Среди профессионально значимых качеств социального работника особое место занимают гуманизм, гуманное отношение, милосердие, эмпатия и толерантность. Социальному работнику при выполнении его профессиональных обязанностей чаще всего приходится иметь дело с детьми, которые чем-либо отличаются от других детей.
Детская инвалидность является острой проблемой всего общества в целом. Это обусловлено сложной социально-экономической, политической обстановкой в стране, большим количеством экологических катастроф, возникновением военных конфликтов, рождением детей с врожденными дефектами.
Дети-инвалиды - одна из самых социально незащищенных групп населения России. Активность детей с инвалидностью невысока, они остаются изолированными в своих квартирах, так как оторваны от жизни социума и общества. Но ребенок-инвалид желает попасть в общество здоровых детей, хочет чувствовать, что принят окружающими, несмотря на свою инвалидность.
Очевидно, что одним из важных условий формирования психического и физического здоровья детей с ограниченными возможностями является рациональная социализация и двигательная активность, выработка навыков адаптации к изменяющимся условиям социальной среды, а также гуманное отношение людей и социальных работников к проблемам детей-инвалидов.
Существенные изменения в жизни российского общества обострили проблему формирования гуманного отношения, определяющего поведение человека, его отношение к себе и окружающим на основе общечеловеческих ценностей. В этой связи в системе высшего профессионального образования приоритетным становится формирование гуманного отношения у студентов к детям-инвалидам. Вместе с тем у значительной части студентов, как показало наше исследование в ТГПУ им. Л.Н. Толстого, отсутствует устойчивое гуманное отношение, обеспечивающее осознание высших гуманистических начал в отношении к миру, людям и самому себе как субъекту жизни. Поэтому важной педагогической задачей в вузе, где готовят социальных работников, становится формирование гуманного отношения к детям-инвалидам.
Оптимальным путем решения вышеперечисленных проблем является направление, в основе которого лежит социально-педагогическое сопровождение. В рамках данного направления социальной работы сопровождение детей-инвалидов рассматривается не только как восстановление здоровья, но и как восстановление трудовых и социальных способностей индивида. Основная задача сопровождения - это интеграция социальной и психолого-педагогической реабилитации с целью повышения реабилитационного потенциала и улучшения качества жизни детей-инвалидов. В этой связи возникает необходимость выявления социально-психологических и социально-педагогических механизмов реабилитации детской инвалидности.
Исследование этимологии термина «сопровождение» позволило рассматривать его как совместные действия (система, процесс, вид деятельности) людей по отношению друг к другу в их социальном окружении, осуществляемые ими во времени, в пространстве (институциональность взаимодействия) и в соответствии с присущими им ролями [5].
На основе анализа педагогических исследований (Битянова М.Р., Казакова Е.И., Уманский Л.И., Чистякова С.Н., Шипицина Л.М.) мы пришли к выводу, что процесс социально-педагогического сопровождения включает в себя: просвещение, воспитание и обучение детей-инвалидов методам самоорганизации, самосовершенствования, самоконтроля, формирование социальной компетенции ребенка-инвалида в новых для него жизненных условиях; осмысление происходящего и проектирование определенных действий, новых способов поведения, направленных на гармонизацию отношений с окружающими; выработку у ребенка-инвалида мотивации выздоровления.
Социальный заказ, таким образом, создает предпосылки для появления социальных работников, которые обладают гуманными отношениями, необходимыми для работы с детьми-инвалидами, и в частности для их социально-педагогического сопровождения, а также необходимость разработки содержания профессиональной подготовки специалистов данного профиля [3].
Мы провели исследование на факультете искусств, социальных и гуманитарных наук ТГПУ им. Л.Н. Толстого, цель которого - выявление уровня сформированности гуманных отношений у будущих социальных работников. Анкеты были направлены на выявление когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов, а также на определение профессиональной направленности личности студента и степени выраженности социально-психологических установок «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат».
В результаты анализа проведенного анкетирования студентов были получены следующие результаты:
- у студентов выявлен низкий уровень сформированности когнитивного компонента (84,61%), на втором месте - средний уровень (15,39%), а высокий уровень не был выявлен ни у одного студента;
- среди типов профессиональной направленности личности на первом месте среди студентов преобладает социальный тип (30,77%), на втором месте - артистический тип (23,08%), на третьем - конвенциональный (7,69%);
- среди социально-психологических установок личности у 46,15% респондентов преобладает установка «процесс» над установкой «результат», а у 46,15% студентов установка «эгоизм» преобладает над установкой «альтруизм»;
- у 84,61% выявлено негативное отношение к детям-инвалидам, у 15,38% - равнодушное отношение к детям с инвалидностью;
- в своей учебной деятельности студенты - будущие социальные работники в большей степени руководствуются мотивами повышения престижа (46,15%), на втором месте личностные мотивы обучения (30,77%) и только на третьем месте мотивы, направленные на повышение своих гуманистических качеств (23,08%).
Полученные данные позволили нам сделать вывод, что у студентов - будущих социальных работников необходимо формировать гуманное отношение к детям-инвалидам.
