Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Протасова Н.Б. 1
1 ГБОУ РМЭ "Экономико-правовая гимназия"
В статье проводится анализ проблемы профессионального самоопределения учащихся. Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности; готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. Это значит, что школьное образование должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. Именно профориентационная работа является одной из самых перспективных психолого-педагогических форм помощи учащимся на современном этапе развития общества, когда постоянно меняющиеся политические, экономические и социальные условия затрудняют и без того довольно сложный выбор профессии. Автором в работе выявлены и апробированы педагогические условия, при которых процесс профессионального самоопределения учащихся гимназии будет эффективным: 1) обеспечение преемственности профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия – вуз»; 2) личностно ориентированная организация образовательно-воспитательного процесса гимназии; 3) педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся гимназии; 4) мониторинг процесса профессионального самоопределения учащихся гимназии. Ведущая идея исследования заключается в таком осуществлении педагогических условий, при которых устремления педагогов и учащихся в реализации профессиональных намерений последних оказываются во встречном движении к единой цели. Результаты экспериментальной работы показали, что достижение высокого уровня профессионального самоопределения учащихся возможно при реализации комплекса предложенных нами педагогических условий. Исследование выявило, что подготовка учащихся гимназии к осознанному выбору профессии принадлежит не только общеобразовательным учреждениям, успех профессиональной ориентации зависит от интеграции всех субъектов профориентационной работы.
педагогические условия
профессиональное самоопределение учащихся
педагогическое сопровождение
преемственность профессионального самоопределения
1. Закон РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №3266-1 с последующими изменениями. Электронный ресурс. Код доступа: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 02. 03. 2012 г.).
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [утверждено Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-27] // Вестник образования: официальный журнал Министерства образования и науки РФ. - 2010. - №4. - С. 62-76.
3. Каспржак, А. Модели профильного обучения и составление индиви­дуальных планов / А. Каспржак // Директор школы. - 2006. - № 5. - С. 37-45.
4. Софронеева, В. В. Общее и частное в профильном и гимназическом образовании / В. В. Софронеева // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2008. - №1. - С. 55-59.
5. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и лично­стного самоопределения / Н. С. Пряжников. - М., 2002. - 400 с.
6. Шабалина, О. Л. Современное образование как социальное явление и педагогический процесс / Шабалина О. Л. // Формирование личности современного специалиста как гражданина и профессионала: Материалы межвуз. науч.-пр. конф. - М.: МОСУ, 2007. - С.273-279.
Введение

Социально-экономические преобразования в России на рубеже XX - XXI веков, связанные с переходом к рыночным отношениям, породили множество проблем, одной из которых является проблема безработицы и трудоустройства подрастающего поколения. Возникновение данной проблемы вызвало необходимость нового подхода к решению задач самореализации и самоопределения личности в профессиональной деятельности, адекватного выбора карьеры, сферы приложения личных возможностей в соответствии с определенными способностями и склонностями к выбранной профессии.

В последние годы идея самоопределения личности декларируется как ведущая в российском образовании. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства [1].

Цель исследования. Главная задача современной школы, как отмечается в инициативе «Наша новая школа», - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности; готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. Это значит, что школьное образование должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации [2].

По мнению большинства ученых, выбор жизненного и профессионального пути начинается не с момента обучения в вузе, а задолго до этого - еще в школе. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательной школы является создание условий для самоопределения личности, обеспечение высокой профессиональной мобильности человека в современных условиях. Ее решению может содействовать профессионально ориентированная работа, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только потребностям и запросам общества, но и возможностям и способностям отдельного человека. Именно профориентационная работа является одной из самых перспективных психолого-педагогических форм помощи учащимся на современном этапе развития общества, когда постоянно меняющиеся политические, экономические и социальные условия затрудняют и без того довольно сложный выбор профессии.

Материал и методика исследования. Для обоснования педагогических условий профессионального самоопределения учащихся нами был использован метод теоретического анализа, диагностические методы научного исследования, комплекс эмпирических методов.

Экспериментальная работа осуществлялась на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Экономико-правовая гимназия».

