Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГЕНЕЗИС ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РОССИИ

Солянкин А.В. 1
1 Волгоградский филиал АНОО ВПО "Международный славянский институт"
Проведен историко-педагогический анализ становления и развития информационной образовательной среды в России. В ходе изучения работ философов, социологов, психологов и педагогов, исследовавших категории «среда», «образовательная среда» и «информация», дано определение информационной образовательной среды как интегрированной многокомпонентной педагогической системы, обладающей максимальной вариативностью и реализующей качественное информационное обеспечение всех субъектов образовательного процесса. Выделены и охарактеризованы шесть этапов становления и развития информационной образовательной среды в России: 1) 1955-1980 гг. – экспериментальное введение программирования в специальных учебных заведениях; 2) 1980-1985 гг. – введение элементов программирования в курс алгебры; 3) 1985-1990 гг. – выделение информатики в отдельную учебную дисциплину; 4) 1990-1995 гг. – понижение возрастной границы обучающихся информатике; 5) 1995-2000 гг. – интеграция информатики с другими учебными дисциплинами; 6) после 2000 г. – применение Интернета в формировании основ информационного мировоззрения обучающихся.
информационная образовательная среда.
информация
образовательная среда
среда
1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. - М. : Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с., ил.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
3. Глушков В.М. Мышление и кибернетика // Вопр. философии. - 1963. - № 1.
4. Данильчук Е.В. Эволюция курса информатики в школе: поиск новой парадигмы подготовки будущего учителя информатики в педагогическом вузе // Известия ВГПУ. - № 8 (62). - С. 62-68.
5. Кедров Б.М. Классификация наук / под ред. Н.В.Пилипенко.- М.: Мысль, 1985. - 544с.
6. Солянкина Л.Е. Профессиональная компетентность специалиста как практико-ориентированный конструкт: психолого-акмеологический аспект : монография / Мин-во обр. и науки РФ, АНОУ ВПО «Междунар. славянский ин-т», Волгоградский филиал. - Тамбов : Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - 196 с.
7. Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Эйдос. - 2005. - 1 сентября [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
Интенсивное развитие информационно-коммуникационных процессов в России на современном этапе представляет большой научный интерес, поскольку «...главным объектом управления оказываются не материальные объекты, а символы, идеи, образы, интеллект, знания;... большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой и реализацией информации...» [4, c. 63]. Выявление исторических и теоретико-методологических основ развертывания данных процессов в образовательной среде позволит обобщить накопленный опыт и наметить тенденции развития качественного образования, характеризующегося высокой технологичностью и пронизанного множеством информационных потоков. Таким образом, актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью историко-педагогического анализа процесса становления и развития информационной образовательной среды, в которую погружен современный человек.

Очевидно, что во всех сферах жизнедеятельности человека и общества решающую роль играет окружающая среда: природная, социальная, политическая, экономическая, образовательная, информационная и пр. Определяя категорию «информационная образовательная среда», следует подчеркнуть, что свидетельства о влиянии окружающей среды на человека и развитие его личностных характеристик имеют глубокие исторические основания. Мыслители Древней Греции, рассуждая о неразрывной связи индивидуальной души с космосом (природой, миром, бытиём), создали первые философские системы, в которых именно окружение человека (среда) выступает первоосновой мира, рождающей все неисчерпаемое богатство явлений. Анализ закономерностей развития природы привел античных философов не только к идее о том, что душа материальна (т.е. состоит из тех же частиц, что и окружающий мир), но и к тому, что окружающий мир воздействует на душу человека, влияет на его мысли и поступки. В эпоху Просвещения Ж.-Ж. Руссо указал на большое значение в образовании человека опыта, который приобретается им в процессе взаимодействия с окружающими его явлениями и вещами. В XIX в. английский философ и психолог Г. Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную жизнь, развивая органическую теорию общества о влиянии социума на человека. К. Левин в XX в. обосновал «теорию психологического поля», поместив энергию мотива человека в систему «организм-среда» и предположив, что индивид и его окружение выступают в виде нераздельного динамического целого. Э. Фромм под средой понимал ближайшее окружение человека, его семью, близких и то общественное устройство, при котором он живет.

Современные научные представления об образовательной среде опираются на серьезные исследования философов, антропологов, социологов, психологов, педагогов, в которых решались проблемы окружающей среды и ее влияния на человека. Философ Б.М. Кедров рассматривает среду как важный фактор дифференциации целостных систем, а именно: «Под воздействием среды происходит та или иная перестройка целого. Если условия среды благоприятны, происходит рост существующих частей целого, их обновление или приобретение целым новых частей» [5, с. 39]. Очевидно, автор акцентирует внимание на том, что среда - это фактор интеграции, т.е. объединения компонентов целого, их стандартизации и унификации.