Процесс формирования гуманного отношения будущих социальных работников протекает в ходе преподавания спецкурса «Социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов». В процессе проведения этого курса мы реализуем личностный подход к каждому студенту, чтобы заинтересовать и найти виды деятельности, к которым у него есть способности. Особого внимания в преподавании курса заслуживает внедрение новых прогрессивных методов обучения с широким использованием игр, дискуссий, тематических диктантов. Игра для развития благотворно влияет на проявление гуманных качеств - переживание, сочувствие, и помогает находить такие решения, которые бы отвечали нормам морали и гуманности, помогает стимулировать творческую активность каждого студента. На формирование гуманного отношения благотворно влияет ролевая игра, которая способствует развитию почти всех показателей критериев гуманного отношения.
Важным средством формирования гуманного отношения является просмотр на лекционных и семинарских занятиях фильмов и телепередач о детях-инвалидах из нашего каталога, в том числе и телепередачи «Фактор жизни» (выходит на телеканале ТВЦ, ведёт её председатель правления общественной организации инвалидов «Стратегия» Крупенников А.В.), которая повествует о жизни инвалидов. На таких занятиях студенты выполняют роль активного слушателя и зрителя. Создаются условия для раскрытия потенциала личности к формированию гуманных чувств. При этом можно неоднократно наблюдать, как студенты, которые считаются замкнутыми и незаметными, «раскрываются» именно во время обсуждения кадров телепередачи. Подобные занятия в нашей работе носят не одноразовый характер, а проводятся систематически. Ведь ничто так не формирует гуманное отношение, как познание и уважение культуры другого человека.
Также одной из действенных форм формирования гуманного отношения является изучение случая («case-study»). Студенту даётся описание практической ситуации, содержащей проблему. Будущий социальный работник должен найти правильный (гуманный) выход из данной ситуации. Однако следует отметить, что каждая ситуация имеет несколько решений. Поэтому студент должен постараться найти по крайней мере 3 решения. Преимущества «case-study» как метода обучения состоят в том, что он, во-первых, позволяет студенту применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой, что реальный мир весьма далек от мира теоретических моделей. Во-вторых, разбор случаев способствует активному усвоению знаний и накоплению определенного багажа практической информации, которая может оказаться едва ли не более полезной в работе, нежели теоретические знания. В-третьих, в процессе разбора ситуаций развиваются аналитические и творческие навыки. Если ситуация разбирается в группе студентов, это способствует развитию коммуникативных навыков; студенты учатся поддерживать дискуссию, убеждать и слушать своих оппонентов [1].
Одной из форм самостоятельной работы является создание списка электронных ресурсов (сайтов), предназначенных для специалистов, работающих с детьми-инвалидами, и для самих детей-инвалидов.
Практически гуманное отношение закрепляется в период прохождения производственных практик в различных социальных службах, обслуживающих детей-инвалидов, в непосредственном контакте как со специалистами-практиками, так и с детьми-инвалидами - реальными клиентами данных служб.
После проведения опытно-экспериментальной работы мы провели контрольное анкетирование экспериментальной группы по тем же критериям, что и исходное. Мы решили существенно не менять вопросы и задания исходного анкетирования в целях отслеживания динамики уровня подготовки студентов.
В результаты анализа проведенного анкетирования студентов были получены следующие результаты:
- у студентов выявлен средний уровень сформированности когнитивного компонента (61,54%%), на втором месте - высокий уровень (23,07%%), а низкий уровень на третьем месте (15,39%);
- среди типов профессиональной направленности личности на первом месте среди студентов преобладает социальный тип (61,50%), на втором месте - конвенциональный тип (15,38%), на третьем - реалистичный, интеллектуальный и артистический типы (все по 7,69%);
- среди социально-психологических установок личности у 76,90% респондентов преобладает установка «процесс» над установкой «результат», а у 69,23% студентов установка «эгоизм» преобладает над установкой «альтруизм»;
- у 76,93% студентов выявлено положительное отношение к детям-инвалидам, у 23,07% - равнодушное отношение к детям с инвалидностью;
- в своей учебной деятельности студенты - будущие социальные работники в большей степени руководствуются гуманистическими мотивами (69,23%), второе и третье место делят личностные мотивы обучения и мотивы, направленные на повышение своих гуманистических качеств (по 15,38%).
Проведённая опытно-экспериментальная работа показала, что в условиях высшего учебного заведения есть значительный потенциал для формирования гуманных ценностей у студентов, но обозначенный потенциал используется непродуктивно, что приводит к ограничению содержания учебного процесса и неполноценному формированию личности будущего специалиста. В ходе экспериментальной работы у студентов был выявлен значительный творческий потенциал, повышенный интерес к творческим задачам и активность во внеаудиторной деятельности, которая свидетельствует о глубокой потребности в самосовершенствовании.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод, что целенаправленная работа по формированию гуманного отношения у студентов к детям-инвалидам в процессе подготовки к их социально-педагогическому сопровождению, несомненно, способствует изменению их отношения к детям с ограниченными возможностями и позволяет лучше освоить выбранную специальность.
Рецензенты
- Петровичев В.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики профессионального образования, Тульский государственный университет, г. Тула.
- Заславская О.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой социально-педагогических технологий, Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области, г. Тула.
Библиографическая ссылка
Столповский М.В. ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННОГО ОТНОШЕНИЯ У БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ К ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5968 (дата обращения: 08.12.2024).