Различные аспекты готовности учащихся к профессиональному самоопределению анализируются в ряде психолого-педагогических исследований. Учитывая результаты исследований Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, И. С. Кона, А. А. Деркача о ведущей роли самоопределения в развитии юношества, современное педагогическое знание рассматривает возможность решения проблемы самоопределения в профессиональном аспекте на базе общего об­разования. Анализируются возможности учащихся старших классов проявить готов­ность к профессиональному самоопределению в условиях традиционного подхода к организации их деятельности [5].

В связи с внедрением в общеобразовательных школах профильного обучения в отечественной педагогической науке довольно значительное внимание уделяется методологическим принципам профильного обучения в работах Т. П. Афанасьевой, Е. Н. Дзятковской, М. Б. Дьяковой, Н. В. Немовой, В. А. Хуторского, О. Л. Шабалиной, Г. Н. Швецовой [6].

В работах С. С. Гриншпуна, Л. Л. Кондратьевой, Е. А. Климова, А. П. Осницкого, Э. А. Фарапонова, П. А. Шавира и др. рассматривается процесс профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте.

Фундаментальные основы профессиональной ориентации старшеклассников представлены в работах Ю. К. Васильева, А. Е. Голомштока, Н. Н.Захарова, Е. А. Климова, Л. А.Колосовой, М. Н. Скаткина, Н. С. Пряжникова, С. Н.Чистяковой и др.

В отечественной и зарубежной литературе имеется ряд работ, касающихся гимназического образования (В. Н.Иванов, Т. Н.Петрова и др.).

Результаты исследования и их обсуждение. Выделение факторов профессионального самоопределения личности позволяет лучше понять, чем именно определяется конкретный профессиональный и жизненный выбор.

Проблема профессионального самоопределения требует осознания и обоснования не только необходимых факторов, но и условий, способствующих эффективному процессу профессионального самоопределения старшеклассников.

В процессе исследования было выявлено четыре наиболее значимых условия, формирующих образовательную среду, в которой происходит процесс профессионального самоопределения учащихся:

  • обеспечение преемственности профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия - вуз»;
  • личностно ориентированная организация образовательно-воспитательного процесса гимназии;
  • педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения учащихся гимназии;
  • мониторинг процесса профессионального самоопределения учащихся гимназии.

Ведущая идея исследования заключается в таком осуществлении педагогических условий, при которых устремления педагогов и учащихся в реализации профессиональных намерений последних оказываются во встречном движении к единой цели. Личностно-профессиональное саморазвитие рассматривается как системообразующий фактор жизнедеятельности в выборе профессии, обеспечивающий, при соответствующих условиях, формирование готовности учащихся к профессиональному самоопределению в качестве субъекта процесса профессионального самоопределения.

Первое педагогическое условие предполагало обеспечение преемственности профессионального самоопределения учащихся в системе «гимназия-вуз».

Реализация принципа непрерывного образования в процессе взаимодействия гимназии и вуза строится на основе преемственности. В обучении она обеспечивается непосредственно целенаправленной подготовкой будущих студентов вуза через определенные или специализированные общеобразовательные учреждения. Чтобы реализация образовательных потребностей учащихся стала совместным делом вуза и гимназии, необходимо их тесное общение, взаимодействие, сотрудничество. Это помогает выравнивать процесс понимания потребностей и вырабатывать совместный план реализации поставленных задач, порождает необходимость оценки конечного результата.

Организационно-педагогические функции взаимодействия гимназии и вуза заключаются в подготовке учащихся к освоению содержания образования в рамках конкретного профиля обучения, развитию духовных потребностей, приобретению учащимися навыков, осознанного профессионального самоопределения. Учебный план (профиль - социально-экономический) в гимназии составлен так, чтобы обеспечить углубленное изучение общеобразовательных предметов; создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению; обеспечить преемственность общего и профессионального образования, устранив расхождения в требованиях, предъявляемых к подготовке выпускников в школе и абитуриентов в вузе.

