологии полностью соответствует формируемому у школьников умению грамотно решать предлагаемые задачи, творчески подходить к исследованию проблем окружающей действительности, активно отстаивать свою жизненную позицию.
Рассматриваемое на уровне практического применения социально-педагогическое взаимодействие представляет собой конструирование технологии и комплексное её описание в условиях современного социума. Технология, таким образом, призвана разрешить существующее в современном воспитательном процессе противоречие между обоснованностью категории социально-педагогического взаимодействия в теоретических исследованиях и отсутствием эффективной модели реализации данной категории на практике, т.е. в условиях реального социума. Критериями эффективности социально-педагогического взаимодействия мы считаем формирование и развитие у участников процесса изменений, касающихся следующих социально значимых качеств:
- сформированности устойчивой ценностной базы (аксиологический аспект);
- высокой позитивной мотивации к познанию, саморазвитию, учебной и общественной деятельности (аспект целеполагания);
- высокой осознанной активности учащихся в разных видах деятельности;
- высокой социальной активности, способности к диалогу, конструктивному сотрудничеству;
- развития самостоятельности и инициативности;
- готовности к профессионально-личностному самоопределению;
- сформированности гуманистических ценностей;
- личной удовлетворённости социально-педагогическим взаимодействием (рефлексивный аспект) [1].
Технология осуществляется последовательно согласно тому уровню системы социально-педагогического взаимодействия, который конструируется на данном этапе процесса. Взаимосвязь структурно-содержательных уровней системы социально-педагогического взаимодействия школы и семьи можно увидеть на схеме в приложении 4. На каждом уровне системы социально-педагогического взаимодействия педагог, организующий его, выполняет разнообразные виды деятельности по следующим направлениям.
- Работа с ребёнком.
- Работа с семьёй.
- Работа с педагогами и администрацией (работа со школой).
- Интеграция с социальными заведениями дополнительной социально-психологической, учебно-познавательной и нравственно-эстетической направленности (работа с внешкольными учреждениями).
Таким образом, педагог, проектирующий в своей работе систему социально-педагогического взаимодействия с семьёй учащегося, ориентируется на деятельностный характер данной системы. С точки зрения современной теории систем педагогическое взаимодействие определяется как социальная деятельностная система, структурными компонентами которой являются минимум два субъекта деятельности, осознающие цель взаимодействия и задачи, стоящие перед ними в ходе процесса. Коллегиальность и партнёрство как ведущие принципы взаимного поиска оптимальных форм и методов работы задают субъект-субъектный характер социально-педагогического взаимодействия.
Рецензенты
- Морозова Н.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики МГПИ, г. Москва.
- Недвецкая М.Н., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Московский гуманитарный педагогический институт», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Овчарова А.А. ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ (СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД) // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6339 (дата обращения: 14.10.2024).