Существенным является определение Б. Хиллера, который отмечает в категории «среда» два аспекта: во-первых, это набор феноменов, фактов и вещей и, во-вторых, это то, что мы переживаем. По его мнению, в среде взаимодействуют физические факты и система человеческого опыта. В экспериментальных исследованиях А. Маслоу и Н.Л. Минца было доказано, что эстетическое качество среды существенно влияет на эмоциональную оценку человека. По нашему мнению, это обусловлено тем, что человек находится в постоянном поле взаимодействия с окружающей средой. Такое взаимодействие вызывает у него, благодаря наличию генерализованных реакций организма, определенный эмоциональный фон.

Взаимное влияние социальной среды и поведения человека также исследовалось Л.С. Выготским, Д. Марковичем, П.А. Сорокиным. Для исследования сущности информационной образовательной среды значимым является вывод Л.С. Выготского о том, что «среда выступает... в смысле развития личности и ее специфически человеческих свойств в роли источника развития, т.е. среда здесь играет роль не обстановки, а источника развития...» [2, с. 319].

В концепции И.М. Сеченова ведущей выступает идея неразлучной связи организма со средой. Это движение совершается только потому, что сообразуется с условиями внешней среды благодаря сигналам, идущим от нее к органам восприятия и различения этих сигналов. Речь идёт о таком поведении организма, которое не только приспосабливается к среде, но и обладает внутренней силой сопротивления непосредственно действующим раздражителям, способностью не идти у них на поводу, а противостоять им и следовать собственной внутренней программе. Идея И.М. Сеченова о способности организма к сопротивлению среде как никогда актуальна в связи с нарастающей тенденцией влияния, а в некоторых случаях и подавления человека информационным полем.

Применение категории «среда» к образованию привело к созданию множества теорий о проектировании условий эффективного развития личности обучающегося. Становление категории «образовательная среда» в исторической ретроспективе связывают с известными представителями классической педагогики, такими как К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Я. Корчак, П.Ф. Лесгафт, С.Т. Шацкий и др.

В работах Т.Ю. Удаловой, А.М. Федосеевой, В.А. Ясвина под образовательной средой понимается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Психологическая сущность среды - совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса. Именно поэтому сегодня образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, образовательных процессов (Н.Б. Крылова); система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития (В.А. Ясвин); совокупность возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных (С.Д. Дерябо); полиструктурная система взаимодействия учащихся и педагогов (В.П. Лебедева, В.И. Панов, Н.И. Поливанова, В.В. Рубцов и др.); система ключевых факторов, определяющих развитие человека (Ю.Н. Кулюткин, С.А. Тарасов); социокультурная система (система общения личностей и социальных групп), которая выстраивается на основе механизмов ценностного регулирования отношений (В.А. Козырев).

Чаще всего образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие человека, что определяет ее целевое и функциональное назначение в контексте предметности культуры общества. К примеру, рассуждая в рамках философии русского космизма, А.В. Хуторской в качестве главных элементов образования выделяет: обучающийся как субъект (микрокосм); окружающая образовательная среда с включенными в неё объектами (макрокосм); система их взаимодействия как процесс образования (вселения) ученика [7]. Такой подход позволяет спроектировать процесс профессиональной подготовки специалиста, сопровождая его продуктивной деятельностью и расширяя внутренний мир обучающегося до внешнего.

Характеристика образовательной среды А.В. Хуторским подводит к мысли, что образовательная среда рассматривается не как нечто данное заранее, а создаваемое искусственно и целенаправленно. В этой связи следует отметить, что В.И. Слободчиков, рассматривая образовательную среду с позиций антрополого-психологического подхода, характеризует её как продукт совместной деятельности образующего и образующегося. Л.Л. Портянская, Г.И. Шатон, подчёркивают, что среда становится образовательной, когда появляется личность, имеющая интенцию образования. В структуре образовательной среды ученые выделяют: физическое окружение, человеческие факторы, программы обучения (Г.А. Ковалёв); социально-контактную, информационную, соматическую и предметную части (Е.А. Климов); социальный, пространственно-предметный, технологический компоненты (В.А. Ясвин).

Итак, образовательную среду следует понимать как продукт совместной деятельности педагога и обучающегося, создаваемый искусственно и целенаправленно для личности, ориентированной на образование.

Для определения информационной образовательной среды необходимо рассмотреть ряд близких по сущности понятий к этому термину: «информационные технологии», «информационное общество», «информационная культура», «информационное мировоззрение» и др. Все эти понятия объединены достаточно содержательными терминами - «информация» и «информатика».

Информация в самом общем смысле обозначает сведение, разъяснение, ознакомление. Определение сути информации долгое время оставалось прерогативой философов, пока не появилась новая наука - информатика, обозначающая, с одной стороны, разработку, проектирование и производство компьютеров, периферии и элементной базы для них, сетевого оборудования, алгоритмического и системного программного обеспечения, а с другой - их применение в информационных системах самого различного назначения.