Второе педагогическим условие было направлено на организацию личностно ориентированного образовательно-воспитательного процесса гимназии, при котором личностно-ориентированный подход не сводится к созданию в образовательном учреждении разных «уклонов», при сохранении стиля взаимоотношений «учитель-ученик»; не игнорируется право ученика на слово или молчание, на равенство в диалоге, свободу воли и мысли, а признается педагогом самоценность личности ученика, его интересы и возможности, что является первой ступенью развития способностей к жизненному и профессиональному самоопределению в изменяющихся условиях выбора [4].

Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Наша практика показывает, что указанные требования к образованности человека не могут быть удовлетворены только базовым образованием. Только тесная взаимосвязь среднего и высшего образования, как видно, из опыта нашей работы, способна охватить все его аспекты и обогатить содержание и формы жизни, расширить образовательное пространство гимназии и построить иную функциональную модель деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования.

Реализуя поставленные задачи, гимназия разрешает существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой - создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования.

Третьим педагогическим условием явилось педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся гимназии.

Основой профориентационной работы при формировании профессиональной направленности учащихся гимназии является педагогическое сопровождение - особая форма деятельности, ориентированная на взаимодействие с учащимися в процессе оказания им поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, альтернативном выборе способов поведения, принятии решения об избираемой деятельности и самоутверждения в ней.

В процессе работы над проблемой профессионального самоопределения учащихся гимназии нами была разработана программа педагогического сопровождения гимназистов.

Работа в рамках программы «Педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся гимназии» построена на основе триединого подхода: работа с преподавателями, с родителями, с учащимися. Причем, более оправданной является та система, которая начинается с работы с педагогами, а затем уже с учащимися и родителями.

Программой предусмотрены следующие формы работы с учащимися: анкетирование, тестирование, классные часы, часы общения с психологом (в том числе занятия с использованием информационных технологий), встречи с выпускниками гимназии, экскурсии, встречи с представителями факультетов, приемных комиссий ведущих вузов города, посещение дня открытых дверей в учреждениях высшего профессионального образования, просмотр фильмов с рекламой вузов города, игровые формы работы, тренинги, группо­вое и индивидуальное консультирование,

Формы работы с педагогами: педсоветы по результатам исследования, встречи с администрацией, индивидуальное консультирование, анкетирование, тестирование.

Формы работы с родителями: тематические родительские собрания, кон­ференции совместно с учащимися и педагогами, родительские всеобучи, те­матические вечера, индивидуальные и групповые консультации, организация встреч родителей со специалистами, анкетирование, тестирование и другие формы работы.

Таким образом, у участников педагогического процесса, осуществляющих педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся гимназии, расширяются и усложняются функции деятельности. Результатом педагогического сопровождения является готовность учащегося к сознательному выбору профессии, сформировавшаяся профессиональная направленность, выражающиеся в овладении ключевыми компетенциями, содержание которых обеспечивает успешность социального самоопределения: способность к целеполаганию и принятию адекватных решений в соответствии с индивидуальными потребностями, стремление к самопознанию своих индивидуальных особенностей.

Четвертое педагогическое условие заключалось в мониторинге процесса профессионального самоопределения учащихся гимназии.

Критериями, по которым оценивается эффективность внедрения предлагаемого нами комплекса педагогических условий, на наш взгляд, являются:

  1. устойчивый интерес и позитивное отношение к избираемой профессии, потребность в ней;
  2. информированность о содержательно-технологических аспектах выбираемой профессии, возможностях профессионального роста и карьеры, адекватная самооценка, уверенность в себе;
  3. самостоятельность в принятии решения профессионального самоопределения карьерных достижений.

Выводы. Результаты экспериментальной работы показали, что достижение высокого уровня профессионального самоопределения учащихся возможно при реализации комплекса предложенных нами педагогических условий. Исследование выявило, что подготовка учащихся гимназии к осознанному выбору профессии принадлежит не только общеобразовательным учреждениям, успех профессиональной ориентации зависит от интеграции всех субъектов профориентационной работы.

Рецензенты:

  • Апакаев П. А., д.п.н., профессор кафедры начального образования ФГОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.
  • Шабалина О. Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой методики начального образования ФГОУ ВПО «Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

Библиографическая ссылка

Протасова Н.Б. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6071 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674