В связи с этим проблема совершенствования практических навыков молодого учителя становится актуальной, так как от знаний, уровня сформированности практических навыков зависят эффективность его практической деятельности и уровень образованности и воспитанности подрастающего поколения.
Целью данного исследования явилось теоретическое обоснование и практическая разработка модели совершенствования практических навыков молодого учителя в условиях общеобразовательной школы.
Современный период в истории суверенного Казахстана предъявляет повышенные требования к сформированности практических навыков молодого учителя, так как будущее цивилизации зависит не только от уровня технического прогресса и экономического роста, оно все больше определяется человеком, готовым решать главные социально-экономические проблемы на благо и во имя человека. Таким образом, на учителя возложена великая миссия воспитания подрастающего поколения в духе лучших традиций казахстанского народа и идеалов евразийской культуры.
В связи с этим, стратегической целью подготовки и переподготовки педагогических кадров в Республике Казахстан является формирование компетентного педагога новой формации, профессионала, способного творчески подойти к решению проблем становления, развития личности школьника.
Практическая деятельность является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы эффективно управлять процессом развития личности, нужно быть готовым к практической деятельности.
Профессионализм молодого учителя является фактором успешного развития школы в современных условиях и определяется мерой соответствия личности молодого учителя требованиям практической деятельности, предполагая высокий уровень его активности, направленный на совершенствование практических навыков.
Профессиональное совершенствование молодого учителя осуществляется на протяжении всего периода его практической деятельности, в процессе которой происходит постоянное преодоление противоречий между будущим и настоящим, деятельным и желанным, идеальным и реальным.
Процесс профессионального совершенствования молодого учителя свидетельствует о его готовности к практической деятельности. Это сознательная деятельность молодого учителя, берущего на себя ответственность выполнять социальные функции профессии, накопления и роста уровня сформированности практических навыков.
Анализ тенденций современного состояния сформированности практических навыков молодого учителя, сделанный в процессе обоснования актуальности проблемы исследования; изучение диссертационных работ, тематика которых все чаще связывается с готовностью молодого учителя к практической деятельности; указания ученых на то, что она определяется уровнем сформированности практических навыков, позволяют утверждать о необходимости совершенствования практических навыков молодого учителя в условиях общеобразовательной школы.
Таким образом, одним из наиболее кардинальных вопросов подготовки учителя является его готовность к практической деятельности. Требования к готовности молодого учителя к практической деятельности определяются не только социальным заказом общества, но и внутренними закономерностями целостного педагогического процесса, функционирующего в общеобразовательной школе. Эти требования являются императивной системой практических навыков, определяющих сущность практической деятельности.
В исследованиях психологов «готовность» воспринимается как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, которая обеспечивает эффективное выполнение определенных действий (Давыдов В. В., Дьяченко М. И., Запорожец А. В. и др.).
М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович, исследуя психологические особенности готовности к деятельности, выявили основные требования к изменяющейся структуре состояния готовности, которая заключается в следующем:
- осознание своих потребностей;
- определение путей и средств для удовлетворения потребностей;
- наличие необходимых знаний и способов деятельности для достижения цели;
- устойчивые профессионально важные особенности личности (восприятие, мышление), необходимые для успешного выполнения деятельности [1].
Исследователи Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин готовность к выполнению профессиональных функций определяют как способность к идентификации себя с другими, т.е. перцептивную способность. Это своего рода психологическое состояние, отражающее динамизм личности, богатство ее внутренней энергии, волю, инициативность, изобретательность и др. Она включает также эмоциональную устойчивость, обеспечивающую выдержку и самообладание; профессионально-педагогическое мышление, т.е. такое мышление, которое позволяет проникать в причинно-следственные связи педагогического процесса, анализировать свою деятельность, отыскивать научно-обоснованное объяснение успехов и неудач, предвидеть результаты работы [2; 5].
Личностный смысл готовности молодого учителя к практической деятельности заключается в самоосознании себя как ценности, видении высокой цели, в активном стремлении к идеальному образу «Я-профессиональное».
Готовность к практической деятельности - это форма связи профессионально-практической направленности с важнейшими личностными качествами: мировоззрением, жизненными установками и духовными ценностями, с нравственно-волевой и эмоциональной сферами, включающими активное самообразование, самовоспитание и самореализацию.