Отметим, что ученые Данильчук Е.В., Кечиев Л.Н., Коротенков Ю.Г., Коротков А.М., Путилов Г.П., Тумковский С.Р. и др. информационную образовательную среду определяют как основанную на использовании компьютерной техники программно-телекоммуникационную среду, реализующую качественное информационное обеспечение обучающихся, педагогов, родителей, администрацию учебного заведения и общественность.

Данная среда включает в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к педагогически значимой информации и создающую возможность для общения педагогов и обучаемых. Информационная образовательная среда строится как интегрированная многокомпонентная система и обладает максимальной вариативностью, обеспечивающей дифференциацию всех возможных пользователей. Компоненты данной среды соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению учебным заведением.

Следует отметить, что информационная образовательная среда, по мнению А.А. Андреева, представляет собой педагогическую систему, требующую серьезного ресурсного обеспечения, что означает включение в ее структуру таких подсистем, как финансово-экономические, материально-технические, нормативно-правовые и др. конструкты [1].

Большой вклад в становление теоретических основ информационной образовательной среды внесли В.М. Глушков, Е.Л. Ющенко, З.Л. Рабинович, Ю.В. Капитонова, А.А. Летичевский, научно обосновав идеи о получении, передаче, хранении и обработке информации. Не только в научных кругах, но и в обществе заговорили о создании искусственного интеллекта. В.М. Глушков писал: «Вряд ли можно сомневаться, что в будущем все более и более значительная часть закономерностей окружающего нас мира будет познаваться и использоваться автоматическими помощниками человека... в чисто информационном плане кибернетические машины не только могут, но и обязательно должны превзойти человека, а в ряде пока еще относительно узких областей они делают это уже сегодня. Но в плане социально-историческом эти машины есть и всегда останутся не более чем помощниками и орудиями человека» [3].

На современном этапе информационную образовательную среду следует понимать как интегрированную многокомпонентную педагогическую систему, обладающую максимальной вариативностью и реализующую качественное информационное обеспечение всех субъектов образовательного процесса.

Опираясь на основные достижения в научных и прикладных аспектах информатики, можно выделить шесть этапов в процессе становления и развития информационной образовательной среды.

  • 1 этап - экспериментальное введение программирования в специальных школах (1955-1980 гг.) - характеризуется наращиванием показателей содержательного плана; здесь в программу подготовки в математических школах включено программирование, в содержании которого отражены логические операции, способы моделирования логических операций, логические операции над машинными словами.
  • 2 этап - введение элементов программирования в курс алгебры (1980-1985 гг.) - организация массового введения в учебный план элементов программирования в курс алгебры и изучение его логических основ.
  • 3 этап - выделение информатики в отдельную учебную дисциплину (1985-1990 гг.) - характеризуется одновременным наращиванием технического, организационного и содержательного показателей. Информатика была выделена в отдельную дисциплину «Основы информатики и вычислительной техники», одной из целей которой являлось развитие алгоритмического и логического мышления школьников.
  • 4 этап - понижение возрастной границы обучающихся информатике (1990-1995 гг.) - характеризуется качественным изменением технического показателя, связанного с распространением в России IBM/PC. Это позволило накапливать собственный и использовать зарубежный методический опыт, что привело к расширению границы обучения информатике и экспериментальному введению преподавания основ логики в младших классах.
  • 5 этап - интеграция информатики с другими учебными дисциплинами (1995-2000 гг.) - характеризуется изменениями содержательного плана, которые приводят к интеграции информатики с другими дисциплинами и более глубокому изучению основ логики и логических выражений, а также методов построения информационно-логических моделей.
  • 6 этап - использование интернет-среды и формирование основ информационного мировоззрения учащихся (после 2000 г.) - характеризуется использованием интернет-среды в городских и сельских школах и формированием основ информационного мировоззрения учащихся.

Итак, информатизация образовательной среды стала возможна благодаря развитию цифровой вычислительной техники и становлению информатики как науки о принципах ее построения и проектирования. Анализ выделенных этапов становления и развития информатики, диагностика образовательной практики и учебно-методического обеспечения информатики позволяют проследить динамизм поэтапного развития информационной образовательной среды. Осмысление определяющей роли информации в эволюционных процессах природы и общества подводит к открытию совершенно новой, информационной картины мира, которая существенным образом отличается от традиционного технократического подхода, доминирующего в науке. Гуманитаризация информационной образовательной среды сегодня рассматривается как перспективное направление её развития и дальнейших исследований в информатике.

Рецензенты

  • Куликова Светлана Вячеславовна, д.пед.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоград.
  • Борытко Николай Михайлович, д.пед.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», Волгоград.

Библиографическая ссылка

Солянкин А.В. ГЕНЕЗИС ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5962 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674