В устно-поэтическом творчестве мордвы нашли отражения различные аспекты жизнедеятельности народа. В частности, во многих фольклорных произведениях художественно обрисовывается мордовский народный костюм. Изображение одежды в них всегда включает описание украшений.
Среди украшений девушек большое место занимали различного вида накосники. Один из них представлял собой ремень с нашитыми на него с лицевой стороны медными монетами, жетонами, бляхами или пуговицами:
Солай, хорошая Солай,
Солай, пригожая Солай…
В шесть полос в вышитой рубашке,
Коса разукрашена медными монистами…1
Для мордвы-эрзи был более типичен накосник, сделанный из бисера в виде кисти, с прикрепленными к ней лентами. Он назывался кистючка и являлся символом веселой, свободной девичьей жизни. Невеста, перед уходом в девичью баню, отдавая накосник матери, причитала:
На-ка, матушка, на-ка,
Мое девичество – «кистючку»,
Мою волюшку – «кистючку».2
После бани накосное украшение отдавалось младшей сестре или подруге, которые носили его до выхода замуж.
К началу ХХ в. наиболее популярным накосным украшением стали разноцветные ленты. Яркий цвет лент сравнивается в песнях с утренней зарей, солнцем:
Ой, оделась она, нарядилась,
Она вышла в черных сапожках,
Еще в платье полосами вышитом.
Как заря горят ее ленты.3
Ленты фигурировали и в свадебном цикле. Так, перед свадьбой, в доме невесты совершался обряд расплетания косы. После него мать перевязывала невесте волосы алой лентой, при этом невеста причитывала:
Если перевяжешь, матушка,
Зелено-алой лентой,
То пошли меня, матушка,
По зеленому лугу ходить,
Желтые цветочки собирать;
Если перевяжешь матушка,
Красно-алой лентой,
Пошли меня, матушка,
Белые цветочки рвать.4
Из ушных украшений широко были распространены серьги. В мордовском фольклоре с ними связаны сюжеты о приобретении девушкой статуса невесты. До сих пор у мордвы существует поверие: если в уши вдевают серьги, то девушка в этом году обязательно выйдет замуж.5 Серьги были обязательным элементом костюма невесты. Когда девушку собирали под венец, крестная мать причитала:
Крестная хорошая,
Подошло время тебя нарядить.
На голову повязать фату – платок,
На уши повесить серебряные сережки.6
В начале ХХ в. мордовки носили ушные подвески в виде шариков из пуха птиц, чаще всего гуся. Эти шарики вешали на колечко серьги или при помощи нитяной петли – на мочку уха.
Оделась, обулась Костина Даша,
Помолилась, нарядилась,
Ноги обула – красивые, стройные,
К ушам повесила из заячьего хвоста украшенья.7
Распространенным нагрудным украшением были разнообразные бусы. У мордвы-мокши широко бытовали фарфоровые бусы, эрзей использовались елочные позолоченные бусы.
Собрала – расчесала она голову,
Надела на себя руцю,
Нарядила шею бусами.8
Широко использовались у мордвы наручные украшения: браслеты, кольца. В фольклорных произведениях при описании образа девушки или молодой женщины всегда отмечается, что руки ее украшены кольцами и браслетами:
На руках девушки нанизаны браслеты,
На пальцах полно колец.9
Кольца использовались в качестве свадебных подарков. Уже во время сватовства родители жениха «метили» свою будущую сноху, одаривая ее. Свекровь или заменяющая ее родственница дарили невесте платок, серьги, кольцо и браслет. Платок надевали ей на голову, серьги вдевали в уши, кольцо – на палец. При этом свекровь пела перед снохой:
Вот дарю я тебе платок –
Будь ты разумной,
В уши вдеваю серьги –
Будь послушной,
На палец твой надеваю
Золотое кольцо –
Будь рукодельницей…10
Таким образом, в устно-поэтическом творчестве мордовского народа в той или иной степени описываются украшения мордовских девушек.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Т.2.-Саранск,1965.- С.153.
2. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.5. – Саранск, 1966. – С.144.
3. УПТМН. Т.1. – Саранск, 1963. – С.69.
4. Евсевьев М.Е. Указ. соч. - С. 141.
5. Шуляев А.Д. Жизнь и песня. – Саранск, 1986. - С.90.
6. УПТМН. Т.6.Ч.2. – Саранск, 1975. – С.193.
7. УПТМН. Т.2. – Саранск, 1965. – С.257.
8. УПТМП. Т.1. Кн.2. – Саранск, 1977. – С.134.
9. Евсевьев М.Е. Избранные труды. Т.1. – Саранск, 1961. – С.44.
10. Евсевьев М.Е. Мордовская свадьба. – Саранск, 1990. – С.14.
Библиографическая ссылка
Козлова Т.А. УКРАШЕНИЯ МОРДОВСКИХ ДЕВУШЕК (ПО МАТЕРИАЛАМ УСТНО-ПОЭТИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА) // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=63 (дата обращения: 09.10.2024).