Анализируя работы исследователей, можно сделать следующий вывод: человек, начинающий какую-либо практическую деятельность, не может сразу достичь наивысших результатов. Готовность - это своего рода форма человеческой деятельности, которая включается в общую систему деятельности. Готовность к практической деятельности связывают с понятием «педагогический профессионализм». Н. В. Кузьмина в понятие «педагогический профессионализм» включает «профессионализм деятельности», под которым понимается качественная характеристика деятельности молодого учителя и «профессионализм личности» - совокупность индивидуального набора качеств личности педагога, которые содействуют или препятствуют эффективному решению педагогических задач [2].
Под готовностью к решению профессиональных задач понимается особое психическое состояние личности, наличие у нее образца структуры определенного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Состояние готовности молодого учителя к практической деятельности включает в себя различного рода установки на осознание педагогических задач, определение оптимальных способов деятельности, адекватную оценку своих возможностей в достижении определенного результата [4].
Следовательно, устойчивая готовность личности к практической деятельности представляет собой совокупность черт и характеристик, как самой практической. Готовность молодого учителя к практической деятельности - это существенная предпосылка эффективности его деятельности, решающее условие быстрой адаптации к условиям практической деятельности, дальнейшего совершенствования практических навыков и роста профессионального уровня [3, с. 336-337].
Профессиональное совершенствование молодого учителя осуществляется на протяжении всего периода его практической деятельности, в процессе которой происходит постоянное преодоление противоречий между будущим и настоящим, деятельным и желанным, идеальным и реальным.
Мы согласны с мнением выше указанных ученых, которые рассматривают готовность к практической деятельности как сложное структурное образование, центральное место в котором занимают положительные установки и усвоенные ценности практической деятельности, а также профессионально важные черты характера молодого учителя, педагогические способности, совокупность профессионально-педагогических знаний и навыков, умения их применять на практике.
Вместе с тем отмечаем необходимость в формулировке понятия «готовность молодого учителя к практической деятельности», которое отражало бы стремление молодого учителя к совершенствованию практических навыков.
Так, под готовностью молодого учителя к практической деятельности мы понимаем сложное интегративное профессионально-значимое состояние, сущность которого составляет система взаимосвязанных компонентов: мотивационно-личностного, содержательного, процессуального и управленческого, обеспечивающих успешность выполнения практической деятельности, благодаря положительной мотивации к совершенствованию своих практических навыков.
Основу развития внутреннего мира молодого учителя составляют процессы, связанные, прежде всего, с мотивами и самосознанием личности молодого учителя как основных условий эффективного осуществления практической деятельности. Мотивация является активным состоянием психики, побуждающим человека совершать определенные виды действий, направленных на удовлетворение потребностей под влиянием внешних стимулов.
Мотивы побуждают, направляют и регулируют поведение и деятельность личности. В мотивах выражаются: собственная активность человека, его способность ставить перед собой цели, задачи и подчинять им свою деятельность.
Формой проявления направленности личности считают интерес к практической деятельности. В нашем исследовании - это интерес в совершенствовании практических навыков. Интерес является одним из важнейших условий подлинно творческого отношения к практической деятельности. На его основе у молодого учителя формируется потребность в необходимости целенаправленного саморазвития, совершенствования практических навыков.
Данные показатели мотивационно-личностного компонента, бесспорно, являются важными. Однако не уделяется внимание таким показателям, как отношение к коллегам, отношение к родителям и стремление к совершенствованию практических навыков, которые в нашем исследовании будут учтены. Указанные факторы обусловили необходимость выделения мотивационно-личностного компонента.
Важным показателем готовности молодого учителя к практической деятельности являются знания методологии, психологии обучения, педагогики, знания о педагогической системе и способах управления этой системы. Особое место мы отводим знанию молодым учителем предмета, умению находить оптимальное сочетание приемов, методов и средств обучения применительно к конкретной ситуации. Таким образом, закономерным и обоснованным является разработка содержательного компонента.
Молодого учителя, готового к осуществлению практической деятельности, характеризуют следующие показатели: умение решать жизненные задачи, умение прогнозировать формируемые умения учащихся. Создаваемые в процессе практической деятельности новые способы воздействия на учащихся характеризуются отбором и организацией различных видов деятельности. Отсюда третьим является процессуальный компонент, определяющий готовность молодого учителя к практической деятельности.
