Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА – ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кацуба О.Б.

В настоящее время на рынке образовательных услуг Поволжья присутствует большое количество государственных и коммерческих учреждений, и вследствие этого, потребителю предлагается широкий выбор вида, формы и содержания образования. Поэтому в сложившихся условиях жесткой конкуренции одним из актуальных вопросов кооперативного образования является оценка качества предоставляемых образовательных услуг. Качество образования является ключевым показателем конкурентоспособности образовательных учреждений в долгосрочной перспективе.

Системы кооперативного образования государств-участников СНГ обладают высоким потенциалом, заложенным в результате многолетнего сотрудничества в различных областях кооперативной науки образования. Совместная реализация этого потенциала наряду с применением современных образовательных технологий позволит повысить конкурентоспособность кооперативного образования.

Необходимость существенного повышения качества кооперативного образования на всех его уровнях требует применения новых современных форм и методов обучения. Важное место среди них занимает дистанционное обучение, использующее, в частности, возможности гипертекстовых технологий на основе глобальной сети Internet.

Использование Internet-технологий в учебном процессе дает новое качество обучения. Это новое качество имеет много граней: независимость от времени и места; возможность каждому студенту работать в собственном темпе; доступность. Дистанционное обучение в Поволжском кооперативном институте является одной из форм заочного обучения, но в отличие от него происходит без непосредственного контакта преподавателя и обучаемого. Всё взаимодействие преподавателя и обучаемого осуществляется посредством одной из компьютерных сетей, наиболее распространенной из которых в настоящее время является Internet, объединяющая множество различных исследовательских и образовательных глобальных компьютерных сетей.

Обеспечение и улучшение качества образовательных услуг должно быть направлено на удовлетворение требований потребителей и на привлечение большего числа абитуриентов, что гарантирует существование учебного заведения. В условиях жесткой конкуренции кооперативное образование должно выполнять ряд условий, среди которых основными являются:

-       четкая организация процесса предоставления образовательных услуг;

-       наличие у профессорско-преподавательского состава института необходимой квалификации;

-       содержание учебных материалов;

-       оснащение института современными техническими средствами и использование широкого арсенала информационных технологий.

Использование международных стандартов ISO 9000 в кооперативном образовании и создание системы менеджмента качества, соответствующей требованиям этих стандартов, а также последующая сертификация является одним из инструментов решения этих задач.

Начало работы над разработкой системы менеджмента качества в Поволжском кооперативном институте включает следующие этапы:

-       определение требований к качеству образовательных услуг и к качеству кооперативного образования;

-       создание отдела по разработке системы менеджмента качества при учебно-методическом отделе;

-       определение структуры, ответственности и взаимодействия подразделений института в процессе предоставления образовательных услуг;

-       определение структур документации менеджмента качества;

-       определение требований к квалификации профессорско-преподавательского состава, занятого в процессе обучения;

-       определение требования к техническим, методическим средства, необходимым для осуществления учебного процесса;

-       разработка методов оценки эффективности функционирования системы менеджмента качества кооперативного образования;

-       внедрение системы качества в учебный процесс института и контроль.

С учетом вышеназванных этапов в Поволжском кооперативном институте составлена программа разработки системе менеджмента качества с указанием наименований работ, сроков их выполнения и отделов, ответственных за выполнение работ.

Мировая практика показывает, что в XXI в. главным ресурсом воспроизводства и развития общества становится образование, высокое качество которого превращается в основной фактор формирования успешной и полноценной личности. Дальнейшая реализация элементов программы позволит создать систему менеджмента качества кооперативного образования и обеспечить ему конкурентоспособность в России.


Библиографическая ссылка

Кацуба О.Б. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА – ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=62 (дата обращения: 09.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674