Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УКРАШЕНИЯ МОРДОВСКИХ ДЕВУШЕК (ПО МАТЕРИАЛАМ УСТНО-ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА)

Козлова Т.А.

В устно-поэтическом творчестве мордвы нашли отражения различные аспекты жизнедеятельности народа. В частности, во многих фольклорных произведениях художественно обрисовывается мордовский народный костюм. Изображение одежды в них всегда включает описание украшений.

Среди украшений девушек большое место занимали различного вида накосники. Один из них представлял собой ремень с нашитыми на него с лицевой стороны медными монетами, жетонами, бляхами или пуговицами:

Солай, хорошая Солай,

Солай, пригожая Солай…

В шесть полос в вышитой рубашке,

Коса разукрашена медными монистами…1

Для мордвы-эрзи был более типичен накосник, сделанный из бисера в виде кисти, с прикрепленными к ней лентами. Он назывался кистючка и являлся символом веселой, свободной девичьей жизни. Невеста, перед уходом в девичью баню, отдавая накосник матери, причитала:

На-ка, матушка, на-ка,

Мое девичество – «кистючку»,

Мою волюшку – «кистючку».2

После бани накосное украшение отдавалось младшей сестре или подруге, которые носили его до выхода замуж.

К началу ХХ в. наиболее популярным накосным украшением стали разноцветные ленты. Яркий цвет лент сравнивается в песнях с утренней зарей, солнцем:

Ой, оделась она, нарядилась,

Она вышла в черных сапожках,

Еще в платье полосами вышитом.

Как заря горят ее ленты.3

Ленты фигурировали и в свадебном цикле. Так, перед свадьбой, в доме невесты совершался обряд расплетания косы. После него мать перевязывала невесте волосы алой лентой, при этом невеста причитывала:

Если перевяжешь, матушка,

Зелено-алой лентой,

То пошли меня, матушка,

По зеленому лугу ходить,

Желтые цветочки собирать;

Если перевяжешь матушка,

Красно-алой лентой,

Пошли меня, матушка,

Белые цветочки рвать.4

Из ушных украшений широко были распространены серьги. В мордовском фольклоре с ними связаны сюжеты о приобретении девушкой статуса невесты. До сих пор у мордвы существует поверие: если в уши вдевают серьги, то девушка в этом году обязательно выйдет замуж.5 Серьги были обязательным элементом костюма невесты. Когда девушку собирали под венец, крестная мать причитала:

Крестная хорошая,

Подошло время тебя нарядить.

На голову повязать фату – платок,

На уши повесить серебряные сережки.6

В начале ХХ в. мордовки носили ушные подвески в виде шариков из пуха птиц, чаще всего гуся. Эти шарики вешали на колечко серьги или при помощи нитяной петли – на мочку уха.

Оделась, обулась Костина Даша,

Помолилась, нарядилась,

Ноги обула – красивые, стройные,

К ушам повесила из заячьего хвоста украшенья.7

Распространенным нагрудным украшением были разнообразные бусы. У мордвы-мокши широко бытовали фарфоровые бусы, эрзей использовались елочные позолоченные бусы.

Собрала – расчесала она голову,

Надела на себя руцю,

Нарядила шею бусами.8

Широко использовались у мордвы наручные украшения: браслеты, кольца. В фольклорных произведениях при описании образа девушки или молодой женщины всегда отмечается, что руки ее украшены кольцами и браслетами:

На руках девушки нанизаны браслеты,

На пальцах полно колец.9

Кольца использовались в качестве свадебных подарков. Уже во время сватовства родители жениха «метили» свою будущую сноху, одаривая ее. Свекровь или заменяющая ее родственница дарили невесте платок, серьги, кольцо и браслет. Платок надевали ей на голову, серьги вдевали в уши, кольцо – на палец. При этом свекровь пела перед снохой:

Вот дарю я тебе платок –

Будь ты разумной,

В уши вдеваю серьги –

Будь послушной,

На палец твой надеваю

Золотое кольцо –

Будь рукодельницей…10

Таким образом, в устно-поэтическом творчестве мордовского народа в той или иной степени описываются украшения мордовских девушек.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.2.-Саранск,1965.- С.153.

2. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.5. – Саранск, 1966. – С.144.

3. УПТМН. Т.1. – Саранск, 1963. – С.69.

4. Евсевьев М.Е. Указ. соч. - С. 141.

5. Шуляев А.Д. Жизнь и песня. – Саранск, 1986. - С.90.

6. УПТМН. Т.6.Ч.2. – Саранск, 1975. – С.193.

7. УПТМН. Т.2. – Саранск, 1965. – С.257.

8. УПТМП. Т.1. Кн.2. – Саранск, 1977. – С.134.

9. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.1. – Саранск, 1961. – С.44.

10. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. – Саранск, 1990. – С.14.


Библиографическая ссылка

Козлова Т.А. УКРАШЕНИЯ МОРДОВСКИХ ДЕВУШЕК (ПО МАТЕРИАЛАМ УСТНО-ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА) // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=63 (дата обращения: 09.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674