Новые требования готовности молодого учителя к практической деятельности, связанные с тенденциями гуманизации и демократизации образования, свидетельствуют о формировании управленческих навыков у молодого учителя. Так как управление со стороны учителя гарантирует уровень образованности ученика, т.е. достижение прогнозируемой и диагностируемой цели за намеченное время, то управленческий компонент способствует достижению определенного уровня образовательной технологии, т.е. предопределяет качественное изменение в уровне практических навыков молодого учителя. Таким образом, четвертым мы выделяем управленческий компонент.
Выделенные нами компоненты характеризуют готовность молодого учителя к практической деятельности и представляют его модель. Характеристика каждого из обозначенных компонентов позволяет выделить показатели, их составляющие.
Мотивационно-личностный компонент включает в себя такие показатели, как увлеченность профессиональной деятельностью, взаимоотношения с коллегами, любовь к детям, взаимоотношения с родителями, стремление к совершенствованию практических навыков.
Содержательный компонент представлен владением предметом, психолого-педагогическими дисциплинами, инновационными технологиями, способами совершенствования педагогического процесса.
Процессуальный компонент включает в себя: внедрение инновационных технологий, организацию совместной творческой деятельности, совершенствование профессиональных и личностных качеств.
Управленческий компонент включает: корректирование практической деятельности, управление процессом обучения и воспитания, регулирование отношения учителей и родителей учащихся.
Предложенная модель является основанием совершенствования практических навыков молодого учителя в условиях общеобразовательной школы посредством организации методической работы.
Назначение методической работы общеобразовательной школы таково, что она способствует творческому росту молодых учителей, направлена на устранение последствия несовершенства практических навыков молодого учителя, формирование, развитие неповторимости его профессионального образа.
Но методическая служба общеобразовательной школы имеет следующие недостатки: помощь молодому учителю ведется зачастую без индивидуальных особенностей, учета реальных профессиональных затруднений.
Деятельность методической службы общеобразовательной школы по совершенствованию практических навыков молодого учителя будет эффективной в том случае, если будут реализованы следующие условия:
- своевременная диагностика реальных трудностей молодого учителя;
- организация и управление ситуацией успеха;
- мотивация в процессе практической деятельности и по ее результатам;
- использование преимущественно инновационных форм и методов работы;
- осуществление педагогической поддержки;
- индивидуальное проектирование самообразования и саморазвития молодого учителя.
Одним из путей совершенствования деятельности методической службы общеобразовательной школы является индивидуализация, т.е. личностно ориентированная направленность методической службы общеобразовательной школы, которая учитывает возможности и уровень сформированности практических навыков молодого учителя, всесторонний характер индивидуализации, поэтапности. Требования индивидуализации методической службы: системный, личностно-ориентированный, культурологический, рефлексивно-креативный, этнопедагогический подходы к совершенствованию уровня практических навыков молодого учителя.
Системный подход обусловливает видение методической службы и процесса ее деятельности как системы, благодаря которой будет обеспечиваться совершенствование практических навыков молодого учителя.
Личностно-ориентированный подход позволяет рассматривать молодого учителя как личность и индивидуальность, которая в процессе методической службы общеобразовательной школы совершенствует свои практические навыки.
Культурологический подход предполагает объединение в рамках методической службы общеобразовательной школы совершенствование профессиональных, общекультурных, психолого-педагогических навыков молодого учителя.
Рефлексивно-креативный подход предусматривает единство развития рефлексии, пробуждение профессиональной активности молодого учителя, мотивацию к совершенствованию практических навыков.
Этнопедагогический подход включает учет традиций народной педагогики, этнопедагогических ценностей в совершенствовании практических навыков, этнопсихологических особенностей личности молодого учителя как представителя конкретного этноса.
Разработанная теоретическая модель была апробирована на базе Северо-Казахстанского института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Экспериментом были охвачены молодые учителя Аккайынского, Акжарского и Кызылжарского районов Северо-Казахстанской области. В результате опытно-экспериментальной работы получена положительная динамика в уровнях совершенствования практических навыков молодого учителя.
Рецензенты:
- Крылова Л. А., доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка и литературы СКГУ им. М. Козыбаева, г. Петропавловск.
- Досанова С. С., доктор педагогических наук, профессор, советник ректора Кокшетауского университета им. Абая Мырзахметова, г. Кокшетау.
Библиографическая ссылка
Чемоданова Г.И., Власенко С.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6237 (дата обращения: 14.10.2024).